Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 23:27, реферат
Товароведение (от слов "товар" и "ведать") - научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров, их классификацию, стандартизацию, факторы, формирующие качество товаров, и условия сохранения качества, закономерности формирования ассортимента и его структуру.
Объектом товароведения является товар - продукт труда, произведенный для купли-продажи.
ВВЕДЕНИЕ 8
Глава 1 9
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 9
ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ 9
ТОВАРОВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА 9
классификация и кодирование товаров 12
ассортимент товаров 16
требования, предъявляемые к товарам 17
потребительские свойства товаров 19
факторы, формирующие потребительские свойства товаров 23
влияние химического состава и строения сырья и материалов на формирование потребительских свойств товаров 24
ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ 24
вода 25
минеральные вещества 27
углеводы 30
липиды 33
азотсодержащие вещества 35
витамины 39
ферменты 41
органические кислоты 43
химический состав непродовольственных товаров 45
строение сырья и материалов 47
молекулярное строение исходных веществ 47
особенности структуры полимеров 49
дефекты структуры высокомолекулярных соединений 53
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОХРАНЕНИЕ СВОЙСТВ ТОВАРОВ 54
физико-химические факторы 54
механические факторы 57
биологические факторы 57
консервирование пищевых продуктов 58
физические методы 58
физико-химические методы 61
химические методы 63
биохимические методы 64
комбинированные методы 65
ТАРА И УПАКОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 66
функции тары и упаковки 66
требования к таре и упаковке 67
классификация тары и упаковки 68
информация о товаре 72
перспективы развития производства тары и упаковки 72
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ 76
контроль качества товаров на производстве 76
контроль качества в торговле 78
экспертиза товаров 78
Глава 2 85
ЗЕРНОМУЧНЫЕ ТОВАРЫ 85
ЗЕРНО 85
семейство злаковых 86
семейство гречишных 89
семейство бобовых 89
экспертиза качества зерна 90
КРУПА 93
производство крупы 93
ассортимент и пищевая ценность крупы 95
экспертиза качества крупы 99
хранение крупы 100
МУКА 101
производство муки 101
ассортимент муки 103
экспертиза качества муки 104
хранение муки 105
хлеб и хлебобулочные изделия 106
пищевая ценность хлеба 106
химический состав хлеба 107
формирование качества хлеба в процессе производства 108
классификация и ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий 112
ассортимент хлеба из пшеничной муки 113
ассортимент булочных изделий 114
экспертиза качества хлеба и хлебобулочных изделий 116
хранение хлеба и хлебобулочных изделий 118
БАРАНОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ 120
особенности производства бараночных изделий 120
ассортимент бараночных изделий 121
экспертиза качества бараночных изделий 122
СУХАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ 122
экспертиза качества сухарных изделий 123
хранение бараночных и сухарных изделий 124
макаронные изделия 125
производство макаронных изделий 125
классификация и ассортимент макаронных изделий 126
экспертиза качества макаронных изделий 128
хранение макаронных изделий 129
Глава3 154
СВЕЖИЕ И ПЕРЕРАБОТАННЫЕ ПЛОДЫ И ОВОЩИ 154
СВЕЖИЕ И ПЕРЕРАБОТАННЫЕ ПЛОДЫ 154
свежие плоды 154
семечковые плоды 155
косточковые плоды 156
ягоды 158
субтропические плоды 161
тропические плоды 163
орехоплодные 165
экспертиза качества свежих плодов 166
хранение свежих плодов 172
режимы хранения цитрусовых 173
переработанные плоды 174
экспертиза качества переработанных плодов 175
хранение переработанных плодов 177
СВЕЖИЕ И ПЕРЕРАБОТАННЫЕ ОВОЩИ 177
свежие овощи 177
клубнеплоды 178
корнеплоды 179
химический состав корнеплодов 180
луковые овощи 181
химический состав луковых овощей 181
капустные овощи 182
химический состав капустных овощей 183
салатно-шпинатные овощи 184
пряные овощи 184
десертные овощи 185
тыквенные овощи 186
химический состав тыквенных овощей 187
томатные овощи 187
химический состав томатных овощей 188
томатные овощи 188
химический состав томатных овощей 189
