Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 20:11, курсовая работа
Кондитерские изделия представляют собой группу пищевых продуктов широкого ассортимента, различающихся по рецептурному составу, технологии приготовления и потребительским свойствам. [9, с. 3]
Из всего ассортимента кондитерского производства большое значение имеют мармелад, пастила и зефир. Их особенность – использование натуральных компонентов (фруктово-ягодного пюре) и простота изготовления.
Мармелад — удивительно полезное и вкусное лакомство. Из всех сладостей мармелад — самый “правильный”. Он получается благодаря таким студне-образователям, как: агар-агар, агароид, карагинан, фурцелларан, желатин, пектин, яблочное пюре и т.п. Первые четыре ингредиента вырабатываются из водорослей, пектин — это по сути растворимые пищевые волокна, которых много в яблоках, цитрусовых и абрикосах. [12]
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
(РГТЭУ)
Факультет Коммерции и маркетинга
Кафедра товароведения и экспертизы товаров
Курсовая работа
по дисциплине «Товароведение и экспертиза кондитерских и вкусовых товаров»
на тему: «Товароведная оценка ассортимента и качества мармеладных изделий»
Выполнена студентом (-кой) 3 курса группы КТ-34
Очной формы обучения
Специальности «Товароведение и экспертиза товаров»
Грачковой Анной Андреевной
Руководитель
Романюк Галина Григорьевна, к.т.н. доц.
(ФИО, ученая степень, звание)
Отметка о допуске (недопуске) к защите ____________
«____» ________________200__г. ____________________
(подпись руководителя)
Москва 2013г.
Оглавление
Кондитерские изделия представляют собой группу пищевых продуктов широкого ассортимента, различающихся по рецептурному составу, технологии приготовления и потребительским свойствам. [9, с. 3]
Из всего ассортимента кондитерского производства большое значение имеют мармелад, пастила и зефир. Их особенность – использование натуральных компонентов (фруктово-ягодного пюре) и простота изготовления.
Мармелад — удивительно полезное и вкусное лакомство. Из всех сладостей мармелад — самый “правильный”. Он получается благодаря таким студне-образователям, как: агар-агар, агароид, карагинан, фурцелларан, желатин, пектин, яблочное пюре и т.п. Первые четыре ингредиента вырабатываются из водорослей, пектин — это по сути растворимые пищевые волокна, которых много в яблоках, цитрусовых и абрикосах. [12]
Мармелад
имеет ряд преимуществ перед
другими изделиями —
Качество мармелада формируется в процессе производства. На качество влияют сырье и технология производства: приготовление смеси мармеладной массы, уваривание ее, формование, студнеобразования, сушка и охлаждение мармелада.
Храниться мармеладные изделия должны в чистых, хорошо вентилируемых помещениях при температуре не выше 200С и относительной влажности воздуха 75-80%.
При
несоблюдении режимов технологии производства,
использовании недоброкачествен
Мармелад полезен, потому что:
мармелад – это как уже говорилось низкокалорийная сладость, не содержащая жир, обладает диетическими достоинствами;
пектин
– естественный очиститель организма
от шлаков, выводит токсины и
Желатин - смесь белковых веществ животного происхождения. Он оказывает благотворительное воздействие на состояние кожи и волос
Все это делает мармелад не только вкусным, но и полезным. [12]
Цель данной работы оценка ассортимента и качества мармеладных изделий реализуемых в Северном административном округе города Москвы.
Задачи исследования:
- Изучить ассортимент
мармелада, реализуемого в
- Определить качества мармелада, реализуемого в Северном административном округе города Москвы.
Комплексный анализ сегмента джемов и мармелада российского кондитерского рынка, проведенный консалтинговой компанией Intesco Research Group в исследовании «Рынок джемов и мармелада. Текущая ситуация и прогноз» показал, что в последние три года темп роста рынка ускорился. Если темп роста объема данного сегмента российского кондитерского рынка в 2011 году составил 4,8%, то по итогам 2012 года рынок, по оценке аналитиков компании, увеличился до 9,2%, а его объем превысил 304 тыс. тонн. [14]
Производство мармелада в основном сосредоточено в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах. Среди регионов наибольшие доли этой продукции принадлежали предприятиям Санкт-Петербурга, Московской, Омской и Белгородской областей.
За 11 месяцев 2012 года больше всего джемов, фруктовых и ягодных желе, пюре и паст было произведено в Центральном, Южном и Приволжском федеральных округах. Их общая доля в федеральной структуре составила более 87%. Регионами с наибольшими объемами выпуска джемов, фруктовых и ягодных желе, пюре и паст стали Астраханская, Нижегородская, Московская области и Краснодарский край.
Лидером среди российских фирм-производителей является компания КФ "Ударница" - 56,8%. Она лидирует сразу в двух товарных группах: мармелад и жевательный мармелад - 54,5% и 31,8%, соответственно.
