Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 23:27, реферат
Товароведение (от слов "товар" и "ведать") - научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров, их классификацию, стандартизацию, факторы, формирующие качество товаров, и условия сохранения качества, закономерности формирования ассортимента и его структуру.
Объектом товароведения является товар - продукт труда, произведенный для купли-продажи.
ВВЕДЕНИЕ 8
Глава 1 9
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 9
ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ 9
ТОВАРОВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА 9
классификация и кодирование товаров 12
ассортимент товаров 16
требования, предъявляемые к товарам 17
потребительские свойства товаров 19
факторы, формирующие потребительские свойства товаров 23
влияние химического состава и строения сырья и материалов на формирование потребительских свойств товаров 24
ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ 24
вода 25
минеральные вещества 27
углеводы 30
липиды 33
азотсодержащие вещества 35
витамины 39
ферменты 41
органические кислоты 43
химический состав непродовольственных товаров 45
строение сырья и материалов 47
молекулярное строение исходных веществ 47
особенности структуры полимеров 49
дефекты структуры высокомолекулярных соединений 53
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОХРАНЕНИЕ СВОЙСТВ ТОВАРОВ 54
физико-химические факторы 54
механические факторы 57
биологические факторы 57
консервирование пищевых продуктов 58
физические методы 58
физико-химические методы 61
химические методы 63
биохимические методы 64
комбинированные методы 65
ТАРА И УПАКОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 66
функции тары и упаковки 66
требования к таре и упаковке 67
классификация тары и упаковки 68
информация о товаре 72
перспективы развития производства тары и упаковки 72
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ 76
контроль качества товаров на производстве 76
контроль качества в торговле 78
экспертиза товаров 78
Глава 2 85
ЗЕРНОМУЧНЫЕ ТОВАРЫ 85
ЗЕРНО 85
семейство злаковых 86
семейство гречишных 89
семейство бобовых 89
экспертиза качества зерна 90
КРУПА 93
производство крупы 93
ассортимент и пищевая ценность крупы 95
экспертиза качества крупы 99
хранение крупы 100
МУКА 101
производство муки 101
ассортимент муки 103
экспертиза качества муки 104
хранение муки 105
хлеб и хлебобулочные изделия 106
пищевая ценность хлеба 106
химический состав хлеба 107
формирование качества хлеба в процессе производства 108
классификация и ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий 112
ассортимент хлеба из пшеничной муки 113
ассортимент булочных изделий 114
экспертиза качества хлеба и хлебобулочных изделий 116
хранение хлеба и хлебобулочных изделий 118
БАРАНОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ 120
особенности производства бараночных изделий 120
ассортимент бараночных изделий 121
экспертиза качества бараночных изделий 122
СУХАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ 122
экспертиза качества сухарных изделий 123
хранение бараночных и сухарных изделий 124
макаронные изделия 125
производство макаронных изделий 125
классификация и ассортимент макаронных изделий 126
экспертиза качества макаронных изделий 128
хранение макаронных изделий 129
Глава3 154
СВЕЖИЕ И ПЕРЕРАБОТАННЫЕ ПЛОДЫ И ОВОЩИ 154
СВЕЖИЕ И ПЕРЕРАБОТАННЫЕ ПЛОДЫ 154
свежие плоды 154
семечковые плоды 155
косточковые плоды 156
ягоды 158
субтропические плоды 161
тропические плоды 163
орехоплодные 165
экспертиза качества свежих плодов 166
хранение свежих плодов 172
режимы хранения цитрусовых 173
переработанные плоды 174
экспертиза качества переработанных плодов 175
хранение переработанных плодов 177
СВЕЖИЕ И ПЕРЕРАБОТАННЫЕ ОВОЩИ 177
свежие овощи 177
клубнеплоды 178
корнеплоды 179
химический состав корнеплодов 180
луковые овощи 181
химический состав луковых овощей 181
капустные овощи 182
химический состав капустных овощей 183
салатно-шпинатные овощи 184
пряные овощи 184
десертные овощи 185
тыквенные овощи 186
химический состав тыквенных овощей 187
томатные овощи 187
химический состав томатных овощей 188
томатные овощи 188
химический состав томатных овощей 189
бобовые и зерновые овощи 189
химический состав овощей бобовых и зерновых 189
экспертиза качества свежих овощей 190
хранение свежих овощей 192
переработанные овощи 193
экспертиза качества переработанных овощей 196
хранение переработанных овощей 197
грибы 198
химический состав грибов 199
Глава 4 200
ВКУСОВЫЕ ТОВАРЫ 200
пряности 201
приправы 202
номера помолов пищевой поваренной соли 204
органолептические показатели пищевой поваренной соли 205
физико-химические показатели пищевой поваренной соли 205
чай 208
показатели безопасности вкусовых товаров 208
кофе 214
безалкогольные напитки 217
негазированные безалкогольные напитки 217
газированные безалкогольные напитки 220
квас и напитки из хлебного сырья 223
сухие напитки (порошкообразные) 224
слабоалкогольные напитки 225
алкогольные напитки 229
этиловый спирт 229
водка 230
ликеро-водочные изделия 231
Принципами классификации являются: установление цели, выбор метода классификации, установление числа классифицируемых признаков.
