Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 22:34, курсовая работа
Россия, для того, что бы стать одним из мировых лидеров в транспортной системе нуждается в развитии транспортной сети.
Стратегическим интересам России отвечает формирование системы международных транспортных коридоров и реализация ее транзитного потенциала.
Негативную роль играет ухудшение качества предоставляемых Россией транспортных услуг, отсутствие необходимой законодательной базы, ошибочная тарифная политика, разгул преступности и коррупции.
Введение
1.- Понятие и сущность мировой транспортной системы.
1.1- Характеристика транспортной системы РФ и ее особенности.
1.2- Современное состояние транспортной системы РФ.
2.- Роль России в мировой транспортной системе.
3.- Проблемы и перспективы интеграции России в мировую транспортную систему.
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1.- Понятие
и сущность мировой
1.1- Характеристика транспортной системы РФ и ее особенности.
1.2- Современное состояние
2.- Роль России в мировой транспортной системе.
3.- Проблемы
и перспективы интеграции
Заключение
Список литературы
Россия, для того, что бы стать одним из мировых лидеров в транспортной системе нуждается в развитии транспортной сети.
Стратегическим интересам России отвечает формирование системы международных транспортных коридоров и реализация ее транзитного потенциала.
Негативную роль играет ухудшение качества предоставляемых Россией транспортных услуг, отсутствие необходимой законодательной базы, ошибочная тарифная политика, разгул преступности и коррупции.
Проблема транспортной системы России и в в настоящее время стоит остро. Актуальность проблемы в том, что России необходимо удержаться в мировой транспортной системе, так как это выгодно для страны. Снижение роли России в мировой транспортной системе негативно повлияет на экономику, страна может потерять миллиарды. И чтобы удержаться необходимо вложение средств, изменение законодательства, ведение целенаправленной политики в области транспортной системы.
Все пути сообщения и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. Она сформировалась в ХХ в.
В ней можно выделить транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран, а также региональные транспортные системы.
Наиболее высокого уровня развития достигла региональная транспортная система Северной Америки. На нее приходится около 30% общей протяженности мировых путей сообщения, а по таким видам транспорта, как автомобильный и трубопроводный, эта доля еще выше. Северная Америка занимает первое место и по грузообороту большинства видов транспорта.
Региональная транспортная система зарубежной Европы уступает системе Северной Америки по дальности перевозок, но зато превосходит ее по густоте сети и частоте движения.
На региональную систему стран – членов СНГ приходится всего 10% мировой транспортной сети, однако по объему грузооборота она занимает первое место в мире.
Доля транспорта в мировом ВВП колеблется от 4 до 9%. Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится свыше 100 млрд. т. грузов и более 1 трлн пассажиров.
В этих перевозках участвуют свыше 650 млн. автомобилей, 40 тыс. морских судов, 30 тыс. рейсовых самолетов, 200 тыс. локомотивов. Количество этих транспортных средств растет.
Важнейшим критерием оценки работы транспорта является транспортоемкость производства, выражающая соотношение между перевозками и производством.
В 2000 году в мире функционировало около 37 млн км. транспортных путей. В последние десятилетия общий ежегодный прирост стабилизировался на уровне 4,5 процентов. По оценкам экспертов данная тенденция сохранится до 2010 года. При этом наиболее быстрыми темпами растет протяженность воздушных путей сообщения. К 2010 году по сравнению с 1970 годом они увеличатся 2,1 раза. Протяженность российских авиалиний в 2001 году достигла 800 тыс км, что составляет 9,4% мировых воздушных путей. На этой сети действуют 756 аэропортов.
В общем происходит не столько количественное, сколько качественное изменение транспортной сети мира: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети трубопроводов большого диаметра.
Протяженность мировой железнодорожной сети в 2000 году составила 1.08 млн км. По прогнозным оценкам к 2010 году она сократиться до 1,06 млн км. Общее сокращение по сравнению с 1970 годом составит 20 процентов. Наибольшую длину имеют железные дороги США - 22,2% всех железных дорог мира, Россия - 8,3%, Китай - 5,6%. По железным дорогам России перевозится около 20% мирового грузооборота и 15% пасажирооборота. На этой сети функционирует более 4 тыс железнодорожных станций. По числу электрофицированных дорог мировое первенство принадлежит России. В странах АТР доля электрической тяги составляет менее 20 процентов, что ограничивает возможности реализации стратегии снижения транспортных издержек. Грузооборот России в 2005 году по видам транспорта представлен в Приложении 1.
