Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 08:27, реферат
Целью исследования является детальный анализ института договора перевозки груза воздушным транспортом.
Задачами исследования являются:
определение места договора перевозки грузов в системе транспортных обязательств;
анализ правового положения сторон договора перевозки грузов воздушным транспортом;
анализ содержания договора перевозки грузов воздушным транспортом;
анализ норм об ответственности сторон договора перевозки грузов воздушным транспортом.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Договор перевозки грузов в системе транспортных обязательств 3
1.1. Понятие и система транспортных обязательств 3
1.2. Договор перевозки груза в системе транспортных обязательств 6
Глава 2. Общая характеристика договора воздушной перевозки груза 9
2.1. Стороны и содержание договора воздушной перевозки груза 9
2.2. Перевозочные документы и сроки доставки груза 12
Глава 3. Ответственность сторон по договору воздушной перевозки груза 20
3.1. Общие принципы ответственности сторон по договору воздушной перевозки груза 20
3.2. Договорная и деликтная ответственность сторон по договору воздушной перевозки груза 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Правомерно возникает вопрос, что есть сохранность и можно ли за нее отвечать? Так как основанием юридической ответственности является правонарушение, а одно из его необходимых условий – причинение вреда, то все сводится к сопоставлению понятия вред и сохранность. Под сохранностью следует понимать «сохранение в полной целости, отсутствие повреждений». Понятия «сохранность» и «вред» являются противоположными по смыслу. Следовательно, можно сделать вывод о том, что законодатель все же имел в виду привлечение перевозчика к ответственности за несохранность, но запутался и, установил ответственность за сохранность.
Говоря об ответственности
за несохранность, не лишним было бы раскрыть
само понятие «несохранность». Понятие
«несохранность» груза (багажа) в
качестве условия ответственности
перевозчика введено в
Как пишет В. Т. Смирнов, «понятие
«утрата груза» в транспортном законодательстве
и практике его применения имеет
особое, специальное содержание –
невозможность для перевозчика
выдать груз его получателю в установленный
срок. Утрата может выражаться в
двух формах: полная и частичная. Частичная
утрата груза именуется недостачей.
Порча груза означает несоответствие
качества прибывшего в пункт назначения
груза его первоначальному
Порча и повреждение груза,
по общему правилу, вызывают снижение
эффективности использования
ВК РФ, в отличие от ГК РФ, вообще не делает никакого различия в установлении размера правовых последствий перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире.
Так, согласно п. 1 ст. 119 ВК РФ,
за несохранность багажа, груза, а
также вещей, находящихся при
пассажире, перевозчик несет ответственность
в следующих размерах: 1) за несохранность
багажа или груза, принятых к воздушной
перевозке с объявлением
Надо признать, что законодатель
несколько усовершенствовал нормы,
регламентирующие размер ответственности
перевозчика. Так, к примеру, согласно
п. 4.1.3. Правил № 19, пассажир обязан сам
заботиться о сохранности вещей,
перевозимых в салоне воздушного
судна. П. 8.4.1. Правил № 19 предусматривал
ответственность перевозчика за
сохранность вещей, не сданных в
багаж и находящихся при
К тому же ранее, п. 5.7.1. Правил № 19 предоставлял возможность отправителю сдавать груз для перевозки с объявленной ценностью. Только сразу же декларировалось правило в корне уничтожившее эту разумную норму, а именно то, что сумма объявленной ценности груза не должна превышать его действительной стоимости.
Воздушный кодекс не предусматривает
перевозку вещей, находящихся при
пассажире с объявлением
К тому же возникает правомерный вопрос, почему воздушный перевозчик должен нести ответственность за недостачу, повреждение или порчу багажа, груза или вещей, находящихся при пассажире в размере их стоимости, если они хоть и отличаются от своего первоначального состояния, но сохранились в натуре. Гражданский кодекс РФ решает этот вопрос более грамотно, устанавливая дифференцированный размер ответственности как за утрату и недостачу, так и за повреждение (порчу) (п. 2 ст. 796 ГК РФ).
