2.Структурные подразделения инженерно-технической
службы
Под организационно-производственной
структурой ИТС понимается упорядоченная
совокупность производственных подразделений,
т.е. их определенное количество, размер, специализация, взаимосвязь,
методы и формы взаимодействия.
В общем виде организационно-производственная
структура ИТС, предусматривающая функциональные
группы подразделений для выполнения
указанных задач и управления процессом
их выполнения, приведена на
рисунке 1.
Рисунок 1 – Обобщенная схема организационно-производственной
структуры ИТС АТП
ИТС АТП может включать следующие
производственные участки или комплексы:
- комплекс технического обслуживания
и диагностирования (ТОД), который объединяет исполнителей и
бригады ЕО, ТО-1, ТО-2 и диагностирования;
- комплекс текущего ремонта,
в котором объединяются подразделения,
выполняющие ремонтные работы непосредственно на автомобиле (постовые);
- комплекс ремонтных участков
(РУ), в котором объединяются подразделения и исполнители, занятые
восстановлением оборотного фонда агрегатов,
узлов и деталей.
Ряд работ практически может
выполняться непосредственно на автомобиле и в цехах (электротехнический,
жестяницкий, сварочный, малярный и др.).
Отнесение этих подразделений к комплексу
ТР или РУ производится обычно с учетом
преобладающего (по трудоемкости) вида
работ, а также с учетом организационных
соображений применительно к конкретным
условиям и размеру АТП.
В
обобщенном и наиболее полном
варианте ИТС автотранспортного предприятия
(группы предприятий, объединения, холдинга)
может включать следующие подсистемы
(подразделения, отделы, цехи, участки):
- Управление ИТС в лице главного
инженера, технического директора, а в
малых предприятиях - специалиста (мастера, технического менеджера),
ответственного за техническое состояние
автомобилей, их дорожную и экологическую безопасность, в том числе и, при
обслуживании на контрактной основе.
- Группа (центр, отдел) управления
производством ТО и ремонта автомобилей.
- Технический отдел, где:
- разрабатываются планировочные
решения по реконструкции и техническому перевооружению производственно-технической
базы;
- разработка технологических
карт;
- разрабатываются и проводятся
мероприятия по охране труда и технике
безопасности, изучаются причины производственного
травматизма и принимаются меры по их устранению;
- проводится техническая учеба
по подготовке кадров и повышению квалификации персонала;
- составляются технические нормативы
и инструкции, конструируются нестандартное оборудование, приспособления,
оснастка.
- Отдел (группа) главного механика,
осуществляющий содержание в технически исправном состоянии зданий,
сооружений, энергосилового и санитарно-технического
хозяйств, а также монтаж, обслуживание
и ремонт технологического оборудования, инструментальной
оснастки и контроль за правильным их
использованием; изготовление нестандартного оборудования.
- Отдел (группа) материально-технического
снабжения, обеспечивающий материально-техническое снабжение
АТП, составление заявок по снабжению и эффективную организацию
работы складского хозяйства.
- Отдел (группа) технического
контроля, осуществляющий контроль за
полнотой и качеством работ, выполняемых
всеми производственными подразделениями, контролирующий техническое
состояние подвижного состава при его приеме
и выпуске на линию на контрольно-техническом
пункте, проводящий анализ причин возникновения
неисправностей подвижного состава.
