Компоновка и технические характеристики ЗИЛ-4972 и ЗИЛ-4906
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 21:25, реферат
Краткое описание
Завод имени Лихачева (далее ЗИЛ) начинает свою историю с 1916 года. Именно в этом году было принято решение об основании Автомобильного завода АМО. Изначально на нем планировалось производство Фиатов образца 1915 года. Но в 1918 году проект национализировали, а производство приостановили. К этому моменту на заводе успели собрать более тысячи грузовиков итальянского типа. С 1919 года по 1923 год ЗИЛ занимался в основном ремонтом автомобилей и производством моторов. Так же, завод участвовал в танковой программе, в течение которой было изготовлено 24 танковых двигателя
Содержание
Введение История создания комплекса ПЭМ «490» Компоновка ЗИЛ-4906 Первые испытания ЗИЛ-4906 Тактико-технические характеристики ЗИЛ-4906 История создания ЗИЛ-4972 Компоновка ЗИЛ-4972 Первые испытания ЗИЛ-4972 Тактико-технические характеристики ЗИЛ-4972 Заключение Список литературы
Редуктор привода
гребных винтов и продольный разрез колонки
гребного винта.
Редуктор привода гребных винтов
предназначался для распределения крутящего
момента, передаваемого от раздаточной
коробки на правый и левый гребные винты.
Он состоял из повышающих цилиндрической
и конической зубчатых передач и двух
предохранительных муфт. Предохранительные
муфты с помощью срезаемых штифтов предотвращали
поломки агрегатов привода гребных винтов.
Колонки правого и левого гребных
винтов были установлены снаружи в кормовых
нишах корпуса. Гребные винты - двухлопастные,
фиксированного шага, невзаимозаменяемые,
так как вращались навстречу друг другу.
Каждый гребной винт монтировался на колонке,
внутри которой размещалась коническая
зубчатая передача со спиральным зубом.
Для исключения возможности попадания
воды в колонках создавалось избыточное
давление воздуха, подаваемого из системы
герметизации агрегатов машины.
Поворот амфибии осуществлялся
передними и задними управляемыми колесами,
а при движении на плаву — управляемыми
колесами и водяными рулями. Для повышения
курсовой устойчивости поворот машины
при больших радиусах поворота производился
с помощью только передних колес при заблокированных
задних. Поворот задних колес начинался
после поворота передних на угол 5° в любую
сторону. Максимальные углы поворота внутренних
и наружных управляемых колес были одинаковыми
и составляли, соответственно, 20 и 17°. На
первых машинах был установлен гидрообъемный
механизм управления задними управляемыми
колесами без жесткой кинематической
связи с передними. Однако практика показала,
что механизм с жесткой механической связью
более надежен в эксплуатации, и поэтому
в дальнейшем вернулись именно к нему.
Привод водяных рулей осуществлялся
от продольной тяги задней рулевой трапеции.
Перья водяных рулей, установленных в
кормовой части непосредственно за гребными
винтами, управлялись рулевым колесом
и поворачивались одновременно с управляемыми
колесами.
Первые испытания ЗИЛ-4906
Лабораторно-дорожные
испытания опытных ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 проводились
в период с августа 1975 г. по июль 1977 г. на
автополигонах НАМИ, НИИИ-21 и на дорогах
общего пользования. Контрольный расход
топлива у ЗИЛ-4906 с нагрузкой 3400 кг составил
40 л/100 км, что было значительно меньше,
чем у ПЭУ (72 л/100 км). Время разгона машины,
загруженной снегоболотоходом ЗИЛ-2906,
с места до скорости 50 км/ч было равно 29,5
с; запас хода — 1250 км; выбег со скорости
50 км/ч — 450 м (выбег у ПЭУ — 350 м). Минимальный
радиус поворота соответствовал техническим
требованиям и не превышал 9,0 м (у ПЭУ-1
- 9,8 м, у ЗИЛ-131 - 10,2 м).
Эффективность
рабочих холодных и нагретых тормозов
по величине тормозного пути и скорости
замедления соответствовали установленным
нормам. Стояночный тормоз надежно удерживал
машину на уклоне 40% с асфальтовым покрытием
в течение 5 мин.
