Формирование ассортимента продовольственных товаров, факторы, влияющие на ассортиментную политику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Все это обусловило актуальность выбранной темы курсовой работы и определило основную цель работы - охарактеризовать основные аспекты формирования ассортимента и факторы, влияющие на ассортиментную политику.
Для достижения этой цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия.
Рассмотреть принципы и этапы деятельности по формированию ассортимента предприятия розничной торговли.
Выявить факторы, определяющие построение ассортимента товаров предприятия.
Рассмотреть и проанализировать организационно-экономическую характеристику торгового предприятия.
Выявить методы формирования торгового ассортимента ТД «Батория».
Оценить коммерческой деятельности торгового предприятия по формированию ассортимента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………………………………………………………5
Содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия…………………………………5
Принципы и этапы деятельности по формированию ассортимента предприятия розничной торговли……………………………………9
Факторы, определяющие построение ассортимента товаров предприятия…………………………………………………………..12
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА…………………18
Организационно-экономическая характеристика торгового предприятия………………………………………………………….18
Методы формирования торгового ассортимента ТД «Батория»….24
ОЦЕНКА И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 650.29 Кб (Скачать файл)

 

Коммерческая  служба организации розничной торговли, обобщив информацию о факторах влияния  на торговый ассортимент, осуществляет его формирование с учетом основных положений, имеющих неизменное значение и содержание, т. е. с учетом принципов  построения торгового ассортимента. [2, с.221]

Принципы формирования торгового ассортимента:

  • формирование ассортимента товаров в соответствии со спецификой обслуживаемых потребителей;
  • обеспечение достаточной полноты, широты, глубины, устойчивости и обновляемости ассортимента;
  • комплексное удовлетворение спроса, обеспечивающее максимальные удобства покупателем и экономию времени в процессе приобретения товаров;
  • обеспечение рентабельности работы магазина.

Основополагающим  принципом является соответствие ассортимента магазина характеру предъявляемого потребителям спроса. Спрос является категорией постоянно меняющейся как качественно, так и количественно, следовательно, ассортимент магазина должен быть гибким и изменяться в соответствии со спросом. Это предполагает осуществление в системе коммерческой деятельности организации работы по изучению покупательного спроса с учетом профессионального и половозрастного состава населения, его покупательной способности.

Принцип комплексного удовлетворения спроса предполагает формирование ассортимента с учетом комплексности их потребления. Этот принцип реализуется при формировании ассортимента непродовольственных товаров. Так, в универмагах могут формироваться следующие комплексы: товары для детей;   товары   для   женщин;   товары   для   мужчин   и   т.д.   В   рамках потребительских комплексов могут выделяться микрокомплексы: постоянные и сезонные.[3, с.239]

Принцип обеспечения оптимальной широты, глубины, а также устойчивости и  обновляемости ассортимента учитывая в процессе разработки ассортиментной модели магазина и реализации ассортимента и позволяет обеспечить максимальные объемы продаж с каждого квадратного метра торговой площади. Он предполагает наличие предельно широкого ассортимента товаров, с учетом объективно существующих ограничений: размер торговой площади, состояние торгово-технологического оборудования, финансовые возможности и учетом принятой ассортиментной политики.

Обеспечение рентабельности магазина - это непременное коммерческое условие и соответственно принцип формирования ассортимента. В идеале каждый товар, включенный в ассортимент, должен быть рентабельным, т.е. размер его торговой надбавки должен превышать его издержкоемкость. При этом анализируются и учитываются товарооборачиваемостью и другие экономические показатели. [3, с.242]

Работниками магазинов  разрабатываются ассортиментные перечни, включающие в себя виды и разновидности товаров, которые должны всегда быть в продаже. Наличие таких перечней способствует лучшему обслуживанию покупателей, так как позволяет постоянно иметь в продаже необходимые им товары за счет поддержания полноты и стабильности (устойчивости) ассортимента.

Формирование  ассортимента товаров в магазинах торговой системы осуществляется в несколько этапов.

