Компоновка и технические характеристики ЗИЛ-4972 и ЗИЛ-4906
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 21:25, реферат
Краткое описание
Завод имени Лихачева (далее ЗИЛ) начинает свою историю с 1916 года. Именно в этом году было принято решение об основании Автомобильного завода АМО. Изначально на нем планировалось производство Фиатов образца 1915 года. Но в 1918 году проект национализировали, а производство приостановили. К этому моменту на заводе успели собрать более тысячи грузовиков итальянского типа. С 1919 года по 1923 год ЗИЛ занимался в основном ремонтом автомобилей и производством моторов. Так же, завод участвовал в танковой программе, в течение которой было изготовлено 24 танковых двигателя
Содержание
Введение История создания комплекса ПЭМ «490» Компоновка ЗИЛ-4906 Первые испытания ЗИЛ-4906 Тактико-технические характеристики ЗИЛ-4906 История создания ЗИЛ-4972 Компоновка ЗИЛ-4972 Первые испытания ЗИЛ-4972 Тактико-технические характеристики ЗИЛ-4972 Заключение Список литературы
В период осенней распутицы
1993 г. и зимы 1994 г. в окрестностях Бронниц
и в пойме р. Оки у Каширы состоялись
испытания по оценке проходимости ЗИЛ-4972
с опытными шинами мод. ИЯ-333 и второго
образца ЗИЛ-4972 с серийными шинами мод.
И-159. Для сравнения в испытаниях участвовали
автомобили КамАЗ-4350 семейства «Мустанг»,
вахтовый автобус КамАЗ-4208 на шинах 16.75/85R-21
мод. Кама-1260 и многоцелевой ЗИЛ-433410 на
шинах 12R20 мод. КИ-113.
Испытания проводились по методике
НИИИ-21. В процессе испытаний передвижная
лаборатория определяла основные показатели
опорной проходимости, включающие максимальную
удельную силу тяги на крюке и максимальную
скорость движения, а также минимальный
по условиям движения радиус поворота.
В тяжелых условиях движения (особенно
на опытных шинах) ЗИЛ-4972 показал заметное
превосходство над одними из лучших по
опорной проходимости многоцелевыми автомобилями.
На ровном поле, замокшем после
уборки картофеля, с тяжелым сырым суглинком
влажностью около предела насыщения запас
максимальной удельной силы тяги у ЗИЛ-4972
оказался в 1,43-1,74 раза выше, чем у близких
по массе автомобилей КамАЗ. ЗИЛ-4972 в этих
условиях продемонстрировал также большую
скорость (15,6 км/ч против 12 км/ч у КамАЗ-4208
и 11,2 км/ч у КамАЗ-4350). Наименьший радиус
поворота на поле у ЗИЛ-4972 составил 10 м,
у КамАЗ-4208 - 16 м, у КамАЗ-4350 - 21 м. Причем
при движении по полю, когда встречались
участки с ухудшением грунтовых условий,
ЗИЛ-4972 продолжал уверенно двигаться и
маневрировать, в то время как КамАЗы теряли
проходимость даже при прямолинейном
движении.
На ровных участках сыпучего
песка с небольшим (до 2—3 см) слоем снега
и слегка подмороженной коркой песка запас
максимальной удельной силы тяги у ЗИЛ-4972
на шинах ИЯ-333 был в 1,5 раза выше, чем у
ЗИЛ-4972 на шинах И-159, и в 1,6 раз выше, чем
у автомобилей КамАЗ.
На снежной целине с довольно
плотным (0,3 г/см3) кристаллизовавшимся
снегом температурой около - 5°С и глубиной
0,6—0,65 м вездеход ЗИЛ-4972 на опытных шинах
развил скорость 18,8 км/ч. ЗИЛ-433410 по снегу
глубиной 0,6 м двигаться не смог, а на снегу
глубиной 0,5 м запас удельной силы тяги
у него оказался в 1,48 раза меньше, чем у
ЗИЛ-4972 на более глубоком снегу. ЗИЛ-4972
уверенно двигался и по снегу глубиной
0,7 м. Однако из-за отсутствия в Московской
области снега большей глубины определить
предельно возможные параметры проходимости
автомобиля в зимних условиях не удалось.
