Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 05:59, лекция
Первым примером управления транспортными потоками неоспоримо была автоматизация управления на перекрестках со светофорным регулированием, которая перешла от этапа, характеризуемого временно-зависимым управлением, к этапу транспортно-зависимого управления, использующего принципы адаптированного управления. Однако управление с помощью светофоров на перекрестках является только одной из частей телематики.
1. Введение. Цели и задачи курса.
2. История и определение Интеллектуальных Транспортных Систем
3.Архитектура транспортной телематики
Организационная архитектура
Организационная архитектура тесно связана с общей концепцией транспортной телематической системы. Предполагается, что размышления, касающиеся организационной структуры, будут взаимно связаны с размышлениями об определении транспортной телематической системы как инструмента осуществления активной транспортной политики. Каждая организационная система нуждается в технической поддержке для обеспечения своей правильной работы, и каждое ее изменение или преобразование требует также рассмотрения способа преобразования технической поддержки процесса.
В настоящее время в мире начинают исследоваться методики создания архитектуры телематических систем, которые являются прочными в отношении к организационной структуре, однако эти системы требуют применения прогрессивных методов математической обработки информации. С другой стороны, некоторые приложения транспортной телематики, как например, кризисный менеджмент, требуют категорически установленные компетенции и организационную структуру. В таком случае и основные технические средства являются более простыми и дешевыми и их часто можно решать с помощью руководства для операторов, которые таким образом теряют возможность импровизировать.
Лекция № 2
1.Основные подсистемы транспортных телематических систем. Техническая подсистема.
2.Подсистема управления процессами.
1. ОСНОВНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ
ТРАНСПОРТНО-ТЕЛЕМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Как было указано в предыдущем разделе, подсистемы связаны с физической архитектурой транспортно-телематической системы, которую сегментируют в
соответствии с общими функциональными обстоятельствами. Далее описанная классификация отдельных подсистем является необходимым условием Функционирования интермодального и мультимодального транспорта.
На рис. 1.3 показана основная схема транспортной телематической системы. По вертикали транспортно-телематическую систему можно разделить на технические подсистемы, подсистемы управления, экономические и паспортные подсистемы (цифровой учет транспортной инфраструктуры). По горизонтали транспортную телематическую систему можно разделить на подсистемы путей сообщения, транспортных средств и транспортных терминалов[4].
Под понятием технические подсистемы транспортных процессов подразумевается, в частности, сбор статической и динамической информации как о путях сообщения, так и о транспортных средствах или о транспортных терминалах. Все это можно включить в понятие технических услуг, которые могут предлагаться одним или несколькими субъектами. Данные услуги могут предоставляться как перевозчикам (например, мониторинг местоположения транспортных средств), управлениям дорог и транспортных терминалов (например, состояние и функционирование транспортной инфраструктуры), так и пользователям транспорта (например, информации перед поездкой, направление транспортных средств вдоль маршрута, информация о перевозке грузов, пассажиров и т.д.).
Подсистемы управления транспортными процессами обеспечивают как управление движением транспортных средств по транспортной сети, так и управление путями сообщения и транспортными терминалами. Это можно включить в понятие транспортной логистики в широком смысле слова. Результатом данной подсистемы является, например, управление транспортом, управление грузоперевозками, перевозками пассажиров по дорогам, управление спасательными операциями или повышение безопасности транспортных средств.
Экономические и паспортные подсистемы дают возможность соединения информации о материальном и интеллектуальном инвестиционном имуществе с экономической информацией о качестве содержания дорог, состоянии транспортных средств и о ситуации на транспортных терминалах. В результате соответствующей обработки такой частной информации можно получить сведения о стоимости реализации транспортного процесса и с помощью подсистем управления транспортными процессами данную цену оптимизировать.
Транспортная телематика означает целенаправленное соединение вышеуказанных подсистем, когда путём обмена информацией или их совместным использованием можно получить инструмент оптимизации функционирования транспорта и реализации активной транспортной политики на уровне региона, государства или объединенной Европы.
Вышеописанную
основную схему транспортно-
Вся транспортная телематическая система служит потребителям транспорта, повышает их безопасность, информированность, эффективность и производительность транспорта и минимизирует влияние транспорта на окружающую среду. Следует отметить, что потребитель транспорта понимается в более широком смысле слова, причем это может быть как водитель, пассажир, так и служба эксплуатации общественного транспорта, государственное учреждение и т.д. Хорошо составленная транспортная телематическая система - это средство достижения устойчивой мобильности граждан, грузов в потоке товаров, обслуживания регионов в стране и в мире и становится инструментом для объединения транспортной политики в Чехии с транспортной политикой ЕС. Следовательно, такая система положительно отражается в экономической и социальной областях, в области охраны окружающей среды, а также в сфере местной, региональной, национальной, европейской и, соответственно, глобальной политики.
