Формирование ассортимента товаров в розничном торговом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучение основных проблем и тенденций развития розничной торговли;
- изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;
- изучение содержания торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале;
- совершенствование управления товарным ассортиментом.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 87.44 Кб (Скачать файл)

Скорее всего, это связано  с тем, что они созданы в  одной климатической зоне, а современный  покупатель доверяет этим товарным группам  как более качественными и  экологически чистыми по сравнению  с импортными товарами. Из числа  импортных товаров спросом у  покупателей пользуются рыбные изделия, кофе, чай, алкогольные напитки, фрукты, кондитерские товары, газированные напитки, соки. Это можно объяснить широкомасштабными  рекламными кампаниями иностранных  фирм и малыми мощностями отечественных  производителей, а также малым  разнообразием и отсутствием  выбора таких отечественных товаров, как, например, кофе или чай.

Результаты относительно критериев продуктов, которые являются важными при покупке распределились следующим образом:

1) качество продукта

2) упаковка

3) цена товара

4) фирма-производитель

При принятии решения о  покупке того или иного продукта питания для покупателя супермаркета являются во-первых, качество продукта (9,2 балла) и во-вторых, упаковка товара (8,9 балла). Взаимосвязь этих критериев  очевидна, так как дизайн упаковки, ее эстетический вид, ее удобство для потребителя ассоциируются у покупателя с качеством самого товара. Как и предполагалось, качество продуктов питания для потребителя всегда будет стоять на первом месте по весьма понятным причинам, так как оно непосредственно связано со здоровьем покупателей. Современный покупатель стал более разборчив в выборе товаров, стремясь приобретать как можно более качественный продукт.

Поэтому руководство супермаркета должно уделять особое внимание поставке качественных продовольственных товаров. Цене товара потребителями тоже придается  немаловажное значение (8,1 балла). Но цена товара не столь важна для покупателя, как качество и внешний вид  упаковки. Таким образом, потребитель, будучи уверенным в высоком качестве продукта, готов заплатить за него высокую цену. Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание - это то, что качество товара не ассоциируется  в сознании потребителей с фирмой- изготовителем, об этом свидетельствует меньшее количество баллов (7 баллов).

Для того чтобы выявить  какие продовольственные товары супермаркета у покупателей не пользуются спросом по той или иной причине  им был предложен открытый вопрос: «Какие продукты в супермаркете Вы не покупаете?». Среди таких продуктов  респонденты выделили следующие:

* из-за высокой цены  копчености, импортные консервы  и компоты, мед, экзотические  фрукты, морепродукты, копченая рыба, конфеты, колбасы;

* полуфабрикаты не приобретают  60% опрошенных;

* отмечают, что овощи в  основном не очень высокого  качества, часто бывают испорченные  и залежалые;

* потребители отметили  не достаточно широкий выбор  колбасных изделий.

Учитывая вышесказанное, руководству супермаркета необходимо разработать комплекс мероприятий  в целях стимулирования сбыта  данных товаров. Следует учитывать, что эти мероприятия должны убедить  покупателей в том, что они  приобретают качественный товар, так  как процесс исследования показал, что покупатель стремится приобретать  продовольственные товары высокого качества, а цена для них является второстепенным фактором.

Обобщая вышесказанное, можно  сделать вывод о том, что основным сегментом покупателей супермаркета являются женщины со средним материальным доходом. Для основной массы покупателей  приоритетными факторами покупки  являются качество продуктов питания  и их упаковка, на втором месте цена и уже потом фирма-производитель. Продукты питания потребители предпочитают приобретать, как правило, в продовольственных  магазинах. В отношении продуктов  повседневного спроса и скоропортящихся  продовольственных товаров основное предпочтение отдается отечественным  производителям.

2.3 Анализ ассортимента торгового предприятия ООО «ТД Михайлов +»

Ассортимент супермаркета можно  разделить на основной и сопутствующий. Основной ассортимент представлен пятнадцатью крупными ассортиментными группами. В качестве сопутствующего ассортимента выступают промышленные, в частности хозяйственные, товары: мыло, стиральные порошки и другие средства бытовой химии, спички, то есть то, в чем может существовать потребность покупателя помимо продовольственных

товаров. Наличие сопутствующего ассортимента дает возможность увеличения доходов магазина, повышает его авторитет  в глазах покупателя, является попыткой разнообразить ассортимент товаров  и увеличить выбор покупателя, обеспечить покупателю возможность  осуществления покупки в одном  месте.

Принцип формирования товарного  ассортимента в магазине - функциональный, то есть он призван удовлетворять  потребности людей, прежде всего, в  продуктах питания. Товарный ассортимент  супермаркета является насыщенным, так  как в продаже имеются аналогичные  товары разнообразных производителей (торговые марки).

