Формирование ассортимента ювелирных изделий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является: исследование теоретических и нормативных источников формирования ассортимента и проведения экспертизы ювелирных товаров и анализ ассортимента и проверка качества ювелирных товаров в ОOО «Жемчуг» на примере ювелирных украшений для головы (серёг).
Для достижения этих целей были решены следующие задачи:
- выявлены особенности производства и реализации ювелирных изделий;
- проведен анализ структуры ассортимента ювелирных украшений для головы;
- рассмотрена методика потребительской оценки.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Исследование теоретических и нормативных источников формирования ассортимента и проведения экспертизы ювелирных товаров
1.1 Конъюнктура современного рынка ювелирных товаров…………............5
1.2 Факторы, формирующие потребительские свойства ювелирных товаров………………………………………………………….………….........13
1.3 Классификация и характеристика ассортимента ювелирных товаров…………………………………………………………………….........18
1.4 Методология экспертизы ювелирных товаров…………………………...25
ГЛАВА 2. Характеристика, анализ ассортимента и проверка качества ювелирных товаров в ОАО «Жемчуг»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации…...........32
2.2 Характеристика и анализ ассортимента ювелирных украшений для головы………………………………………………………….………………..34
2.3. Организация проверки качества ювелирных товаров на предприятии розничной торговли…………………………………………............................40
Заключение…………………………………………………..…………………45
Литература……………………………………………….………………….….47
Приложение……………………………………………….…...……………….48

Вложенные файлы: 1 файл

Экспертиза ювелирных изделий.doc

— 485.50 Кб (Скачать файл)

Цепочки.

Цепочки - украшения, состоящие  из соединенных между собой звеньев. Они изготавливаются из золота, серебра, платины или сплавов металлов. Цепочки могут носиться отдельно, либо к ним может подвешиваться кулон или медальон.

Виды цепочек: якорные, панцирные, витые, кордовые, венецианские, комбинированные, фантазийные, цепочки-ленточки.

Якорные - овальные звенья расположены под прямым углом одно к другому.

Панцирные - звенья - изогнутые кольца в виде незавершенной восьмерки.

Кордовая цепочка состоит из звеньев переплетенных в сложный рисунок.

Венецианская  цепочка представляет собой жестко скрепленные звенья-прямоугольники.

Браслеты.

Браслеты - украшения, состоящие  из нескольких звеньев, соединенных  различными способами.

Виды браслетов: жесткие, замкнутые, пружинные, шарнирные, мягкие, глидерные, цепные, плетеные, с бриллиантовыми вставками, с жемчужными вставками, с вставками из драгоценных камней, фантазийные, с разнообразными видами декоративной отделки.

Замкнутый браслет - это кольцо или несколько колец из проволоки.

Пружинный - разрезанное кольцо из упругого металла или пружинящий виток.

Шарнирный представляет собой две детали, соединенные шарниром.

Глидерный мягкий браслет - это несколько звеньев с шарнирным или пружинным соединением.

Цепной браслет состоит из проволоки из нескольких колец разнообразной формы.

Броши.

Брошь - украшение для  одежды с креплением в виде булавки и петельки. Ими украшают не только платья, но и скалывают воротники, шарфы.

Виды брошей: с бриллиантовыми вставками, с жемчужными вставками, с вставками из драгоценных камней, броши-камеи, броши-инталии, фантазийные, с разнообразными видами декоративной отделки.

Броши - камеи - это броши с рельефным изображением. На камеях фигуры могут слегка выступать над поверхностью (барельефные камеи), либо выступать более чем на половину своего объема (горельефные камеи). Камеи вырезаются вручную из камня (сердолика, агата, нефрита). Камни вставляются в оправу, которая обычно изготавливается из драгоценных металлов или латуни.

Среди наиболее популярных фантазийных брошей - броши в виде цветов, листьев виноградных гроздьев.

Кулоны.

Кулон представляет собой  подвеску, в которую с помощью находящегося на верхней части кулона отверстия продевается цепочка.

