Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 22:34, курсовая работа
Россия, для того, что бы стать одним из мировых лидеров в транспортной системе нуждается в развитии транспортной сети.
Стратегическим интересам России отвечает формирование системы международных транспортных коридоров и реализация ее транзитного потенциала.
Негативную роль играет ухудшение качества предоставляемых Россией транспортных услуг, отсутствие необходимой законодательной базы, ошибочная тарифная политика, разгул преступности и коррупции.
Введение
1.- Понятие и сущность мировой транспортной системы.
1.1- Характеристика транспортной системы РФ и ее особенности.
1.2- Современное состояние транспортной системы РФ.
2.- Роль России в мировой транспортной системе.
3.- Проблемы и перспективы интеграции России в мировую транспортную систему.
Заключение
Список литературы
Темпы развития гражданской авиации в России в настоящее время в 2–3 раза превышают международные показатели. Динамично развивается не только рынок международных перевозок, но и рынок внутренних перевозок (прирост — 17%).Это связано с увеличением реальных доходов населения, повышением конкурентоспособности воздушного транспорта по сравнению с железнодорожным на рынке дальних пассажирских перевозок, а также развитием процессов консолидациии интеграции авиаперевозчиков.
В то же время за годы экономических реформ количество действующих российских аэропортов и аэродромов гражданской авиации сократилось в 2,5 раза (преимущественно за счет объектов регионального уровня). Во многом в результате этого сложилась конфигурация сети пассажирских авиалиний, в рамках которой наибольший объем пассажирских перевозок (до 80%) приходится на авиасвязи Москвы.
Многие субъекты Российской Федерации практически полностью лишились как сети местных авиалиний, так и аэродромов местных воздушных линий. Сокращение местных перевозок, закрытие авиалиний, развал авиатранспортной инфраструктуры и другие отрицательные тенденции способны принять необратимый характер, что приведет к полному развалу системы местных аэропортов, эксплуатирующих самолеты региональной авиации, и созданию кризисной ситуации во многихрегионах, не обеспеченных альтернативными видами транспорта.
Имеется резкое отставание инфраструктуры и оборудования аэропортов от уровня развития международной гражданской авиации, отставание во внедрении рекомендованных Международной организацией гражданской авиации современных средств и технологий в сфере организации воздушного движения, систем автоматической посадки и другихрадиотехнических систем.
Развитие российских портов и смежной транспортной инфраструктуры происходит неравномерно. Накопились значительные различия по уровням технологичности и капитализации портовых узлов. Это является следствием неравномерности и нестабильности грузовой базы, недостаточного развития смежной железнодорожной, автомобильной и трубопроводной инфраструктуры, а также тыловой терминальной и складской инфраструктуры.
Имеется дефицит портовых мощностей, ориентированных на перевалку импортных грузов (контейнеры и накатные грузы), который вызван опережающим развитием в течение последних лет портовых мощностей, направленных на перевалку экспортных грузов.
Доля внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, в настоящее время составляет 4,9 тыс. км (75%).
Важнейшей проблемой является техническое и технологическое отставание транспортной системы России по сравнениюс развитыми странами. Она не готова к повсеместному применению современных технологий, в первую очередь —контейнерных. Растущий спрос на грузовые перевозки сдерживается неразвитостью транспортно-логистической системы страны. На низком уровне остается транспортно-экспедиционное обслуживание населения и экономики. В стране отсутствует высокоскоростное железнодорожное сообщение, а как сократить расходы семейного бюджета и использовать деньги на инвестиции всегда можно узнать из сети Internet
Остается на низком уровне инновационная составляющая в развитии парков подвижного состава и технических средств транспорта, особенно при осуществлении внутренних перевозок. Существенно отставание и по экологическим параметрам работы транспорта.
Почти во всех отраслях транспортного комплекса сохраняются тенденции старения основных фондов и их неэффективного использования. Износ основных производственных фондов по отдельным группам основных средств достиг 55-70%и продолжает нарастать. В 2008 г. износ основных производственных фондов составил: на железнодорожном транспорте —23,8%, на морском — 39,4%, на внутреннем водном — 66,8%, на автомобильном (без дорожного хозяйства) — 47,6%,на воздушном — 48,2%.
Состояние многих технических средств транспорта подошло к критическому уровню. Значительная часть их эксплуатируется за пределами нормативного срока службы, другая — приближается к этому сроку. Как следствие, существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта.
