Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 11:47, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: найти пути повышения эффективности деятельности автотранспортного предприятия ОАО «ХГАК».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы повышения эффективности деятельности автомобильного транспорта в Российской федерации;
- рассмотреть проблемы деятельности предприятий автомобильного транспорта в Российской Федерации;
- выявить пути повышения эффективности деятельности автотранспортных предприятий;
- провести анализ эффективности деятельности автотранспортного предприятия ОАО «ХГАК» за 2003-2005 гг.;
Согласно табл. 2.11. ОАО "Хабаровский грузовой автокомбинат" имеет только краткосрочную дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками, которая увеличивается из года в год достаточно быстрыми темпами, что может сказаться на платежеспособности предприятия из-за неплатежей контрагентов.
Анализ себестоимости услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости услуг.
Источник анализа себестоимости: Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5).
Анализ состава и структуры расходов предприятия представлен в табл. 2.12.
Для более наглядного анализа изменения себестоимости, воспользуемся графиком (см. рис. 2.9).
Рисунок 2.9. Динамика себестоимости ОАО "Хабаровский грузовой автокомбинат" за 2003-2005 гг.
Таблица 2.12.
Анализ состава и структуры расходов (себестоимости) ОАО «ХГАК» за 2003-2005 гг.
Показатель |
Значение |
Отклонение |
Темп роста |
Темп прироста |
Общий прирост | |||||||||||
2003 |
2004 |
2005 |
2004/2003 |
2005/2004 |
2004/2003 |
2005/ 2004 |
2004/ 2003 |
2005/2004 |
Абс |
Отн | ||||||
Абс |
отн |
абс |
отн |
абс |
Отн |
абс |
отн |
абс |
отн | |||||||
Материальные затраты |
11229 |
36,1 |
15146 |
49,7 |
24563 |
55,4 |
3917 |
13,6 |
9417 |
5,7 |
134,9 |
162,2 |
34,9 |
62,2 |
13334 |
118,7 |
Затраты на оплату труда |
12334 |
39,6 |
9340 |
30,7 |
6605 |
14,9 |
-2994 |
-8,9 |
-2735 |
-15,8 |
75,7 |
70,7 |
-24,3 |
-29 |
(5729) |
-46,4 |
Отчисления в фонды |
4477 |
14,4 |
3390 |
11,1 |
1764 |
3,98 |
-1087 |
-3,3 |
-1626 |
-7,1 |
75,7 |
52,0 |
-24,3 |
-48 |
(2713) |
-60,6 |
Амортизация |
1028 |
3,3 |
804 |
2,6 |
729 |
1,64 |
-224 |
-0,7 |
-75 |
-1,0 |
78,2 |
90,7 |
-21,8 |
-9,3 |
(299) |
-29,1 |
Прочее |
2070 |
6,6 |
1760 |
5,8 |
10693 |
24,1 |
-310 |
-0,8 |
8933 |
18,3 |
85,0 |
607,6 |
-15 |
508 |
8623 |
416,6 |
Итого |
31138 |
100 |
30440 |
100 |
44354 |
100 |
-698 |
0 |
13914 |
0 |
97,8 |
145,7 |
-2,24 |
45,7 |
13216 |
42,4 |
Вывод: согласно табл. 2.12 и рис. 2.9 расходы ОАО "Хабаровский грузовой автокомбинат" увеличилась в основном за счет роста материальных затрат (на 19,3 % за 3 года), прочих затрат (на 17,5 % за 3 года). Отрицательным является рост себестоимости, у предприятия рост затрат превышает рост полученных доходов, это является негативным моментом.
Анализ платежеспособности предприятия производится с помощью коэффициентов платежеспособности, являющихся относительными величинами. Коэффициенты платежеспособности, отражают возможность предприятия погасить краткосрочную задолженность за счет тех или иных элементов оборотных средств.
Анализ платежеспособности ОАО «ХГАК» представлена в табл. 2.13
Таблица 2.13
Анализ платежеспособности и ликвидности ОАО «ХГАК» за 2003-2005 гг.