Способность маневрирования
ЗИЛ-4972 в тяжелых грунтовых условиях благодаря
передним и задним управляемым колесам
при повороте позволила получить минимальное
несовпадение следов колес, что было очень
важно с точки зрения получения наименьшего
сопротивления движению при повороте
на деформируемых грунтах. Этот фактор
предопределил получение минимальных
радиусов поворота, близких по значению
полученным на твердой опорной поверхности.
В поисково-спасательной
службе
Государственные испытания,
проходившие с августа по ноябрь 1993 г.,
показали, что ЗИЛ-4972 и ЗИЛ-4975 в основном
соответствовали техническому заданию
Государственного комитета ГОЧС. Эти автомобили
обеспечивали выполнение работ в степной,
пустынной, лесной, болотистой, горной
местностях и на снежной целине, как в
дневное, так и в ночное время суток и в
сложных метеорологических условиях с
помощью бортовых радионавигационных
и радиотехнических средств. Радионавигационный
комплекс позволял обнаруживать и пеленговать
радиопередатчики объекта поиска и радиостанции
Р-851 коротковолновым пеленгатором ЮР-26
во всем диапазоне частот от 4 до 30 км, а
также радиопередатчиков объекта поиска
и радиостанций Р-855УМ и Р-863 УКВ радиолокатором
АРК-УД во всем диапазоне частот от 2 до
12,5 км.
На государственных испытаниях
максимальная скорость ЗИЛ-4972 достигла
82,4 км/ч, время разгона до 60 км/ч - 31,3 с. Угол
поперечной статической устойчивости
— 39°26'. Автомобиль уверенно преодолевал
крутые подъемы от 18,3 до 28,3° на размокших
суглинках, грунтовой дороге и сыпучем
песке. Контрольный расход топлива при
движении по сухой бетонной дороге со
скоростью 50 км/ч составил 25 л/100 км, запас
хода — 1000 км. Эксплуатационный расход
топлива на сухом асфальтированном шоссе
был равен 36 л/100 км, на мокрой грунтовой
дороге — 55 л/100 км, на бездорожье - 101 л/100
км, на снежной целине глубиной более 400
мм - 330 л/100 км.
ЗИЛ-4972 свободно преодолевал
подъем в 60% (31°30') - без рывков, пробуксовки
сцепления и падения давления масла в
двигателе. Столь же уверенно он пересекал
брод глубиной 1,5 м.
В марте 1994 г. ПЗРА изготовил
первые два ЗИЛ-4972, оснащенные кузовом-фургоном
КЦ-4972 производства Шумерлинского завода
спецавтомобилей. На АМО ЗИЛ эти машины
прибыли своим ходом и успешно выдержали
приемо-сдаточные испытания. Автомобили
развивали максимальную скорость 75 км/ч.
Тормозной путь со скорости 50 км/ч составил
14,68 и 18,23 м (для этого типа автомобилей
требовалось 23 м). Стояночный тормоз выдержал
испытания на подъеме в 15°45', что было больше
27%, необходимых по техническому заданию.
Наименьший радиус поворота по внешнему
колесу обоих автомобилей не превысил
8,14 м. Угол опрокидывания автомобиля с
кузовом-фургоном составил 44°05', шасси
автомобиля без кузова-фургона - 38°30'.
В июле 1994 г. грузовые ЗИЛ-4973
и ЗИЛ-4975 проходили эксплуатационные испытания
в лесисто-болотистой местности на строительстве
линий Череповецких электросетей. Обычно
для этих целей использовались серийные
автомобили ЗИЛ-131, Урал-375 и ГАЗ-66, которые
буксировались к месту разгрузки гусеничными
тракторами. ЗИЛ-4973 и ЗИЛ-4975 без посторонней
помощи доставили технологическое оборудование
и контейнеры с изоляторами непосредственно
к опорам строящихся ЛЭП и разгрузили
их собственным краном.
В 1994 г. в КЭП-ВТС собрали еще
один опытный образец — автомобиль ЗИЛ-4975М1,
у которого кран-манипулятор располагался
за однорядной кабиной.
В апреле 1995 г. на АМО ЗИЛ работала
межведомственная комиссия с участием
В.П. Аксенова (НИИИ-21), В.А. Ковригина (Минтопэнерго
РФ), Л.Л. Суздальцева (НИЦ ГАИ МВД РФ), И.И.