Виды кулонов: гладкие, с рисунком, с инициалами, со знаком зодиака, с животными и растениями, религиозные, с бриллиантовыми вставками, с жемчужными вставками, с вставками из драгоценных камней, фантазийные, с разнообразными видами декоративной отделки.

 

Медальоны.

Медальон является разновидностью кулона. Представляет собой овальной формы футлярчик, куда можно вставить фотографию или сувенир.

Виды медальонов: открывающиеся, не открывающиеся, с бриллиантовыми вставками, с жемчужными вставками, с вставками из драгоценных камней, фантазийные, с разнообразными видами декоративной отделки.

Колье.

Колье – шейное украшение, центральная часть которого отличается большими размерами и более широкая, чем остальная часть. Центральная часть представляет собой сложную композицию из крупных звеньев, в которые вставлены камни. К краям звенья уменьшаются и заканчиваются обычно цепочкой. В зависимости от фасона колье камни могут быть как вставлены в оправу, так и подвешены на цепочках.

Виды колье: металлические, неметаллические, гибкие, жесткие, с  бриллиантовыми вставками, с жемчужными вставками, с вставками из драгоценных  камней, фантазийные, с разнообразными видами декоративной отделки.

Ожерелья.

Ожерелье – украшение  в виде обруча или цепочки со вставками  из драгоценных камней. Вставки одинаковы, либо близки по размеру.

Виды ожерелий: с гибким обручем, с жестким обручем, сплошные, звенчатые, с бриллиантовыми вставками, жемчужные, с вставками из драгоценных камней, фантазийные, с разнообразными видами декоративной отделки.

 

 

Бусы.

Бусы представляют собой  нить с нанизанными на нее элементами (бусинами) различных форм и размеров.

Виды бус: длинные бусы, короткие бусы с замком, жемчужные, янтарные, коралловые, металлические, костяные, деревянные, фантазийные.

(Подробнее см. «Прил.2»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Методология  экспертизы ювелирных товаров

Драгоценными камнями  принято называть минералы, обладающие специфическими свойствами, благодаря  которым они могут быть использованы (после обработки) в ювелирной промышленности для изготовления украшений и декоративно-художественных изделий. К числу свойств, обусловливающих их эстетическое достоинство, относятся: прозрачность, блеск, окраска камня, светопреломление, а также другие свойства и их комбинации.10

К термину "ювелирные" предлагается относить как драгоценные, поделочные, так и синтезированные аналоги  природных минералов и не существующие в природе химические соединения, такие как фианит.

Главная отличительная особенность поделочных камней красивая окраска или затейливый декоративный рисунок, щелочные камни обычно представлены тонкозернистыми и скрытокристаллическими агрегатами и хорошо поддаются обработке. В полированном виде цветные поделочные камни применяют для производства камнерезных изделий. Из них делают вазы, шкатулки, скульптуры. Наиболее красочные и редкие камни используют для изготовления бус и вставок в ювелирные изделия.

Благодаря разнообразию оттенков и  декора поделочные камни применяют для художественно-мозаичных работ, более широко распространенные разновидности как архитектурно-облицовочный материал.

Многие ювелирные камни характеризуются  одинаковыми и (или) сходными признаками, что затрудняет их диагностику. Так, среди прозрачных и непрозрачных камней можно выделить группы одинакового цвета — зеленого, розового, красного, синего и т.д. Методы их диагностики основаны на определении важнейших физических свойств и внутренниx особенностей.

Диагностика камней, закрепленных в  ювелирных изделиях осложняется тем, что выкрепка их из оправы чаще всего невозможна. Кроме того, исключается диагностика такого важного свойства камней, как твердость.

Прозрачность ювелирных камней — способность твердого тела пропускать в той или иной степени сквозь себя лучи света. Степень прозрачности может быть оценена коэффициентом прозрачности. Прозрачность зависит от структуры кристаллов, наличия в них трещин, твердых и газово-жидких включений. Количественно степень прозрачности, т.е. значения коэффициентов прозрачности и поглощения, можно установить при помощи спектрофотометров.