ЗИЛ-49061 и ЗИЛ-4906 первой
опытной серии вышли на испытания. 1975 г.
Снаряженная машина развила
максимальную скорость на плаву 9,8 км/ч.
Амфибия с нагрузкой 3200 кг, оборудованная
съемными поплавками, продемонстрировала
хорошую начальную остойчивость, но не
обладала достаточным запасом плавучести
в связи с малой высотой надводного борта
корпуса. Поэтому при форсировании водной
преграды груженой машиной рекомендовалось
груз (снегоболотоход или СА) буксировать
на плаву фалом.
Южные климатические испытания
колесных автомобилей комплекса «490» проходили
летом 1976 г. в Бухарской области в районе
г. Каган и озера Дингызкуль. 29 июня на
аэродром г. Чкаловска для отправки к месту
назначения прибыли амфибии ЗИЛ-4906 и 49042
(для участия в сравнительных испытаниях).
12 июля на аэродром
г. Чкаловска доставили пассажирскую амфибию
ЗИЛ-49061. Автомобиль массой 8340 кг, полностью
заправленный топливом, въехал в транспортный
отсек самолета Ан-12Б (командир — капитан
Л.И. Галицин), где его закрепили с помощью
тросов. Отдельно зафиксировали 130-кг съемный
колпак кабины. Кроме автомобиля, в самолете
разместились шесть испытателей. При взлете,
следовании к месту назначения и на посадке
замечаний к креплению машины у экипажа
самолета не возникло.
За время южных испытаний автомобиль
ЗИЛ-4906 преодолел 3745 км (2000 км по асфальту,
120 км по гравийным и 1443 км по грунтовым
дорогам и 210 км по песку), ЗИЛ-49061 - 1883 км
(772 км по асфальту, 484 по грунтовым дорогам
и 628 км по песку), 49042 - 2504 км (1448 км по асфальту,
985 по грунту и 69 км по песку). Температура
воздуха держалась на уровне +33 - +45°С, а
в районе озера Дингызкуль доходила до
+50°С.
При температуре воздуха +48°С
средний расход топлива у ЗИЛ-4906 на мерном
маршруте грунтовой дороги составил 82
л/100 км при средней скорости 53 км/ч, а на
песке — 98,8 л/100 км при средней скорости
20 км/ч. У амфибии 49042 при температуре воздуха
+38°С расход топлива на асфальте достиг
45,8 л/100 км при скорости 55 км/ч, на грунтовой
дороге - 48,8 л/100 км при скорости 33 км/ч,
на песке — 109,2 л/100 км при скорости 11,7 км/ч.
Испытания системы охлаждения
двигателя ЗИЛ-4906 показали, что при температуре
+34 — +36°С при движении с нагрузкой 2200 кг
по шоссе на 5-й передаче со скоростью 45-50
км/ч температура охлаждающей жидкости
не превышала +110°С, температура в мотоотсеке
— +90-95°С. При снятой задней стенке воздуховода
движение становилось невозможным, так
как через 17-18 мин температура повышалась
до +114 - +116°С. Несколько повышенной (до
92°С) оказалась температура в мотоотсеке
в районе аккумуляторных батарей и согласующего
устройства радионавигационного комплекса.
ЗИЛ-4906 на испытаниях
в пустыне.
На пассажирской амфибии ЗИЛ-49061
при включенном кондиционере при температуре
наружного воздуха +39°С во время движения
по пересеченной местности (укатанный
песок, барханы) температура охлаждающей
жидкости не превысила +101°С, а температура
масла - +117°С.
Погрузка (выгрузка) имитатора
груза массой 2200 кг на твердом ровном (до
3°) грунте или асфальте при умеренном
ветре до 6,5 м/с и температуре окружающего
воздуха до +46°С трудностей не вызвала.
При скорости ветра более 11 м/с поднимавшиеся
пыль и песок препятствовали работе экипажа
без защитных очков. Погрузку (выгрузку)
имитатора СА выполняли два водителя-испытателя.
Погрузку и выгрузку снегоболотохода
ЗИЛ-2906 выполняли три водителя-испытателя.
