Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 05:59, лекция
Первым примером управления транспортными потоками неоспоримо была автоматизация управления на перекрестках со светофорным регулированием, которая перешла от этапа, характеризуемого временно-зависимым управлением, к этапу транспортно-зависимого управления, использующего принципы адаптированного управления. Однако управление с помощью светофоров на перекрестках является только одной из частей телематики.
1. Введение. Цели и задачи курса.
2. История и определение Интеллектуальных Транспортных Систем
3.Архитектура транспортной телематики
Архитектуру транспортной телематической системы можно разделить на:
опорную, которая определяет основные исполнительные элементы и процессы в транспортной системе, важные подсистемы, определяет основные целевые характеристики системы и ее связь с окружающей средой;
Следует обратить внимание на то, что приведенная выше терминология соответствует европейскому пониманию транспортной телематики, которая была определена в проектах KAREN и CONVERGE [1], [2]. Транспортная телематика, например, в США, объединяет функциональную и информационную архитектуру в понятие «логическая архитектура», а физическую и коммуникационную архитектуру обозначает однозначно как «физический слой», который далее делится на транспортную и коммуникационную подсистемы [3].
Функциональная архитектура
Функциональная архитектура определяет функции отдельных элементов, модулей и подсистем системы, включая связи между ними, и, следовательно, дает возможность реализовать различные виды приложений. Функциональная архитектура исходит из спроса потребителей транспортной телематики, определяет преимущества и тенденции развития. Составной частью функциональной архитектуры является нахождение гармонии между отдельными участниками транспортной телематики (инвесторы, руководители транспортной инфраструктуры, диспетчерская служба транспорта и т.д.) и согласование их стратегических планов в области транспортной телематики. В данной области нередко исходят из частных интересов отдельных групп с целью более объективного учета этих интересов и нахождения компромиссных решений, которые ведут к реальному улучшению мобильности людей и товаров. Функциональная архитектура описывает различные приложения транспортной телематики так, чтобы классификация была как можно более понятной и наглядной.
Информационная архитектура
Вышеуказанная функциональная архитектура определяет отдельные элементы транспортной телематики и основные функции транспортно-телематической системы. Отдельные подсистемы содержат ряд процессов, из которых складываются, так называемые телематические приложения. Составной частью информационной архитектуры является точное определение описания информационных процессов во всех телематических приложениях, включая требования к входной и выходной информации. Информационная архитектура располагает отдельными функциями и макрофункциями в слоях телематической системы. Последнее означает, что телематические приложения будут распространены в нескольких слоях, причем в каждом слое могут протекать частные процессы так, чтобы данные приложения работали оптимально с технической и экономической точек зрения.
Иерархическая структура транспоргной телематики
Отдельные приложения транспортной телематики располагаются в нескольких слоях телематической системы. Иерархическая структура системы является основной предпосылкой оптимальной архитектуры с точки зрения пространственной и ценовой оптимизации. Поэтому следует искать единую модель иерархической структуры, которая будет учитывать различные требования к защищенности, надежности и доступности сбора, передачи и обработки информации.
На рис. 1.1 показана основная схема иерархической структуры транспортной телематической системы. Первый слой представляет собой самый низкий уровень системы, которая образована как детекторами, так и исполнительными элементами и в нем проводится как сбор данных, так и действия по управлению. Второй слой характеризует оперативное управление небольшими участками транспортных сетей, отдельных терминалов или транспортных средств. Третий слой характеризует всю транспортную сеть больших участков и, в большинстве случаев, речь идет об обработке, унификации и извлечении информации из подсистем второго слоя. Четвертый слой отражает государственную транспортную политику и ее необходимых частей, как например, создание фонда развития транспорта, финансирование транспортной инфраструктуры, нагрузка транспортной инфраструктуры, оценка потерь от происшествий, статистическая обработка данных и т.д. Транспортную телематику можно понимать как источник информации для определения этих параметров. Пятый слой представляет европейский уровень и транспортную политику стран-членов Европейского Союза.
Рис. 1.1 Иерархическая структура информационной архитектуры транспортной телематической системы
Каждый слой, естественно, можно разделить на потребителей (перевозчик, пассажир, водитель и т.д.) и инфраструктуру. Иерархическая структура транспортной телематики одинакова как для потребителей, так и для инфраструктуры.
Коммуникационная
среда между первым и вторым слоями
предъявляет самые жесткие
По мере продвижения в верхние слои уменьшаются объемы передаваемых данных и снижаются требования к параметрам передачи. Для более высоких коммуникационных слоев, в основном, можно использовать услуги существующих телекоммуникационных организаций.
При описании отдельных слоев транспортной телематической системы следует подчеркнуть, что максимально поддерживается коммуникация между отдельными слоями и минимально - коммуникация между отдаленными слоями. Этот принцип «преимущества локального взаимодействия» известен из телекоммуникационной техники и приводит к обеспечению выгодной структуры информационных потоков (коммуникаций) отдельных процессов данного телематического приложения.