Номенклатура супермаркета включает в себя продукцию пятнадцати ассортиментных групп:

- кондитерские изделия;

- рыба и морепродукты;

- мясо и мясные товары;

- молоко и кисломолочные товары;

- пищевые жиры;

- яйца;

- сахар;

- мед;

- вкусовые товары;

- свежие плоды;

- свежие овощи;

- переработанные плоды и овощи;

- зерномучные товары;

- грибы;

- детское питание.

Таким образом, количественно  широта номенклатуры супермаркета равна 15.

Насыщенность представленной номенклатуры, то есть общее число  составляющих ее отдельных продуктов, у объекта изучения 769. Средняя  насыщенность товарного ассортимента (средняя товарная линейка) супермаркета определяется делением общего количества продукции (769) на количество ассортиментных групп (15). Таким образом, средняя  товарная линейка супермаркета охватывает 51 позицию.

Глубину номенклатуры можно  определить исходя из количества вариантов  исполнения каждого продукта в рамках ассортиментной группы. На основе литературы Савиной Е.В. и Наумовой Л.М. [28; с 247] была рассчитана глубина номенклатуры супермаркета. Например, сметана продается различной жирности (15%; 20%; 25%), в двух упаковках (пакетах ипластиковых коробках) и в двух расфасовках (по 0,25 л. и по 0,5 л.), значит, глубина номенклатуры сметаны равна 3*2*2=12. Сами параметры определения глубины номенклатуры и ассортимента продукта зависят от конкретного продукта. Среди таких параметров использовались вид расфасовки, жирность, масса, форма продукта, вид обработки, наличие наполнителей или добавок, сортность. Таким образом, были рассчитаны все ассортиментные группы. Глубина номенклатуры супермаркета составила 1023.

Ассортиментные группы продукции  супермаркета являются гармоничными, так как включают товары широкого потребления (продукты питания), проходящие через один и тот же канал сбыта  и обладающие схожими функциями  для покупателей. Под гармоничностью номенклатуры и ассортимента подразумевают  степень сходства между продуктами различных ассортиментных групп  с точки зрения их конечного использования, функций.

В целях более глубокого  и подробного изучения товарного  ассортимента супермаркета каждая из 15 ассортиментных групп была разделена  на несколько ассортиментных подгрупп, объединенных однородными признаками.

Ассортиментная группа «молоко  и кисломолочные продукты» разделена  на восемь ассортиментных подгрупп: молоко, сливки, кисломолочные продукты, сметана, творог и творожные продукты, сыры, молочные консервы, мороженое, сгущенные  изделия. Таким образом, широта ассортиментной группы «молоко и кисломолочные продукты» равна 8. Насыщенность этих подгрупп определялась по торговым маркам и наименованиям продуктов. Глубина рассчитывалась способом, рассмотренным выше.

Широта, насыщенность и глубина  ассортиментной группы «молоко и  кисломолочные продукты:

1. молоко коровье 22;

2. сливки 2;

3. кисломолочные продукты 12;

4. сметана 4;

5. творог и творожные  продукты 6;

6. мороженое 8 торговых  марок 18;

7. сыры 27 97;

8. молочные консервы сгущенные  3 4;

Как показал анализ, насыщенность ассортиментной группы «молоко и  кисломолочные продукты» равна 38. Наиболее насыщенным является ассортимент  сыров - 27 торговых марок, наименее насыщен  ассортимент сгущенных молочных консервов - 3 марки. Самым глубоким также является ассортимент сыров, то есть покупатель реально может  выбрать сыры по своему вкусу и  требованиям. Из числа наименее глубоких ассортиментов следует выделить сливки и сметану. Это говорит  о том, что необходимо обратить внимание на данные продукты и разнообразить  их.

Достаточно глубокий, способный  удовлетворить потребности покупателя, ассортимент молока и мороженого. Таким образом, глубина ассортиментной группы «молоко и кисломолочные  продукты» составила 165.

Вторая ассортиментная группа «рыба и морепродукты» представлена в супермаркете 5 ассортиментными  подгруппами: рыба, рыбные консервы, рыбные пресервы, икра рыб, нерыбные морепродукты. Таким образом, широта данной ассортиментной группы равна пяти. Насыщенность группы составляет 28 торговых марок и видов, глубина 48 вариантов исполнения рыбных товаров.

