Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 08:27, реферат
Целью исследования является детальный анализ института договора перевозки груза воздушным транспортом.
Задачами исследования являются:
определение места договора перевозки грузов в системе транспортных обязательств;
анализ правового положения сторон договора перевозки грузов воздушным транспортом;
анализ содержания договора перевозки грузов воздушным транспортом;
анализ норм об ответственности сторон договора перевозки грузов воздушным транспортом.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Договор перевозки грузов в системе транспортных обязательств 3
1.1. Понятие и система транспортных обязательств 3
1.2. Договор перевозки груза в системе транспортных обязательств 6
Глава 2. Общая характеристика договора воздушной перевозки груза 9
2.1. Стороны и содержание договора воздушной перевозки груза 9
2.2. Перевозочные документы и сроки доставки груза 12
Глава 3. Ответственность сторон по договору воздушной перевозки груза 20
3.1. Общие принципы ответственности сторон по договору воздушной перевозки груза 20
3.2. Договорная и деликтная ответственность сторон по договору воздушной перевозки груза 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Дальневосточный
Кафедра: Гражданское, предпринимательского,
транспортного права.
Реферат на тему: «Договор воздушной перевозки груза»
Выполнил: Сметана П.Н.
554 группа
Проверил: Проценко С.В.
Хабаровск
2013
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Договор перевозки грузов в системе транспортных обязательств 3
1.1.
Понятие и система
1.2.
Договор перевозки груза в
системе транспортных
Глава 2. Общая характеристика договора воздушной перевозки груза 9
2.1. Стороны и содержание договора воздушной перевозки груза 9
2.2.
Перевозочные документы и
Глава 3. Ответственность сторон по договору воздушной перевозки груза 20
3.1.
Общие принципы
3.2.
Договорная и деликтная
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Основная специфика
Для такой большой страны
как Российская Федерация всегда
актуальным вопросом остается организация
перевозок пассажиров, их багажа и
грузов воздушным транспортом. Только
воздушный транспорт позволяет
быстро и качественно переместить
скоропортящийся товар на большие
расстояния или в труднодоступные
пункты. При этом нельзя утверждать,
что правовая база договора перевозки
грузов воздушным транспортом детально
разработана, так как в этой области
правоотношений действует ряд зачастую
взаимоисключающих норм. Необходимо
совершенствование правового
Объектом настоящего исследования выступают отношения, складывающиеся по поводу организации перевозок грузок воздушным транспортом. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, материалы судебной практики, научная и учебная литература.
Целью исследования является
детальный анализ института договора
перевозки груза воздушным
Задачами исследования являются:
Задачи исследования определяют
его структуру. Работа состоит из
трех глав. Первая глава посвящена
общим вопросам транспортных обязательств.
Вторая глава посвящена анализу
содержания договора перевозки грузов
воздушным транспортом. В третьей
главе анализируется
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы.
К общенаучным методам исследования можно отнести методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально-логический метод.
К частнонаучным методам
исследования относится, прежде всего,
формально-юридический метод. Он включает
в себя: а) описание норм права; б) установление
юридических признаков
Нельзя сказать, что институт договора перевозки является малоизученным в науке гражданского права.
Так, его анализу посвящено множество трудов Е. А. Суханова, О. С. Иоффе, В. В. Витрянского, В. Т. Смирнова и многих других цивилистов.
Таким образом, предлагаемое исследование представляет собой комплексное исследование института договора перевозки грузов воздушным транспортом.
Транспортные обязательства обусловлены характером отношений, возникающих в процессе перевозок грузов, пассажиров, багажа. Спецификой таких отношений является то, что они опосредуют сферу услуг нематериального (неовеществленного) характера, предоставляемых должником кредитору1.
Транспортные обязательства являются важной составляющей системы обязательств по оказанию услуг, которые непосредственно влияют на осуществление транспортного процесса на различных стадиях, - это обязательства в области транспортной деятельности по перемещению материальных ценностей, пассажиров, их багажа, экспедиционного обслуживания, буксировки судов и плотов, объединяемые общей сферой хозяйственной деятельности и особенностями ее организации.
