Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 00:56, курсовая работа
Понятие надежности связано с целым комплексом признаков, свойств того или иного изделия, характеризующих его качества, т.е. определяет пригодность к эксплуатации и способность выполнять заданные функции. С течением времени некоторые свойства, составляющие качество изделия, например, для автомобилей динамичность, экономичность, комфортабельность и др., меняются, как правило, в нежелательную сторону.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«тюменский государственный нефтегазовый университет»
ФИЛИАЛ «ТОБОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»
Кафедра ХиХТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Основы работоспособности технических систем»
Вариант № 1
Выполнил:
студент гр. СТЭз-10 Гутров М.М.
Тобольск 2013г.
Оглавление
Курсовая работа предназначена для углубления и закрепления знаний студентов по основным разделам дисциплины.
Первая глава посвящена практическому использованию теории надежности техники. В соответствии с заданием на выполнение курсовой работы необходимо рассчитать:
- вероятность безотказной
работы агрегата или
- плотность вероятности отказа (закон распределения случайной величины);
- коэффициент полноты восстановления ресурса; функцию восстановления (ведущую функцию потока отказов).
Выполняя этот раздел мною было:
- дано определение показателей надежности;
- описание сферы возможного практического применения этих показателей для решения задач управления в технической службе УТТ (АТП);
- описано какие данные
необходимо собрать на
Вторая глава курсовой работы посвящено изучению теоретических основ технической диагностики и усвоению методов практического диагностирования. При выполнении этого раздела необходимо разработать структурно-следственную модель заданного варианта агрегата или системы, взяв при этом все возможные способы и средства диагностирования этого агрегата или системы, проведя их анализ с точки зрения полноты выявления неисправностей, трудоемкости, стоимости. Указать, какие последствия возможны, если пренебрегать диагностированием агрегатов, узлов и систем.
Наработка до первого отказа (тыс.км.)
Наработка до второго отказа (тыс.км.)
F – (failure) – отказ, авария, повреждение, вероятность этих событий;
R – (reliability) – безотказность, надежность, прочность, вероятность этих событий;
P – (probability) – вероятность.
автомобиль пробег диагностика
Понятие надежности связано с целым комплексом признаков, свойств того или иного изделия, характеризующих его качества, т.е. определяет пригодность к эксплуатации и способность выполнять заданные функции. С течением времени некоторые свойства, составляющие качество изделия, например, для автомобилей динамичность, экономичность, комфортабельность и др., меняются, как правило, в нежелательную сторону. Спецификой надежности как свойства является то, что она характеризует и позволяет оценивать, насколько быстро происходит изменение качества изделия при его работе в определенных условиях эксплуатации. Положительной чертой теории надежности является синтез наук производства и эксплуатации изделий. Действительно, изучение свойств конструкций, влияющих на надежность, и сама ее оценка имеют, по крайней мере, двоякое значение.
Во-первых, зная показатели надежности (о них речь пойдет немного позже) и закономерности их формирования, представляется возможным для данной конструкции машины разрабатывать наиболее эффективные правила эксплуатации, обеспечивая реализацию потенциальных возможностей существующей конструкции.
Во-вторых, рассматривая влияние свойств конструкции данной или других машин на показатели надежности, можно устанавливать причинную связь между ними и разрабатывать конкретные конструктивные мероприятия, позволяющие управлять надежностью. Итак, надежность является сложным комплексным свойством, которое включает в себя безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
1. ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ
Надежность – это свойство любого изделия выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах.
Транспортные средства обладают рядом технических свойств оказывающих влияние на эффективность перевозок. Важнейшим из них является надежность. Поддержание ТМО в работоспособном состоянии при их эксплуатации требует значительных затрат на их техническое обслуживание и ремонт включая прогнозирование и диагностирование технического состояния. Основные затраты идут на поддержание его надежности. Надежность изделия закладывается при проектировании, обеспечивается в процессе изготовления, поддерживается и восстанавливается в процессе эксплуатации. В связи с этим на уровень надежности влияет множество факторов оказывающих влияние. С понятием надежности тесно связано понятие безотказности, особенно это относится к транспортным средствам как к объектам повышенной опасности.
Одним из путей повышения эксплуатационной надежности машин является использование технического диагностирования.
Техническая диагностика – это область знаний, охватывающая теорию, методы и средства определения технического состояния объектов диагностирования.
Техническое диагностирование – это процесс определения технического состояния объектов.
Задачами технического диагностирования являются контроль и прогнозирование технического состояния объекта, а также поиск мест и причины его отказа. Использование технического диагностирования позволяет:
- повысить техническую готовность и надежность машин в эксплуатации,
- снизить объем сборочно-
Для практического расчета необходимо собрать данные о вероятности первого, второго и т.д. отказов и просуммировать их.
Параметр потока отказов – это плотность вероятности возникновения отказа восстанавливаемого изделия, определяемая для данного момента времени или пробега.
Безотказность – это свойство автомобиля сохранять работоспособность в течение определенного времени или пробега. Для оценки безотказности применяют следующие основные показатели: вероятность безотказной работы; средняя наработка до и между отказами; интенсивность отказов для невосстанавливаемых изделий; параметр потока отказов для восстанавливаемых изделий.
Применительно к автомобилю обычно рассматривают безотказность в течение смены (она особенно важна), в течение заданного пробега, диктуемого заданием на перевозки или между очередными видами ТО.
