Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 21:14, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является:
изучение проблематики функционирования предприятия розничной торговли с точки зрения формирования оптимальной ассортиментной структуры.
В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
- Изучить и провести сравнительный анализ имеющейся по данной теме литературы;
- Раскрыть основные понятия, использующиеся при планировании ассортимента;
- Рассмотреть особенности ассортиментной политики на примере рынка аптечной сети;
Введение 3
Глава 1 Маркетинговые подходы к управлению ассортиментом в фармацевтической организации 5
1.1 Формирование и управление ассортиментом 5
• Номенклатура и товарный ассортимент 5
• Структура ассортимента 5
• Прогноз и планирование 7
• Управление ассортиментом 7
1.2 Управление товарным ассортиментом фармацевтического предприятия с помощью АВС и XYZ-анализа 8
• Изъятие неэффективных товаров 11
1.3 Концепция маркетинговых исследований ассортимента лекарственных средств. 17
Глава 2 Ассортиментная политика аптечной сети «Бережная аптека» 21
2.1. О компании «Бережная аптека» 21
2.2 Особенности формирования ассортимента в «Бережная аптека». 22
2.3 «Бережная аптека» в конкурентной среде. 24
Заключение 27
Список используемой литературы
1.2 Управление товарным ассортиментом фармацевтического предприятия с помощью АВС и XYZ-анализа
Всё, что было сказано выше – это некая идеология управления ассортиментом. Перейдём к технике. С чего практически начинают формировать ассортимент?
Есть хорошее правило – идти от простого к сложному, а не от сложного к невыполнимому. Самок простое в логистике – это АВС-анализ (правило 20/80, закон Парето). С него и начнём.
Кроме АВС-анализа, в данном разделе будет рассказано также о менее распространённом, но достаточно известном XYZ-анализе. ABC- и XYZ-анализы применяются в любом компоненте логистике: закупочной, управлении запасами и т.д. Поэтому мы и вынесли их в начало, не привязывая к конкретному компоненту.
АВС-анализ
Есть известное правило в бизнесе, да и не только в бизнесе: 20% усилий приносят 80% результата. Данное правило часто называют также правилом 20/80 или законом Парето. Применяя это правило к лекарственным препаратам есть шанс добиться в аптеке оптимального ассортимента.
Если определить перечень товаров (готовой продукции), которые в совокупности дают 80% дохода или прибыли, то в этом списке почти наверняка окажется около 20% наименований (групп) товаров. Этот список называется А. Далее определяется перечень товаров, приносящих ещё 15% дохода. Обычно здесь оказывается около 30% наименований. Называется данный список В. Оставшиеся товары относятся к группе С.
Группа |
Количество |
Доход |
А |
20% |
80% |
В |
30% |
15% |
С |
50% |
5% |
Зачем всё это надо? Для того, чтобы по-разному управлять разными запасами. Например, дорогие запасы группы А закупать более мелкими партиями, чтобы не омертвлять капитал, а также чаще и точнее проводить их инвентаризацию. Наоборот, запасы группы С закупать большими партиями, а инвентаризацию проводить «на глаз».
Многие компании делают подобный анализ, даже не зная, что они проводят именно АВС- анализ.
После проведения подобных расчётов, самое важное, не принимать резких решений, не бросаться в крайности.
Пример АВС- анализа для запасов по их стоимости.
Вид
сырья |
Стоимость единицы сырья |
Годовое потребление, шт. |
Годовое потребление, руб. |
Годовое потребление, % |
1 |
0.05 |
50000 |
2500 |
34,3 |
2 |
0.11 |
2000 |
220 |
3,0 |
3 |
0.16 |
400 |
64 |
0,9 |
4 |
0.08 |
700 |
56 |
0,8 |
5 |
0.07 |
4800 |
336 |
4,6 |
6 |
0.15 |
1300 |
195 |
2,7 |
7 |
0.20 |
17000 |
3400 |
46,7 |
8 |
0.04 |
300 |
12 |
0,2 |
9 |
0.09 |
5000 |
450 |
6,2 |
10 |
0.12 |
400 |
48 |
0,6 |
Итого |
81,9 |
7.281 |
100 |
Классификация по АВС- категориям
Категория |
Виды
сырья |
Количественная доля |
Стоимостная
доля |
А |
7,1 |
20 |
81 |
В |
9,5,2,6 |
40 |
17,5 |
С |
3,4,10,8 |
40 |
2,5 |
XYZ-анализ
Если АВС- анализ достаточно широко известен, то XYZ-анализ применяется гораздо реже ввиду его чуть более тонкого содержания.
