Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 11:47, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: найти пути повышения эффективности деятельности автотранспортного предприятия ОАО «ХГАК».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы повышения эффективности деятельности автомобильного транспорта в Российской федерации;
- рассмотреть проблемы деятельности предприятий автомобильного транспорта в Российской Федерации;
- выявить пути повышения эффективности деятельности автотранспортных предприятий;
- провести анализ эффективности деятельности автотранспортного предприятия ОАО «ХГАК» за 2003-2005 гг.;
Для более наглядного представления информации представим данные таблицы 1.1. на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1. Основные показатели работы автомобильного транспорта в Российской Федерации (с учетом прогнозных значений)
Прогнозы показывают, что этот вид транспорта в России может расширить свою долю на рынке транспортных услуг, особенно в связи с неизбежным развитием дорожного строительства в стране и дальнейшим совершенствованием и увеличением парка подвижного состава.
К подвижному составу автомобильного транспорта относятся автомобили различных модификаций, полуприцепы и прицепы. Автомобиль-тягач с прицепом или полуприцепом называют автопоездом. Автомобили можно разделить на грузовые, пассажирские и специальные, К грузовому подвижному составу относят универсальные бортовые всех марок и специализированные по видам груза рефрижераторные, автоцистерны, фургоны, панелевозы, лесовозы и др. К пассажирскому подвижному составу относят автобусы и легковые автомобили. Отдельно выделяют грузо-пассажирские автомобили, создаваемые обычно на базе легковых автомобилей, но предназначенные для перевозки как пассажиров, так и небольших партий грузов.
К специальному подвижному составу относятся транспортные автомобили, приспособленные для выполнения различных технических функций — автокраны, передвижные электростанции и компрессоры, пожарные, санитарные, коммунальные. В отдельную подгруппу выделяют спортивные автомобили.
Автомобили различают также по роду двигателя (внутреннего сгорания, карбюраторные, дизельные, газобаллонные, газотурибинные, электрические), по грузоподъемности (особо малой, малой, средней, большой и особо большой), вместимости (автобусы и легковые автомобили), максимальной конструкционной скорости движения, числу ведущих колес (двухосные, трехосные и т. д., переднеприводные, заднеприводные), максимальной нагрузке на дорогу от осей автомобиля, габаритной длине, ширине и высоте автомобиля и автопоезда. Тягачи разделяют на седельные и буксирные. Выделяют также внедорожные автомобили (карьерные, лесовозные, а также автомобили повышенной проходимости).
В структуре парка грузовых автомобилей в России в основном отечественные автомобили Московского завода им. Лихачева (ЗИЛ), Горьковского автомобильного завода в Нижнем Новгороде (ГАЗ), Камского автозавода в Набережных Челнах (КамАЗ), Минского (МАЗ), Уральского (Урал) в городе Миасс Челябинской области, Краматорского (КРАЗ) на Украине и других предприятий (в настоящее время все автомобильные заводы России преобразованы в акционерные общества). Грузоподъемность этих автомобилей составляет от 3 до 16 т. В последнее время Горьковский завод наладил выпуск автомобилей небольшой грузоподъемности (1,5 т) типа "Газель". Выпускаются также автомобили большой и особо большой грузоподъемности (60, 80 и 600 т) Челябинским заводом автомобильных прицепов (ЧМЗАП).
Автомобильный транспорт играет важную роль в работе производственного комплекса страны. Благодаря маневренности автомобилей возможно переправить грузы непосредственно от склада отправителя до склада получателя без перегрузок с одного вида транспорта на другой. Высокие скорости движения на усовершенствованных дорогах позволяют достаточно быстро доставлять и пассажиров, и грузы до конечного пункта. Преимуществами автомобильных перевозок являются большая провозная способность, быстрота доставки грузов и пассажиров, меньшая себестоимость перевозок на короткие расстояния по сравнению с воздушным, водным и железнодорожным транспортом. [3, с. 101-109]
Большинство грузов, ранее перевозившихся железнодорожным транспортом на короткие расстояния, теперь доставляются на автомобилях, даже при наличии подъездных железнодорожных путей у отправителя и получателя. Автомобильный транспорт обслуживает строительство крупнейших промышленных, гражданских и гидротехнических сооружений. Учитывая мобильность и возможность доставки строительных грузов непосредственно к месту работ, за автотранспортом утвердилась ведущая роль в работах на строительстве. Основным перевозчиком продукции сельского хозяйства к железнодорожным станциям и водным пристаням является автомобиль. Большинство товаров и продуктов розничной торговли, включая сеть общественного питания, перевозятся автомобильным транспортом. Значительную долю в грузообороте автомобильного транспорта составляют перевозки различных видов топлива для промышленности и бытовых нужд.
