Национальный проект. Транспортный коридор « Урал промышленный – Урал Полярный»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня среднее расстояние доставки сырья для предприятий Урала – 2,5 тыс. км. Железная руда для металлургических комбинатов едет из Центральной России, бокситы для «алюминиевых» заводов СУАЛ-холдинга с Тиманского месторождения в Республике Коми, уголь везут из Казахстана, Красноярского края и Кемеровской области, с Печоры, медный концентрат – с Алтая.

Содержание

Введение………………………………………………………….………..….3

Национальный проект. Транспортный коридор «Урал промышленный – Урал Полярный»……………………………………..………………….……5

1. Краткая аннотация проекта………………………………………….…...9

1.1 Дефицит сырья для базовых отраслей промышленности Уральского федерального округа…………………………….…………….…………… 9

1.2 Формирование транспортного коридора – снижение издержек освоения месторождений углеводородов п-ова Ямал и шельфовой зоны, создание новых каналов сбыта…………………………………………..….14

1.3 Национальный проект и эффективность лесопользования…………...16

2. С чего начать и план действий.................................................................18

3. Распределение капитальных затрат………………………………….…19

4. Основные показатели строительства дороги……………………….….20

5. Ожидаемые эффекты………………………………………………….…21

6. Алгоритм реализации проекта………………………………………….22

7. На основе утвержденных стратегических планов……………………..23

8. Полярный округ………………………………………………………….24

9. Заключение……………………………………………………………….26

10. Список литературы………………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

Национальный проект Полярный Урал ПЕЧАТЬ.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Уральский государственный университет путей сообщения

 

 

Кафедра «Мировая экономика и логистика»

 

 

 

Курсовая работа

                       На тему:   «Национальный проект.

                                     Транспортный коридор

« Урал промышленный   – Урал Полярный»

 

 

 

Проверил:

д.т.н.,профессор

Самуйлов В.М.

            Выполнил:

            ст.гр. КЭ – 319

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………….………..….3

Национальный проект. Транспортный коридор «Урал промышленный – Урал Полярный»……………………………………..………………….……5

1.      Краткая аннотация проекта………………………………………….…...9

1.1 Дефицит сырья для базовых отраслей промышленности Уральского федерального округа…………………………….…………….……………  9

1.2 Формирование транспортного коридора – снижение издержек                          освоения месторождений углеводородов п-ова Ямал и шельфовой зоны, создание новых каналов сбыта…………………………………………..….14

1.3 Национальный проект и эффективность лесопользования…………...16

2.      С чего начать и план действий.................................................................18

3.      Распределение капитальных затрат………………………………….…19

4.      Основные показатели строительства дороги……………………….….20

5.      Ожидаемые эффекты………………………………………………….…21

6.      Алгоритм реализации проекта………………………………………….22

7.      На основе утвержденных стратегических планов……………………..23

8.      Полярный округ………………………………………………………….24

9.      Заключение……………………………………………………………….26

10. Список литературы………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

                Сегодня среднее расстояние доставки сырья для предприятий Урала – 2,5 тыс. км. Железная руда для металлургических комбинатов едет из Центральной России, бокситы для «алюминиевых» заводов СУАЛ-холдинга с Тиманского месторождения в Республике Коми, уголь везут из Казахстана, Красноярского края и Кемеровской области, с Печоры, медный концентрат – с Алтая.

                Предполагается, что в результате освоения новых месторождений на Приполярном и Полярном Урале расстояние для перевозок сократится в четыре-пять раз. Кроме того, металлургия и машиностроение России перестанут зависеть от поставок марганцевых, железных и хромовых руд из Грузии, Украины и Турции, а энергетика – от ввоза угля из Казахстана.

   В зоне Полярного и Приполярного Урала залегают марганцевые и хромовые руды, используемые для производства легируемой стали, бокситы для алюминиевой промышленности, медный концентрат для цветной металлургии, уран для атомных электростанций, нефть и конденсат для нефтехимии. Есть газ и фосфориты. А также тысячи тонн золота, свинца, цинка. По данным уральского отделения Российской академии наук, общая стоимость твердых полезных ископаемых, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот страны в результате их освоения, - 200 млрд. долл. Реализация проекта транспортного коридора «Урал Промышленный – Урал Полярный» позволит увеличить внутренний региональный продукт в ЯНАО- в 2,7 раза, в ХМАО – в 2,5, в Свердловской и Челябинской областях – в 3 раза к 2010-2015 годам, что уже через три года даст России 38% прироста ВВП. Кроме того, ожидаемый экономический эффект за счет сокращения более чем на 1,5 тыс. км транспортного плеча по доставке только железнорудного сырья, хромовых, марганцевых и угля составит 4 трлн. руб., а за счет разницы между внутренними и мировыми ценами на хромовую и железную руду – до 4,5 трлн. рублей.