Технические подсистемы
Для
успешного использования
Исполнительные элементы
К исполнительным элементам относятся:
Светофоры
Светофоры являются
основными исполнительными
Управляемые дорожные знаки
Управляемые дорожные
знаки оказывают влияние на динамику
поведения транспортного
Светоизлучающие
знаки изготавливаются с
Информационные табло
Целью
использования информационных табло
является представление водителям информ
Табло на светодиодах являются активными и излучают свет, поэтому они видимы на большом расстоянии. Однако недостатком является непрерывное потребление электроэнергии. Табло гаснет при прекращении подачи электроэнергии. По этим причинам начинают изготавливаться элементы с двумя устойчивыми состояниями, у которых мишень дополнена светодиодом. Этот элемент объединяет преимущества обоих вышеуказанных принципов.
Датчики
К датчикам относятся:
Транспортные детекторы
Транспортные детекторы являются основой для использования технических устройств транспортной телематики. В настоящее время существуют десятки различных датчиков, работающих на разных физических принципах (электромагнитный, инфракрасный, оптический, микроволновый и т. п.). Наиболее часто используемыми датчиками являются индуктивные петли укладываемые под проезжей частью автомобильной дороги. Если требуется измерение скорости и разрешение проезда определенной категории автомобилей, то следует использовать две петли. Их существенным недостатком является то, что при их установке нарушается поверхность проезжей части дороги и поэтому все чаще используются детекторы, не требующие разрушения дорожного покрытия.
Кроме детекторов в транспортных узлах, которые непосредственно используются для управления транспортом, имеются детекторы для процессов принятия решений на уровне региона или всей территории. В транспортных сетях городов используются так называемые стратегические детекторы в местах, где отсутствуют помехи, вызванные работой перекрестков, но которые имеют решающее значение для описания состояния транспорта в сети. На скоростных автомагистралях детекторы расположены на одинаковом расстоянии друг от друга - линейные детекторы. Шаг детекторов (расстояние между детекторами) составляет от 300 м до 1000 м, и они предназначены для линейного управления транспортом потоков и для выявления местоположения дорожно-транспортного происшествия.
Для моделирования движения транспортного потока и классификации транспортных средств необходимо измерять хотя бы два параметра транспортного потока. Чаще всего измеряются интенсивность и скорость движения в заданном поперечнике автомобильной дороги. В Европе происходит процесс стандартизации коммуникационных протоколов для передачи транспортных пакетов.
Видеодетекторные системы
Видеодетекторные системы в настоящее время являются основой успешного мониторинга транспорта, так как техника машинного распознавания образов дает возможность располагать в поле зрения камеры не только детекторы присутствия (интенсивность движения), но и детекторы скорости, детекторы направления движения и т.п. Видеодетектирование должно быть также основным инструментом обнаружения случаев нарушения водителями правил дорожного движения, например проезд на красный сигнал светофора.
Видеоконтроль является одной из предпосылок успешного использования транспортной телематики. Использование видеодетектирования в большинстве случаев не означает дополнительные капитальные расходы, так как можно использовать существующие видеокамеры.
Экологический мониторинг
Осуществляется мониторинг не только концентрации вредных веществ и метеорологических условий в сильно загруженных движением местах, но к экологическому мониторингу относится и взвешивание транспортных средств. В телематических системах данные измерения часто связаны с навигационными системами. Такие детекторы изготавливаются достаточно массивными с микрокомпьютером, управляющим самокалибровкой и осуществляющим слежение за всеми аномалиями.
2.Подсистемы управления процессами
Управление процессами реализуется подсистемой, которая на основании информации, полученной от технологических систем путей сообщения или транспортного средства (статическая и динамическая информация), обеспечивают эффективную обработку информации для целей управления. Как правило, на автомобильном транспорте речь идет о создании менеджмента для управления транспортом в городских агломерациях, на автомагистралях, а также менеджмента городского и регионального общественного транспорта. Речь идет в особенности о системах статистической оценки транспортных процессов для осуществления региональной и государственной транспортной политики и других системах (информационные системы для водителей, для персонала по эксплуатации транспортной инфраструктуры и т.д.). Классификация подсистем управления процессами описана ниже.
Транспортный менеджмент городов
Городские агломерации характерны тем, что они концентрируют большое количество автомобилей на ограниченном пространстве, причем обычно нет возможности экстенсивно повышать протяженность дорог и площадь стоянок. Поэтому необходимо средствами телематики достичь ее более эффективного использования. В городских агломерациях существуют две главные категории потребителей:
На рис. 1.4 показано основное разделение транспортного менеджмента городов, подробное описание которого приводится ниже. Управляющие центры оснащены, кроме собственных управляющих компьютеров, и средствами для видеомониторинга и для речевой связи с водителями. Для создания успешного менеджмента города средствами транспортной телематики необходимо интегрировать следующие управляющие подсистемы.