Признак классификации - свойство или характеристика объекта (товара), положенные в основу классификации (назначение, вид сырья, структура, конструкция, технология изготовления, вид отделки и др.).
Правила классификациизаключаются в распределении объектов (товаров) по отдельным категориям или ступеням от высших к низшим, начиная с наиболее общих признаков. На каждой ступени используется один отличительный и существенный признак; на последних ступенях могут быть задействованы более общие признаки.
Ступенями классификации являются раздел, класс, группа, вид. Могут быть использованы вспомогательные термины: подраздел, подкласс, подгруппа, подвид.
В ид - одна из основных категорий товароведения; он стабилен и представляет собой конечный продукт производства и название, соответствующее его внутреннему содержанию и внешнему оформлению. Вид может подразделяться на подвиды, а последние - на артикулы в соответствии с разнообразными изменчивыми признаками.
Разделение множества объектов (товаров) на подмножества осуществляют в соответствии с принятым методом. Различают иерархический и фасетный методы классификации.
Иерархический метод классификации характеризуется последовательным делением множества объектов (товаров) на подчиненные подмножества, при этом каждая последующая ступень должна конкретизировать признак вышестоящей ступени.
Ступенью классификации по иерархическому методу называют этап разделения множества на составляющие его части по одному из признаков.
Иерархическая система имеет число ступеней, соответствующее количеству используемых признаков общности объектов.
В зависимости от числа ступеней, т.е. от количества используемых признаков, классификация характеризуется глубиной. Большая глубина классификации затрудняет ее использование и чаще всего не превышает 10 (глубина, используемая во многих классификаторах).
Иерархический метод характеризуется следующими преимуществами и недостатками.
Преимущества: возможность группировки объектов по большинству признаков, характеризующих то или иное подмножество, высокая информационная насыщенность.
Недостатки: многоступенчатость, большое число взаимосвязанных подразделений, сложность использования, а при небольшой глубине - информационная недостаточность и неполный охват объектов и признаков.
Фасетпый (от фр. facette - грань отшлифованного
камня) метод классификации
предусматривает параллельное разделение
множества объектов на отдельные, независимые
классификационные группировки (фасеты)
по одному признаку в каждой из них. Отдельные
фасеты не зависят друг от друга и не подчиняются
друг другу; каждая фасета, относясь к
одному и тому же множеству, характеризует
одну из сторон, особенностей этого множества,
например сырьевой состав тканей:
Фасетный метод, так же как иерархический, имеет определенные преимущества и недостатки.
Преимущества: гибкость и удобство использования; возможность применения ограниченного количества фасет, представляющих интерес в конкретном случае.
Недостатки: невозможность выделения общих и различных признаков между объектами в разных классификационных группировках.
Знание особенностей (с учетом преимуществ и недостатков) иерархического и фасетного методов позволяет использовать их при практическом решении задач классификации в зависимости от поставленной цели.
Кодирование товаров. Кодирование - это образование условного обозначения (кода) и присвоение его объектам классификации или ее группировкам.
Код - обозначение классификационной группировки и/или объекта классификации в виде знака или группы знаков.
Коды, или кодовые обозначения, объектов образуются из цифровых или буквенно-цифровых знаков в соответствии с принятым методом кодирования.