                В дальнейшем также предполагается высвобождение – за счет снижения цен на сырье – ресурсов для коренной модернизации металлургической и машиностроительной отраслей и создание на их базе конкурентноспособных производств. А инвестиционный приток капитала еще больше оживит экономику региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Национальный проект

Транспортный коридор

« Урал промышленный   – Урал Полярный»

 

К истории вопроса.

Новой России оказалось под силу начать реализацию идеи, которая была востребована более ста лет назад, но воплощение которой, увы, было не по плечу ни царской России, ни могучему советскому государству.

      Впервые мысль о строительстве транспортного коридора вдоль восточного склона Уральских гор с целью освоения богатых природных ресурсов неосвоенной территории на рубеже XIX и ХХ веков поднял на государственном уровне еще Сергей Юльевич Витте, министр финансов России. Вторую жизнь проекту дал Совет по изучению производительных сил Академии наук СССР в 1941 году. Но объективные обстоятельства и тогда не позволили начать масштабную реализацию выгодных для страны программ.

    В последующие годы, особенно после того, как завершился этап начального освоения Западной  Сибири, планы, связанные с решением локальных задач освоения  Полярного и Приполярного Урала, разрабатывались и частично претворялись в жизнь на уровне отдельных областей. На некоторых перспективных участках даже проводились геологоразведочные работы, в условиях Крайнего Севера начали действовать современные предприятия, такие как Конгор-Хром и Ямалзолото, Полярный кварц. Выдвигались программы размещения производительных сил, рассчитывались потоки миграции и трудовых ресурсов, исходя из перспектив развития территории, которую предприятия Среднего и Южного Урала рассматривали в качестве перспективных источников сырья. При этом, ощущая насущную потребность в освоении ее ресурсного потенциала, каждый из регионов действовал самостоятельно, на свой страх и риск. И все же практика работы показала, что выгодный и эффективный результат может быть достигнут только  на основе межрегиональной интеграции.

     Задуманные планы и проекты, возможно, так и оставались бы разрозненными, но мощный импульс, заданный поручениями Президента России, которые были сформированы по итогам прошедшего в мае 2005 года в Челябинске совещания  по вопросам социально-экономического развития УрФО, позволил объединить усилия, подчинив их общим целям и задачам.

       «Урал промышленный – Урал Полярный» представляет собой комплекс взаимоувязанных мероприятий по реализации трех основных блоков проекта – транспортного, энергетического и минерально-сырьевого. Речь идет о гигантских ресурсах региона – десятках миллиардах тонн руд цветных металлов, марганцевых и хромовых руд, сотнях миллионах кубических метров ценной древесины… Этих запасов при текущем уровне потребления российской экономики должно хватить более чем на сто лет. Учитывая, что разведанность территории в настоящее время составляет около 12%, перспективы претворения в жизнь предусмотренных проектом мероприятий трудно переоценить.

    Транспортный блок предполагает строительство нового транспортного коридора по восточному склону Урала. Ядром проекта станет железнодорожная магистраль Обская – Полуночное. В совокупности со строящимися линиями Обская – Бованенково и Обская – Салехард – Надым это позволит создать в стране принципиально новую транспортную схему. Она по кратчайшему пути свяжет промышленный рал с лесопромышленной зоной севера Свердловской области и ХМАО – Югры, богатейшими месторождениями полезных ископаемых Приполярного и Полярного Урала, а также с зоной перспективной нефтегазодобычи – полуостровом Ямал, обеспечив регионам выход к Северному морскому пути.

    Энергетический блок – это четыре электростанции, которые появятся главным образом в Ямало-ненецком округе. Их общая мощность составит почти 2 550 мегаватт, работать они будут на местном сырье. Предстоит также создать необходимое сетевое хозяйство.

    Минерально-сырьевой блок – около шестидесяти горнодобывающих и обогатительных предприятий, а также предприятий лесоперерабатывающего комплекса.

Цель проекта – увеличение вклада экономики Уральского федерального округа в решение задачи удвоения валового внутреннего продукта страны, реализацию социально-экономических программ на основе повышения эффективности использования природно-ресурсного, производственного потенциала в интересах России и регионов Уральского федерального округа.

