Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:44, дипломная работа
Рост рождаемости в РФ вызвал увеличение и расширение ассортимента продовольственных товаров для питания детей раннего возраста.
Среди продуктов детского питания особое место занимают фруктовые пюре, как поставщики легкоусвояемых углеводов, минеральных веществ и витаминов. Одна из положительных сторон использования консервированных фруктовых пюре для детского питания состоит в том, что эти продукты позволяют значительно разнообразить рацион ребенка независимо от времени года, а также существенно экономить время мам на приготовление прикорма
Введение
Рост рождаемости в РФ вызвал увеличение и расширение ассортимента продовольственных товаров для питания детей раннего возраста.
Среди продуктов детского питания особое место занимают фруктовые пюре, как поставщики легкоусвояемых углеводов, минеральных веществ и витаминов. Одна из положительных сторон использования консервированных фруктовых пюре для детского питания состоит в том, что эти продукты позволяют значительно разнообразить рацион ребенка независимо от времени года, а также существенно экономить время мам на приготовление прикорма. Специфика метаболизма детей раннего возраста позволяет вводить в рацион ребенка фруктовые пюре с 4-х месячного возраста.
Рынок консервированных фруктовых пюре для детского питания в г.Рязани представлен широким ассортиментом продукции, в основном, импортного производства. Причем фруктовые пюре одного наименования, но разных производителей существенно отличаются друг от друга. [20]
Яблочное пюре принадлежит к числу продуктов, которые в первую очередь включают в рацион детей раннего возраста в качестве дополнения к грудному молоку или его заменителям. Когда приходит время вводить малышу прикорм, дилемма между готовым детским питанием и тем, которое можно приготовить собственноручно, бывает трудноразрешимой. Основные критерии сравнения яблочного пюре промышленного производства и приготовленного в домашних условиях – это его органолептические и физико-химические показатели качества и пищевой ценности.
Целью выпускной квалификационной работы являлась сравнительная оценка качества яблочного пюре для детского питания, приготовленного на производстве и в домашних условиях.
1. Товароведная характеристика продуктов детского питания
1.1 Рынок продуктов детского питания в России
Российский рынок продуктов детского питания является составной частью российской пищевой промышленности. Тема детского питания, как одного из основных факторов формирования здоровой нации, нашла свое отражение в Федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 гг., имеющей статус президентской.
Рынок детского
питания можно условно
На сегодняшний день рынок детского питания – один из наиболее динамично развивающихся сегментов пищевой промышленности России. Согласно прогнозам «ФИНАМа», средний прирост рынка детского питания в денежном выражении в 2005-2013 гг. составит порядка 18%.[18]
В России это объясняется тем, что в стране введена господдержка многодетных семей, растут показатели рождаемости, благосостояние потребителей. Сегмент «детское питание» за 2005-2006г.г. вырос на 8% (рисунок 1). Однако в 2008-2009 гг. рост продаж сменился спадом, вызванным резким ростом цен на основные группы продуктов питания для детей.
Рисунок 1 – Годовой прирост товарных разделов в России, 2005-2006 гг., % в стоимостном выражении
С 2010 г продажи детского питания возобновили рост. Рост рынка стимулируется не только увеличением доли потребителей, но и изменением культуры потребления продуктов детского питания. Родители все чаще приобретают готовые продукты промышленного производства, и все больше доверяют производителям в том, что они предоставляют высококачественную и безопасную продукцию.
Наиболее значительными по объему сегментами рынка детского питания являются соки (46%), пюре (25%) заменители грудного молока (16%) и каши (9% соответственно). Печенье и чай - достаточно новые продукты для российского рынка - они занимают 3% и 1% соответственно (рисунок 2). Причиной доминирования сегмента соков в объеме рынка является их широкая потребительская аудитория. В отличие от детских каш, молочных смесей, мясных и овощефруктовых консервов детские соки активно пьют и взрослые люди. Сок для детского питания выглядит в глазах потребителей более качественным. [6]
Рисунок 2 – Сегменты рынка детского питания, %
Кроме того, на российском рынке представлены и другие продукты детского питания, которые производят как отечественные, так и зарубежные фирмы: мюсли, хлопья, сливки, творожок, вода.
Россия осуществляет поставки детского питания за рубеж. Так, за 8 месяцев 2010 года экспорт составил более 4 тысяч тонн в натуральном выражении и 20 тысяч долларов в стоимостном. При этом импорт более чем в 6 раз по объёму превышает экспорт. Продукция, в основном расфасованная для розничной продажи, поставляется в страны ближнего зарубежья (Украина, Казахстан, Азербайджан, Туркмения, Киргизия и другие).
На сегодняшний день доля импорта среди адаптированных сухих смесей составляет 91%, среди овощных пюре - 91%, среди фруктовых пюре - 50% . Однако ведущие мировые производители стремятся не только увеличить экспорт в Россию, но и усилить непосредственное присутствие на отечественном рынке, создавая собственные производственные предприятия внутри страны. Судя по всему, зарубежные производителей делают на Россию большие ставки. Как следствие, в последние два-три года конкуренция резко обострилась, активизировался процесс консолидации ведущих игроков. Так, Nestle и Nutricia, которые пока безоговорочно обгоняют конкурентов в сегменте заменителей грудного молока и имеют неплохие позиции в остальных категориях, провели в 2007 году стратегически важные финансовые операции. Nestle приобрела американскую компанию Gerber, известную в России прежде всего своим детским пюре. А компания по производству детского питания Nutricia, ранее принадлежавшая голландскому концерну Royal Numico, перешла в собственность французской Group Danone. Российское подразделение Nutricia имеет завод в городе Истра и сеть региональных представительств по всей стране. Благодаря покупке данного предприятия Danone сразу заполучила около 20% российского рынка пищевых продуктов для детей раннего возраста.[9]
В настоящее
время рынок детского питания
продолжает расти. Детское питание
демонстрирует наибольшую динамику
роста на российском рынке – от
15% до 30% в год (в зависимости от
категории) и имеет большой потенциал
для дальнейшего роста. При этом
российский рынок детского питания
находится сегодня на начальной
стадии развития. Одна из главных причин
этого роста – социально-
Другая интересная категория, пока не представленная в России, – жидкие витаминизированные смеси из злаков на молочносоковой основе, значительно обогащающие рацион питания ребенка.[1]
1.2 Классификация и ассортимент продуктов детского питания
Продукты детского питания (ПДП) – продукты для питания детей первых трех лет жизни, дошкольников и школьников, а также специализированные продукты для лечебного питания больных детей раннего возраста. Продукты детского питания предназначены для удовлетворения потребностей детского организма в нутриентах на разных этапах его развития.
