Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:33, курсовая работа
Все это обусловило актуальность выбранной темы курсовой работы и определило основную цель работы - охарактеризовать основные аспекты формирования ассортимента и факторы, влияющие на ассортиментную политику.
Для достижения этой цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия.
Рассмотреть принципы и этапы деятельности по формированию ассортимента предприятия розничной торговли.
Выявить факторы, определяющие построение ассортимента товаров предприятия.
Рассмотреть и проанализировать организационно-экономическую характеристику торгового предприятия.
Выявить методы формирования торгового ассортимента ТД «Батория».
Оценить коммерческой деятельности торгового предприятия по формированию ассортимента.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………………………………………………………5
Содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия…………………………………5
Принципы и этапы деятельности по формированию ассортимента предприятия розничной торговли……………………………………9
Факторы, определяющие построение ассортимента товаров предприятия…………………………………………………………..12
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА…………………18
Организационно-экономическая характеристика торгового предприятия………………………………………………………….18
Методы формирования торгового ассортимента ТД «Батория»….24
ОЦЕНКА И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……
При формировании
ассортимента учитывают также фактор
взаимосвязанных товаров. Особенно
это проявляется внутри группы товаров,
но существует и межгрупповая взаимозаменяемость:
мясо можно заменить рыбой, картофелем
- крупами, макаронами и т.д. Однако уровень
развития производства и широта предложения
товара на рынке полностью снимают
проблему дефицита и потребитель
становится более требовательным к
наличию в продаже всех необходимых
товаров. Поэтому периодическое
их отсутствие может привести к значительным
потерям товарооборота и
Важным фактором формирования ассортимента продовольственных товаров является комплексность спроса на отдельные продукты питания. Так, вместе с мясом приобретаются овощи, картофель, специи; кондитерские изделия - чай, кофе, фрукты, т.е. увеличение спроса на одни продукты ведет к росту спроса на другие. Формирование ассортимента товаров без учета этого фактора может привести к сокращению товарооборота, снижению культуры торговли.
Формируя
ассортимент товаров, необходимо учитывать
такой фактор, как сезонность потребления
и производства отдельных продуктов.
Так, зимой увеличивается
На формирование ассортимента товаров в магазине оказывает влияние и такой фактор, как праздники, традиции. Этот фактор приводит по ряду продовольственных товаров не только к росту объема спроса, но и к структурным изменениям. В периоды праздников предъявляется повышенный спрос на высококачественные гастрономические товары, кондитерские изделия и т.д.
При формировании ассортимента необходимо учитывать характер предъявляемого спроса. Различают спрос устойчивый, альтернативный и импульсный, характеристика которых рассматривается ранее.
Также
при формировании ассортимента важное
значение имеет цена товара, которая
зависит от выбора источников поступления,
каналов продвижения товаров
и ценовой стратегии
Таким образом, формирование ассортимента товаров на основе комплексного исследования рынка и с учетом перечисленных выше факторов позволит сформировать конкурентоспособный торговый ассортимент. Однако необходим периодический мониторинг среды деятельности организации торговли с тем, чтобы своевременно внести соответствующие коррективы и изменения в процессе формирования торгового ассортимента.
Филиал №1 ЗАО «ГродноТоргСервис» Торговый Дом «Батория» был создан согласно решения собрания акционеров ЗАО «ГродноТоргСервис» от 01.12.1999 года, что зафиксировано в протоколе №4 и зарегистрировано решением Гродненского городского исполнительного комитета №83 от 08.02.2000 года.
19.02.2000г. филиал №1
Рис.2.1. Организационная структура ЗАО «ГродноТоргСервис»[10,с.3]
Основными целями и предметом
деятельности предприятия являются
хозяйственная деятельность, направленная
на получение прибыли, по
результатам осуществления
Для выполнения своих целей
и задач предприятие
Для осуществления этих видов
деятельности предприятие имеет
специальное разрешение (лицензию)
на право осуществления розничной
ЗАО «ГродноТоргСервис» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет №3012000010115 в филиале 400 ГОУ АСБ «Беларусбанк» (код 752).
Управление предприятием
осуществляется в соответствии с
Положением о филиале №1 ЗАО «ГродноТоргСервис»
Торговом Доме
«Батория» и действующим
Деятельностью предприятия
руководит директор Филиала,
назначаемый и освобождаемый
от должности директором
Директор предприятия
осуществляет текущее руководство
и решает самостоятельно все вопросы,
регламентирующие деятельность Филиала,
за исключением вопросов, отнесённых
к исключительной компетенции
директора ЗАО «
Организационная структура предприятия отличается строгой иерархичностью и взаимосвязанностью, и представлена на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Организационная структура аппарата управления филиала №1 ЗАО «ГродноТоргСервис» ТД «Батория»[10,с.4]
Коммерческий аппарат филиала №1 ЗАО «ГродноТоргСервис» ТД «Батория» состоит заместителей директора и товароведов, в обязанности которых входит установление хозяйственных связей с поставщиками товаров народного потребления, работа с договорами, закуп товаров, работа с ассортиментом товаров и товарными запасами.
В обязанности
заместителей директора также включена
работа по организации
торгового процесса в магазинах,
контроль за работой
продавцов и качеством
В компетенции экономической службы входят ценообразование, контроль за ценами, оперативный анализ экономических показателей.