Одной из наиболее значимых является проблема несбалансированности развития единой транспортной системы России. Она включает в себя 3 наиболее важных составляющих.
Первая — это диспропорции в темпах и масштабах развития разных видов транспорта. Наиболее яркий пример —значительное отставание развития внутреннего водного транспорта и высокие темпы роста автомобилизации.
Вторая — это недостаточное развитие существующей транспортной инфраструктуры, наиболее остро проявляющееся в несоответствии уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки, в резком сокращении числа региональных и местных аэропортов, а также в наличии многочисленных «узких мест» на стыках отдельных видов транспорта.
Третья — это территориальная неравномерность развития транспортной инфраструктуры.
Наиболее существенны различия между европейской частью России, с одной стороны, и районами Сибири и Дальнего Востока — с другой. Различия между регионами в части транспортной обеспеченности становятся недопустимыми. Трудно представить, но 6 субъектов Российской Федерации не имеют железнодорожного сообщения с другими регионами страны.
В связи с ростом транспортных тарифов в последние годы возникли определенные ограничения транспортно-экономических связей. Из-за высокой транспортной составляющей снижается конкурентоспособность отечественной продукции не только на внешнем, но и на внутреннем рынках. Ослабление связей между регионами Российской Федерации подрывает ее единство, снижает экономическую безопасность страны.
Остается низким уровень безопасности
транспортной деятельности, в первую очередь на
автомобильном и воздушном транспорте. В
дорожно-транспортных
Автомобильный транспорт является основным загрязнителем воздушного бассейна крупных городов (до 80% общих выбросов), его доля в общих выбросах по стране составляет 40%.
Приоритетной проблемой остается совершенствование нормативно-правового обеспечения развития транспортной системы и рынка транспортных услуг, включая создание нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы качества транспортных услуг, обеспечения мобилизационной подготовки транспортных организаций и выполнения ими военно-транспортной обязанности, развития механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих четкое законодательное распределение прав, ответственности и рисков между государством и инвестором, а также определения приоритетных сфер применения этих механизмов на транспорте.
Еще одной важной проблемой является недостаточный уровень конкурентоспособности отечественных компаний и всей транспортной системы России в целом на мировом рынке транспортных услуг. Это обусловлено как перечисленными проблемами, так и недостаточными возможностями отечественных транспортных организаций конкурировать на мировом рынке, в том числе эффективно использовать геополитические преимущества России при транзитных международных перевозках.
Технические и технологические параметры международных транспортных коридоров не обеспечивают их конкурентоспособность на международном рынке.
Интеграция в мировой и региональные рынки транспортных услуг будет означать усиление конкуренции, расширение доступа на российский рынок зарубежных перевозчиков, снятие административных и тарифных барьеров и приведет к осложнению положения отечественных транспортных компаний. Анализ мировых тенденций развития транспорта показывает, что ни одна страна не способна контролировать риски собственной экономики, не имея сильных транспортных позиций.
Мировые тенденции в развитии транспорта свидетельствуют, что:
закончен период протекции по
отношению к видам транспорта и перевозчикам. Усилия
большинства стран направлены на повышение
рынок транспортных услуг стал усложняться, все сегменты транспортного процесса и логистики стали интегрироваться. Это привело к развитию транспортной инфраструктуры нового типа — транспортно-складским и товаротранспортным комплексам, которые образовали объединенную систему взаимодействия;
транспортные центры стали управляющими
элементами системы, что позволило оптимизировать
«сквозные» тарифы. Это привело к переходу точки
прибыльности из процессов физической
перевозки в область транспортно-
качество транспортных услуг и конкурентоспособность достигли высокого уровня развития. В сегментах транспортного рынка, услуги которых имеют спрос, конкуренция перешагнула стадию соревнования за качество транспортных услуг.Оно гарантировано. Борьба носит ценовой характер. На этом фоне усиливаются требования к экологичности транспорта. Отсюда стремление поддерживать приемлемую долю транспортной составляющей в цене конечной продукции при соблюдении жестких норм по экологии и безопасности.
Для российской транспортной системы эти уровни развития пока не достижимы. Основные общесистемные проблемы развития транспортной отрасли Российской Федерации состоят в следующем:
наличие территориальных и структурных диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры;
недостаточный уровень доступности транспортных услуг для населения, мобильности трудовых ресурсов;
недостаточное качество транспортных услуг;
низкий уровень экспорта транспортных услуг, в том числе использования транзитного потенциала;
недостаточный уровень транспортной безопасности;
усиление негативного влияния транспорта на экологию.