В. Т. Смирнов рекомендовал
следующим образом подходить
к размеру ответственности: «При
частичной утрате, порче или повреждении
груза для решения вопроса
об объеме ответственности перевозчика
нужно учитывать характер груза
и характер повреждения. Повреждения
и частичная утрата могут касаться
груза: а) состоящего из отдельных предметов,
составляющих самостоятельные объекты,
б) сложного груза, для которого утраченная
или поврежденная часть составляют
элементы единого сложного механизма
(агрегата), и в) груза, представляющего
однородную массу (руда, уголь, лес и
т.д.). В первом случае, поскольку
каждая часть груза может иметь
самостоятельную оценку, возмещается
стоимость соответствующей
Не лишним было бы ввести
в ВК РФ правило, согласно которому
при утрате груза (полной или частичной),
а также в случаях его порчи
или повреждения, по своим последствиям
приравниваемых к утрате, наряду с
возмещением ущерба в указанных
пределах, обязать воздушного перевозчика
возвращать провозную плату, полученную
от грузоотправителя по договору, если
она не входит в цену утраченного
или недостающего груза. Поскольку
ответственность перевозчика и
так ограничена, то это правило
позволило бы более полно восстанавливать
имущественное положение
При перевозке без объявления ценности, ситуация осложняется тем, что грузоотправитель должен будет представить доказательства стоимости утраченного груза (багажа), а в противном случае довольствоваться возмещением в размере двух МРОТ за килограмм веса багажа или груза. Нужно отметить, что аналогичное правило уже давно известно гражданскому законодательству (например, п. 3 ст. 796 ГК РФ; п. 8.3.5. Правил № 19). П. 8.3.5. Правил № 19 гласят, что при утрате или недостаче багажа, перевозка которого оплачена, перевозчик наряду с выплатой возмещения возвращает плату за перевозку, взысканную за утраченный багаж. Поскольку ВК РФ прямо не запрещает, то данный пункт Правил № 19 подлежит применению субсидиарно. Думается, эта норма должна быть закреплена в самом ВК РФ, что придало бы дополнительные гарантии контрагентам воздушного перевозчика.
Приведем пример. Закрытое
акционерное общество «Племптицезавод
«Большевик» (далее – ЗАО «ППЗ
«Большевик») обратилось в Арбитражный
суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской
области с иском к
Решением от 26 декабря 2001 года с ГУАП «Пулково» в пользу ЗАО «ППЗ «Большевик» взыскано 292 400 руб. убытков и 500 руб. расходов по государственной пошлине.
Постановлением апелляционной инстанции решение отменено и в удовлетворении исковых требований отказано. Апелляционная инстанция указала, что у ЗАО «ППЗ «Большевик» в силу статьи 125 Воздушного кодекса Российской Федерации отсутствует право на предъявление требований к перевозчику.
В кассационной жалобе ЗАО
«ППЗ «Большевик» просит постановление
апелляционной инстанции
Податель жалобы ссылается на следующее: неправомерным является вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у истца права на предъявление иска к перевозчику груза; суд необоснованно применил к отношениям сторон положения Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок.
В отзыве на кассационную жалобу
ГУАП «Пулково» просит постановление
апелляционной инстанции
В судебном заседании представители ЗАО «ППЗ «Большевик» подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ГУАП «Пулково» обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов
дела, между сторонами спора заключен
договор международной
По прибытии в город Караганда была обнаружена гибель перевозимых цыплят, стоимость которых составляла 294 000 руб.
Поскольку перевозчик отказался в добровольном порядке возместить стоимость погибших цыплят, ЗАО «ППЗ «Большевик» обратилось с иском в арбитражный суд.
Отменяя решение суда первой
инстанции и отказывая в
Согласно статье 26 названной Конвенции в случае причинения вреда лицо, имеющее право на получение груза, должно направить перевозчику возражение немедленно по обнаружении вреда, и самое позднее – в течение семи дней со дня получения багажа и четырнадцати дней со дня получения товаров.
Доводы подателя жалобы о
неправомерности применения судом
апелляционной инстанции
Поскольку истец не является получателем груза, у ЗАО «ППЗ «Большевик» отсутствует право на предъявление иска к перевозчику.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы1.
Согласно ст. 109 ВК РФ, перевозчик
обязан доставить принятый к воздушной
перевозке груз в пункт назначения
в установленный срок. Срок доставки
груза определяется федеральными авиационными
правилами или установленными перевозчиком
правилами воздушных перевозок,
если иное не предусмотрено договором
воздушной перевозки. В отношении
воздушной перевозки пассажира
Воздушный кодекс РФ устанавливает
правило, согласно которому срок доставки
пассажира и багажа определяется
установленными перевозчиком правилами
воздушных перевозок (п. 1 ст. 103 ВК РФ).
В последнем случае, роль правил
воздушных перевозок в