Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 19:07, реферат
На российском рынке питьевой воды много иномарок – это сравнительно дешевые итальянские Vera, BonAqua (производства Coca-Cola), AquaMinerale (PepsiCo), более дорогие французские Perrier, Evian, Vittel, Thonon, Volvic, PierVal и бельгийские SPA и Valvert. Все они являются натуральными (кроме ВопAqua) и содержат очень мало солей – не более 1 грамма на литр.
Perrier и Vittel на российском рынке представляет компания Nestle. Бутылка Perrier, сделанная из светло-зеленого стекла, отличается весьма своеобразным дизайном, что, по всей видимости, и защитило эту марку от фальшивок
1.Анализ ассортимента…………………………………..3
2.Идентификация и фальсификация…………………….4
3.Хранение………………………………………………...8
4.Транспортирование…………………………………….10
5.Экспертиза………………………………………………11
6.Подтверждения соответствия качества……………….20
Заключение………………………………………………..23
Список литературы…………………………………….....24
СОДЕРЖАНИЕ
1.Анализ ассортимента…………………………………..3
2.Идентификация и фальсификация…………………….4
3.Хранение………………………………………………..
4.Транспортирование……………………………
5.Экспертиза………………………………………………
6.Подтверждения соответствия качества……………….20
Заключение………………………………………………..
Список литературы…………………………………….....
1.Анализ ассортимента
На российском рынке питьевой воды много иномарок – это сравнительно дешевые итальянские Vera, Bon Aqua (производства Coca-Cola), Aqua Minerale (PepsiCo), более дорогие французские Perrier, Evian, Vittel, Thonon, Volvic, Pier Val и бельгийские SPA и Valvert. Все они являются натуральными (кроме Воп Aqua) и содержат очень мало солей – не более 1 грамма на литр.
Perrier и Vittel на российском рынке представляет компания Nestle. Бутылка Perrier, сделанная из светло-зеленого стекла, отличается весьма своеобразным дизайном, что, по всей видимости, и защитило эту марку от фальшивок. Правда, подделывать дорогую Perrier не очень-то и выгодно – не так уж много людей могут себе позволить ее купить. Для минеральных пиратов куда интереснее в этом смысле любимый россиянами Боржоми.
Evian и Volvic продвигает на наш рынок компания Danone. Благодаря сравнительно низкому содержанию солей и ту и другую воду можно смело употреблять для приготовления детского и диетического питания. Их основное достоинство – чистота: Evian и Volvic добывают в Альпах, а горные породы, как известно, являются прекрасным естественным фильтром. В то же время по составу эти воды почти не отличаются от подмосковных.
А вот бельгийские SPA (производитель – S. A. SPA Monopole MV) и Valvert (Perrier Vittel Belgilux) содержат меньше ионов натрия, магния и кальция, чем московская водопроводная вода. И тоже исключительно чистые.
Vera, которую поставляет из Падуи компания САМОС, на Западе практически неизвестна. Россию она завоевала главным образом благодаря хорошо организованной рекламной кампании. Популярность Vera настолько выросла, что по числу фальшивок она едва ли не сравнялась с Боржоми. Наш рынок залило сильногазированными подделками под Vera. От оригинала их можно было отличить по криво наляпанным этикеткам и совершенно ужасному вкусу. Кроме того, крышки на них очень плотно пригнаны – сразу не открутишь. По просьбе Итальянской торговой палаты подделки выявляют и уничтожают. Но все-таки на оптовых рынках Vera лучше не покупать.
Производят питьевую воду и в России – более 500 наименований. Но известны из них лишь немногие, так как большинство вод не покидают пределов своего регионального бассейна. Более или менее распространены Краинская (Тула), Лагуна, Рамено и Дворцовая (Лагуна, Самара), Московия (Зеленоградский водоканал), Вами (Черкизовский мясокомбинат – ТОО Черкизово – Кашира) и, конечно же, Святой источник (Костромская область). Последняя по-настоящему популярна, что, возможно, не в последнюю очередь объясняется ее названием: на святость денег не жалко.
Корпоративным можно назвать успех газированной питьевой воды Сарова. В продаже ее найти трудно, зато «Сарову» закупает администрация президента – ее пьют на заседаниях правительства. Выпускает Сарову арзамасская фирма «Божественные источники Сарова», организованная бывшими физиками-ядерщиками. Они прекрасно поняли, что главное в питьевой воде – красивая фирменная бутылка.
2.Идентификация и фальсификация
Минеральные воды — это природные подземные воды, характеризующиеся постоянством химического состава. В зависимости от степени минерализации и назначения они могут быть отнесены к одному из следующих видов: минеральные питьевые (столовые), лечебно-столовые, лечебные. По химическому составу минеральные воды подразделяют на 52 группы, имеющие внутреннююклассификацию на типы по наиболее значимым источникам минерализации (гидрокарбонатные, хлоридные, сульфатные и др.).