Сальникова, А.Н. Горчакова, В.Б. Лаврентьева,
Э.И. Грицая (АМО ЗИЛ), которая провела испытания
автомобилей ЗИЛ-4972 и ЗИЛ-4975 и подтвердила
их соответствие техническому заданию
Минтопэнерго. Началось серийное производство.
В том же году автомобили прошли сертификационные
испытания и получили одобрение типа транспортного
средства.
В 1996 г. после достаточно большой
технологической проработки на АМО ЗИЛ
изготовили двухрядную двухдверную кабину.
С этой кабиной был собран 7-местный аварийно-спасательный
автомобиль ЗИЛ-4975М2, оснащенный краном-манипулятором
МКС-4032, установленным за кабиной.
Аварийно-спасательные
машины ЗИЛ-4975М1 (сверху) и ЗИЛ-4975М2.
В октябре 1996 г., в соответствии
с письмом НАМИ №20/12-29-619 от 30 сентября
1996 г., специальные автомобили были переименованы.
Пассажирский автомобиль ЗИЛ-4972 получил
обозначение ЗИЛ-497200, ЗИЛ-4973 с портальным
краном ЗИЛ-4906 - ЗИЛ-497201, ЗИЛ-4975М1 с однорядной
кабиной и краном-манипулятором за кабиной
— ЗИЛ-497202, ЗИЛ-4975 с однорядной кабиной
и краном-манипулятором на корме — ЗИЛ-497204, семиместный
автомобиль ЗИЛ-4975М2 с двухрядной кабиной
и краном-манипулятором за кабиной - ЗИЛ-497205.
Грузовой автомобиль
ЗИЛ-4973.
В соответствии с ОКР «Расширение
тактико-технических характеристик ПЭМ
и подготовка их к выполнению поисково-спасательного
обеспечения полета орбитального комплекса
«МИР» на АМО ЗИЛ в 1997 г. подготовили техническое
предложение по созданию комплекса сухопутных
поисково-спасательных машин, предназначенного
для наземного поиска и эвакуации экипажей
спускаемых аппаратов (СА) и самих пилотируемых
и беспилотных СА. В состав комплекса вошли
пассажирская машина типа ЗИЛ-497200 и грузовая
машина, оборудованная краном-манипулятором,
с одно- или двухрядной кабиной. Этот комплекс
машин мог транспортироваться на самолетах
Ан-70 и Ил-76Т. АМО ЗИЛ провел испытания
по погрузке и транспортировке СА на грузовой
поисково-спасательной машине типа ЗИЛ-497205.
К сожалению, из-за отсутствия финансирования
это интересное направление дальнейшего
развития не получило.
В период со 2 по 5 сентября 1997
г. автомобили ЗИЛ-497200 и ЗИЛ-497202 принимали
участие в учениях АК «Транснефть» на
р. Коростель в районе Ярославля. Для выявления
пригодности к эксплуатации в Ярославском
районном нефтепроводном управлении (РНУ)
эти машины совершили пробег протяженностью
63 км, из них 20 км - по трассе нефтепровода
и 43 км — по шоссе, полям и грунтовым дорогам.
Дорога по трассе нефтепровода была грунтовой,
заросшей мелким кустарником. С весны
по ней машины не ходили, обычно по ней
перемещались гусеничные транспортеры.
Дорога изобиловала глубокими колеями.
Над ниткой нефтепровода встречались
ямы, плохо засыпанные после ремонта трубопровода.
На 12-м километре располагалось
непроходимое болото с плавающими кочками
и окнами воды. Гусеничные транспортеры
здесь проходили только после глубокого
промерзания почвы. Оба автомобиля обошли
болото слева по колее гусеничных машин.
В наиболее глубоком месте ЗИЛ-497202 застрял
(сел на раму), но самостоятельно вышел,
применив штатную лебедку. Трос лебедки
зацепили напрямую за толстое дерево.
Водитель ЗИЛ-497202 А.А. Рязанов
не был знаком с трассой, поэтому опасные
места проходил осторожно, на понижающей
передаче в раздаточной коробке и при
включенной блокировке. Блокировка в раздаточной
коробке выключалась только на крутых
поворотах во избежание ее поломки.