Блеск, наряду с прозрачностью, является одним из наиболее важных диагностических признаков ювелирных камней. Блеск создается светом, отраженным от поверхности закрепленного камня; при этом его интенсивность, т.е. количество отраженного света, тем больше, чем резче разница между скоростью света в воздухе и в данном ограненном камне (интенсивность блеска тем больше, чем больше показатель преломления). Существуют следующие виды блеска: стеклянный, жирный, смолистый, алмазный, полуметаллический. При этом жирный и смолистый блеск относят к одному типу; термин "жирный" применяют к светлоокрашенным минералам, "смолистый" к темноокрашенным.

Показатель отражения выражается в процентах (интенсивность падающего света принимается за 100 %).

Окраска ювелирных камней — одна из наиболее характерных отличительных признаков для большинства минералов.

Светопреломление  ювелирных камней — на границе двух сред свет меняет направление своего распространения: часть световой энергии возвращается в первую среду, т.е. свет отражается, часть проходит через границу сред, меняя при этом направление распространения. Это явление называется преломлением света. Существует определенная зависимость между углами падения и преломления: падающий и преломленный лучи, а также перпендикуляр к границе раздела к сред, восстановленный в точке падения луча, лежат в ж плоскости, отношение синуса угла падения луча к синусу угла преломления постоянная величина для данных двух сред.11

Тестирование  ювелирных камней 

Методы идентификации  и диагностики изделий из драгоценных  и полудрагоценных камней в основном разделяются на две категории. Объективные методы контроля - спектральные, теплофизические, кристаллографические т. д., для применения которых требуются квалифицированные специалисты, сложное и дорогое оборудование. Субъективные методы - результат тестирования основан на органолептических данных, т.е. полностью зависит от опыта, эрудиции и даже интуиции эксперта-ювелира. 

Очевидно, что в настоящее  время отмеченные категории методов  современной экспертизы чаще всего  совмещаются, однако не являются общедоступными. 

Вместе с тем, применение таких доступных электронных  приборов, как Diamond Detector, Jewel Detector позволяет проводить экспресс - тестирование кристаллов (прозрачных драгоценных и полудрагоценных камней), в данном случае имеется ввиду определение типа камня - топаз или горный хрусталь, изумруд или хризоберилл, бриллиант или лейкосапфир. С помощью этих приборов можно быстро отличить истинный камень от любой имитации (но не искусственный камень от натурального). Работа приборов основана на измерении теплопроводности тестируемых кристаллов.  
 
Коррозия ювелирных сплавов 

Поверхность любого ювелирного сплава можно представить себе состоящей  из атомов или совокупностей атомов всех входящих в этот сплав металлов, причем суммарные площади, занятые  атомами каждого металла, пропорциональны  атомным (а не весовым) процентам  содержания каждого металла в сплаве. Весовое содержание металла в сплаве - это эквивалент хорошо знакомой пробы. Если, например, имеется сплав 585 пробы марки ЗлСрМ 585-80, то по весу золота в нем -58,5 %, серебра - 8 % и меди 33,5 %. Из этого можно рассчитать атомный процент каждого металла, т.е. число атомов данного металла на 100 атомов сплава. 

Исследования, проведенные  в НТЦ "Техноком АС", позволили  установить, что если атомный процент  золота в сплаве не ниже 50 % (а это  соответствует приблизительно 750 пробе), то коррозионные процессы протекают, в основном, на микроучастках, занятых атомами золота, а участки серебра и меди пассивны. При этом токи электрохимической коррозии очень малы, и скорость коррозии минимальна. Цвет изделия не меняется. С уменьшением атомного процента золота в сплаве до 25 % ( что соответствует весовому содержанию золота приблизительно 45 %) картина существенно меняется. Скорость коррозии во много раз увеличивается и процесс коррозии идет, в основном, на микроучастках меди и серебра. Образование при этом окрашенных продуктов коррозии и есть то “потемнение” или “потускнение” ювелирных изделий, которое приходится часто наблюдать. Изделия же 375 пробы и ниже ведут себя в коррозионном отношении как медные, легированные золотом, где примесь золота несколько уменьшает скорость коррозии (грубо говоря, как примеси никеля и хрома уменьшают скорость коррозии обычной стали). Описанные выше исследования были выполнены при разработке прибора Gold Detector, который серийно выпускается более двух лет и заслужил высокую оценку многих организаций как в России, так и за рубежом. Но оказалось, что результаты этих исследований можно использовать гораздо шире, в частности для объяснения многих ранее не совсем понятных явлений, наблюдаемых при пробировании ювелирных изделий.