- Комплекс подготовки производства,
осуществляющий подготовку производства, т.е. комплектование оборотного фонда запасных частей
и материалов, хранение и регулирование
запасов, доставку агрегатов, узлов и деталей
на рабочие посты, мойку и комплектование
ремонтного фонда, обеспечение рабочих инструментом, а также перегон
автомобилей в зонах ТО, ремонта и ожидания. Комплекс может включать:
- участок комплектации, работники
которого (слесари-комплектовщики) обеспечивают по заданию диспетчера
производства оформление требования и
получение на складе запасных
частей, необходимых для выполнения ремонтных
работ, и доставку их на рабочие посты,
а также транспортировку неисправных
агрегатов, узлов и деталей, снятых для
ремонта;
- промежуточный склад, где обеспечивается
хранение ограниченной номенклатуры агрегатов, узлов и деталей
(в том числе и отремонтированных) и поддержание определенного уровня
их запаса;
- моечно-дефектовочный участок,
где производится прием и хранение ремонтного фонда, разборка агрегатов, мойка узлов и деталей, их
дефектация и комплектование перед отправкой
на ремонт в комплекс РУ;
- инструментальный участок, обеспечивающий хранение,
выдачу и ремонт инструмента;
- транспортный участок, водители-перегонщики
которого осуществляют перегон автомобилей, передачу их
на хранение в зону ожидания ремонта (ЗОР),
а также транспортировку тяжеловесных
агрегатов, узлов и деталей.
При разработке организационно-производственной
структуры ИТС, для конкретного АТП учитываются
как внешние, по отношению к производственному
процессу факторы, так и внутренние. В
зависимости от чего, приведенный перечень
подразделений ИТС может комбинироваться
и видоизменяться. К основным внутренним
факторам можно отнести:
- размеры и структуру парка подвижного
состава по наличию технологически совместимых
групп;
- режим работы производства
и интенсивность эксплуатации подвижного
состава;
- уровень развития производственно-технической
базы и характер размещения производственных зон;
- наличие их территориальной
разобщенности;
- численность производственного
персонала, определяющая возможность
специализации подразделений и
исполнителей или необходимость совмещения ими нескольких производственных
функций.
К основным внешним факторам,
влияющим на формирование организационно-производственных
структур ИТС данного АТП, можно отнести
факторы, определяемые уровнем развития
рынка сервисных услуг в регионе. В связи
с получением хозяйственной самостоятельности
АТП, обладающие развитой производственно-технической
базой и имеющие соответствующие сертификаты
и лицензии, стали участвовать на контрактной
основе в обслуживании и ремонте автотранспортных
средств малых предприятий и частных владельцев.
Таким образом, АТП решает для себя вопрос
более полной загрузки производственных
мощностей и персонала и получения дополнительных
доходов, а владельцы малых предприятий,
не обладающие собственной полнофункциональной
производственно-технической базой, могут
решить вопрос о получении лицензии на
выполнение транспортной деятельности.
Инженерно-техническая служба
располагает определенной производственной
базой и ресурсами, которые
имеют свои источники и методы формирования
и отражаются на эффективности ИТС, т.
е. создают свои подсистемы, которые
имеют свои функции, структуры
и требуют соответствующего
управления.
Для разработки организационно-производственных
структур управления наиболее
перспективным является программно-целевой метод.
Таким образом, главным требованием, выполнение
которого необходимо при разработке организационно-производственной
структуры ИТС исистемы управления ею,
является установление целей и задач системыподдержания
работоспособности автомобилей. При этом
жизнеспособность и эффективность структур
зависят в первую очередь
от того,насколько определенные
и поставленные перед
системой цели соответствуют,
с одной стороны, целямсистемы более
высокого, с точки зрения структурной
иерархии, уровня(ДТП, АТО,
ТПОАТ), в которуюэта подсистема
входит, и с другой- внутренним
требованиям собственного развития
и функционирования.
Целью инженерно-техническойслужбы
АТП является обеспечение технической готовности подвижного
состава в номенклатуре и в сроки,
заданные службой организации перевозок
в соответствии с графиком
перевозочного процесса.
3 Задачи, функции, права и ответственность
инструментального
отдела
Инструментальный отдел является
самостоятельным структурным подразделением
предприятия и подчиняется главному инженеру
или главному технологу. В функции инструментального
хозяйства входят приобретение, экономная
эксплуатация, контроль и хранение инструмента
при постоянном поддержании его хорошего
качества, своевременное и бесперебойное
снабжение цехов и рабочих мест высококачественным
инструментом, изготовление и ремонт инструмента.