XYZ-анализ предназначен для
Философско - логистический вопрос: зачем нужны запасы? В частности, затем, чтобы компенсировать возможный ущерб от неопределённостей. Запасы необходимы в тех местах логистической цепочки, где возникают неопределённости. Данный анализ позволяет учитывать предсказуемость спроса на продукцию, потребления запасов сырья в производстве и поставок от поставщиков.
Коэффициент вариации – это отношение среднего квадратичного отклонения к математическому ожиданию случайной величины. В качестве случайной величины в зависимости от задачи могут выступать продажи, потребление сырья в производстве, поставки. Группа Х является наиболее прогнозируемой, Z – наименее.
Группа |
Количество |
Вариации |
X |
50% |
0-10% |
Y |
30% |
10-25% |
Z |
20% |
>25% |
Также можно одновременно применять АВС- и XYZ-анализы.
Это нужно – чтобы по-разному управлять различными группами. Например, рассмотрим торговую компанию, продающую то же, что и закупает. Если какая-либо продукция попала в группу AX, это означает, что она приносит хороший доход (если АВС-анализ сделан по показателю «доход») и предсказуемо продаётся (XYZ-анализ сделан по показателю «объём продаж в штуках»). Поэтому данной группой можно управлять, что называется, Just in Time (точно вовремя), т.е. закупать её в минимальном количестве, чтобы не омертвлять капитал в запасах. При этом также предполагается, что, во-первых, данная продукция дорогая (попадает в группу А по показателю «себестоимость»), т.е. омертвление капитала существенно, и, во-вторых, поставщики предсказуемо поставляют данную продукцию (попадает в группу Х по показателю «время поставки»).
Изъятие неэффективных товаров
Еще один важный элемент ассортимента и в целом товарной политики — изъятие из программы неэффективных товаров. Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически, неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся некоторым спросом. Принятию решения об изъятии или оставлении товара в программе предприятия предшествует оценка качества показателей каждого товара на рынке. При этом необходимо учитывать объединенную информацию со всех рынков, где они реализуются, чтобы установить реальный объем продаж и уровень рентабельности (прибыльности) в динамике, которые обеспечивает изготовителю каждый из его товаров (15).
счерпавший свои рыночные возможности товар, вовремя не изъятый из производственной программы, приносит большие убытки, требуя несоразмерно получаемым результатам затрат средств, усилий и времени. Поэтому, если производитель не будет иметь четкой системы критериев изъятия товаров из производственно-сбытовой программы, и не будет систематически проводить анализ изготовляемых и реализуемых товаров, то его ассортимент неизбежно окажется «перегруженным» неэффективными изделиями, со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями для производителя (21).
Аптека является важнейшим элементом в системе обеспечения населения качественными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. По данным аналитических агентств каждый год в Российской Федерации наблюдается заметный прирост объема продаж в сфере потребления лекарственных средств.
Основными факторами, влияющими на формирование спроса и потребления на лекарственные средства, являются следующие:
- рост численности и повышение
материального благосостояния
- расширение сети лечебно-
- развитие медицинской и
фармацевтической науки,
- повышение общей культуры и медицинской грамотности населения
- увеличение контингента
лиц пожилого возраста с более
высоким уровнем
- сближение уровней медицинской
и лекарственной помощи
При формировании ассортиментного портфеля аптекам помимо маркетинговых и экономических необходимо учитывать и фармакоэкономические показатели. Остановимся более подробно на двух из них — доля в ассортименте ЖНВЛС и коэффициент доступности ЛС.
Прежде всего, необходимо определить, какие препараты относить к жизненно важным, а какие к второстепенным. Жизненно необходимые и важнейшие ЛС включены в Перечень, который ежегодно утверждается Минздравом РФ. В настоящее время он содержит в себе порядка 500 наименований лекарств и диагностических средств. К второстепенным препаратам относят препараты безрецептурного отпуска, которые также объединены в один список. Но нередко одни и те же препараты включаются в оба списка: ибупрофен, ацетилсалициловая кислота и др. Если ассортимент аптеки не превышает 2,5 тыс. наименований, то тогда, как и остальные, фармакоэкономические показатели индивидуальны для каждой аптечной организации. Прежде всего, необходимо определить соотношение необходимых и второстепенных препаратов. Лучше всего, если и те, и другие будут присутствовать в ассортименте аптеки.