бобовые и зерновые овощи 189
химический состав овощей бобовых и зерновых 189
экспертиза качества свежих овощей 190
хранение свежих овощей 192
переработанные овощи 193
экспертиза качества переработанных овощей 196
хранение переработанных овощей 197
грибы 198
химический состав грибов 199
Глава 4 200
ВКУСОВЫЕ ТОВАРЫ 200
пряности 201
приправы 202
номера помолов пищевой поваренной соли 204
органолептические показатели пищевой поваренной соли 205
физико-химические показатели пищевой поваренной соли 205
чай 208
показатели безопасности вкусовых товаров 208
кофе 214
безалкогольные напитки 217
негазированные безалкогольные напитки 217
газированные безалкогольные напитки 220
квас и напитки из хлебного сырья 223
сухие напитки (порошкообразные) 224
слабоалкогольные напитки 225
алкогольные напитки 229
этиловый спирт 229
водка 230
ликеро-водочные изделия 231
Перспективные - это требования, разрабатываемые на основе прогнозов использования новых видов сырья и материалов, новых технологий и методов производства. Перспективные требования со временем переходят в текущие; появляются требования более высокого уровня.
Уточнение и изменение текущих требований, разработка перспективных требований к товарам являются одними из главных задач товароведения.
Общие- это требования к одному или преобладающему большинству товаров. К ним относятся такие требования, как наиболее полное соответствие товара назначению и степень выполнения основной функции, а также удобство пользования, безвредность для человека, прочность и надежность в эксплуатации, эстетические требования, возможность ремонта.
Требования к свойствам различных товаров не одинаковы. К одним товарам предъявляют более высокие требования надежности в эксплуатации, а к другим - эстетических свойств.
Не одинаков характер требований и к товарам разных групп. Так, основное требование, предъявляемое к музыкальным инструментам, - качество звучания, к оконному стеклу - требования к его светопропусканию и т. п. Для всех товаров важнейшим является требование безвредности для организма человека.
Специфические требования к товарам определяются преимущественно условиями их эксплуатации (например, водоотталкивающие свойства плащевых тканей, устойчивость фарфоро-фаянсовых изделий к резким перепадам температуры).
Все требования к товарам подразделяют на требования социального назначения, функциональные, надежности, эргономические, эстетические, экологические, безопасности, технологические, Экономические, стандартизации и унификации.
Требования социального н а з н а ч е н и я характеризуют соответствие производства товаров общественным потребностям, оправданность производства и потребления товаров. Социальные требования проявляются через функциональные, эстетические, гигиенические и другие потребительские свойства товаров.
Функциональные - это требования к выполнению изделием основной функции.
Требования к надежности в потреблении предполагают безопасность в работе, сохраняемость, долговечность, ремонтопригодность товаров.
Эргономические требования включают требования удобства и комфортности изделия в процессе эксплуатации, соответствия изделия гигиеническим, антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим и другим особенностям организма человека.
Эстетические - это требования к художественной выразительности и рациональности формы изделия, его соответствию стилю и моде, совершенству исполнения.
Экологические - это требования охраны окружающей среды от вредных воздействий при производстве, эксплуатации или потреблении, хранении или транспортировании товаров.
Требования безопасности потребления товаров - это обеспечение биологической, механической, пожарной и других видов безопасности при эксплуатации товаров. Требования безопасности потребления товаров разрабатываются в соответствии с рекомендациями международных стандартов и правилами по технике безопасности.
Технологические требования характеризуют возможность использования при изготовлении и ремонте изделий современных технологических процессов и оборудования, а также легкость и простоту использования изделий в быту. Технологические требования предъявляют прежде всего к исходным материалам и сырью для производства товаров.
