Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:33, курсовая работа
Все это обусловило актуальность выбранной темы курсовой работы и определило основную цель работы - охарактеризовать основные аспекты формирования ассортимента и факторы, влияющие на ассортиментную политику.
Для достижения этой цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия.
Рассмотреть принципы и этапы деятельности по формированию ассортимента предприятия розничной торговли.
Выявить факторы, определяющие построение ассортимента товаров предприятия.
Рассмотреть и проанализировать организационно-экономическую характеристику торгового предприятия.
Выявить методы формирования торгового ассортимента ТД «Батория».
Оценить коммерческой деятельности торгового предприятия по формированию ассортимента.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………………………………………………………5
Содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия…………………………………5
Принципы и этапы деятельности по формированию ассортимента предприятия розничной торговли……………………………………9
Факторы, определяющие построение ассортимента товаров предприятия…………………………………………………………..12
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА…………………18
Организационно-экономическая характеристика торгового предприятия………………………………………………………….18
Методы формирования торгового ассортимента ТД «Батория»….24
ОЦЕНКА И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……
Коммерческая
служба организации розничной
Принципы формирования торгового ассортимента:
Основополагающим принципом является соответствие ассортимента магазина характеру предъявляемого потребителям спроса. Спрос является категорией постоянно меняющейся как качественно, так и количественно, следовательно, ассортимент магазина должен быть гибким и изменяться в соответствии со спросом. Это предполагает осуществление в системе коммерческой деятельности организации работы по изучению покупательного спроса с учетом профессионального и половозрастного состава населения, его покупательной способности.
Принцип комплексного удовлетворения спроса предполагает формирование ассортимента с учетом комплексности их потребления. Этот принцип реализуется при формировании ассортимента непродовольственных товаров. Так, в универмагах могут формироваться следующие комплексы: товары для детей; товары для женщин; товары для мужчин и т.д. В рамках потребительских комплексов могут выделяться микрокомплексы: постоянные и сезонные.[3, с.239]
Принцип
обеспечения оптимальной
Обеспечение рентабельности магазина - это непременное коммерческое условие и соответственно принцип формирования ассортимента. В идеале каждый товар, включенный в ассортимент, должен быть рентабельным, т.е. размер его торговой надбавки должен превышать его издержкоемкость. При этом анализируются и учитываются товарооборачиваемостью и другие экономические показатели. [3, с.242]
Работниками магазинов разрабатываются ассортиментные перечни, включающие в себя виды и разновидности товаров, которые должны всегда быть в продаже. Наличие таких перечней способствует лучшему обслуживанию покупателей, так как позволяет постоянно иметь в продаже необходимые им товары за счет поддержания полноты и стабильности (устойчивости) ассортимента.
Формирование ассортимента товаров в магазинах торговой системы осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров – перечень товарных групп, включенных в номенклатуру, т.е. определяется ассортиментный профиль магазинов. Эта работа проводится с учетом действующих принципов размещения розничной торговой сети и на основании маркетинговых исследований в области целевого рынка. С учетом этого определяется место и роль магазина в общей системе торгового обслуживания города, района и т.д.
Второй этап предусматривает установление количественного соотношения отдельных групп товаров в магазине, т.е. рассчитывается структура группового ассортимента. Она устанавливается с учетом торговой площади магазина, его размещения и других факторов.
На третьем, заключительном этапе определяется внутригрупповой ассортимент, т.е. определяется подбор конкретных разновидностей товаров каждой группы по различным признакам. При этом в каждом магазине должно быть обеспечено соответствие предлагаемого ассортимента товаров спросу населения. Учитывают также влияние различных факторов на построение ассортимента товаров в каждом конкретном розничном торговом предприятии. [3, с.243]
На заключительном
этапе формирование
Основой для определения количества разновидностей товаров в магазинах различных форм товарной специализации является размер торговой площади торгового зала и состояние предложения товаров на региональном потребительском рынке.