Группа продуктов детского питания подразделяется на подгруппы в зависимости от основного сырья (рисунок 3).
Рисунок 3 – Классификация продуктов детского питания на подгруппы
Продукты на зерновой основе представлены главным образом кашами, которые вводятся в рацион питания детей первого года жизни с 6 мес.
Продукты детского питания на фруктово-ягодной и овощной основе представлены консервами, которые производят из высококачественных свежих плодов и овощей. Готовые продукты отличаются прекрасными вкусовыми свойствами, наиболее благоприятным сочетанием белков, жиров и углеводов (1:1:2 до 4), а также высоким содержанием витаминов, железа, фосфора и других минеральных веществ. Консервы на фруктово-ягодной и овощной основе представляют собой гомогенизированную пюреобразную массу.[14]
Товароведная классификация консервов на фруктово-ягодной и овощной основе представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 – Классификация и ассортимент продуктов детского питания на фруктово-ягодной и овощной основе
Ассортимент пюреобразных фруктовых консервов для детского питания включает несколько групп продукции, отличающихся по составу входящих в них компонентов (согласно ГОСТ Р 52475-2005 «Консервы на фруктовой основе для питания детей раннего возраста. Технические условия»):
-пюре натуральные без добавок из одного вида плодов или ягод;
-пюре фруктовые с сахаром (сахар добавляется в количестве 5-18%);
-пюре из смеси фруктов и овощей с сахаром;
-пюре из полуфабрикатов тропических плодов с сахаром;
-пюре из смеси плодов, ягод, овощей и соков;
-пюре фруктовое с крупами и молоком с сахаром;
-пюре из фруктов или из смеси фруктов со сливками и сахаром «Неженка»;
-кремы плодово-ягодные с добавлением сахара и манной крупы;
-коктейли плодовые и ягодные;
-десерты плодово-ягодные с добавлением сахара, модифицированного крахмала и молочной сыворотки.
1.3 Характеристика основных производителей продуктов детского питания
Рынок детского питания в России не консолидирован, на нем присутствует большое количество как российских, так и западных производителей. Активными участниками российского рынка детского питания являются такие крупные международные компании как Nestle (Швейцария), Hipp (Австрия), Nutricia (Голландия), Kolinska (Словения), Semper (Швеция), Heinz (Германия).
|
Nestle - гигант на рынке компаний-производителей продуктов питания. Начал свою историю в 1866 году с выпуска одноименной сухой молочной смеси. С того вре- |
мени линейка продукции Nestle расширилась до 8000 наименований, а линейка продуктов детского питания обогатилась фруктово-овощными пюре, мясными и рыбными пюре, молочными, безмолочными и кисломолочными кашами, молочными напитками, специальным детским молочком, соками и молочными десертами. Вся продукция представлена в среднем ценовом сегменте. Кредо компании – делать жизнь лучше, предлагая потребителям только качественные и полноценные продукты. [19]
|
Heinz - старейшая компания, существующая вот уже 135 лет, «Хайнц» заверяет – «Мы делаем обычные вещи необычайно хорошо». На российский рынок «Хайнц» вошел в 1995 году и представляет продукцию в среднем ценовом сегменте. |
Помимо фруктово-овощных пюре, мясных консервов и печенья, компания предлагает пудинги, инстантные супы, детскую вермишель, готовые вторые блюда и десерты.
|
Nutricia еще одна фирма, представленная в среднем ценовом сегменте. Nutricia пришла в Россию в 1994 году. Специализируется исключительно на производстве продуктов детского питания и позиционирует себя как ком- |
панию производитель специализированных и инновационных продуктов для детей с рождения и до трех лет. Выпускает: сухие молочные смеси, лечебные смеси, инновационные смеси с комплексом пребиотиков, молочные и безмолочные каши, фруктовые пюре и соки, фруктовые пюре с творогом и йогуртом, мясо-овощные пюре, рагу, чаи. Лидер по продажам сухих молочных смесей Nutrilon. [13]
|
Semper - шведская фирма, которая ведет отсчет своей деятельности с 1939 года. Изначально, компания задумывалась как производитель сухого молока, но с самого начала «Семпер» стала активно сотрудничать с пе- |
диатрами и диетологами. Результатом этой работы явился принципиально новый продукт Бэби Сэмп – первая молочная смесь для детей, полученная промышленным способом.С тех пор ассортимент выпускаемой продукции расширился до 90 наименований. «Семпер» позиционирует себя как производитель премиум класса. Однако высокая стоимость продукции может объясняться и тем, что на территории России у компании нет ни одного завода, а весь ассортимент детского питания выпускается в Швеции из натурального сырья, прошедшего тщательный отбор.
Информация о работе Экспертиза качества консервов для детского питания