Наибольшую долю в ассортименте оптовой торговли также занимает компания "Ударница" - 8%. Большинство оптовых компаний реализуют мармелад - 79,5 %. [13]
В среднем мармеладно-пастильные изделия в общем выражении кондитерских изделий составляют 5%.
Соотношение отечественной
и импортной продукции пока изменилось
незначительно. На рынке по-прежнему
преобладает продукция
В структуре российского импорта сахаристых кондитерских изделий
доля джемов, фруктового желе, мармеладов
и паст в натуральном выражении в последние
три года колебалась в пределах 31%-32%. По
предварительным оценкам в 2012 году в Россию
было ввезено джемов, фруктовых желе и
мармеладов и паст на 11,2% больше, чем в
предыдущем году. На российский рынок
данную продукцию поставляют: Чили, Китай,
ЮАР, Греция, Эквадор, Иран, Польша и другие
страны. [1]
В России жевательный мармелад появился сравнительно недавно в начале 90-х годов 20 века, в отличии от Америки в которой и была придумана эта сладость в середине 19 века носившая название "Джелли Бин". Благодаря Немецкому и Испанскому импорту наши соотечественники впервые попробовали заморскую сладость. С этого момента жевательный мармелад приобрел популярность и всеобщую любовь, как у детей, так и у взрослых.
Лидерами продаж рынка жевательного мармелада являются Mars, Nestle, Ударница, EVR (общая доля, по данным аналитиков к концу 2011 года, – 76,6% по объему и 76,2% по стоимости). Тройка марок-лидеров по размерам продаж в продуктовом выражении составляют: Fru-fru (EVR), Fruttella Jellies (Perfetti/Van Melle), «Бумба» («Ударница»).
Мармелад занимает существенную часть от общего объема производства кондитерской продукции -3%, а на долю жевательного мармелада приходится 24,72% от рынка мармелада, что составляет примерно 20 тыс. тонн в год или 6 млрд. рублей. По мнению экспертов, рыночная доля жевательного мармелада и дальше будет расти, ввиду того, что насыщенность российского рынка жевательным мармеладом по сравнению с Америкой и Европой меньше в несколько раз.
Из исследований потребительских предпочтений на российском рынке мармелада, которые провела компания inFOLIO Research Group, были выявлены наиболее популярные вкусовые и ароматические характеристики, особенности упаковки и фасовки, а также представления покупателей о цене.
Исследование представляло собой интернет-опрос пятисот жителей Москвы в возрасте 15 – 54 лет, покупавших мармеладные конфеты в течение последних трех месяцев. 81% из них всем типам мармелада предпочитают дольки, 72% – желейный формованный мармелад, 70% - жевательный мармелад и 62%мармеладные конфеты в шоколаде. Остальные виды этой любимой народом сладости регулярно покупают от 21 до 39%. Тип упаковки не играет решающей роли в формировании потребительских предпочтений. Так, 83% принявших участие в исследовании покупают мармеладные конфеты в мягкой упаковке, 67% - в развес. Чуть более половины респондентов останавливаются на твердой коробке и только 9% выбирают мармелад на палочке.
Довольно сложно определить оптимальный вес упаковки. Если с мягкой упаковкой все более или менее ясно – 54% опрошенных считают оптимальным двухсот пятидесяти граммовые пакеты, то мармелад в коробках лучше фасовать по 250 г. (36%), 400г. (30%) или 330 г. (21%). Развесные конфеты потребители предпочитают покупать по полкилограмма(39%) и 300 г. (23%). Каждый десятый потребитель старается запастись мармеладом впрок: вес их покупки – килограмм и более.
Наиболее популярными вкусами мармелада являются лимонный (58%), малиновый(57%), ассорти (57%), вишневый (54%) и яблочный (52%). Не стоит сбрасывать со счетов и дынный, ананасовый, черносмородиновый, абрикосовый, клюквенный и грейпфрутовый вкусы, приверженцев которых набралось от 30% до 42%. Мармелад со вкусом банана, киви, груши и колы предпочитают от 20% до 27% принявших участие в исследовании. Обрабатывая результаты опроса, исследователи выяснили, что каждый день мармелад покупают только 1% потребителей, зато почти каждый пятый(18%) – раз в два-три дня. Почти 41% делают не меньше одной покупки в неделю. Как правило, мармелад воспринимается потребителями как сладость к чаю, поэтому до 78% респондентов указало, что покупают его для всей семьи. Почти 67%покупают мармелад для себя, 44% - для детей и только 14% - в подарок. Основными местами покупки мармеладных конфет респонденты назвали супермаркеты/гипермаркеты (87%) и обычные магазины (79%). В специализированных отделах торговых центров и кондитерских мармелад покупают только 25% и 24%соответственно. Относительно большая доля потребления приходится на уличные палатки и рынки – по 15%.