Идентификацию минеральной воды начинают с изучения информации, приведенной на этикетке. Она обязательно должна включать наименование воды, се тип (газированная, негазированная), наименование группы, номера скважины или название источника, по которым можно определить се происхождение. Причем наименование воды и источника должны соответствовать Реестру месторождений, утвержденному Министерством природных ресурсов, в котором четко прописано, какая вода добывается и из какого источника.
В соответствии с действующим стандартом на воды минеральные питьевые, лечебные и лечебно-столовые на этикетках рядом с названием обязательно должно присутствовать слово «питьевая». Должно быть также указано назначение воды (столовая, лечебная, лечебно-столовая) и ее химический состав. Эта информация лежит в основе проведения ассортиментной идентификации.
При ассортиментной идентификации определяют характерные органолептические и физико-химические свойства минеральной воды с целью установления ее соответствия заявленному наименованию (виду, группе, типу).
Существенными органолептическими
признаками минеральной воды являются
прозрачность, бесцветность (допускаются
желтоватые или зеленоватые оттенки),
отсутствие или наличие незначительного
осадка минеральных солей, насыщенность
диоксидом углерода, вкус и запах, характерные
для комплекса растворенных в воде веществ.
Однако почти все эти признаки могут быть
применены и к столовым водам, которые
ранее называли искусственно-
Столовые воды могут содержать минеральные соли, добавленные специально, и соответственно имеют более низкуюбиологическую ценность по сравнению с минеральными водами, у которых баланс минеральных веществ определяется природным происхождением. В этой связи органолептический метод не является достаточным и надежным для достоверного установления происхождения воды и ее принадлежности к заявляемому виду.
Поэтому решающая роль в ассортиментной идентификации отводится исследованию химического состава воды: общей минерализации (г/дм3), ионного состава (содержания катионов и анионов), наличия и концентрации специфических компонентов, характерных для определенного типа воды и источника (номера скважины). Такими компонентами являются бораты, силикаты, диоксид углерода, мышьяк, железо.
Исследование только одного показателя «общая минерализация» не является достаточным для установления видовой принадлежности воды, поскольку нет принципиальных отличий по этому показателю у воды минеральной питьевой(столовой) и у столовой воды, не обладающей свойствами минеральной. Для некоторых минеральных вод весьма специфичным является также состав органических веществ, в который могут входить гуминовые соединения, битумы, фенолы, высокомолекулярные кислоты и др.
В основе ассортиментной идентификации минеральных вод лежит принцип специфичности и постоянства химического состава. Полный химический анализ выполняется в специализированных арбитражных гидрохимических лабораториях в случае возникновения сомнений в подлинности продукции. Краткий анализ предполагает определение основных ионов и общей минерализации. Полученные данные о составе сравнивают с требованиями нормативной и технической документации, а также с зафиксированными протокольными данными ежеквартального (ежемесячного) технохимического контроля воды в местах расположения скважин. Дата розлива, зафиксированная в маркировке, является в последнем случае основанием для выбора необходимого протокола сравнения.
Учитывая высокую стоимость и продолжительность полного химического анализа воды, в настоящее время ведется поиск экспресс-методов идентификации, пригодных для проведения серийных анализов. Наиболее перспективным из предлагаемых методов является масс-спектрометрический метод определения изотопного состава водорода. Изотопный состав водорода является комплексным и наиболее достоверным показателем места происхождения воды, поскольку формируется в зависимости от большого числа факторов: места образования дождевых облаков, удаленности от водной поверхности, климатических условий, географического положения местности и др. Продолжительность определения этого показателя составляет около 20 мин.
Квалиметрическая идентификация
минеральных вод предусматривает оценку
органолептических показателей по 25-балльной шкале (
Фальсификация минеральных вод в настоящее время имеет большие масштабы на российском потребительском рынке. Главный государственный врач РФ в мае 2006 г. наложил запрет на реализацию грузинских минеральных вод («Боржоми», «Набеглали» и др.) на российском рынке, учитывая большие объемы их фальсификации.
Наиболее распространенным видом является ассортиментная фальсификация, а основной ее способ — предоставление недостоверной информации о природе и происхождении воды: за минеральную питьевую воду выдастся столовая вода или обычная питьевая, в которую добавляют неконтролируемое количество солей и искусственно насыщают диоксидом углерода.