Экономические требования - требования к затратам труда на производство готовой продукции и требования к затратам потребителей, связанным с приобретением и использованием товаров, а также с их ремонтом.
Требования стандартизации и унификации характеризуют возможные способы производства товаров на основе стандартных и унифицированных элементов и деталей, а также способов технологии. Стандартизация и унификация предусматривают повышение производительности труда, упрощение технологии производства, уменьшение себестоимости изделий.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА ТОВАРОВ
Свойство товара - это его объективная особенность, т. е. то, что отличает один товар от другого. Каждому товару присущи многие свойства, которые могут проявляться при его формировании, эксплуатации или потреблении.
Свойства товара, обусловливающие его полезность в процессе эксплуатации и потребления, называют потребительскими.
Номенклатура потребительских свойств и их показателей определяется особенностями и назначением товара. В зависимости от особенностей и удовлетворяемых потребностей потребительские свойства и показатели качества подразделяют на следующие группы:
назначения - функционального, социального, классификационного, универсального;
надежности - долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость;
эргономические - гигиенические, антропометрические, психологические, психофизиологические;
эстетические;
безопасности - химическая, механическая, биологическая, радиационная, электрическая, магнитная, термическая, противопожарная.
Назначение - одно из определяющих потребительских свойств, характеризует способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в классификации товаров.
Свойства функционального назначения обусловливают использование изделия по назначению. Показатели функциональных свойств характеризуют техническую сущность продукции, свойства, определяющие способность продукции выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению. Показатели функциональных свойств зависят от специфики продукции; их можно подразделить на следующие группы:
Свойства социального назначения - соответствие товаров общественно-необходимым и индивидуальным потребностям населения. Показатели свойств социального назначения зависят от многих факторов, например направления моды, стиля, сезонности товара. В этой связи существует зависимость изменения показателей социальных свойств одних товаров от изменения свойств других изделий.
Классификационное назначение - возможность использования некоторых свойств и показателей в качестве классифи кационных признаков.
Универсальное назначение - способность некоторых свойств и показателей товаров удовлетворять различные потребности.
Надежность - свойство изделия сохранять во времени в установленных пределах все значения параметров, характеризующих способность изделия выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях.
Показателями надежности являются показатели безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.
По существу, показатели надежности дополняют характеристику товаров показателями функционального назначения, так как характеризуют продолжительность или полноту проявления эффекта от использования потребителем.
Безотказность - способность изделия выполнять заданные функции в течение определенного времени без вынужденных перерывов.
Долговечность - способность изделия выполнять заданные функции в течение длительного времени до предельного состояния. Показателями долговечности являются срок службы изделия, ресурс и др.
Ремонтопригодность - способность изделия к предупреждению, выявлению и устранению дефектов с помощью ремонта. Все изделия можно подразделить на ремонтопригодные и ремонто-непригодные. Показатели ремонтопригодности: вероятность восстановления в заданное время, среднее время восстановления, трудоемкость ремонта.
Сохраняемость - способность товара сохранять потребительную стоимость при хранении и транспортировании в течение установленных сроков хранения и транспортирования, а также после них. Показатели сохраняемости: срок календарной продолжительности хранения и транспортирования изделий (в днях, месяцах и т.д.), потери, выход товарной (стандартной) продукции.
Эргономические свойства товаров характеризуют их приспособленность к использованию человеком в производственных и бытовых процессах.
К эргономическим свойствам и показателям относятся гигиенические, антропометрические, психофизиологические и психологические.
Гигиенические - свойства товаров, влияющие на организм и работоспособность человека. Гигиенические свойства определяются условиями эксплуатации изделия: температурой и влажностью воздуха, шумом, вибрацией и другими, а также природой материала. Показатели гигиенических свойств: гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, пылеемкость и др.