Необходимое условие реализации проекта – создание нового территориально-производственного комплекса в Российской Федерации путем вовлечения в хозяйственный оборот ресурсов углеводородного сырья п-ва Ямал, шельфовой зоны, твердых полезных ископаемых Полярного и Приполярного Урала, лесных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа и севера Свердловской области посредством опережающего развития транспортной меридиональной инфраструктуры.

Ядро проекта – формирование транспортного коридора вдоль восточного склона Урала, включающее:

- первоочередное строительство новой железнодорожной магистрали Полуночное – Обская протяженностью 812 км.

- автомагистрали Салехард – Урай – Тюмень.

Сопутствующие перспективные инфраструктурные проекты, обеспечивающие создание оптимальной транспортной сети в регионах интенсивного природо, - недропользования:

- достройка железнодорожной линии Обская – Бованенково (ОАО «Газпром») с последующим выходом на Харасавэй;

- возведение железнодорожной линии Пангоды – Надым – Салехард;

- строительство железнодорожной ветки Коротчаево – Дудинка.

Решаемые задачи:

1. Формирование ресурсной базы развития профильных отраслей Северного, Среднего и Южного Урала, прилегающих индустриальных регионов Сибирского и Приволжского федеральных округов, а также северного Казахстана и республик Средней Азии.

2. Обеспечение заказами предприятий машиностроения и металлообработки Уральского федерального округа и Российской Федерации в целом, включая предприятия тяжелого машиностроения для горнорудной промышленности, а также транспортного машиностроения.

3. Комплексное развитие районов Крайнего Севера за счет диверсификации их экономики на основе расширения спектра вовлекаемых в хозяйственный оборот запасов твердых полезных ископаемых, создание производств по первичной переработке сырья, наращивание объемов добычи нефти и газа, опережающего развития энергетики, в том числе, с использованием запасов низконапорного газа.

4. Повышение эффективности использования экспортного потенциала Урала и Западной Сибири, Российской Федерации в целом.

Перспективный вектор экспортных грузопотоков по линии Юг-Север (при достройке железной дороги Обская – Паюта – Бованенково – порт Харасавэй с выходом на трассу Северного морского пути) – экспортная продукция перерабатывающей промышленности Урала, Сибири, лес и лесоматериалы ХМАО-Югры, Свердловской области.

5. Создание значительного числа новых рабочих мест и снижение уровня реальной безработицы.

6. Реализация социальных программ, в том числе, качественное улучшение транспортной доступности для жителей удаленных, труднодоступных территорий Крайнего севера.

7. Создание транспортного коридора обеспечит экспортные грузопотоки: по линии Север – Юг сжиженный природный газ, деловая древесина, строительные материалы – в Индию, Китай; кварцевый концентрат пойдет в Японию, сжиженный газ – в Европу.

С Юга на Север пойдет экспортная продукция перерабатывающей промышленности Урала, Сибири, лес и лесоматериалы ХМАО-Югры.

 

1. Краткая аннотация проекта

1.1 Дефицит сырья для базовых отраслей промышленности Уральского федерального округа

Профильные для Уральского федерального округа отрасли промышленности – черная и цветная металлургия, испытывают сегодня существенный дефицит сырья вследствие отработки базовых месторождений полезных ископаемых в Свердловской, Челябинской областях.

Только 35% железной руды для нужд черной металлургии добывается на местных рудниках, остальной – свыше 20 млн. т ежегодно – завозится с транспортным плечом свыше 2000 км.

Предприятия медного комплекса, исторически сложившегося на территории Урала, дают 45% рафинированной меди России, обеспечивая полный цикл производства – от добычи руды до производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Из-за истощения уральских месторождений, прекращения поставок медного концентрата из Казахстана и Монголии в федеральном округе имеет место нарастающий дефицит меднорудного сырья и, как следствие, падение эффективности работы предприятий медного комплекса, в большинстве своем, градообразующих.

Рентабельность отработки действующих уральских месторождений, где сегодня добывается около 150 тыс. т меди в руде, снижается, так как растет доля разработки глубоких и бедных горизонтов.

Российская Федерация не имеет собственной марганцево-рудной базы. Поэтому в Уральский федеральный округ ввозится 630 тыс. т марганцевого концентрата. Потребность всей промышленности России оценивается в 4-5 млн. т товарной руды в год.

Информация о работе Национальный проект. Транспортный коридор « Урал промышленный – Урал Полярный»