Наиболее значимыми факторами, оказывающими влияние на покупку мармелада, как и следовало ожидать, оказались вкус (92%) и прочие вкусовые характеристики, а также цена (51%), колеблющаяся в зависимости от типа упаковки и веса. Так, килограмм развесных мармеладных конфет, по мнению потребителей, должен стоить от 105 до 155 руб., при этом оптимальной была признана цена в 150 руб. за килограмм. Предпочтительная стоимость самой популярной фасовки для мягкой упаковки – 250 г. – находится в диапазоне от 47,5 до 67, 5руб., при оптимальной в 52 руб. Такой же вес мармелада, упакованного в твердую коробку оценивается потребителями в сумму 85 руб. при разбросе от 69 руб. до120 руб. Коробка весом 330 г.должна стоить от 90 руб. до 140 руб. идеально – 117 руб. Наконец, ожидаемая цена 400 г.мармела да в коробке колеблется в районе 89 руб. – 148 руб. , при оптимальном значении 124 руб. [17]
Мармелад в зависимости от технологии изготовления, а также от студнеобразующей основы подразделяют на три основных вида:
По способу формования мармелад бывает пластовым, формовым и резным.
Пластовый мармелад получают отливкой мармеладной массы в ящики без отделки поверхности; реализуют весовым.
Формовой мармелад изготавливают отливкой мармеладной массы в жесткие формы или формы отштампованные в сыпучем пищевом продукте, в виде небольших фигурок разной формы и окраски, поверхность которых покрыта тонкой сахарной корочкой или сахаром-песком.
Резной мармелад – это прямоугольные брусики, поверхность которых облита сиропом или обсыпана сахаром-песком.
Мармелад любого вида выпускают неглазированным и глазирванным шоколадной глазурью.
На качество мармелада в процессе производства влияет сырье, используемое при приготовлении мармелада.
Качество мармелада формируется в процессе производства. При приготовлении мармелада необходимо внимательно следить за рецептурным составом, температурой, относительной влажностью воздуха, содержанием сухих веществ. Для каждого вида мармелада существует своя технология производства – приготовление смеси пюре, мармеладной массы, условия уваривания, режимы сушки и охлаждения. В данном разделе рассматриваются технологии производства фруктово-ягодного мармелада и желейного мармелада на различных студнеобразователях [1, 2, 4, 6, 7, 8, 10].
На качество мармеладных изделий влияют химический состав - от содержания тех или иных веществ зависят полезные свойства продукта.
Правильно приготовленный мармелад должен храниться при определенных условиях и для каждого вида мармелада устанавливается срок годности.
В данном разделе отражены
технологические схемы
Производство
фруктово-ягодного пластового мармелада. Технологическая схема производства
пластового фруктого-ягодного мармелада
представлена в Приложении 1. Основным
сырьем для производства мармелада являются
яблочное пюре и сахарный песок. Яблочное
пюре, полученное из различных партий
пульпы, смешивают в специальных смесителях
из нержавеющей стали с мешалками для
оставления купажной смеси. Готовую смесь
направляют на протирочные машины с набором
сит с отверстиями диаметром 1 и 0,7 мм. Патоку
подогревают до 40-50̊С и процеживают. Сахар-песок
просеивают через сита для удаления механических
примесей и пропускают через магниты.
Кристаллические кислоты растворят в
воде. Для приготовления смеси фруктово-ягодного
сырья с сахаром в смеситель загружают
согласно рецептуре яблочное пюре, сахар-песок
и соли-модификаторы: лактат натрия или
динатрий фосфат, возможно применение
и других солей, например цитрата натрия
и татрата натрия. При введении этих солей
снижаются скорость и температура застудневания
мармеладной массы, вязкость массы при
уваривании. Вследствие этого при внесении
солей-модификаторов возможно уваривание
до более высокого содержания сухих веществ,
что обусловливает значительное сокращение
продолжительности сушки. В результате
продолжительность всего производственного
цикла изготовления фруктово-ягодного
мармелада намного сокращается. Соли-модификаторы,
кроме того, оказывают положительное воздействие,
значительно снижая интенсивность процесса
гидролиза сахарозы и в некоторой степени
пектина и других веществ. При введении
солей-модификаторов процесс образования
редуцирующих веществ под воздействием
кислоты, содержащейся в пюре, существенно
замедляется. Оптимальная дозировка солей-модификаторов,
вводимых в рецептурную смесь, зависит
от кислотности используемого пюре. Чем
выше кислотность, тем больше необходимо
ввести солей-модификаторов. Перемешивание
осуществляют до полного растворения
сахара-песка. Готовую смесь фруктово-ягодного
сырья с сахаром направляют на уваривание. Уваривание смеси осуществляют непрерывным
способом или периодическим. Смесь уваривают
при давлении греющего пара до содержания
сухих веществ (68,5±2)%.
Информация о работе Товароведная оценка ассортимента и качества мармеладных изделий