Как можно увидеть, наибольший удельный вес приходится на железнодорожный транспорт - 88,3%, на морской -5,6%, на автомобильный - 1,4%.
Анализ тенденций изменения мировой грузовой базы показывает, что к 2010 году по видам транспорта грузопоток распределится следующим образом: доля железнодорожных перевозок сократится с 18,9 % в 1970 года до 10,6 % к 2010 году; доля автомобильных перевозок возрастет с 8 % в 1970 года до 13,5% к 2010 году; доля морских перевозок сохранится на уровне 60%; доля воздушных перевозок возрастет к 2010 году в два раза. Однако в общем объеме это составит всего 0,2 процента. При этом более 90 процентов прироста грузооборота воздушного транспорта приходится на экономики индустриально развитых стран.
Одной из важнейших тенденций в развитии мирового грузового транспорта является формирование контейнерной системы. В контейнерах пере возится около 40% генеральных грузов. Складываются трансконтинентальные контейнерные «мосты» – комбинация морского транспорта с маршрутными железнодорожными составами и автопоездами-контейнеровозами (Транссибирский; Япония – Восточное побережье США; Трансамериканский; Западная Европа – Ближний и Средний Восток).
Все более широкое распространение получают так называемые интермодальные перевозки, в которых участвуют два и более видов транспорта. Для этих перевозок характерно точное соблюдение сроков и ритмичности доставки грузов. В 90-х гг. началось создание транспортных коридоров, объединяющих на определенных направлениях сразу несколько видов транспорта для перевозок грузов через территорию нескольких стран. В Европе намечено создание девяти транспортных коридоров. По территории России должны быть сформированы два транспортных коридора: Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород (с продолжением до Екатеринбурга) и Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва – Киев – Одесса.
Таким образом, перевозка грузов между разными странами все больше превращается в единый технологический процесс, причем он часто осуществляется на условиях единого транспортного документа, с постоянным отслеживанием продвижения груза на всем пути от отправителя до получателя.
Органическими частями транспортной системы являются железные дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортирования нефти и газа, сеть воздушных авиалиний. Помимо путей сообщения, транспорт располагает и средствами для перемещения грузов — это автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав. К техническим устройствам и сооружениям транспорта относят станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия технического обслуживания и т.п.
В зависимости от стратегии и задач фирмы, компании определяют выбор транспорта для доставки груза. При этом учитывается размещение производства, технико-экономические особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования.
В настоящее время в России продолжается начавшееся в 90-е годы ХХ в. разгосударствление и приватизация транспортного и складского хозяйства. Интенсивно формируется и систематизируется рынок транспортных и транспортно-экспедиционных услуг.
Следует добавить, что общегосударственный парк транспортных средств находится в неудовлетворительном состоянии, т.к. не развивается строительство новых транспортных средств с использованием новых технологий и как следствие не происходит обновление старого подвижного состава. Технические характеристики эксплуатируемых транспортных средств и систем значительно отстают от современного мирового уровня Западных стран, и, в первую очередь, по экономичности, безопасности, техническому состоянию и другим важным показателям.
Степень износа транспортных средств в целом по транспортному комплексу составляет свыше 50%, а по воздушным судам — 70%.
Неразвивающееся производство, стабильный рост цен, инфляционные процессы и снижение платежеспособности клиентов способствуют снижению инвестиций в развитие транспорта. Поэтому значительно уменьшены запуски и обновление транспортных средств. Все виды транспорта имеют свою материально-техническую базу, документацию и технико-эксплуатационные показатели работы. Детально все эти элементы изучают специалисты транспорта, а работники обеспечивающие транспортно-информационные потоки должны иметь представление о таких элементах, которые встречаются им в практической деятельности при решении транспортно-обеспечивающих задач.