Оценка безотказности по интервалам пробега в течение всего срока работы автомобиля характеризует темп его старения.
Долговечность – свойство автомобиля сохранять работоспособность до наступления предельного состояния и при проведении установленных работ ТО и ремонта.
К основным показателям долговечности относятся: средний ресурс или срок службы; гамма-процентный ресурс (срок службы); вероятность достижения предельного состояния. При определенной надежности эти показатели обычно рассматриваются как для отдельных деталей, так и для агрегатов и автомобилей. Для деталей указанные показатели определяются при проведении их ремонта или реже – при списании деталей. Для агрегатов определяются ресурсы до ремонта и между ремонтами. Для автомобилей, кроме ресурсов до ремонта, определяются и нормируются, как правило, сроки службы до их списания.
Ремонтопригодность (эксплуатационная технологичность) – свойство автомобиля, заключающееся в его приспособленности к предупреждению, выявлению и устранению отказов и неисправностей при проведении ТО и ремонта. Основными показателями ремонтопригодности являются средние продолжительность и трудоемкость выполнения операций ТО и ремонта, которые применяются при нормировании и сравнении различных автомобилей. Определяются также вероятность выполнения операции (вида) ТО и ремонта в заданное время и гаммо-процентное время выполнения операции ТО или ремонта. Эти показатели необходимы для определения возможности проведения операции в заданное (или лимитированное) время. Для характеристики ремонтопригодности используется и ряд частных показателей, определяющих влияние конструктивных особенностей автомобиля на трудоемкость его обслуживания или ремонта. К ним относятся, например, абсолютное или относительное количество мест обслуживания на автомобиле (агрегате и т.д.) и их доступность, а также легкость снятия узлов, агрегатов и деталей, количество марок применяемых эксплуатационных материалов, номенклатура необходимого оборудования и инструмента и др.
Сохраняемость – свойство автомобиля сохранять исправное и работоспособное состояние в течение срока хранения и после, а также при транспортировании. Сохраняемость характеризуется средним и гамма-процентными сроками сохраняемости изделий. На автомобильном транспорте эти показатели применяются: для автомобилей – при длительном их хранении (консервации), транспортировании; для материалов (масел, жидкостей, красок) и некоторых видов изделий (шин, аккумуляторных батарей и др.) – при их кратковременном и длительном хранении.
Для любого случайно выбранного изделия невозможно заранее определить, будет ли оно надежно. Из двух коробок передач одной марки в одной могут вскоре возникнуть отказы, а вторая будет исправна длительное время.
Отказ – событие случайное. Поэтому для расчета показателей надежности в данной работе я использую методы теории вероятностей и математической статистики. Одним из условных понятий, используемых при расчетах показателей надежности, является «наработка».
Наработкой называется продолжительность или объем работы изделия. Для двигателей наработку обычно измеряют в километрах пробега автомобиля или в часах (моточасах). В технической и учебной литературе можно встретить такие выражения: суточная наработка, наработка до первого отказа, наработка между отказами и т.д. обычно применяется следующая буквенная индексация рассматриваемых далее в курсовой работе событий и понятий:
F - отказ, авария, повреждение, вероятность этих событий;
R - безотказность, надежность, прочность, вероятность этих событий;
Р - вероятность.
Случайная величина – это такая величина, на изменение которой оказывает влияние большое количество факторов, вследствие чего невозможно предсказать ее точное поведение.
Основными характеристиками для оценки СВ являются: среднее значение СВ, среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации СВ, вероятность появления СВ, плотность вероятности появления и интенсивность возникновения СВ.
Рассмотрим простейшие методы оценки СВ. Исходные данные (приложение 1) - результаты наблюдений за изделиями или отчетные данные, которые выявили индивидуальные реализации случайных величин (наработки на отказ). Для расчета вероятности отказа и безотказной работы агрегата или автомобиля, а также для определения плотности вероятности отказа (закон распределения случайной величины) условно принимаем изделия как невосстанавливаемые, то есть, исследуем наработку изделия до первого «условно единственного» отказа.
Случайные величины (от 1 до 100) располагают в порядке возрастания их абсолютных значений (тыс. км.):
L1 = Lmin; L2; L3;…;Li;…Ln-1; Ln = Lmax, (1.1)
где L1... Ln - реализации случайной величины L;
n - число реализаций.
Среднее значение СВ:
(1.2)
=10,03 тыс.км
Размах СВ:
z = Lmax - Lmin. (1.3)
Z=10,8 – 9,5=1,3 тыс.км
Далее произведем точечные оценки СВ.
Дисперсия СВ – мера отклонения значения СВ от ее математического ожидания, а математическое ожидание – основная и простейшая характеристика СВ. Слово «дисперсия» означает рассеяние и характеризует разброс СВ.
(1.4)
D=0,1 тыс.км
Дисперсия имеет размерность квадрата случайной величины. Так как удобнее пользоваться характеристикой рассеяния, имеющей ту же размерность, что и СВ, то была введена характеристика среднеквадратическое отклонение s :
(1.5)
тыс.км
Для оценки рассеяния с помощью безразмерной (относительной) величины используют коэффициент вариации v:
(1.6)
В ТЭА различают случайные величины с малой вариацией (v ≤ 0), со средней вариацией (0,1 ≤ v ≤ 0,33) и с большой вариацией (v > 0,33).
В данном случае случайная величина имеет малую вариацию.
Информация о работе Основы работоспособности технических систем