Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 16:00, курсовая работа
В данной работе необходимо спроектировать нефтепродуктопровод «Черкассы-Камбарка», по которому необходимо перекачивать бензин и дизельное топливо c помощью метода последовательной перекачки, заключающийся в том, что различные по качеству углеводородные жидкости отдельными партиями определенных объемов перекачиваются по одному трубопроводу, при этом достигается максимально возможное использование пропускной способности трубопровода и освобождаются другие виды транспорта (железнодорожный, водный, автомобильный) от параллельных перевозок нефтепродуктов.
Задание на курсовое проектирование……………………………………..…......2
Введение……………………………………………………….......……...…….…4
1 Описание нефтепродуктопровода «Черкассы-Камбарка»………………..….5
1.1 Общая характеристика нефтепродуктопровода………………………….6
1.3 Характеристика перекачиваемых нефтепродуктов………………….…….10
2 Принцип последовательной перекачки бензина и дизельного топлива и основные ее параметры……………………………………………………………….16
2.1 Особенности технологии последовательной перекачки…………………..16
2.2 Смесеобразование при последовательной перекачке и борьба с ним……17
2.3Контроль последовательной перекачки……….............................................21
3 Расчет последовательной перекачки................................................................34
3.1 Гидравлический расчет нефтепродуктопровода «Черкассы-Камбарка»...34
3.2 Расчет контактов нефтепродуктов.................................................................41
4 Очистка нефтепродуктопровода.......................................................................45
Графическая часть
1 Профиль МНПП
2 Очистное устройство
Заключение………………………………………………….……...……....…..52
Список использованных источников...................................................................53
Применение различных веществ в качестве индикаторов позволяет осуществлять контроль последовательной перекачки жидкостей независимо от различия их физических свойств.
К индикаторам предъявляется ряд общих требований: они не должны вступать в химическую реакцию с нефтепродуктами, выпадать в осадок, оседать на внутренней стенке трубопровода, вредно воздействовать на эксплуатационный персонал; должны быть дешевыми, применение их для контроля не должно вызвать усложнения и значительного удорожания перекачки.
Имеются также приборы контроля смеси, основанные на различии вязкости, температуры вспышки и иных параметров последовательно перекачиваемых нефтепродуктов.
В таблице 5 приведена сравнительная характеристика методов контроля смеси.
Таблица 5 - Характеристика известных методов контроля смеси
Параметр |
Метод контроля | ||||
по оптической плотности |
по плотности |
по вязкости |
по скорости распростра-нения ультразвука |
По диэлектри-ческой проницае-мости | |
Максимальный диапазон изменения показателей нефтепродуктов для смеси, ед. измерения показателя: бензин – дизтопливо бензин – бензин дизтопливо–дизтопливо |
0,925–1,155 0,025–0,430 0,755–1,155 |
705 – 860 705 – 750 825 – 860 |
0,55 – 8,00 0,55 – 0,67 2,20 – 8,00 |
1130 – 1390 1130 – 1190 1375 – 1390 |
1,82 – 2,10 1,82 – 1,94 2,05 – 2,10 |
Относительная погрешность , % по объему: бензин – дизтопливо бензин – бензин дизтопливо– дизтопливо |
|
|
|
|
|
Как видно из таблицы 5, наибольшей точностью обладает спектрофотометрический метод, несколько уступает ему метод контроля смеси по плотности, наименее точны определение концентрации нефтепродуктов друг в друге по скорости распространения ультразвука и по диэлектрической проницаемости[2].
3 Расчет последовательной перекачки
3.1 Гидравлический расчет
нефтепродуктопровода «
Определим число насосных станций для последовательной перекачки 6,1 млн.т нефтепродуктов в год, в том числе: 80% дизельного топлива, 20% автомобильного бензина АИ-92. Сведения о нефтепродуктопроводе: внутренний диаметр м, длина км, разность нивелирных высот конца и начала трубопровода м, остаточный напор м.
Характеристика нефтепродуктов:
Дизтопливо зимнеее (ДТЗ):
Автобензин АИ-92:
Расчетная температура транспортируемой принимается равной минимальной среднемесячной температуре грунта на глубине заложения оси трубопровода с учетом начальной температуры на головных сооружениях, тепловыделений в трубопроводе, обусловленных трением потока, и теплооотдачи в грунт [3]. Допускается принимать расчетную температуру равной среднемесячной температуре грунта самого холодного месяца на уровне оси трубопровод. Расчетную температуру примем равной 253,67 К[7].
Произведем расчет свойств
нефтепродуктов при
x
где x – температурная поправка, x×r;
Т – расчетная температура перекачки,
x×,
Расчетную кинематическую вязкость нефтепродуктов определим по формуле Вальтера
где – эмпирические коэффициенты, определяемые следующим образом
Для ДТ
Для бензина находим аналогично
Годовые объемы перекачиваемых нефтепродуктов
Выбор насосного оборудования начнем с нахождения расчетной часовой пропускной способности нефепродуктопровода по формуле:
где , – соответственно годовой план перекачки и расчетная плотность i-го нефтепродукта;
– число последовательно перекачиваемых продуктов.
В соответствии с расчетной часовой производительностью выбираем насосы[6]:
- магистральный насос НМ 1250-260 (n = 3000 об/мин, D2 = 395 мм);
- подпорный насос НПВ 1250-60 (n = 1500 об/мин, D2 = 475 мм).