Водитель ЗИЛ-497200 П.В. Иванов,
имея представление о дороге и ориентируясь
на колею впереди идущего автомобиля,
уверенно вел свою машину на 6-й передаче
в коробке передач и на 1-й передаче в раздаточной
коробке, без блокировки.
На пути встретились два нешироких
(10-12 м) ручья. Первый ручей — глубиной
0,7 м с пологим входом и крутым противоположным
берегом высотой 1,5 м, крутизной около
70°. Перед ручьем имелась низина, залитая
водой (глубина 0,6-0,7 м). ЗИЛ-497202 преодолел
низину, ручей и уперся бампером в крутой
берег. Вторая попытка пройти ручей с разгона,
в надежде сдвинуть грунт бампером, оказалась
также неудачной. Бампер уткнулся в берег,
а колеса буксовали на дне ручья.
Пришлось прокладывать новую
колею правее прежней на 1,5 корпуса автомобиля.
Берег здесь оказался более пологим, высотой
до 0,7 м, но зарос молодыми деревьями диаметром
до 80 мм и густым кустарником. По новому
следу прошли оба автомобиля, но ЗИЛ-497200
вышел на противоположный берег с погнутыми
нижними концами лестницы и деформированной
трубой, на которую опиралась лестница.
Второй ручей был с обоими пологими
берегами. Противоположный берег - с затяжным
подъемом около 50 м с крутизной около 30°.
Этот участок трассы оба автомобиля прошли
уверенно.
По приезде на стоянку из радиаторов
обоих машин пришлось убирать пух от отцветших
цветов, набившихся во время движения
по трассе нефтепровода.
По оценке начальника линейного
участка Ярославского РНУ В.Г. Зверева,
ЗИЛ-497200 и ЗИЛ-497202 были вполне пригодны
для обслуживания трасс нефтепровода.
ЗИЛ-497200 оснащался всем необходимым оборудованием,
позволявшим бригаде из четырех человек
проводить ремонтные работы на нефтепроводах:
имелись шкафы для размещения имущества,
емкости с достаточным количеством воды,
два спальных места на носилках, два стола,
которые с четырьмя спаренными сиденьями
у столов трансформировались в дополнительные
два спальных места.
Движение колонны
(ЗИЛ-497201, ЗИЛ-49061 и ЗИЛ-497200) по снежной целине.
На ЗИЛ-497202 в контейнерах (или
на специальной платформе) можно было
разместить электростанцию, сварочную
аппаратуру, перевозить фрагменты труб
и пр. Крайне полезным оказался кран-манипулятор,
установленный на этом автомобиле. Однако
для поставки в АК «Транснефть» требовалось
произвести небольшие доработки машин:
увеличить емкости для топлива, снизить
шум в кузове-фургоне и оборудовать его
качественными шторками стеллажей.
Общий пробег автомобилей с
учетом движения по шоссе Москва — Ярославль
- Москва достиг 860 км, расход топлива за
время испытаний у ЗИЛ-497200 составил 472
л, у ЗИЛ-497202 - 457 л.
Всего с 1995 по 1999 г. на ПЗРА изготовили
около 40 автомобилей ЗИЛ-497200 и ЗИЛ-497205,
которые в течение ряда лет эффективно
использовались в подразделениях МЧС,
РАО «ЕЭС России», Министерства путей
сообщения, в нефтегазовом комплексе при
аварийно-спасательных, восстановительных
работах и для доставки ремонтных, спасательных
групп и спецоборудования в условиях бездорожья.
Двенадцать автомобилей ЗИЛ-4972,
оснащенные по спецзаказу двигателями
Caterpillar (получили обозначение ЗИЛ-4972Н),
были поставлены в Петропавловск-Камчатский.
К сожалению, с начала 2000-х гг.
и МЧС, и РАО ЕЭС потеряли интерес к колесным
вездеходам ЗИЛ-4972. Ни новых заказов, ни
обещанных денег на освоение полноценного
серийного производства в Правдинске
и на АМО ЗИЛ так и не дождались. Последние
машины отрабатывают свой ресурс и постепенно
заменяются обычными серийными «Уралами»
и «КамАЗами» — в надежде на русское авось:
а может снег зимой выпадать перестанет
в связи с грядущим глобальным потеплением?
Тогда точно никакие вездеходы не понадобятся.