Транспортное обязательство может быть определено как обязательство, в силу которого одно лицо – перевозчик (эксплуатант) обязуется совершить в пользу другого лица – грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, владельца багажа или грузобагажа – определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, а другое лицо – оплатить оказанные услуги в размере, установленном законодательством или соглашением сторон.
Перевозка – вид предпринимательской деятельности, опосредующей перемещение в пространстве материальных объектов (грузов, багажа) и людей-пассажиров. Согласно п. 1 статьи 784 ГК РФ2 перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Однако процесс перемещения груза не исчерпывается отношениями, возникающими из договора перевозки. Обязанности перевозчика по подаче подвижного состава, а отправителя по предоставлению под погрузку груза также относятся к перевозке. Перевозочными являются отношения, возникающие из договоров об организации перевозки, заявок, заказов, иных действий, совершаемых участниками перевозочного процесса до заключения договора перевозки груза либо после его исполнения1.
В ГК РФ закреплены, как правило, унифицированные общие нормы, относящиеся к железнодорожному, морскому, воздушному, автомобильному, внутреннему водному транспорту. Более детально общие условия перевозки грузов, пассажиров и багажа этими видами транспорта определяются транспортным законодательством, состоящим из транспортных уставов и кодексов, иных законов, а также издаваемых в соответствии с ними правил.
В настоящее время в
Российской Федерации действуют
Воздушный кодекс Российской Федерации,
Федеральный закон о
Транспортные уставы и
кодексы, принятые Государственной
Думой РФ, являются федеральными законами.
По отдельным вопросам транспортной
деятельности законы принимаются субъектами
РФ. Например, о плате за проезд на
государственном или
Отношения по перевозке грузов, багажа и пассажиров регулируются также правилами, издаваемыми в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами. В ГК РФ не названы органы, утверждающие эти правила. В ст. 2 Воздушного кодекса РФ в числе актов, регулирующих отношения в области авиации, указано на федеральные авиационные правила, принимаемые в порядке, определенном Правительством РФ. Такой порядок еще не установлен. Правила перевозок грузов на железнодорожном транспорте, правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа утверждаются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и регистрируются в Министерстве юстиции РФ. Правила в области железнодорожного транспорта разрабатываются федеральным органом исполнительной власти с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, заинтересованных организаций. В настоящее время Министерством путей сообщения РФ издан ряд новых Правил перевозок грузов, а также пассажиров, багажа, грузобагажа на железнодорожном транспорте.
Перевозки грузов и пассажиров
осуществляются как во внутреннем,
так и в международном
Международно-правовыми
являются также многосторонние и
двусторонние соглашения в области
транспорта, заключаемые государствами-
Согласно правилу ч. 2 п.
2 статьи 784 ГК РФ условия перевозок
конкретных грузов, пассажиров и багажа,
а также имущественная
Транспорт, сохраняя приоритетное
положение в хозяйствующих
Система транспортных договоров
корреспондирует самой
Законодательство не дает
определения транспортной системы
как единого хозяйственного комплекса.
С организационно-правовой точки
зрения такого комплекса не существует,
поскольку не существует единого
централизованного управления транспортом,
единого законодательства. Новый
ГК РФ также не внес в этот вопрос
существенных изменений, так как
практически почти все статьи
гл. 40 («Перевозка») содержат отсылочные
нормы к транспортным уставам
и кодексам. Кроме того, общественный
транспорт страны утратил свое монопольное
положение: субъектами транспортных отношений
все в большей мере становятся
частнопредпринимательские
В самом общем виде транспортные договоры можно классифицировать на договоры об организации перевозок грузов, договоры перевозки грузов, договоры перевозки пассажиров и багажа, договоры буксировки. В свою очередь, договоры перевозки грузов и пассажиров можно разделить в соответствии с видом транспорта, которым они осуществляются.
Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является как бы базовым договором, поскольку именно этот договор выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.