Широта, насыщенность и глубина  ассортиментной группы «рыба и морепродукты»:

Рыба 5 - 8;

Рыбные консервы 7 - 6;

Рыбные пресервы 8 - 12;

Икра рыб 3 - 10;

Нерыбные морепродукты 5 - 12;

Анализируя данные можно  сказать, что самым насыщенным в  этой ассортиментной группе является ассортимент рыбных пресервов, который  представлен 8 торговыми марками  в разном исполнении, так как он является и самым глубоким (12 разновидностей продукта), а также ассортимент  рыбных консервов (7 марок). Наименее насыщенным является ассортимент икры рыб (всего 3 марки этого продукта). Этот факт объясняется тем, что данный продукт  является деликатесом и имеет  достаточно высокую цену, также необходимо учесть, что основным сегментом покупателей  супермаркета являются женщины со средним  уровнем доходов, которые либо не употребляют икру, либо употребляют  не часто.

Следовательно, ассортимент  данной подгруппы не является таким  насыщенным. Но, несмотря на малую насыщенность ассортимент икры рыб достаточно глубокий (12) по сравнению с другими  ассортиментными подгруппами. Нерыбные морепродукты (креветки, осьминоги, крабы) представлены 5 торговыми марками, а  глубина составляет 12 разновидностей. Так как в последнее время  у потребителей все большую популярность приобретают разного рода деликатесы, данный ассортимент вполне способен удовлетворить потребности покупателей.

Следующая ассортиментная группа «яйца» представлена характерным для  данной группы нешироким ассортиментом - яйца куриные и яйца перепелиные. Насыщенность маленькая. Березовская  птицефабрика. Глубина данной ассортиментной группы равна 3, то есть в продаже  имеются яйца 1, 2 категорий и диетические. Нет в продаже яичных продуктов. Но в целом ассортимент яиц  способен удовлетворить потребности  покупателей, так как производитель  местный, значит продукт всегда свежий. Кроме того, реализуются востребованные категории яиц.

Ассортиментная группа «пищевые жиры» разделена на четыре ассортиментных подгруппы: растительные масла, масло  коровье, маргарин, майонез.

В целом насыщенность ассортиментной группы «пищевые жиры» равна 44, а  глубина - 60. Наиболее насыщенным является ассортимент растительного масла - 21 торговая марка, а менее насыщенным - масло коровье (только лишь 4 марки). Также достаточно насыщен ассортимент  майонеза (12), то есть покупатель может  выбрать данный продукт по своим  требованиям и предпочтениям  к той или иной марке. Наиболее глубокий ассортимент майонеза (28), то есть майонез предложен различной  жирности (от слабокалорийного до повышенной жирности) и различной массы, что дает возможность покупателям приобретать данный продукт в нужном количестве и той жирности, какой они желают купить. Относительно неглубокий ассортимент растительного масла и маргарина (по 7 разновидностей у каждой подгруппы).

Ассортиментная группа «сахар»  имеет насыщенность, состоящую из двух видов: сахар-песок и сахар-рафинад. То есть данная ассортиментная группа является насыщенной. Глубина составляет 4 разновидности данного продукта.

Насыщенность и глубина  ассортиментной группы «сахар»:

Сахар-песок 1;

Сахар-рафинад 3;

Следующая ассортиментная группа «кондитерские товары» имеет  широту 6 ассортиментных подгрупп.

Широта, насыщенность и глубина  кондитерских товаров

Фруктово-ягодные изделия 7 - 6;

Карамель 5 - 6;

Шоколад и какао-порошок 8 - 12;

Мучные изделия 36 - 109;

Конфеты 36 - 63;

Халва 2 -10.

В целом насыщенность кондитерских изделий составляет 94 торговые марки, а глубина - 206. Среди перечисленного, самый насыщенный и разнообразный ассортимент мучных кондитерских изделий и конфет. Покупателю предлагается разнообразный и широкий выбор данных товаров. Наименее насыщенный ассортимент халвы и восточных сладостей.

Ассортиментная группа «зерномучные товары» включает в себя семь ассортиментных подгрупп: крупы, мука, хлеб, булочные изделия, макаронные изделия, бараночные изделия, сухарные изделия. То есть, широта данной ассортиментной группы равна 7. Насыщенность зерномучных товаров представлена 68 торговыми марками и видами продукта, глубина составляет 147 разновидностей товаров данной ассортиментной группы.

Широта, глубина, насыщенность ассортиментной группы «зерномучные товары»

Крупы 16; 28;

Мука 10; 24;

Хлеб 3; 5;

Булочные изделия 6; 24;

Макаронные изделия 12; 27;

Бараночные изделия 2; 5;

Сухарные изделия 1; 2.

В супермаркете предлагается достаточно глубокий ассортимент булочных изделий, которые поставляются местным  производителем, политика которого направлена на обеспечение производства разнообразного ассортимента хлебобулочных изделий. Высокая насыщенность (24 марки) и  глубина (32 варианта исполнения продукта) отмечается у ассортимента пищевых  концентратов быстрого приготовления, которые в связи с ускоряющимся темпом жизни становятся более популярны среди потребителей.

Информация о работе Формирование ассортимента товаров в розничном торговом предприятии