Электрохимические процессы и техника пробирования  
Используемые в настоящее время в пробирных инспекциях методы контроля качества изделий - это, например, метод купелирования, сам по себе достаточно точный аналитический метод, дающий только общее содержание золота в изделии и к тому же разрушающий его. А подверженность коррозии, т.е., по большому счету, качество изделия зависит от того, насколько равномерно распределено золото по объему данного изделия. 

Другой метод, широко используемый сегодня в работе пробирных инспекций, - применение “пробирного камня”, который является методом - индикатором, результаты которого во многом зависят от опыта и квалификации пробирера. Этот метод основан на сравнении цвета. На "пробирный камень" ( особый кремнистый сланец) исследуемым изделием и пробирными иглами из эталонных сплавов наносятся полосы. На них воздействуют пробирными реактивами. При этом на одних микроучастках полос происходит растворение металла, а на других осаждение из пробирного реактива. Так, если такой реактив - раствор золотохлористо-водородной кислоты (хлорного золота), то происходит осаждение мелкодисперсного золота коричневого цвета. В зависимости от соотношения площадей микроучастков золота, серебра и меди в сплаве меняются токи коррозии, а значит, количество осаждаемого металла и интенсивность окраски полосы данного сплава. При сравнении цвета в местах реакции между полосами и реактивами делается вывод о похожести сплава изделия на такую-то пробирную иглу. 

Но далеко не все изделия  удобно тереть о пробирный камень, кроме того, вряд ли кто позволит проводить эту операцию с историческими и художественными ценностями, ведь камень может снять с поверхности до 0,1 мм металла. При взгляде на знаменитые изделия Фаберже, шедевры Челлини или на изделия современных выдающихся мастеров не возникает мысли о соответствии той или иной пробе.12

Коррозионные  процессы на готовых ювелирных изделиях.

Но вот ювелирное  изделие изготовлено и опробировано. Золота там столько, сколько заявлено. Но будет ли оно всегда высококачественным с точки зрения коррозионной устойчивости? К сожалению, нет и нет. Если, например, звенья золотой цепочки спаяны золотосодержащими припоями, то коррозионная стойкость такой цепочки будет заметно выше, чем у цепочки звенья которых спаяны припоями, не содержащими золота, но с большим количеством цинка. 

Следует остановиться также  и на резком ухудшении качества ювелирных  изделий, связанном с нарушением термической обработки изделий. В результате этого на поверхности  изделия или на отдельных участках его поверхности может образоваться слой, обедненный золотом, толщиной от 0,02 мм. и более. Простой индикатор - такой, как Gold Detector, в этом случае, как правило покажет пробу на ступень ниже, чем на изделии. Поскольку коррозионные процессы протекают, в основном на поверхности, изделие ведет себя, как низкопробное, темнеет, тускнеет и т.д., хотя общее количество золота в нем часто вполне соответствует пробе, так как более глубокие слои обогащены им. Следует еще раз подчеркнуть, что пробирное клеймо (если оно не фальшивое, если не ошибся пробирер и если ничего не случилось в пробирной инспекции) говорит только о том, что золота в изделии столько, сколько обозначено на пробе, но никак не свидетельствует о качестве изделия. А это изделие, в случае наличия вышеописанного дефекта, может не только быстро темнеть, но на нем из-за неравномерного состава могут появляться трещины, приводящие, в конечном счете к разрушению изделия. 

Информация о работе Формирование ассортимента ювелирных изделий