Кодирование товаров способствует упорядочению объектов классификации o (построению классификаторов), облегчает обработку технико-экономической информации с помощью ЭВМ.
Различают последовательный, параллельный и порядковый методы кодирования товаров.
Последовательный и параллельный методы отвечают соответственно иерархическому и фасетному методам классификации; порядковый метод - образование кода из чисел натурального ряда и его присвоение.
Код характеризуется структурой, основными элементами которой являются алфавит, основание, разряд и длина.
Алфавит кода - система букв, цифр или их сочетаний, принятых для его обозначения. Штриховой алфавит кода - система штрихов и пробелов, ширина которых считывается сканером в виде цифр.
Основание кода - число знаков в алфавите.
Разряд кода - позиция знака в коде, характеризующая определенный признак товара.
Длина кода - число знаков в коде.
Методы кодирования, наряду с методами классификации, используются при построении классификаторов.
Разнообразные классификаторы, включающие перечни товаров, продукции и услуг, разрабатываются с целью использования в народном хозяйстве России и международной торговле.
Различают следующие категории классификаторов: общероссийские, отраслевые и предприятий.
Внутри страны наиболее широко применяется Общероссийский классификатор продукции(ОКП), состоящий из двух частей: классификационной (К-ОКП) и ассортиментной (А-ОКП).
В товароведении наиболее распространены общегосударственная, торговая и учебная классификации.
Общегосударственная классификация товаров зафиксирована в ОКП, построенном по иерархическому методу и имеющем пять ступеней с десятичной системой кодирования (класс, подкласс, группа, подгруппа, вид). На первой ступени классификации располагаются классы продукции (хх....); они кодируются двухразрядными кодами - от 01 до 99. На второй ступени - подклассы (ххх...), они конкретизируют содержание классов; на третьей ступени - группы (хххх..); на четвертой - подгруппы (ххххх.); на пятой - виды продукции (хххххх).
Глубина классификации продукции определяется ее целью, количеством используемых признаков и завершается на четвертом, пятом или шестом разряде кода.
В ассортиментной части А-ОКП используют все последующие разряды кода; она включает полную характеристику продукции конкретных артикулов. Каждая позиция А-ОКП характеризуется десятиразрядным кодом изделия и двухразрядным контрольным числом, а также наименованием изделия по нормативному документу.
Торговая классификация предназначена для товаров широкого потребления и применяется для облегчения и ускорения торгово-оперативных процессов. В основе классификации лежат такие признаки, как используемое сырье, химический состав, происхождение, назначение, способ производства и др.
Непродовольственные товары подразделяют на следующие товарные группы: изделия из пластмасс, товары бытовой химии, стеклянные, керамические, строительные, мебельные, металло-хозяйственные, электротовары, бытовые электромашины и приборы, текстильные, швейные, трикотажные, обувные, пушно-меховые и овчинно-шубные, галантерейные, парфюмерно-косметические, ювелирные товары и часы, товары культурно-бытового назначения, товары зеленого строительства и сельскохозяйственного назначения.
Продовольственные товары подразделяют на следующие группы: хлебобулочные, плодоовощные, кондитерские, винно-водочные, молочные, мясные, рыбные, табачные изделия, чай, кофе, соки, воды.
Каждую из товарных групп подразделяют на виды и разновидности в зависимости от специфических особенностей товаров.
Учебная классификация предусматривает наиболее последовательное и методически правильное изучение потребительских свойств и ассортимента товаров широкого потребления.
Непродовольственные товары классифицируют на одежно-обувные и культурно-бытового и хозяйственного назначения, которые подразделяют на группы, принятые в торговой классификации.
Продовольственные товары подразделяют на девять основных групп: зерномучные, плодоовощные, вкусовые, сахар, крахмал, мед и кондитерские, пищевые жиры, яичные продукты, мясные, рыбные, молочные.
АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ
Ассортимент товаров - это определенная совокупность товаров различных видов и разновидностей, объединенных по какому-либо признаку (назначение, сырье, способ производства).
Различают промышленный и торговый ассортимент товаров.
Промышленный ассортимент представляет товары народного потребления, производимые промышленными предприятиями. Он уже, чем торговый ассортимент, который представляет номенклатуру товаров, находящихся в оптовой и розничной торговле.