Определим напоры, развиваемые насосами при расчетной производительности перекачки. Для этого воспользуемся уравнением напорной характеристики насоса
где a и b – постоянные коэффициенты напорной характеристики насосов;
- напор магистрального насоса(D=
hМ = 268,9 – 4,2540×10–5×858,2082 = 237,568 м,
- напор подпорного насоса(D=475)
hП = 61,2 – 9,3754×10–6×858,2082 = 54,295м.
Определим рабочее давление при условии, что число последовательно работающих магистральных насосов на НПС mМ=2.
. (10)
P = 4,35 МПа £ PДОП = 6,4 МПа [2] – расчетное давление в нефтепродуктепроводе не превышает допустимое.
Для определение диаметра и толщины стенки трубопровода сначала найдем значение ориентировочное значение внутреннего диаметра вычисляется по формуле
где wo – рекомендуемая ориентировочная скорость перекачки.
Ориентировочное значение внутреннего диаметра вычислим как
Для дальнейших расчетов принимаем ближайший стандартный наружный диаметр трубопровода DН = 530 мм [3]. Согласно требованиям СП 36.13330.2012[4], нефтепродуктопроводы диаметром от 500 мм до 700 мм включительно следует относить ко второй категории (коэффициент условий работы m = 0,825).
Примем для сооружения нефтепродуктопровода трубы ВМЗ, изготавливаемые по ТУ 14-3-1573-99 из стали марки 17ГС (временное сопротивление стали на разрыв sВ = 510МПа; коэффициент надежности по материалу k1=1,4), данные взяты из ТУ 14-3Р-04-94.
Так как перекачку нефтепродуктов предполагается производить по системе «из насоса в насос» и диаметр нефтепродуктопровода попадает в интервал DУ = (500-700)мм, согласно СП 36.13330.2012, значения коэффициентов надежности по нагрузке принимается np=1,10 и надежности по назначению kН = 1,0 [4].
Определим расчетное сопротивление металла трубы R1 по формуле:
Расчетное значение толщины стенки трубопровода по формуле:
(13)
Полученное значение d округляем в большую сторону до стандартного значения и принимаем толщину стенки равной d = 7 мм согласно ТУ 14-3Р-04-94.
Внутренний диаметр
D =530– 27= 516мм=0,516 м.
Средняя скорость течения нефтепродуктов определяется по формуле :
(15)
Режим течения нефтепродуктов характеризуется числом Рейнольдса Re, значение которого составляет:
Значения переходных чисел Рейнольдса Re1 и Re2 определяют по формулам:
(18)
где k= kЭ /D – относительная шероховатость трубы;
kЭ – эквивалентная шероховатость стенки трубы, зависящая от материала и способа изготовления трубы, а также от ее состояния. Для сварных стальных новых чистых труб можно принять kЭ = 0,05 мм [3].
Так как Re1 < Re, режим течения турбулентный в зоне гидравлически гладких труб. Коэффициент гидравлического сопротивления l определим по формуле Блазиуса
.
Потери напора на трение в трубопроводе вычислим по формуле Дарси-Вейсбаха:
(20)
Величина гидравлического уклона вычисляется как:
(21)
Суммарные потери напора в нефтепродуктопроводе определяются по формуле:
,
где 1,02 – коэффициент, учитывающий надбавку на местные сопротивления в линейной части трубопровода;
NТ – число технологических участков (назначается согласно протяженности технологического участка, в пределах до 600 км, при регулировании давления на входе и выходе НПС методом дросселирования с применением регулирующей заслонки) [5];
hост – остаточный напор в конце технологического участка, hост = 30 - 40 м [3].
В расчетах принимаем NТ=1, hост = 40 м. Тогда суммарные потери напора составят:
Необходимое число перекачивающих станций для условий обеспечения расчетной производительности нефтепродуктопровода найдем по формуле:
где HСТ = mМ×hМ – расчетный напор перекачивающей станции.
При округлении числа перекачивающих станций в большую сторону предусмотрим вариант циклической перекачки. При циклической перекачке эксплуатация нефтепродуктопровода осуществляется на двух режимах: часть планового времени τ2 ведется на повышенном режиме с производительностью Q2 > Q. Остаток времени τ1 трубопровод работает на пониженном режиме с производительностью Q1 < Q .
Построим совмещенную характеристику нефтепродуктопровода и перекачивающих станций (с числом НПС = 1, НПС = 2 при работе 1 насосов, НПС = 2 при работе 2 насосов). Для этого выполним гидравлический расчет в диапазоне расходов от 700 до 1000 м3/ч. Результаты вычислений представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Результаты расчета характеристик трубопровода и перекачивающих станций
Расход, м3/ч |
Напор насосов |
Характеристика НПС | ||||
hм |
hп |
постоянного диаметра |
n=1,m=2 |
n=2,m=2 |
n=2,m=3 | |
700 |
261,60952 |
124,72604 |
612,50139 |
647,94509 |
1171,1641 |
647,94509 |
750 |
261,47777 |
124,52275 |
677,62839 |
647,47829 |
1170,4338 |
647,47829 |
800 |
261,33693 |
124,30544 |
746,09611 |
646,9793 |
1169,6532 |
646,9793 |
850 |
261,187 |
124,07411 |
817,85103 |
646,44811 |
1168,8221 |
646,44811 |
900 |
261,02799 |
123,82876 |
892,84368 |
645,88473 |
1167,9407 |
645,88473 |
950 |
260,85989 |
123,56939 |
971,02808 |
645,28916 |
1167,0089 |
645,28916 |
1000 |
260,6827 |
123,296 |
1052,3614 |
644,6614 |
1166,0268 |
644,6614 |