Система кондиционирования
воздуха пассажирской амфибии ЗИЛ-49061
на стоянке у озера Кую-Мазар при температуре
окружающего воздуха +36°С и средней температуре
в пассажирском салоне +38,9°С через 25 мин
после включения обеспечивала среднюю
температуру в салоне +23,5°С. При движении
по шоссе Каган - Карши при температуре
окружающего воздуха +34,5°С через 30 мин
после включения системы кондиционирования
средняя температура в салоне опустилась
с +42,2 до +23,3°С.
После завершения климатических
испытаний 11 августа пассажирскую амфибию
ЗИЛ-49061 доставили в аэропорт г. Карши и
на самолете Ан-12Б (командир капитан —
В.Д. Королев) с тремя членами экипажа отправили
в Харьков. В ходе полета к месту назначения
и при посадке, произошедшей с динамическим
ударом, замечаний к креплению машины
не было. Ослабления швартовочных тросов,
течи охлаждающей жидкости и ГСМ не наблюдалось.
Тем временем амфибии ЗИЛ-4906,
49042 и автомобиль сопровождения ЗИЛ-1316
августа 1976 г. отправили в пробег по маршруту
Каган - Бухара - Самарканд - Ташкент - Аральск
- Уральск - Куйбышев — Пенза — Рязань
— Москва — база Чулково. Продолжительность
маршрута составляла 4207 км. Это расстояние
автомобили преодолели за 10 суток. Нагрузка
на ЗИЛ-4906 была равна 600 кг + 2 человека,
на ЗИЛ-131 - 1500 кг + 2 человека, на 49042(шла
без нагрузки) размещались 3 человека.
Во время пробеговых испытаний
ЗИЛ-4906 показал удовлетворительную маневренность
и хорошую проходимость по грунтовым дорогам,
сыпучим и укатанным пескам. Он обладал
хорошей плавностью хода, устойчивостью
на дорогах с волнистой поверхностью проезжей
части, отсутствием склонности к галопированию
(в отличие от амфибии 49042, которую на разбитых
грунтовых дорогах с шагом волны 1,5-3,0 м
иногда начинало продольно раскачивать,
из-за чего приходилось снижать скорость
движения).
Для участия в зимних испытаниях
11 января 1976 г. ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 погрузили
на железнодорожные платформы, закрепили
растяжками и упорными брусками, опломбировали
и зачехлили стандартными тентами. Через
четыре дня машины прибыли на грузовую
станцию Воркута-1.
ЗИЛ-4906 преодолевает
снежную целину.
Зимние климатические испытания
проходили в период с 15 января по 1 марта
1977 г. в районе Воркуты при температуре
окружающего воздуха от -22 до -49,8°С. За
это время ЗИЛ-4906 преодолел 2387 км (в том
числе 2315 км по заснеженным грунтовым
дорогам и 72 км по снежной целине), а ЗИЛ-49061
- 1908 км (1780 по заснеженным грунтовым дорогам
и 128 км по снежной целине).
Расход топлива при движении
по укатанной снежной дороге при температуре
окружающего воздуха -31 — -47°С у ЗИЛ-4906
составил 68-70 л/100 км, а у ЗИЛ-49061 - 83,5-89 л/100
км. При движении по снежной целине с глубиной
снега 600—800 мм расход топлива у грузовой
машины был равен 462 л/100 км при скорости
3,6 км/ч, а у пассажирской — 430 л/100 км при
скорости 6,5 км/ч.
21 января на испытаниях
запуска двигателя ЗИЛ-4906 с помощью
предпускового подогревателя при
температуре окружающего воздуха
-36°С через 20 мин работы подогревателя
масло в масляном поддоне нагрелось с
-30 до +18°С, а охлаждающая жидкость на выходе
из системы охлаждения - до +27°С. Через
25 мин после начала испытаний двигатель
завелся, и еще через 11 мин машина тронулась
с места. Спустя час воздух в кабине прогрелся
до комфортных +22°С.