Торговый ассортимент подразделяют на ассортимент товарной группы, ассортимент торгового предприятия, простой и сложный.
Ассортимент товарной группы - это виды и разновидности товаров, входящих в каждую из товарных групп; он подразделяется на групповой (товары, объединенные по признакам производства или назначения: ткани, трикотаж или одежда, обувь) и внутригрупповой ассортимент - разновидность товаров внутри товарной группы.
Ассортимент торгового предприятия - это виды и разновидности товаров в универмагах, универсамах, специализированных магазинах.
Специализированные предприятия реализуют товары одной группы (одежда, обувь), подгруппы (женская обувь), иногда - вида (нитки, галстуки); эти товары должны быть представлены в полной номенклатуре.
Ассортимент универсамов и универмагов включает товары различных групп.
Товары простого ассортимента подразделяют по ограниченному количеству признаков, и, как правило, в пределах одного вида они не различаются (чернила, карандаши, тетради и т. п.).
Товары сложного ассортимента подразделяют по многим признакам и в пределах одного вида различают по назначению, исходным материалам, способу производства, конструкции (одежда, обувь, посуда, галантерея).
Ассортимент товаров характеризуется количественными характеристиками: структурой, широтой, полнотой, глубиной, устойчивостью и степенью обновления.
Структура ассортимента - это количественное соотношение товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей в товарообороте, выраженное в процентах от всего ассортимента. Структура ассортимента считается рациональной, если она в наибольшей степени соответствует спросу потребителей; в противном случае образуются запасы одних товаров и создается искусственный дефицит на другие.
Широта ассортимента - количество видов и разновидностей товаров определенного назначения.
Полнота ассортимента - количество разновидностей товара внутри вида. Она характеризуется коэффициентом полноты - отношением числа разновидностей товаров, находящихся в продаже, к числу разновидностей, определяемых ассортиментным минимумом (перечнем видов, наименований товаров, наличие которых обязательно в торговом предприятии).
Глубина ассортимента - количество разновидностей конкретного вида изделий, количество позиций в каждой группе товаров.
Устойчивость ассортимента - это колебания его широты и полноты в течение определенного времени, т. е. срока, в течение которого товары определенных видов, разновидностей и наименований находятся в реализации. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.
Степень обновления ассортимента характеризуется удельным весом, долей новых изделий в общем объеме товаров, поступивших в продажу. Как правило, это замена имеющихся товаров новыми изделиями с более высокими потребительскими свойствами.
Критерием новизны товаров могут служить новые функциональные свойства, улучшенные эргономические и эстетические показатели, большая экономичность использования.
Управление развитием ассортимента товаров предполагает формирование оптимальной структуры ассортимента, снятие с производства устаревших изделий, производство новых товаров. Осуществляется управление с помощью научного анализа сложившейся структуры ассортимента, путем формирования предпочтительного ассортимента.
Устойчивое насыщение рынка товарами зависит от формирования ^сортимента - пополнения и обновления ассортимента в соответствии с потребностями населения. Формирование товарного ассортимента является одновременно и средством управления им.
Основные факторы, влияющие на формирование ассортимента, можно подразделить на общие и специфические.
Общими факторами являются спрос и рентабельность.
Специфические факторы - сырьевая и материально-техническая база производства; достижения научно-технического прогресса и использование современных достижений науки в производстве товаров; социально-демографические и социально-психологические факторы.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТОВАРАМ
Все товары должны соответствовать определенным требованиям, под которыми понимают особенности товара, обусловливающие его использование по назначению при определенных условиях и в течение заданного времени.
Требования к товарам различны ввиду разнообразия выполняемых ими функций и условий использования.
Между уровнем требований к свойствам товаров и качеством их существует определенная диспропорция, благодаря которой ассортимент товаров постоянно обновляется, а их качество повышается.
Требования к товарам подразделяют на текущие и перспективные, общие и специфические.
Текущие -это требования, предъявляемые к выпускаемой продукции серийного производства и определяемые возможностями производства и характером спроса. Текущие требования регламентируются государственными стандартами и техническими условиями.
Информация о работе Товароведение и экспертиза потребительских товаров