Интенсивно развиваются пассажирские автомобильные перевозки. К преимуществам городского автобусного транспорта относятся хорошая маневренность, быстрота ввода его в действие и некоторые другие. Автобусные перевозки имеют очевидные преимущества перед железнодорожными по себестоимости и удельным капиталовложениям в подвижной состав (отнесенным к 1 пассажиро-км) при сравнительно небольших расстояниях перевозок (в пределах 300 км). В некоторых случаях даже при наличии параллельной железной дороги организация автобусного движения оказывается рациональной на маршрутах большой протяженности.
Наряду с отмеченными преимуществами, автомобильный транспорт имеет некоторые более низкие технико-экономические показатели по сравнению с железнодорожным и водным транспортом. Один из существенных его недостатков — низкий уровень производительности труда работников, что является следствием малой грузоподъемности единицы подвижного состава автомобильного транспорта по сравнению с железнодорожным и водным. Поэтому на автомобильном транспорте значительную долю в себестоимости перевозок составляют расходы на заработную плату водителей и ремонтно-обслуживающих рабочих. В сфере автомобильного транспорта очень велики затраты на топливо из-за больших мощностей двигателей {на единицу подвижного состава) и высокой стоимости автомобильного топлива.
Стоимость подвижного состава автомобильного транспорта, приходящаяся на 1 тонну грузоподъемности, в несколько раз выше, чем на речном или железнодорожном транспорте. Следовательно, для осуществления перевозок автомобильным транспортом на единицу перевозочной работы (при одинаковом среднем расстоянии перевозок) требуется больше капиталовложений, чем на железнодорожном или водном транспорте.
Автомобили, число которых неуклонно растет, оказывают вредное, а подчас губительное воздействие на окружающую среду. Ежегодно во всем мире автомобили выделяют в воздух миллионы тонн различных веществ, в той или иной мере токсичных, уносят в результате аварий сотни тысяч человеческих жизней, делают миллионы людей калеками. Таковы факторы, без учета которых невозможно дать сколько-нибудь достоверный прогноз развития автомобильного парка на ближайшее будущее.
Грузовой автомобильный транспорт мира выполняет 80% общего мирового объема грузовых перевозок. Ведущую роль он, по-видимому, сохранит и в обозримой перспективе, однако следует ожидать больших качественных изменений парка. Прежде всего в нем возрастет доля автомобилей, грузоподъемность которых близка к пределу, допускаемому дорожными условиями. Найдут массовое применение специализированные автопоезда, перевозки грузов в контейнерах и пакетах.
Уже
в самом термине «производство»
Транспорт выделился в самостоятельную отрасль, а многовековой организационный опыт человечества стал оформляться в науку управления. Изменения в мировой экономике, культуре, общественных отношениях и других сферах человеческой деятельности усиливали необходимость расширения внутригосударственных и межгосударственных связей и других процессов обмена, материальной базой которых является транспорт. Развитие производства обостряло потребности ускорения доставки сырья, материалов, готовой продукции, без чего крупные затраты в отраслях материального производства оказались бы недостаточно эффективными.
Неизмеримо возросли скорости движения транспортных средств. В сознании человека время ускоряет свой бег. Вместе с тем все более сложным становится управление транспортным производством. Чтобы представить себе масштабы и характер управленческой деятельности на транспорте, посмотрим, что представляет собой современный транспорт в мировом хозяйстве. Исследованиями установлено, что доля транспорта в валовом общественном продукте составляет 5 — 8 %. Примерно пятая часть стоимости производственных основных фондов приходится на долю транспорта. В перевозках грузов и пассажиров во всех странах мира занято свыше 300 млн. человек. В промышленно развитых странах мира капиталовложения в транспорт ежегодно измеряются сотнями миллиардов долларов и составляют не менее 10—12 % всех капиталовложений в мировое хозяйство. По величине государственных ассигнований транспорт занимает в бюджете ведущих стран мира второе-третье место. Транспортные расходы входят значительной частью в стоимость продукции промышленности и сельского хозяйства. По данным МПС России, доля затрат на перевозку грузов по железным дорогам в конечной цене перевозимой продукции составляла: железной руды — 18 %, круглого леса — 30, каменного угля — 37, нефти — 40, строительных материалов — 18 — 20 %. Эти цифры говорят о том, что транспорт представляет собой дорогостоящий хозяйственный комплекс, тесно связанный с другими отраслями экономики страны.