Плюс ко всему, мировой экономический кризис существенно повлиял на развитие транспортной системы России, в частности на объем грузооборота, который резко снизился (январь-февраль 2009 г. по отношению к 2008 г.— не менее20%), при этом появились существенные ограничения роста экономики, обусловленные недостаточным развитием транспортной системы.
В связи с существенным дефицитом финансовых ресурсов России, значительным сокращением выделения средств государственной поддержки транспортным предприятиям необходимы существенные коррективы в долгосрочную транспортную стратегию, которая определяет основные направления и целевые ориентиры развития транспортной системы РФ на период до 2030 г.
Исходя из вышеизложенного, можно
констатировать, что для эффективного
развития транспортной системы России
в условиях, которые сочетают наличие современного
подвижного состава, транспортной инфраструктуры,
систем связи, обладают достаточными финансовыми
возможностями, исследовательско-
2.- Роль России в мировой транспортной системе
На международном рынке транспортных услуг транспорту РФ принадлежит важная роль в процессе интеграции России в мировую транспортную систему. Ключевой вопрос здесь - развитие международных транспортных коридоров по территории нашей страны. Создание международных транспортных коридоров (МТК) относится к 70-м годам прошлого века. Конкретно же проектами транспортных коридоров в Европе начала заниматься Европейская экономическая комиссия ООН в начале 80-х годов и в 1983 году на своей 46-ой сессии она определила 3 важнейших МТК: 1. Скандинавия - Южная Европа через Австрию и Швейцарию с формированием грузопотоков в Германии, Швеции, Норвегии, Австрии, Чехии, имея в виду в перспективе строительство мостов через Датские проливы и развитие судоходства по реке Одер. 2. Франция - страны Пиренейского полуострова. 3. Скандинавия - юг Восточной Европы и Турция. В дальнейшем эта система совершенствовалась и в 1997 году Хельсинская транспортная конференция ЕС установила уже 10 МТК, причем в двух из них (№№ 2 и 9) задействована территория России. Для реализации всех МТК предполагается к 2015 году реконструировать 18 тыс. км автодорог, 20 тыс. км железных дорог, 38 аэропортов, 13 морских и 49 речных портов. При этом основное финансирование предусматривается за счет стран, независимо от их членства в ЕС, при частичном финансовом участии ЕС. Географически МТК №№ 2 и 9 выглядят следующим образом: МТК № 2: Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород; МТК № 9: Хельсинки - Санкт-Петербург - Псков - Киев - Бухарест - Дмитровград с двумя ответвлениями: С-Петербург - Москва - Ростов-на-Дону - Новороссийск и С-Петербург - Астрахань.
Эксперты Европейской
экономической комиссии
Большое значение для РФ имеет намечаемое продление МТК №2 от Нижнего Новгорода на транссибирскую магистраль до Владивостока, а также формирование нового МТК "Север-Юг", который, по замыслу разработчиков, соединяет два ответвления от действующих МТК: одно - из Скандинавии через С-Петербург; второе - из Западной Европы через Калининград и С-Петербург и далее на Астрахань, порты Оля и Махач-Кала на Каспии, затем морем (паромы, морские суда, ССП) и дальше через порты Ирана по железной дороге в Ирак, Сирию, Пакистан и Индию, а также через иранский порт Бандер-Аббас (в Персидском заливе) в государства Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Началом реализации МТК "Север-Юг" считается трехстороннее межправительственное соглашение (РФ, Иран, Индия) в рамках работы второй евроазиатской конференции по транспорту (сентябрь 2000 г., С-Петербург). Соглашение вступило в силу в мае 2002 года. Разработан и действует Устав координационного Совета МТК. Это единственный МТК, по поводу которого имеется межправительственное соглашение. МТК "Север-Юг" позволяет сократить срок доставки товаров по сравнению с перевозкой через Средиземное море и Суэцкий канал с 35 суток до 23-25 суток. В расчете на один контейнер экономия на транспортировке составляет до 2-х тыс. долларов. К тому же, ключевая транзитная территория МТК "Север-Юг" находится в России. Это выгодно экономически и, кроме того, способствует росту влияния РФ в мире. К 2010 году объем грузоперевозок по МТК "Север-Юг" может достигнуть 40 млн. т. в год.
В декабре 2001 года Правительством
РФ утверждена Федеральная
Информация о работе Проблемы и перспективы интеграции России в мировую транспортную систему