"Внимание высшего
Развитие транспорта и транспортной инфраструктуры в России имеет особое значение как для экономики, так и для обеспечения национальной безопасности, для сохранения и укрепления единства нашей страны. Исключительно велико значение многих видов транспорта и для интеграционных процессов в рамках СНГ. Здесь, в частности, особую роль играет железнодорожный транспорт.
Россия и другие страны СНГ при лидирующей российской роли в развитии транспорта и транспортной инфраструктуры могут и должны сыграть значительно более крупную роль в глобализирующейся экономике, характеризующейся прежде всего опережающим ростом внешней торговли по отношению к росту ВВП отдельных стран.
Сейчас особенно важную роль играет именно интеграция различного типа транспортных магистралей, транспортных узлов и самой современной системы транспортного обеспечения и логистики - приема, обработки грузов, их перевалки, работы таможни и т.
Здесь необходимо внедрение самых передовых технологий, в том числе все более сложных компьютерных систем с соответствующими программными продуктами, и все более совершенных навигационных систем, особенно с использованием такой системы космической навигации, как ГЛОНАСС."Рост объемов перевозок, развитие транспортной инфраструктуры, средств транспорта станет еще одним "локомотивом" для роста и различных средств связи, навигации, обработки данных на основе отечественных технологий и будет способствовать, в том числе, развитию отечественной электроники"
Развитие транспортной системы страны становится в настоящее время необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста Российской Федерации и улучшения качества жизни населения. Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта, транспортная система не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития Российской Федерации.
Протяженность путей сообщения транспортной системы России по состоянию на начало 2009 г. составляла 86 тыс. км железных дорог общего пользования, 940 тыс. км автомобильных дорог общего пользования (в том числе 754 тыс. км дорогс твердым покрытием), 102 тыс. км внутренних водных путей, 532 тыс. км воздушных трасс, из которых более 150 тыс. км являются международными.
Объем перевозок грузов в 2000–2008 гг. всеми видами транспорта (без учета трубопроводного) вырос на 18,1% (транспортом общего пользования — на 23,9%). Наиболее быстрыми темпами росли грузовые перевозки автомобильным транспортом.
С 2002 г. развитие транспортной системы страны осуществлялось в соответствии с федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)», название которой Постановлением Правительства РФ от 20.05.2008 г. N 377 было заменено словами на «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы).
Основными недостатками российского транспорта являются низкий технический уровень и неудовлетворительное состояние его производственной базы. Сокращение объемов реконструкции и строительства инфраструктурных объектов, а также темпов пополнения и обновления парков подвижных средств транспорта, другой транспортной техники привело в последние годы к существенному ухудшению их технического состояния (возрастная структура, увеличение износа и т. д.)и работоспособности.
В настоящее время протяженность проблемных в отношении пропускной способности мест составляет 8,3 тыс. км, или около30 процентов протяженности железных дорог, обеспечивающих около 80% всей грузовой работы железнодорожного транспорта.
До настоящего времени не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, связывающей все регионы России. Нормативным требованиям соответствует лишь около 38% автомобильных дорог федерального значения.
Сохраняется низкий уровень развития дорожной сети в аграрных районах, а также в районах Крайнего Севера, Республике Саха (Якутия), Магаданской области, Чукотском автономном округе и др. Из-за отсутствия дорог с твердым покрытием более 10% населения (15 млн. человек) в весенний и осенний периоды остаются отрезанными от транспортных коммуникаций.
Федеральные автомобильные дороги исчерпали свою пропускную способность. С превышением нормативной загрузки эксплуатируется 13 тыс. км дорог, особенно на подходах к крупнейшим городам, что составляет почти 29% протяженности сети. Местная дорожная сеть развита недостаточно, поэтому значительная часть локальных перевозок производится по федеральным дорогам. Ускорение автомобилизации страны пока не привело к соответствующему росту объемов строительства и реконструкции дорожной сети, а ремонт автомобильных дорог в последние годы даже несколько сократился. При увеличении за последние 10 лет протяженности автомобильных дорог общего пользования на 15% автомобильный парк вырос почти на 75%.
Информация о работе Проблемы и перспективы интеграции России в мировую транспортную систему