  1. Определяется ассортиментный профиль и направление специализации магазина в соответствии с выбранной коммерческой стратегией на розничном рынке с учетом специализации уже существующей сети магазинов в данном районе и ассортиментной стратегии конкурентов.
  2. Устанавливается структура ассортимента (перечень и соотношение основных групп и подгрупп реализуемых товаров) в магазине. На этом этапе определяется количественное соотношение отдельных групп товаров и происходит их увязка с плановыми показателями магазина и рентабельностью групп и подгрупп товаров.
  3. Если торговля осуществляется по комплекса, то определяется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в размере потребительских комплексов и микрокомплексов.
  4. Осуществляется подбор внутригруппового ассортимента по отличительным признакам с увязкой его конкретной торговой площадью, рентабельностью товаров. Таким образом определяется количество видов и разновидностей товаров в разрезе отдельных групп и подгрупп товаров. [3, с.242]

На первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров – перечень товарных групп, включенных в номенклатуру, т.е. определяется ассортиментный профиль магазинов. Эта работа проводится с учетом действующих принципов размещения розничной торговой сети и на основании        маркетинговых исследований в области целевого рынка. С учетом этого определяется место и роль магазина в общей системе торгового обслуживания города, района и т.д.

Второй этап предусматривает установление количественного соотношения отдельных групп товаров в магазине, т.е. рассчитывается структура группового ассортимента. Она устанавливается с учетом торговой площади магазина, его размещения и других факторов.

На третьем, заключительном этапе определяется внутригрупповой ассортимент, т.е. определяется подбор конкретных разновидностей товаров каждой группы по различным признакам. При этом в каждом магазине должно быть обеспечено соответствие предлагаемого ассортимента товаров спросу населения. Учитывают также влияние различных факторов на построение ассортимента товаров в каждом конкретном розничном торговом предприятии. [3, с.243]

          На заключительном  этапе формирование ассортимента  ведется с учетом ожидаемых  изменений в спросе населения.  Имеющихся торговых и складских  площадей, расчетных показателей  товарооборота, контингента обслуживаемых  покупателей и других факторов.

Основой для определения количества разновидностей товаров в магазинах  различных форм товарной специализации  является размер торговой площади торгового  зала и состояние предложения  товаров на региональном потребительском  рынке.

Следует учитывать, что ассортимент  товара постоянно обновляется. Этот процесс происходит под влиянием научно-технического прогресса, моды, сезонных колебаний в спросе и  других факторов. Поэтому на розничных  торговых предприятиях постоянно должна проводиться работа по формированию спроса путем активного включения  новых товаров в предлагаемый ассортимент. Кроме того, в период сезонной торговли розничные торговые предприятия должны расширять ассортимент  соответствующих товаров. При этом покупателей надо проинформировать о появлении новых товаров.[5, с.123]

Современная ассортиментная политика организаций требует включения  в ассортиментную модель магазина товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла. Такой подход позволяет обеспечивать организации относительно устойчивые объемы продаж и стабильное положение на рынке.

 

 

    1. Факторы, определяющие построение ассортимента товаров предприятия

 

Формирование ассортимента организаций розничной торговли требует специальных знаний в области коммерции, экономики, маркетинга. Это обусловлено принципами этой работы, среди которых ориентация на запросы конкретных групп потребителей и обеспечение рентабельной работы организации.

Если предприятие  надеется добиться успехов на розничном рынке, то оно обязано отслеживать все изменения, происходящие на нем и своевременно на них реагировать. При формировании ассортимента это означает, что однажды сформированная модель ассортимента не дает гарантий рентабельной работы, так как обстановка на рынке очень динамична и требует ответной адекватной реакции. Изменяются экономическая ситуация, социальная и демографическая обстановка, денежные доходы потребителей и стратегии конкурентов. Соответственно изменяются потребительские запросы. Эти изменения и должны стать прежде всего объектом внимания предприятия.[2, с.241]

   В основу построения ассортимента  в розничной торговле должно  быть положено рациональное соотношение  отдельных групп товаров в  зависимости от:

  • объёма товарооборота магазина;
  • размера торговой площади;
  • технической оснащенности;
  • условий товароснабжения.