20 января на испытаниях
системы отопления ЗИЛ-49061 на стоянке
при температуре окружающего
воздуха -32°С в результате работы двух
зависимых воздушно-жидкостных отопителей
воздух в пассажирском салоне за 1 ч прогрелся
с -28 до +21 ˚С. 22 января при работе независимого
воздушного отопителя О-30В на стоянке
при температуре наружного воздуха -40°С
через 1,5 ч воздух в пассажирском салоне
прогрелся с -38 до +20°С. При одновременной
работе зависимых и независимого отопителей
на стоянке при температуре окружающего
воздуха -40°С температура воздуха в салоне
с -36°С уже через 30 мин поднялась до +20°С,
а через 1,5 ч - до +35°С.
С 16 по 28 февраля военные спасатели
оценивали условия обитания в пассажирском
салоне ЗИЛ-49061. Температура воздуха в
салоне поддерживалась на уровне +23±2°С
при относительной влажности 40—84%. Скорость
движения воздуха на уровне сидений-носилок
не превышала 0,4 м/с, на выходе вентиляционных
отверстий — 3,8 м/с. Вентиляция пассажирского
салона оказалась достаточной для размещения
в нем 3-6 человек, содержание углекислого
газа не превышало 0,35%. Условия обитания
в салоне признали удовлетворительными
по всем показателям.
С18 по 26 февраля проходили испытания
ЗИЛ-4906 по погрузке СА космического корабля
«Союз» на снежной целине глубиной 600-800
мм. Погрузка производилась с использованием
аутригеров, как при горизонтальном положении
машины, так и при наклоне 2-3° в сторону
вылета стрелы крана. Такая операция без
применения аутригеров проводилась в
том случае, когда уклон машины составлял
2-3° в сторону, противоположную вылету
стрелы крана. Время погрузки, швартовки
и маскировки СА на ЗИЛ-4906 силами двух
членов экипажа при температуре окружающего
воздуха -42°С составило 20—25 мин; время
разгрузки с учетом снятия маскировочной
сетки и швартовочных тросов - 12-15 мин.
Крановая установка позволяла разворачивать
СА в вертикальное положение, что было
необходимо для его погрузки на борт машины.
ЗИЛ-49061
ЗИЛ-4906
Комплекс поисково-эвакуационных
машин «490» на испытаниях 1979 г. Слева направо:
шнекоход ЗИЛ-29061, грузовая (ЗИЛ-4906) и пассажирская
(ЗИЛ-49061) амфибии из второй опытной партии
1976 г.
Испытания в горной местности
автомобиля ЗИЛ-49061 проходили с 10 по 23 июня
1977 г. в горах Тянь-Шаня на высоте до 4000
м над уровнем моря. За две недели машина
преодолела 1240 км, в том числе 873 км по горным
дорогам с твердым покрытием, 310 км по горным
дорогам с гравийным и грунтовым покрытием
и 43 км по горной местности без дорог. Средний
эксплуатационный расход топлива был
равен 123 л/100 км. Средние скорости движения
по щебеночно-грунтовой дороге составили
11,2 км/ч при движении на подъем и 28,5 км/ч
— на спуск; на горной местности — 7,6 км/ч
на подъем и 26,8 км/ч на спуск; на щебеночно-грунтовой
местности — 19,8 км/ч на подъем и 44 км/ч
на спуск; по асфальтобетонной дороге
- 43 км/ч на подъем и 46 км/ч на спуск.
Скороподъемность ЗИЛ-49061 на
серпантинах перевала Сары-Майнок достигала
34,1 м/мин по дороге и 32,2 м/мин на местности,
что оказалось значительно выше, чем у
автомобилей Урал-375 (45,76 м/мин), ЗИЛ-131 (38,5
м/мин) и УАЗ-469 (73,5 м/мин). Максимальный
угол преодолеваемого подъема при движении
по местности вне дорог был равен 32°.
По субъективной оценке экипажа,
плавность хода машины в штатном состоянии
при движении по разбитым горным дорогам
в районе п. Тамга оказалась значительно
лучше, чем у ЗИЛ-131. Стояночный тормоз
работал надежно и удерживал ЗИЛ-49061 на
подъемах (спусках) до 22°. В целом, при эксплуатации
на горных узких дорогах с радиусом поворота
8 м маневренность амфибии за счет поворота
передних и задних колес была высокой.