Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучение основных проблем и тенденций развития розничной торговли;
- изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;
- изучение содержания торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале;
- совершенствование управления товарным ассортиментом.
1.3 Критерии формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли
Товарный ассортимент - это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли.
Формирование товарного
К факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазине, относятся: спрос, производство, ассортиментный профиль магазина; зона деятельности магазина, состояние материально технической базы. [2]
Обеспечение необходимого уровня обслуживания
покупателей и роста основных
экономических показателей
Формирование ассортимента представляет
собой процесс подбора для
реализации в магазине различных
групп товаров, их видов и разновидностей,
дифференцированных по всем отличительным
признакам. Процесс формирования товарного
ассортимента в магазине должен исходить
из формы его товарной специализации
и размера торговой площади, и
быть направлен на удовлетворение спроса
обслуживаемых контингентов покупателей
и обеспечение высокой
В процессе подбора для магазина
необходимого ассортимента товаров
следует руководствоваться
Важнейшим принципом формирования
ассортимента товаров является обеспечение
его соответствия характеру спроса,
предъявляемого избранными для обслуживания
контингентами покупателей. Так
как успешное проникновение и
закрепление торгового
Рациональное построение ассортимента товаров в магазине предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению «импульсивных покупок».
Важным принципом формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение достаточной его широты и глубины. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной - число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Ширина и глубина ассортимента товаров в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения на потребительском рынке.
Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его устойчивости. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение.
Устойчивый ассортимент
И, наконец, одним из принципов правильного формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение условий его рентабельной деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике рентабельность является необходимым условием функционирования любого торгового предприятия. В связи с этим, при построении ассортимента необходимо учитывать издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы [10 с. 124].
Так же автор обращает внимание на оценку стадии жизненного цикла товаров при формировании ассортимента и выделяет следующие стадии:
- внедрение - закупаются сравнительно небольшие партии товара у хорошо известных поставщиков;
- рост - закупка больших партий товара различных разновидностей, поиск новых поставщиков, обеспечение непрерывного завоза, сосредоточение в магазине больших товарных запасов;
- зрелость - снижение закупочных цен, отказ от услуг слабых поставщиков минимизация торговых запасов, реклама;
- устаревшие - распродажа остатков товара.
Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:
1. Определяется перечень
2. Осуществляется распределение
отдельных групп и подгрупп
товаров в разрезе
3. Определяется количество видов
и разновидностей товаров в
рамках отдельных
4. Разрабатывается конкретный
Перечень основных групп и подгрупп
товаров, реализуемых в магазине,
зависит от формы его товарной
специализации и специфики
В процессе распределения отдельных
групп и подгрупп товаров в
разрезе потребительских
Основным фактором, определяющим количество
комплексов и их наименования, являются
размер торговой площади магазина.
Наряду с этим следует учитывать
сложившуюся структуру
Результаты проведенного специального
исследования по этому вопросу позволяют
рекомендовать следующую
- товары для детей;
- товары для женщин;
- товары для мужчин;
- товары для дома;
- культура в быту и организация досуга;
- товары для шитья и вязания.
Наряду с постоянными в рамках потребительских комплексов универмагов могут быть организованы сезонные микрокомплексы. Они организуются, как правило, в канун праздников или период осенне-зимнего или весенне-летнего сезона за счет сокращения площади постоянных микрокомплексов.