 При формировании ассортимента  следует также учитывать:

  • численность обслуживаемого населения;
  • наличие между населенными пунктами транспортных связей;
  • место расположения магазина по отношению к другим торговым предприятиям (при этом обязательно принимается во внимание ассортимент предлагаемых ими товаров).

Факторы, определяющие построение торгового  ассортимента, принято условно подразделять на общие и специфические.[2, с.218]

Общие факторы не зависят от конкретного  устройства деятельности предприятия (определяют направление специализации  и тип предприятия):

  1. социальные (социальный состав обслуживаемого населения, его образовательный и культурный уровень, характер трудовой деятельности);
  2. экономические (развитие производства, уровень доходов и социального обеспечения населения, уровень розничных цен на товары);
  3. демографические (численность и состав населения, количество и состав семей);
  4. природно-климатические (географическое расположение населенного пункта, климат);
  5. национально-бытовые (национальный состав населения, его традиции, нравы, обычаи).

Специфические факторы  отражают конкретные условия работы предприятия (определяют широту и глубину  ассортимента магазина):

1. учитываемые при определении  широты ассортимента: роль данного магазина в системе торгового обслуживания; наличие других магазинов в зоне деятельности, их специализация; тип и мощность предприятия; характеристика сегментов; транспортные связи.

2. учитываемые при определении  глубины ассортимента (количество  видов и разновидностей): уровень дохода по сегментам; специфика спроса внутри сегментов; размер    торговой    площади    и    характеристика,    параметры оборудования. [1, с.210]

К общим  факторам относятся все внешние  факторы, влияющие в целом на коммерческую деятельность торговой организации. Среди  этих факторов особо выделяют развитие производства в республике, в регионе  и в районе дислокации розничной  торговой сети или конкретной точки  продажи. Производство является основным источником товарных ресурсов торговли, влияет на структуру ассортимента в  розничной торговле.

Конъюнктура рынка складывается под влиянием такого стратегически важного фактора, как спрос. Однако прежде чем начинать изучение спроса коммерческий аппарат  должен определить, на каком сегменте будет работать данная организация  торговли. Поэтому при построении ассортимента товаров в розничных  торговых организациях необходимо располагать  достоверной информацией об объеме и структуре спроса, динамике его  развития, характера и особенностях спроса и отдельные товары и у  различных контингентов покупателей. [2, с. 219]

Заметное воздействие  на спрос оказывают мода и достижения научно-технического прогресса, поэтому их тоже нельзя не учитывать, формируя ассортимент товаров.

           Необходимо также отметить, что  на спрос и потребление многих  товаров, в особенности продуктов  питания, оказывает влияние сезонность  их производства (молочные продукты, мясо, овощи, фрукты и др.). Вследствие  этого происходит неравномерность  их потребления в течение года  и спрос переключается на товары  их заменяющие. Проблема сглаживания  сезонности в потреблении пищевых  продуктов решается в известной  степени путем создания сезонных  запасов соответствующих товаров,  что особо следует учитывать  при формировании ассортимента. 

    Существенным  фактором формирования ассортимента  является цена товара. Покупатель  чаще всего обязательно определяет  для себя предельную цену или  диапазон цен, в пределах которого  он собирается уплатить за  покупку. Поэтому одним из критериев  рационального построения ассортимента  товаров в магазине служит  обеспечение правильного сочетания  товаров с различной стоимостью.

           В процессе осуществления покупки покупатель в зависимости от своего благосостояния принимает свое решение на основе трех составляющих: качество, цена, сервис.

К специфическим  факторам, оказывающим влияние на построение ассортимента товаров в каждом конкретном магазине, относятся: тип и размер магазина, его техническая оснащенность, условия товароснабжения, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные связи между населенным пунктом, наличие других розничных торговых организаций в зоне деятельности данного магазина, ассортиментные стратегии конкурентов и др. Так, тип магазина определяет групповой ассортимент товаров, величина торговой площади - широту внутригруппового ассортимента, степень оснащенности торговой организации холодильным оборудованием - перечень реализующих скоропортящихся продуктов и т.п. [2, с. 220]

Информация о работе Формирование ассортимента продовольственных товаров, факторы, влияющие на ассортиментную политику