Формирование ассортимента продовольственных товаров, факторы, влияющие на ассортиментную политику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Все это обусловило актуальность выбранной темы курсовой работы и определило основную цель работы - охарактеризовать основные аспекты формирования ассортимента и факторы, влияющие на ассортиментную политику.
Для достижения этой цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия.
Рассмотреть принципы и этапы деятельности по формированию ассортимента предприятия розничной торговли.
Выявить факторы, определяющие построение ассортимента товаров предприятия.
Рассмотреть и проанализировать организационно-экономическую характеристику торгового предприятия.
Выявить методы формирования торгового ассортимента ТД «Батория».
Оценить коммерческой деятельности торгового предприятия по формированию ассортимента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………………………………………………………5
Содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия…………………………………5
Принципы и этапы деятельности по формированию ассортимента предприятия розничной торговли……………………………………9
Факторы, определяющие построение ассортимента товаров предприятия…………………………………………………………..12
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА…………………18
Организационно-экономическая характеристика торгового предприятия………………………………………………………….18
Методы формирования торгового ассортимента ТД «Батория»….24
ОЦЕНКА И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 650.29 Кб (Скачать файл)

3. Цена продукции, включающая  все расходы по ее эксплуатации.

Прибыльность ассортиментных групп или конкретных товарных позиций  характеризует экономическую составляющую результативности ассортиментной политики.

Количественно измерить эффективность  ассортиментной политики ТД «Батория» по критерию прибыльности ассортимента можно по формуле:

 

Ур = Ор/Оо,                                         (3.1)

 

где Ур – удельный вес  рентабельных товаров в общем  их количестве;

Ор – количество рентабельных позиций;

Оо – количество всех товарных наименований ТД  «Батория».

Для ТД «Батория» этот показатель равен Ур = 20/92= 0,2.

Для предприятия это неплохой результат, но на этом останавливаться  не стоит. Необходимо совершенствовать проводимую ассортиментную политику, увеличивая реализацию товаров, которые  наиболее  полно удовлетворяют  запросы потребителей.

Для привлечения максимального  количества покупателей и завоевания большей доли рынка предприятию  необходимо использовать тактику низкой цены. А для покупателей с высоким  уровнем доходов тактику высокой  цены, а затем  ее снижением для  привлечения следующих сегментов  рынка.

При выборе каналов товародвижения предприятию следует придерживаться политики ограничения участия посредников. Это позволит увеличить уровень  надбавки в рамках предельного и  снизить уровень цен за счет отсутствия оптовой надбавки, а следовательно, привлечь дополнительный контингент покупателей.

Используемый сегодня  на предприятии метод учета реализации товаров на бумажных носителях (тетрадь  реализации товаров) вызывает ряд трудностей, например таких, как: долгий поиск по коду, трудоемкая обработка информации об объеме продаж и самое важное – нет полной картины о спросе покупателей на конкретный вид товара. В связи с этим можно предложить использовать автоматизированный способ учета реализации товаров. Сегодня разработчики предлагают множество экономических программных продуктов: «1С-Бухгалтерия: Финансовый анализ»; «Портфель управляющего» и др.

Сегодня всё более важную роль при осуществлении торговли играет качество обслуживания покупателей. Эффективное и грамотное применение новых форм продаж способствует повышению  эффективности функционирования предприятия  в целом. В качестве предложений  представляется целесообразным развивать  продажи  методом самообслуживания. Это позволит разместить больше товаров в торговом зале.

При формировании ассортимента  необходимо включать в ассортимент социально-значимые товары, торговые надбавки на которые  ограничены. Поэтому предлагается убытки от их реализации перекрывать включением в ассортимент высокорентабельных товаров.

Кроме того, необходимо постоянно  стремиться к ускорению оборачиваемости  товаров. В этом случае увеличение скорости реализации нерентабельных или низко  рентабельных товаров можно обеспечить за счет снижения затрат на их хранение и реализацию.

Главное внимание управленческого  персонала магазина и его коммерческой службы должно быть сосредоточено на определении такого оптимального ассортимента, который позволил бы увеличить объем  продаж, удовлетворить запросы покупателей  и обеспечить рентабельную работу предприятия.

Предприятие ТД «Батория» осуществляет стратегию по предложению широкого ассортимента товаров, начиная с социально-значимых товаров среднего диапазона, и, заканчивая товарами, рассчитанными на более обеспеченную часть потребителей, которые предъявляют особенные требования не только по качеству товара, но  и по известности и престижности торговой марки производителя.

Таким образом, анализ действующей  практики формирования ассортимента в  ТД «Батория» показал, что предприятие в своей деятельности не акцентирует должного внимания на таких составляющих ассортиментной политики как выбор  рыночного сегмента, выбор оптимального соотношения набора товаров, находящихся на  разных стадиях жизненного цикла, разработке стратегии реализации товаров. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Управление ассортиментом  является ключевой областью управления в деятельности любого предприятия. Ведь именно ассортимент  является тем элементом, который связывает  предприятие и рынок, являясь  объектом экономического обмена и средством  удовлетворения существующей потребности. 

 Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов, разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам.

  Ассортиментная политика торгового предприятия – это комплекс задач, целей и принципов организации торговой деятельности, ориентированной на оптимизацию корпоративных интересов и спроса потребителей. Иными словами, ассортиментная политика – это продукция, имеющая ценность для конкретного потребителя, способного удовлетворить потребности предприятия в покрытии затрат и получении прибыли.

    Познание особенностей  и закономерностей функционирования ассортимента товаров, в общественном воспроизводстве, исследование процессов развития, условий формирования является важнейшей насущной задачей для торгового предприятия. Целевой установкой формирования ассортиментной политики торгового предприятия выступает человек со всем многообразием его потребностей, вкусов, интересов.

На основании проведенного исследования, теоретического обобщения  и анализа  действующей практики управления формированием  ассортимента ТД «Батория» можно сделать ряд выводов и предложений:

1. Разработка ассортиментной политики  торгового предприятия представляет  собой процесс, состоящий из  определенных функций, основными  из которых является планирование, организация и контроль. Основным  направлением ассортиментной политики  ТД «Батория» является совершенствование уже существующего, реального ассортимента товаров для максимального приближения его к рациональному. Для этого необходимо: сокращение в ассортименте товаров, на которые снизился спрос и эта тенденция сохраняется; сокращение в ассортименте нерентабельных, непривлекательных товаров; расширение в ассортименте товаров, которые обеспечивают наибольшую долю оборота, товаров с коротким периодом обращения и низкой издержкоемкостью; а также обновление ассортимента за счет новых товарных групп, видов, разновидностей.

2. Факторами, обеспечивающими наиболее  успешное формирование ассортимента, являются спрос, производство, специализация  торгового предприятия, его материально-техническая  база, зона деятельности.

    Специалистам ТД «Батория» необходимо постоянно анализировать данные статистической отчетности о динамике и структуре розничного товарооборота, проводить опрос покупателей для выявления их предпочтений, требований к ассортименту и качеству товаров, что непосредственно должно учитываться в процессе формирования ассортимента.

3. Изучены методы формирования  ассортимента: метод ассортиментного  перечня и метод потребительского  комплекса. Метод ассортиментного  перечня обеспечивает поддержание  определенного стандарта предложения  торгового предприятия, но не  ориентирован на гибкое реагирование  на изменения на потребительском  рынке. Метод потребительских  комплексов более прогрессивен, так как ориентируется на более  полное удовлетворение определенных  потребностей, обеспечивает экономию  времени покупателю, облегчает выбор  товаров и услуг. 

4. ТД «Батория» в своей деятельности следует использовать автоматизированный способ учета реализации товаров. Экономический эффект будет достигнут за счет экономии от внедрения программного обеспечения.

Из всего вышесказанного видно, что актуальность темы очевидна, так как при правильном формировании ассортиментного перечня торгового предприятия будет удовлетворяться спрос потребителей, а, следовательно, получение прибыли, и в конечном итоге магазин будет рентабельным.

   Однако в условиях  современного рынка все более  востребована гибкость и оперативность  предприятия. Подчас рынок может  диктовать необходимость отказаться  или пересмотреть, причем достаточно  быстро, выбранный в иных условиях  путь.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Виноградова С.Н., Гурская С.П., Пигунова О.В. Организация коммерческой деятельности: Справ. пособие/ С.Н. Виноградова, С.П. Гурская, О.В. Пигунова и др.; Под общ. ред. С.Н. Виноградовой. – Мн.: Выш. шк., 2000. – 464 с.
  2. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность: учебник/ С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. – Мн.: Выш. шк., 2005. – 352 с.
  3. Виноградова С.Н., Гурская С.П., Пигунова О.В. Организация коммерческой деятельности: Справ. пособие/ С.Н. Виноградова, С.П. Гурская, О.В. Пигунова и др.; Под общ. ред. С.Н. Виноградовой. – Мн.: Выш.шк., 2009. – 464 с.
  4. Гилберт, Д. Управление розничным маркетингом / Д. Гилберт –         Москва: ИНФРА –М, 2005. - 570с.   
  5. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли – 2-е изд. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – 448 с.
  6. Киселев, В.М.  Стратегия управления ассортиментом продовольственных товаров / А.А. Захаров // Экономика и управление. – 2004.- №12.-  С.42-43.
  7. Пигунова О.В. Ассортиментная стратегия предприятия розничной торговли // Маркетинг. – 2007. – №6. С. 50–53.
  8. Швец, А., Анализ ассортиментной политики предприятия / М. Швец                // Маркетинг. – 2007.- №2.- С.50 – 60.
  9. Постановление Министерства торговли Республики Беларусь «Об ассортиментных перечнях» от 15 января 2009 №4.
  10. Устав ЗАО «Гродноторгсервис»
  11. Положение о филиале №1 ЗАО «Гродноторгсервис» торговом доме «Батория».

Информация о работе Формирование ассортимента продовольственных товаров, факторы, влияющие на ассортиментную политику