В отдельных случаях, в рамках потребительского
комплекса может быть предусмотрена
специальная площадь для
Следующим этапом формирования ассортимента
является количество реализованных
разновидностей товара по их отличительным
особенностям, т.е. его глубины. Основой
для определения количества разновидностей
товаров в магазинах различных
форм товарной специализации является
размер торговой площади торгового
зала и состояние предложения
товаров на региональном потребительском
рынке. Рекомендуемое количество разновидностей
товаров для магазинов
Заключительным этапом формирования
ассортимента является разработка конкретного
перечня товаров, реализуемых в
магазине. Основой для разработки
конкретного ассортиментного
Таблица 1. Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов самообслуживания отдельных форм специализации
Форма специализации магазинов |
Размеры торговой площади, кВ. м |
||||
До 250 |
251-630 |
631-1000 |
Свыше 1000 |
||
1. Универсам |
- |
До 700 |
700-1000 |
1001-1500 |
|
2. Кондитерские товары |
До 300 |
301-500 |
- |
- |
|
3. Товары для детей |
- |
До 1000 |
1001-1500 |
Свыше 1500 |
|
4. Товары для молодежи |
- |
До 800 |
801-1200 |
Свыше 1200 |
|
5. Товары для женщин |
- |
До 1000 |
1001-1500 |
Свыше 1500 |
|
6. Товары для мужчин |
- |
До 800 |
801-1200 |
Свыше 1200 |
|
7. Одежда |
- |
До 600 |
601-1000 |
Свыше 1000 |
|
8. Хозтовары |
До 500 |
501-800 |
801-1200 |
Свыше 1200 |
|
9. Галантерея |
До 600 |
601-900 |
Свыше 900 |
- |
|
Для оптимизации ассортиментного перечня товаров применяют данные, сгруппированные следующим образом:
1. Наименование микрокомплекса (товарной секции);
2. Наименование товаров;
3. Количество разновидностей
4. Период торговли (месяц).
Наряду с правильным формированием ассортимента товаров, важной задачей является обеспечение его устойчивости. Одним из
показателей, характеризующих устойчивость ассортимента товаров в магазине, является коэффициент устойчивости, определяемый по формуле:
(1)
где Ку - коэффициент устойчивости ассортимента товаров в определенном периоде;
О1; О2;… Оn - количество разновидностей товаров отсутствующих в продаже в момент проверок (из предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем товаров);
a - количество разновидностей товаров, предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем;
n - количество проверок.
При росте коэффициента устойчивости
из ассортиментного перечня
Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже
- для универсамов и гастрономов - 0,90;
- для универмагов - 0,80;
- для магазинов обуви и одежды - 0,75;
- для магазинов по продаже культтоваров, спортивных, хозяйственных,
галантерейных товаров - 0,85.
Широкий и устойчивый ассортимент
товаров в магазинах
Так же применительно к области
формирования и размещения товаров
в магазинах заслуживает
Численность ассортиментных позиций в магазинах этих фирм распределяется между продовольственными и непродовольственными товарами в процентном соотношении 66:34.
Ассортимент продовольственных товаров расширяется в основном за счет овощей, фруктов, замороженных продуктов, при магазинных пекарен, а также продукции отделов кулинарии, которые функционируют в 81% продовольственных магазинов самообслуживания США.
Особое внимание уделяется формированию
ассортимента непродовольственных
товаров в магазинах
Во Франции ассортимент
Ассортимент товаров в магазинах с торговой площадью от 250 до 66 кв. м. насчитывает 5000 наименований. Скоропортящиеся товары составляют 53%, бакалейные и напитки - 42%, непродовольственные товары - 5%. Длина выкладки - 170 погонных метров.
Из изложенного можно сделать вывод, что необходимо придерживаться одинаковой системы показателей эффективности ассортимента товаров и его формирования. Выделяют следующие показатели: широту ассортимента, глубину, коэффициент обновления и коэффициент устойчивости ассортимента.
Но, несмотря на то, что изучение ассортимента товаров - очень важная проблема, до сих пор нет стандартов, регламентирующих его показатели. Специалисты и научные работники торговли еще не пришли к единому взгляду на номенклатуру и сущность показателей ассортимента товаров.
Мы считаем, что в розничной
торговле формирование ассортимента является
прерогативой самого торгового предприятия.
В основу действующих в магазинах
ассортиментных перечней положен производственно-
По нашему мнению, для характеристики
ассортимента розничного предприятия
и определения результативности
ассортиментной политики, анализ структуры
ассортимента, его широта и частично
глубина позволяют
Фактическая полнота ассортимента и ее динамика могут служить свидетельством грамотной ассортиментной политики. Полнота ассортимента зависит не только от торговой площади магазина, объемов товарооборота. Важными факторами, обеспечивающими полноту ассортимента, по нашему мнению, являются финансовая устойчивость и авторитет предприятия на рынке товаров и услуг. Большим доверием у поставщиков товаров пользуются магазины которые принимают товар крупными партиями, своевременно производят расчеты, имеют высокую степень надежности.
Информация о работе Формирование ассортимента товаров в розничном торговом предприятии