Другой важный показатель — коэффициент доступности ЛС. В классическом варианте — это соотношение средней цены и средней заработной платы в определенный промежуток времени. Можно также сравнивать среднюю цену препарата с прожиточным минимумом. В фармации наиболее достоверным представляется показатель соотношения стоимости курса лечения, средней заработной платы и прожиточного минимума. Фармакоэкономическая информация позволяет принимать правильные экономические решения как аптечной организации при формировании своего ассортимента, так и потребителю, который стоит перед выбором: лечиться ли ему дешевыми, хорошо знакомыми препаратами или дорогими, но более эффективными [16].
2.2. Ассортиментная политика аптечной сети
Важность поддержания запасов ЛС на оптимальном уровне обусловлена тем, что их удельный вес весьма значителен в общей структуре оборотных активов аптечных учреждений (по данным эта величина составляет примерно 60—80%). Ассортиментная политика является также важным инструментом конкурентной борьбы. По мнению аналитиков, абсолютное большинство (по оценке — 88%) московских аптек стремятся иметь лучший, чем у конкурентов, ассортимент ЛС. Отмечается, что среди мероприятий, способствующих формированию заданных параметров ассортимента, можно выделить оценку оптимальности ассортимента, а также определение спроса в конкретных товарах аптечного ассортимента на ближайшую и среднесрочную перспективу.
Сложность поиска и реализации наилучших решений при управлении запасами и продажами ЛС обусловлены рядом факторов, среди которых можно выделить:
- многономенклатурность товаров аптечного ассортимента;
- обеспечение законодательных
требований по наличию
- наличие нормативных
- преобладание штучного или мелкооптового характера реализации;
- невозможность точного расчета реальной потребности в ЛС [2].
Таким образом, основная сложность оптимального управления запасами и продажами ЛС заключается в том, что априорно неизвестным фактором является объем спроса в будущем периоде времени для подавляющего большинства ЛС.
Стратегия снабжения
В связи с рассматриваемой
- закупки наиболее экономически
эффективных ЛС в нужных
- обеспечение их своевременной доставки;
- обеспечение наиболее
низких общих (суммарных)
В основе стратегической задачи по закупке наиболее экономически эффективных ЛС в нужных количествах лежит составление перечня важнейших ЛС и определение потребностей по каждой позиции. В основе стратегической задачи по обеспечению своевременной доставки идет речь о транспортировке нужных количеств ЛС на центральные или территориальные склады и об их адекватном распределении по потребителям. Для обеспечения наиболее низких суммарных издержек ВОЗ рекомендует учитывать не только фактические закупочные цены, но и скрытые потери из-за срывов поставок, ограничений по срокам годности, складские расходы и т.д.
При реализации этих стратегических задач, по мнению ВОЗ, следует руководствоваться рядом организационных принципов, в том числе объемы заказов должны базироваться на объективной оценке потребностей. Отмечается, что наиболее надежным способом их прогнозирования является расчет фактического потребления за предыдущий период. В ином случае могут быть использованы методы, основанные на показателях заболеваемости и стандартных схемах лечения. В ходе реализации организационных принципов GPP рекомендуется применять их для выработки стандартных рабочих методик. Кроме того, ВОЗ особо подчеркивает, что необходимо выбирать правильные модели закупок и управления запасами. Однако, судя по кризисному состоянию отечественного фармацевтического бизнеса такие модели на практике не нашли распространения.
Существование любой системы накопления и распределения запасов целиком определяется характеристиками спроса потребителей на соответствующие товары или иные материальные ценности, хранящиеся на складах, а также в аптеках (на предприятиях розничной торговли). Отсутствие сбыта ЛС означает и отсутствие необходимости в их запасах. Неоднозначность объема заказа, случайность процесса сбыта во времени приводят к дополнительным нагрузкам на систему управления запасами, а также к возникновению дополнительных издержек. Типичный процесс в системе управления запасов при переменном сбыте приведен на рис.1, где увеличение объема запаса ЛС происходит за счет его поставки, а снижение — за счет сбыта. Можно отметить большой размах объема, а также случайный характер его изменения.
Отдельного рассмотрения заслуживает решение проблемы прогнозирования спроса по каждому ЛС в каждом аптечном предприятии и в оптовых звеньях. Простые способы прогнозирования сбыта ЛС основаны на линейной экстраполяции данных о предыдущем сбыте на ближайшее будущее и использовании модели, в которой допускается, что временной ряд сбыта состоит из компонентов:
- среднего значения;