Антропометрические свойства - способность изделия или его деталей соответствовать размерам, форме и массе потребителя. Показатели антропометрических свойств: размеры одежды, обуви, мебели; форма посуды; размеры и форма бытовой техники и т.п.
Психофизиологические свойства - способность товаров обеспечивать соответствие особенностям органов чувств человека: зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных, вкусовых.
Психологические свойства - способность товаров соответствовать психике потребителя (восприятию, мышлению и памяти).
Эстетические свойства - способность выражать чувственно воспринимаемые признаки социально-культурной значимости товаров, степени их полезности и целесообразности, технического совершенства.
К показателям эстетических свойств относят: форму изделия, цвет, ценностность композиции, стиль, моду, оригинальность изделия, совершенство производственного исполнения.
Форма - одна из основных характеристик эстетического восприятия. Форма изделия должна соответствовать его назначению, культурным запросам и вкусам потребителя.
Цвет всегда был и остается основным средством оформления изделий; цветовое оформление должно подчеркивать его красоту. Выбор цветового решения основывается на законах цветоведения.
Целостность композиции - гармоничное единство частей и целого, взаимосвязь элементов формы изделия. Целостность композиции предполагает подчиненность второстепенного элемента главному, простоту композиции и единство стиля всех частей изделия.
Стиль - устойчивая целостность и общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приемов.
Стилем также называют систему признаков, по которым такая общность может быть опознана. С понятием стиля связывают весь комплекс явлений содержания и формы. Стиль отражает индивидуальную манеру, художественные особенности в творчестве, обозначает периоды истории искусств.
Мода - проявление вкусов потребителей в какой-либо сфере жизни. В более узком смысле модой называют смену форм и образов одежды, обуви, мебели, бытовой техники и других Товаров, которая происходит в течение сравнительного короткого промежутка времени. В отличие от стиля мода характеризует более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм товаров.
Оригинальность изделия - совокупность признаков, позволяющих отличить конкретное изделие от моделей-аналогов; проявляется в характерных приемах графического, цветового и фактурного решения; зависит также от выполнения упаковки и сопроводительной документации.
Совершенство производственного исполнения- это чистота исполнения контуров и соединений отдельных элементов, качество покрытий и отделки поверхности, качество и четкость исполнения фирменных знаков, сопроводительной и информационной документации.
Экологические свойства характеризуют степень вредного воздействия продукции на окружающую среду, возникающего при производстве, потреблении или эксплуатации товаров, а такж" при их хранении и утилизации.
Свойства безопасности потребления - это обеспечение биологической, механической, электрической, пожарной и других видов безопасности при эксплуатации или потреблении товаров. В стандартах предусматриваются обязательные требования, обеспечивающие безопасность. На товары, использование которых по истечении определенного срока представляет опасность, должны устанавливаться сроки годности.
Показатели безопасности характеризуют особенности товаров, обеспечивающие безопасность потребителя во всех режимах их потребления или эксплуатации, а также транспортирования, хранения и утилизации.
Номенклатуру показателей безопасности устанавливают в зависимости от специфики продукции и условий ее использования.
Показатели безопасности товаров группируют по однородности характеризуемых ими свойств и с учетом различных видов опасностей.
Различают следующие виды безопасности: химическая, механическая, биологическая, радиационная, электрическая, магнитная, термическая, противопожарная.
Химическая безопасность означает, что продукция не выделяет токсические вещества, опасные для потребителя и его имущества.
Механическая безопасность характеризует степень защиты потребителя от различных механических воздействий (от ударов выступающих и быстровращающихся деталей изделий, трения и др.).
Биологическая безопасность означает отсутствие недопустимого риска вследствие воздействия на потребителя микроорганизмов (бактерий, микромицетов), макроорганизмов (насекомых, грызунов) и продуктов их жизнедеятельности.
Информация о работе Товароведение и экспертиза потребительских товаров