В компетенции
бухгалтерии находится
Все службы находятся
в строгой взаимосвязи и
ТД «Батория» расположен в старинном историческом центре г. Гродно, по адресу ул. Стефана Батория, 10. Торговое предприятие занимает первый этаж жилого дома. Общая площадь ТД «Батория» составляет 1100 м кв., в т. ч. торговая 530 м кв. График работы магазина: с 800 до 2200 без обеденного перерыва, в выходные дни с 900 до 2200. До 19.11.2001г. магазин работал круглосуточно с перерывом с 400 до 500, являясь единственным ночным магазином города. Однако из-за проблем с жильцами дома от такого графика работы пришлось отказаться.
Складские помещения, расположенные в подвальной части здания позволяют создать необходимые для бесперебойной торговли товарные запасы и обеспечивают поддержание оптимального температурного режима хранения товаров.
Наличие собственного транспорта обеспечивает возможность доставки товаров от любого производителя в РБ. Автопарк ТД «Батория» состоит из 2-х автомобилей: Ивеко, Mercedes Benz Sprinter. Современный и экономичный дизель Mercedes Benz позволяет доставить необходимую продукцию с наименьшими издержками на эксплуатацию.
Филиал №1 ТД «Батория» представляет
собой современное торговое предприятие,
в достаточной степени
В зависимости от степени участия человеческого фактора (продавца) в обслуживании и технологии выбора товаров в практике деятельности предприятий розничной торговли используют две основные системы обслуживания: традиционную (через прилавок) и прогрессивную (самообслуживание).
Основными конкурентами являются коммерческие торговые объекты ОАО «Торговый дом «Неман», фирменный магазин Волковысского мясокомбината, магазин «Центральный», которые осуществляют розничную торговлю в отдельных зданиях, так и через арендуемые торговые места в продовольственных торговых объектах.
Главная цель ассортиментной политики ТД «Батория» - обеспечение увеличения товарооборота при одновременном наиболее полном удовлетворении спроса покупателей. Поэтому одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия является товарооборот. Товарооборот характеризует процесс движения товаров путем актов купли – продажи. От товарооборота зависит объем валового дохода и прибыль, он характеризует объем деятельности предприятия.
Таблица 2.1
Финансово-экономические
за период с 1 января по 31 марта
Наименование показателей |
Ед. изм. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
Отклонение | ||
2009/ 2008 |
2010/ 2009 | ||||||
1. |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг |
млн. руб. |
2089 |
2817 |
3432 |
728 |
615 |
2. |
Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
млн. руб. |
305 |
411 |
466 |
106 |
55 |
3. |
Расходы на реализацию |
млн. руб. |
349 |
444 |
523 |
95 |
79 |
5. |
Прибыль от реализации |
млн. руб. |
-9 |
24 |
62 |
33 |
38 |
7. |
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов |
млн. руб. |
1 |
6 |
6 |
5 |
0 |
8. |
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов |
млн. руб. |
-1 |
- |
-1 |
-1 |
-1 |
9. |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
млн. руб. |
-4 |
37 |
85 |
41 |
48 |
10. |
Чистая прибыль |
млн. руб. |
-13 |
20 |
44 |
33 |
24 |
11. |
Рентабельность продаж по прибыли от продажи |
% |
Источник: собственная разработка автора по данным бухгалтерской отчетности ТД «Батория».
На основании проведенного анализа следует отметить, что ТД «Батория» с 1 января по 31 марта 2009 г. сработало с прибылью в 20 млн. руб., а за этот же период 2010 г. было получено чистой прибыли 44 млн. руб., но в 2008 году предприятие сработало с отрицательной прибылью в 13 млн. руб. Основная причина увеличения прибыли на предприятии является то, что значительно возросла прибыль от реализации товаров и составила 24 и 62 млн. руб. соответственно, а убыток в таком размере, т.к. от реализации не было прибыли, а убыток в сумме 9 млн. руб.
Выручка от реализации с 1 января по 31 марта 2008 г. составила 2089 млн. руб., в 2009 г. – 2817 млн. руб., а за аналогичный период 2010 года выручка от реализации составила 3432 млн. руб.
Таким образом, следует отметить, что финансовое положение ТД «Батория» достаточно стабильное, что обеспечивается за счет хорошо продуманной коммерческой деятельности в целом по предприятию. Однако успешное развитие и достижение запланированных показателей на 2010г. и повышение конкурентоспособности можно достичь лишь при совершенствовании существующих подходов к формированию ассортимента как основы успешной реализации товаров.
При формировании ассортимента розничных торговых предприятий используются два метода, соответствующие современному состоянию экономики:
Метод ассортиментного перечня предполагает наличие в продаже стандарта товарного предложения, заявленного в обязательном ассортиментном перечне. Метод ориентирован на удовлетворение твёрдо сформулированного спроса. В перечень включаются товары, производимые в Республике Беларусь, потребность в которых удовлетворяется не менее чем на 70%, а также продовольственные и непродовольственные товары первой необходимости и социально значимые.
Ассортиментные
перечни устанавливаются для
предприятий торговли всех форм собственности
и обязательны к исполнению. Указанные
в перечне товары должны присутствовать
в продаже в течение всего
рабочего дня, они согласовываются
со всеми заинтересованными