Следует учитывать, что ассортимент товара постоянно обновляется. Этот процесс происходит под влиянием научно-технического прогресса, моды, сезонных колебаний в спросе и других факторов. Поэтому на розничных торговых предприятиях постоянно должна проводиться работа по формированию спроса путем активного включения новых товаров в предлагаемый ассортимент. Кроме того, в период сезонной торговли розничные торговые предприятия должны расширять ассортимент соответствующих товаров. При этом покупателей надо проинформировать о появлении новых товаров.[5, с.123]
Современная ассортиментная политика организаций требует включения в ассортиментную модель магазина товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла. Такой подход позволяет обеспечивать организации относительно устойчивые объемы продаж и стабильное положение на рынке.
Формирование ассортимента организаций розничной торговли требует специальных знаний в области коммерции, экономики, маркетинга. Это обусловлено принципами этой работы, среди которых ориентация на запросы конкретных групп потребителей и обеспечение рентабельной работы организации.
Если предприятие надеется добиться успехов на розничном рынке, то оно обязано отслеживать все изменения, происходящие на нем и своевременно на них реагировать. При формировании ассортимента это означает, что однажды сформированная модель ассортимента не дает гарантий рентабельной работы, так как обстановка на рынке очень динамична и требует ответной адекватной реакции. Изменяются экономическая ситуация, социальная и демографическая обстановка, денежные доходы потребителей и стратегии конкурентов. Соответственно изменяются потребительские запросы. Эти изменения и должны стать прежде всего объектом внимания предприятия.[2, с.241]
В основу построения
При формировании
Факторы, определяющие построение торгового ассортимента, принято условно подразделять на общие и специфические.[2, с.218]
Общие факторы не зависят от конкретного устройства деятельности предприятия (определяют направление специализации и тип предприятия):
Специфические факторы отражают конкретные условия работы предприятия (определяют широту и глубину ассортимента магазина):
1. учитываемые при определении широты ассортимента: роль данного магазина в системе торгового обслуживания; наличие других магазинов в зоне деятельности, их специализация; тип и мощность предприятия; характеристика сегментов; транспортные связи.
2. учитываемые при определении глубины ассортимента (количество видов и разновидностей): уровень дохода по сегментам; специфика спроса внутри сегментов; размер торговой площади и характеристика, параметры оборудования. [1, с.210]
К общим факторам относятся все внешние факторы, влияющие в целом на коммерческую деятельность торговой организации. Среди этих факторов особо выделяют развитие производства в республике, в регионе и в районе дислокации розничной торговой сети или конкретной точки продажи. Производство является основным источником товарных ресурсов торговли, влияет на структуру ассортимента в розничной торговле.
Конъюнктура рынка складывается под влиянием такого стратегически важного фактора, как спрос. Однако прежде чем начинать изучение спроса коммерческий аппарат должен определить, на каком сегменте будет работать данная организация торговли. Поэтому при построении ассортимента товаров в розничных торговых организациях необходимо располагать достоверной информацией об объеме и структуре спроса, динамике его развития, характера и особенностях спроса и отдельные товары и у различных контингентов покупателей. [2, с. 219]
Заметное воздействие на спрос оказывают мода и достижения научно-технического прогресса, поэтому их тоже нельзя не учитывать, формируя ассортимент товаров.
Необходимо также отметить, что
на спрос и потребление многих
товаров, в особенности
Существенным
фактором формирования
В процессе осуществления покупки покупатель в зависимости от своего благосостояния принимает свое решение на основе трех составляющих: качество, цена, сервис.
К специфическим факторам, оказывающим влияние на построение ассортимента товаров в каждом конкретном магазине, относятся: тип и размер магазина, его техническая оснащенность, условия товароснабжения, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные связи между населенным пунктом, наличие других розничных торговых организаций в зоне деятельности данного магазина, ассортиментные стратегии конкурентов и др. Так, тип магазина определяет групповой ассортимент товаров, величина торговой площади - широту внутригруппового ассортимента, степень оснащенности торговой организации холодильным оборудованием - перечень реализующих скоропортящихся продуктов и т.п. [2, с. 220]