Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 08:27, реферат
Целью исследования является детальный анализ института договора перевозки груза воздушным транспортом.
Задачами исследования являются:
определение места договора перевозки грузов в системе транспортных обязательств;
анализ правового положения сторон договора перевозки грузов воздушным транспортом;
анализ содержания договора перевозки грузов воздушным транспортом;
анализ норм об ответственности сторон договора перевозки грузов воздушным транспортом.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Договор перевозки грузов в системе транспортных обязательств 3
1.1. Понятие и система транспортных обязательств 3
1.2. Договор перевозки груза в системе транспортных обязательств 6
Глава 2. Общая характеристика договора воздушной перевозки груза 9
2.1. Стороны и содержание договора воздушной перевозки груза 9
2.2. Перевозочные документы и сроки доставки груза 12
Глава 3. Ответственность сторон по договору воздушной перевозки груза 20
3.1. Общие принципы ответственности сторон по договору воздушной перевозки груза 20
3.2. Договорная и деликтная ответственность сторон по договору воздушной перевозки груза 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Коммерческая деятельность
в области гражданской авиации
допускается только при наличии
лицензии (ст. 62 ВК РФ). Помимо лицензии,
в п. 1 ст. 8 ВК РФ предусмотрено, что
авиационные предприятия и
Пункт 3 статьи 61 ВК РФ указывает на обязательный формальный признак эксплуатанта – наличие сертификата (свидетельства) эксплуатанта. Однако, следует отличать сертификат (свидетельство) эксплуатанта от сертификата, предусмотренного ст. 8 ВК РФ. Требования к эксплуатанту, а следовательно и к порядку получения им сертификата (свидетельства) и к форме последнего, определяются федеральными авиационными правилами (п. 3 ст. 61 ВК РФ).
Эксплуатантом может быть как физическое лицо, так и юридическое. Согласно ст. 100 ВК, перевозчиком является эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки. Воздушный кодекс прямо запрещает выдачу лицензий гражданам – не предпринимателям (п. 3 ст. 9 ВК РФ). Следовательно, если перевозчиком является физическое лицо, то оно должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя.
Что же касается перевозчика
– лица юридического, то логика здесь
следующая. Воздушным кодексом предусмотрен
специальный субъект, авиационное
предприятие, который имеет основной
целью своей деятельности осуществление
за плату воздушных перевозок (п.
1 ст. 61 ВК РФ). Деятельность по осуществлению
и обеспечению воздушных
При этом необходимо иметь в виду, что понятие эксплуатант значительно шире понятия перевозчик. Они соотносятся как род и вид, то есть всякий перевозчик является эксплуатантом, но не всякий эксплуатант является перевозчиком. Перевозчиком по договору воздушной перевозки является эксплуатант – предприниматель, имеющий лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты.
В соответствии с п. 2 ст. 784
ГК РФ, общие условия перевозки
определяются транспортными уставами
и кодексами, иными законами и
издаваемыми в соответствии с
ними правилами. На воздушном транспорте
общие правила перевозок
Следовательно, правовое регулирование воздушной перевозки в России происходит на основании Гражданского кодекса РФ, Воздушного кодекса РФ и принимаемыми на уровне Правительства РФ федеральными авиационными правилами.
Поскольку в настоящий
момент Правительством РФ не приняты
федеральные авиационные
Вопросы ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки можно разбить на следующие две группы: а) ответственность воздушного перевозчика за несохранность (утрату, недостачу, повреждение, порчу) груза или багажа принятого к перевозке; б) ответственность воздушного перевозчика за нарушение сроков перевозки.
Имущественная ответственность
за нарушение транспортных обязательств
строится на общих принципах
По общему правилу соглашения
транспортных организаций с пассажирами
и грузовладельцами об ограничении
или устранении установленной законом
ответственности перевозчика
В отношении ответственности
перевозчика по договору воздушной
перевозки пассажира действует
правило, которое предусматривает
возможность изменения размера
ответственности перевозчика
Необходимо отметить, что
ранее действовавшее
Статья 123 ВК РФ вводит общее правило о том, что перевозчик вправе заключить соглашение с пассажирами, грузоотправителями или грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установленными настоящим Кодексом или международными договорами РФ.
Предприниматель, по общему правилу несет ответственность на началах риска, если иное не предусмотрено законом или договором, поскольку отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства даже при отсутствии его вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Пределом его ответственности является непреодолимая сила, то есть предприниматель освобождается от ответственности, если при данных условиях имели место чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства.
Приведем пример. Общество с ограниченной ответственностью «Техсервис» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к ФГУП «Дальавиа» о взыскании 182435 руб. 84 коп. стоимости недостающего груза по авианакладной № 12613252.
Принятые по делу решение от 6 июня 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 2 сентября 2003 года отменены постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 ноября 2003 года.
При новом рассмотрении дела
суд решением от 16 февраля 2004 года взыскал
с ФГУП «Дальавиа» стоимость недостающего
груза 182435 руб. 84 коп., в иске ООО «Техсервис»
к ОАО «Авиакомпания «
При этом суд исходил из того, что перевозчиком доставлен в аэропорт г. Хабаровска груз, предназначенный для ООО «Техсервис», в количестве 6 мест и сдан ФГУП «Дальавиа».