Инструмент производится, как
правило, на специализированных предприятиях,
что обеспечивает его хорошее качество
и меньшую стоимость. На АТП осуществляется
восстановление инструмента и только
в особых случаях – изготовление специальных
инструментов. Инструментальный склад
организует прием со специализированных
заводов и инструментального цеха, хранение
и выдачу инструментов, следит за их запасами
и за возобновлением этих запасов; передает
инструменты на проверку, переточку, восстановление
и ремонт; учитывает расход и движение
инструментов.
Пункты заточки инструмента
обеспечивают качественную и бесперебойную
заточку и переточку режущих инструментов.
В зависимости от назначения
инструменты делятся на рабочие, вспомогательные
и измерительные. Рабочими называются
инструменты, служащие для изменения формы
и геометрических размеров обрабатываемого
изделия. Вспомогательными называются инструменты, служащие для
обработки изделия,– это цанги, люнеты,
центры, а также инструменты для обслуживания
рабочего места (масленки, ключи и т.д.).
Измерительными называются инструменты,
которые служат для определения качества
изделия, соответствия его чертежам и
техническим условиям,– это универсальные
измерительные инструменты (штангенциркули,
микрометры, индикаторы, штихмассы), а
также специальные инструменты (скобы,
шаблоны, калибры).
Снабжение инструментами и
приспособлениями АТП осуществляется
как в централизованном, так
и в децентрализованном порядке. Количественный
учет на центральном складе ведется по
видам и номенклатурным номерам на карточках,
выдача для эксплуатации в раздаточные
кладовые производится по накладным и
требованиям.
Аналитический учет инструментов общего
пользования ведется по материально ответственным
лицам и группам инструментов (поступивших,
списанных и находящихся в наличии). Потребность
в инструментах и приспособлениях для
ТО и ТР определяют в денежном выражении
на основании утвержденных нормативов
(в рублях на 10 000 км пробега подвижного
состава).
Для обеспечения нормальной
работы предприятий необходимо поддерживать
оборудование (производственное и силовое)
в состоянии рабочей готовности. Основой
рациональной эксплуатации оборудования являются тщательный
уход за ним, своевременный и качественный
ремонт.
Задачи:
- планирование потребности и
производства технологической оснастки
и инструмента;
- обеспечение производственных
подразделений предприятия инструментом
и оснасткой высокого качества;
- совершенствование работы инструментальной
службы, повышение качества и экономичности
инструмента и оснастки
Структура
- структуру и штаты отдела утверждает
директор предприятия в соответствии
с типовыми структурами аппарата управления
и нормативами численности руководителей,
специалистов и служащих с учетом объемов
работы и особенностей производства;
- в состав инструментального отдела могут входить следующие подразделения: группа (бюро) планово-диспетчерская, покупного инструмента, технадзора, инструментальный цех, центральный
инструментальный склад (ЦИС), центральный
абразивный склад.
Функции:
- бесперебойное обеспечение всех
цехов и служб необходимыми инструментом
и приспособлениями, получаемыми со стороны
или изготовленными своим инструментальным цехом;
- планирование работы инструментального
цеха в соответствии с графиком подготовки производства;
- составление годовых и квартальных
заявок отделу материально-технического
снабжения в соответствии с выявленными
потребностями в металле для изготовления инструмента и покупном инструменте;
- оперативный учет, контроль и
анализ производственной деятельности
инструментального цеха;
- разработка норм расхода и норм
запаса инструмента, расчет оборотного
фонда на инструмент;
- технический надзор за эксплуатацией
инструмента и оснастки в цехах
основного производства;
- разработка инструкций по эксплуатации
и хранению инструмента и оснастки;
- организация и руководство работами
по восстановлению и планово-предупредительному
ремонту инструмента и приспособлений;
- учет наличия и движения инструмента и
оснастки;
- внедрение прогрессивной технологии
производства инструмента и приспособлений
в целях их удешевления и повышения стойкости;
- инструктирование работников
складов и инструментальных раздаточных
кладовых по вопросам организации учета, контроля и хранения
инструмента;