Анализ статистических данных, однако, показывает, что транспорт отстает от растущих потребностей экономики и населения даже в таких странах, как США, ФРГ, Япония и Великобритания, где он наиболее развит. Специалисты подсчитали, что локомотивы 2/з срока службы простаивают в депо и пунктах оборота; грузовые вагоны только около 10% времени находятся в движении, будучи в груженом состоянии; время чистого движения пассажирских вагонов в поездах в течение суток не превышает 5 — 6 ч; локомотивная бригада ежесуточно находится на движущемся локомотиве всего 8 —9 ч; в пассажирских перевозках по железным дорогам едва ли бывает занято каждое третье место; при вагонных отправках грузоподъемность вагона используется всего на 55—60 %, а при перевозках мелких отправок — только на 8— 10 %; грузовое судно в течение года около 200 суток находится в порту; провозная способность самолетов используется примерно на 60 %; трамвай, автобус и индивидуальный автотранспорт используется на 40 %; средняя загрузка четырехместного автомобиля индивидуального пользования составляет 1,6—1,8 пассажира.
Системы воздушных и морских перевозок охватывают большую часть международной транспортировки грузов. С другой стороны, автомобильный транспорт доминирует в сфере более коротких перевозок, связывающих магистральные транспортные линии с местными пунктами отправления или конечными пунктами назначения.
Автомобильный транспорт продолжает перемещать товары из пунктов отправления до транспортных узлов, где они накапливаются для дальних перевозок или рассылки в конечные пункты доставки. Региональная экономическая интеграция, особенно в Северной Америке и Европе, приводит к тому, что грузоотправители все больше полагаются на международные автоперевозки. В будущем ожидается, что, как международные транспортные системы дальнего действия, так и местные системы доставки столкнутся с возрастающим спросом.
Эффективность выражается в том, насколько своевременно и точно предприятие в состоянии реагировать на новые запросы со стороны рынка и изменяться в зависимости от изменений окружающей среды (гибкость системы управления, адекватность реакции быстрота изменений). [3, с. 108-113]
Для анализа экономической эффективности предприятия необходим расчет следующих показателей и коэффициентов приведённых в таблице 1.2.
Таблица 1.2.
Коэффициенты, используемые для оценки эффективности автотранспортного предприятия
Наименование коэффициентов |
Формула счета |
Обозначения |
Экономическое содержание |
Коэффициент устойчивости экономического роста (К ур) |
К ур. = (Пч.-ДА)\СК |
Пч.–чистая прибыль ДА-дивиденты выплаченные акционерами СК-собственный капитал |
Характеризует стабильность получения прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия на его развитие и создание резервов. |
Показатель экономической эффективности |
EFF=EF\RC |
ЕF- величина экономического эффекта RC-величина затрат |
Соизмеряет полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта |
Рентабельность чистых активов |
Рча.=ЧП\Часр. |
ЧП-чистая прибыль Часр.-средняя за период величина чистых активов |
Характеризует эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия |
Рентабельность собственного капитала |
Рск. = ЧП \ СК |
СК-собственный капитал |
Показывает доходность собственного капитала |
Рентабельность общих активов |
Роа.=ЧП\В |
В-выручка |
Показывает эффективность использования всех средств, принадлежащих предприятию |
Рентабельность основных фондов(Rоф) |
Роф.=Пбал.\Фосн. |
Пбал.-прибыль балансовая |
Представляет собой отношение балансовой прибыли предприятия к сумме основных производственных фондов |
Производительность труда |
ПТ = ОРП \ ЧР |
ЧР- численность работников |
Характеризует сколько продукции (услуг) приходится на одного работника |
Показатель чистого приведенного эффекта (дисконтированного дохода) основан на сопоставлении величины исходной инвестиции (IC) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений от этой инвестиции в течении планируемого периода. Поскольку приток денежных средств распределяется во времени, то он должен быть дисконтирован с помощью коэффициента r, устанавливаемого инвестором исходя из ежегодного процента возврата инвестиций, который он хочет иметь на инвестируемый капитал.