Менее грубым способом фальсификации является недостоверное указание источника. Этот способ фальсификации в настоящее время также носит массовый характер. Наиболее ярким примером являются обнаруженные в продаже специалистами Роспотребнадзора минеральные питьевые воды «Ариана Карма-дон», «Ессентуки № 20» и «Ессентуки № 7 — новая».
Вода «Ариана Кармадон» не является водой, добываемой на Кармадонском месторождении, поскольку после схода ледника Колка в 2002 г. такого источника просто не существует. Находящаяся в бутылке вода получена из скважины Коринского месторождения. Эта информация указана на контрэтикетке и мелким шрифтом. Даже несмотря на то что по составу эта вода близка к кармадонской, производитель не имел права использовать название несуществующей скважины.
Также давно не существует и источника № 20, где добывалась вода «Ессентуки № 20». Содержимое бутылки представляет, по данным экспертов, смесь воды из двух скважин, не имеющих ничего общего с названным месторождением. Вода «Ессентуки № 7 — новая» не входит в Реестр месторождений. Участок, на котором находится скважина, указанная на этикетке, не относится к Ессентукскому месторождению, а запасы этих источников не утверждены государственными органами.
В приведенных примерах недостоверное указание наименования воды, в основу которого заложено ее место происхождения, вводит потребителей в заблуждение. Фальсифицированная минеральная вода не только наносит моральный и материальный ущерб потребителям, но может представлять серьезную опасность для жизни и здоровья граждан в случае использования в качестве заменителя воды, не прошедшей санитарно-эпидемиологический контроль.
3.Хранение
В минеральных водах регламентируется содержание следующих компонентов, мг/дм3, не более: нитратов — 50,0; нитритов — 2,0; свинца — 0,1; селена 0,05; стронция — 25,0; мышьяка в лечебных водах — 2,0, а в лечебно-столовых — 1,5; фтора соответственно — 15,0 и 10,0; фенолов — 0,001, других органических веществ в лечебных водах — 15,0 и в лечебно-столовых — 10,0, радия — 5,0 • Ю-10 Ки/дм3.
Органолептические показатели определяют по ГОСТ 23268.1-91. Оценивают прозрачность, цвет, вкус, запах, насыщенность диоксидом углерода.
По органолептическим показателям минеральные воды должны соответствовать требованиям, представленным ниже.
Прозрачность и цвет определяют визуально в проходящем дневном свете или при люминесцентном освещении в чистом стакане. Перед анализом стакан ополаскивают исследуемой водой.
Перед определением запаха воду в бутылках выдерживают в баке с водой при температуре 20—30°С в течение часа. Затем немедленно наполняют дегустационный бокал и анализируют запах.
Для определения вкуса минеральную воду в бутылке погружают в бак с водой и льдом и выдерживают один час при температуре 12 0С. Анализ по органолептическим показателям проводят немедленно после наполнения водой бокала и стакана.
По физико-химическим показателям минеральные воды должны соответствовать требованиям ГОСТ 13273-88.
Природные и искусственные минеральные воды поступают в торговую сеть в стеклянных бутылках по 0,33, 0,5 л, а также в полиэтиленовых бутылках емкостью 1,0, 1,5, 2,0 л, герметично укупоренных кронен-пробками с наклеенной этикеткой утвержденного образца.
На каждую бутылку с минеральной водой наклеивают этикетку с указанием: наименования предприятия-изготовителя или его товарного знака, названия воды и ее группы, номера скважины или названия источника, минерализации, назначения воды, показаний по лечебному применению, рекомендаций по хранению, даты розлива, срока хранения, номера бригады или браковщика, номера стандарта.
Минеральные воды, разлитые в бутылках, хранят в специальных проветриваемых темных складских помещениях, предохраняемых от попадания влаги, при температуре от 5 до 20°С. Во избежание утечки газа бутылки, укупоренные кронен-пробками с прокладкой из пробки или полимерных материалов, хранят в горизонтальном положении в штабелях или ящиках. При укупорке кронен-пробками с прокладкой из полимерных паст бутылки можно хранить в вертикальном положении. Гарантийный срок хранения минеральных вод в этих условиях — до 12 мес. со дня их розлива, для железистых вод срок хранения составляет 4 мес.
4.Транспортирование минеральных вод
Подача воды от скважины до заводов розлива осуществляется одним из трех способов: трубопроводами, автоцистернами, железнодорожными цистернами.
По трубопроводам воду подают на расстояние до 50 км под небольшим избыточным давлением диоксида углерода, используя трубы из коррозиестойкой стали, чугуна, стекла, пищевого полиэтилена. Трубопроводы укладывают в бетонные или кирпичные коллекторы, выполненные из коррозиестойкой стали и сваренные в атмосфере аргона - непосредственно в грунт.
Информация о работе Товароведная характеристика и классификация минеральных вод