Постановлением апелляционной
инстанции от 19 мая 2004 года решение
суда от 16 февраля 2004 года отменено; взыскано
с ОАО «Авиакомпания «
Заявитель в обоснование
жалобы привел доводы о нарушении
апелляционной инстанцией норм материального
права (ст. 784 ГК РФ, ст.ст. 2, 102, 105, 118, 119, 124
ВК РФ). Полагает, что вины перевозчика
в утрате груза нет, авиакомпанией
надлежащим образом выполнено
Как видно из материалов дела, 2 октября 2001 года ООО «Техсервис» получило от ООО «Электролюкс» по авианакладной № 12613252 груз в 6 коробках, о недостаче 1 места ФГУП «Дальавиа» составлен коммерческий акт № 52.
Вывод суда первой инстанции о том, что перевозчик не может нести ответственность за недостачу груза в силу ст. 118 ГК РФ, поскольку им не допущена недостача груза с момента его принятия и до выдачи ФГУП «Дальавиа», опровергнут судом апелляционной инстанции. Последним установлено, что груз по авианакладной № 12613252 в аэропорту «Домодедово» загружался на воздушное судно без проводника.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что перевозка груза состоялась, а перевозчик не доказал принятие груза по количеству мест и его сдачу в том же количестве в соответствии с положениями Инструкции о порядке приема-сдачи коммерческой загрузки на борт воздушного судна гражданской авиации.
В этой связи суд апелляционной инстанции обоснованно возложил ответственность за недостачу груза на ОАО «Домодедовские авиалинии» на основании ст. 110 ВК РФ, предусматривающей, что перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение груза, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.
Поэтому отклоняются доводы жалобы об отсутствии вины перевозчика в утрате груза и возложении ответственности на аэропорт1.
Перевозчик несет
Из вышеприведенного правила
нетрудно усмотреть, что ответственность
перевозчика строится на началах
вины, поскольку согласно п. 1 ст. 401 ГК
РФ лицо признается невиновным, если при
той степени заботливости и осмотрительности,
какая от него требовалась по характеру
обязательства и условиям оборота,
оно приняло все меры для надлежащего
исполнения обязательства. Следовательно,
общим условием ответственности
перевозчика за утрату, недостачу
или повреждение груза является
вина, которая презюмируется. В этом
проявляется отклонение от общих
правил ответственности лица, осуществляющего
предпринимательскую
Здесь же, в статье 118 ВК РФ
в п. 3 сказано, что перевозчик несет
ответственность за утрату, недостачу
или повреждение (порчу) багажа или
груза, если не докажет, что они не
явились результатом
Согласно п. 8.5.4. Правил № 19, перевозчик освобождается от ответственности, если утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие: действия или упущения отправителя или получателя; недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при внешнем осмотре принимаемого груза; сдачи груза к перевозке без указания в грузовой накладной его особых свойств, требующих специальных условий или мер предосторожности при его перевозке и хранении; обстоятельств, связанных с погрузкой или выгрузкой средствами отправителя или получателя; непринятия необходимых мер к сохранению груза уполномоченными лицами отправителя или получателя, которые сопровождали груз; естественной убыли груза в пределах установленных норм при перевозке.
П. 8.5.5. Правил № 19, освобождает перевозчика от ответственности за недостачу груза, прибывшего в исправной таре, упаковке или контейнере и с исправными пломбами отправителя, если предъявитель претензии или иска не докажет, что недостача груза произошла по вине перевозчика.
Думается, что приведенные пункты Правил № 19 частично утратили свою юридическую силу, поскольку прямо противоречат ст. 796 ГК РФ и ст. 118 ВК РФ, где сказано, что перевозчик отвечает за несохранность груза с момента принятия груза к перевозке и до передачи их грузополучателю. Поэтому, уже с 1 марта 1996 года (со дня введения в действие 2 части ГК РФ) отпадают все статьи, дающие основания освобождения перевозчика от ответственности в связи с тем, что груз сопровождался экспедитором, либо проводником, или в связи с тем, что была неисправна пломба.
В ст. 121 ВК РФ содержится абстрактное
правило, согласно которому грузоотправитель
несет ответственность за вред, причиненный
перевозчиком или лицом, перед которым
перевозчик несет ответственность,
вследствие неправильности или неполноты
сведений, предоставленных
Обращает на себя внимание тот факт, что ВК РФ вслед за ГК РФ устанавливает ответственность перевозчика за несохранность багажа, в то время как самостоятельный договор перевозки багажа специально транспортным законодательством не предусмотрен. Особенность его состоит в том, что стороной по договору перевозки багажа является пассажир, но ответственность воздушного перевозчика за несохранность багажа приравнивается к его ответственности за несохранность груза.
При сравнении норм ГК РФ и ВК РФ обнаруживается некоторое терминологическое разночтение, которое на первый взгляд может не вызвать никакого подозрения. Так, по ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность, а п. 2 ст. 118 ВК РФ говорит об ответственности перевозчика за сохранность.