Первый слой транспортной телематической системы
В этом слое собираются статические и динамические данные о транспортно-эксплуатационных качествах пути, транспортных средствах и транспортных терминалах. Характерным для этого слоя, кроме сбора данных, является осуществление управления с помощью исполнительных элементов. На автомобильном транспорте речь идет, в частности, о следующих приложениях:
Второй слой транспортной телематической системы
К данному слою относится, главным образом, большое количество региональных систем управления, которые осуществляют независимое управление на небольших участках транспортных систем. В области автомобильного транспорта к этому слою относятся, в первую очередь, центры управления работой транспорта городов, центры управления тоннелями, центры управления движением через государственные границы, системы управления отдельными участками автомагистралей и т.д. Всегда речь идет о точно определенной области, которая в большинстве случаев характеризуется единым подходом к управлению.
В области общественного транспорта речь идет, в основном, о системах управления движением автобусов и трамваев, о системах управления метро и т.д.
Третий слой транспортной телематической системы
Данный слой объединяет системы управления второго слоя и включает центры управления крупными транспортными системами. В области автомобильного транспорта речь идет, в большинстве случаев, о центрах управления движением городов, системах управления движением на сети автомагистралей, системах управления тоннелями и т.д.
В общественном транспорте в большинстве случаев речь идет о центрах управления работой городского пассажирского транспорта.
Четвертый слой транспортной телематической системы
Четвертый слой является самым высоким звеном отдельных видов транспорта на национальном и региональном уровнях и служит для внедрения транспортной политики государства в связи с международным транспортом и его юридических, технико-управленческих и рабочих систем, как например, электронные цифровые карты автомобильных дорог, массивы информации для пользователей дорог, системы распространения информации и их международной передачи. Можно сказать, что этот слой интегрирует политическое, социальное и экономическое планирование транспорта всех заинтересованных субъектов. Он отличается, в первую очередь, сбором статистических данных о транспортной системе и служит для оценки основных параметров функционирования транспорта на соответствующем уровне. Результатом оценки качественных характеристик работы транспортной системы на национальном уровне является и определение размера финансирования отдельных видов общественного транспорта из государственного транспортного фонда. Данный слой должен стать составной частью государственной информационной системы страны и данные, которые он предоставляет, должны использоваться и остальными государственными организациями.
Пятый слой транспортной телематической системы
Для полноты следует отметить, что пятый слой является звеном европейской транспортной политики и служит для ее активной поддержки. На основании сбора данных из отдельных регионов решаются вопросы капитальных вложений в транспорт на уровне ЕС.
Физическая и коммуникационная архитектура
Физическая архитектура определяет точные требования, предъявляемые к программному обеспечению и аппаратным средствам информационных и телекоммуникационных технологий, включая их пространственную локализацию. В соответствии с установленной функциональной и информационной архитектурой следует определить физическое решение аппаратных средств и программное обеспечение транспортной телематической системы. Критерием для принятия решений является функциональность, безопасность, надежность и, не в последнюю очередь, общие расходы, связанные с приобретением и эксплуатацией системы. Физическая и коммуникационная архитектуры специально объединены в один общий раздел.
Вообще говоря, физическая архитектура первого слоя дана выбором датчиков и исполнительных элементов. Между первым и вторым слоем осуществляется передача самых важных данных, которые в большинстве случаев тесно связаны с безопасностью и управлением транспортом. Передача между первым и вторым слоями обычно будет обеспечиваться с помощью собственной специальной телекоммуникационной среды, которая должна гарантировать удовлетворение требованиям к защищенности, доступности и надежности передачи информации.
Второй слой обрабатывает данные и осуществляет областное управление. Он будет образован в основном вычислительной техникой, состав которой будет определяться в соответствии с требованиями к обрабатываемой информации. Телекоммуникация между вторым и третьим слоями будет реализована в соответствии с требованиями отдельных процессов. Эти требования будут весьма разнообразными. Предполагается, что приблизительно половина информации будет передаваться без требований к надежности, доступности и защищенности, в то время, как передача второй половины должна гарантировать удовлетворение этим требованиям.
Третий слой определен информационными технологиями управления и логистики крупнейших транспортных областей. Выбор программного обеспечения и аппаратных средств будет осуществлен по требованиям отдельных процессов.
Телекоммуникационная
среда между третьим, четвертым
и пятым слоями будет в подавляющем
большинстве случаев
На рис. 1.2 изображена физическая архитектура транспортной телематики США (US Department of Transport), которая разделяет транспортную телематику на две основные подсистемы:
Данные подсистемы далее разделяются на модули и приложения.
Следует отметить, что такая архитектура была создана в США только для автомобильного транспорта. Если автомобильный транспорт является составной частью интермодального и мультимодального транспорта, то следует расширить количество подсистем транспортной телематики.