Коэффициент |
2003 |
2004 |
2005 |
Изменение |
Темп роста |
Темп прироста |
Изменение 2005/2003 | |||
2004/2003 |
2005/2004 |
2004/ 2003 |
2005/ 2004 |
2004/ 2003 |
2005/ 2004 | |||||
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,01 |
0,20 |
0,001 |
0,19 |
-0,20 |
1961,56 |
1,31 |
1861,56 |
-98,69 |
-0,01 |
Коэффициент критической платежеспособности |
0,15 |
0,44 |
0,40 |
0,29 |
-0,04 |
293,33 |
90,48 |
193,33 |
-9,52 |
0,25 |
Коэффициент текущей платежеспособности |
0,38 |
0,54 |
0,67 |
0,16 |
0,13 |
142,11 |
123,80 |
42,11 |
23,80 |
0,29 |
Коэффициент общей платежеспособности |
1,70 |
1,50 |
1,39 |
-0,20 |
-0,11 |
88,24 |
92,71 |
-11,76 |
-7,29 |
-0,31 |
Коэффициент срочной платежеспособности |
0,01 |
0,20 |
0,003 |
0,19 |
-0,20 |
2000,00 |
1,33 |
1900,00 |
-98,67 |
-0,01 |
Коэффициент привлечения средств |
2,60 |
1,86 |
1,50 |
-0,74 |
-0,36 |
71,54 |
80,42 |
-28,46 |
-19,58 |
-1,10 |
Показатели, представленные в табл. 2.13. позволяют сделать вывод о том, что платежеспособность предприятия имеет тенденцию к ухудшению.
Так коэффициент абсолютной ликвидности при нормативе 0,25-0,3 в 2005 г. имеет значение 0,00, изменение за три года составило 25,69 %.
Коэффициент критической платежеспособности при нормативе от 0,7 до 1,0 имеет значение в 2005 г. 0,40.
Коэффициент текущей платежеспособности имеет норматив в российских условиях: 2, а на исследуемом предприятии данный показатель не равен даже единице и в 2005 г. имеет значение равное 0,67.
Коэффициент общей платежеспособности должен быть равен не менее 3, но предприятие в 2005 г. имеет только 1,39, при этом наметилась тенденция к понижению данного показателя.
Коэффициент срочной платежеспособности должен быть равен от 0,2 до 0,7, предприятие имеет значение 0,00.
Коэффициент привлеченных средств должен быть не более 0,5, показатель предприятия превышает это значение в три раза, это свидетельствует ни только о низкой платежеспособности и ликвидности, но и низкой финансовой устойчивости данного предприятия.
Ликвидность активов - величина обратная времени, необходимому для превращения их в деньги, т.е. чем меньше времени понадобится для превращения активов в деньги, тем активы ликвидные. [12, с. 141]
Ликвидность баланса – выражается в степени покрытия его активами, срок превращения, которых в деньги соответствуют сроку погашения обязательств.
В зависимости от степени ликвидности активы предприятия разделяют на следующие группы (см. табл. 2.14)
Таблица 2.14
Анализ ликвидности ОАО «ХГАК» за 2003-205 гг.
Актив |
Пассив |
Платежный излишек/недостаток |
Изменение к % величине итога | ||||||||||
Группа |
2003 |
2004 |
2005 |
Группа |
2003 |
2004 |
2005 |
2003 |
2004 |
2005 |
2003 |
2004 |
2005 |
А1 |
55 |
1379 |
24 |
П1 |
4707 |
1961 |
9050 |
-4652 |
-582 |
-9026 |
-8458 |
-42,2 |
-37608 |
А2 |
734 |
1599 |
4526 |
П2 |
198 |
0 |
0 |
536 |
1599 |
4526 |
73,02 |
100 |
100 |
А3 |
1095 |
577 |
1500 |
П3 |
0 |
38 |
0 |
1095 |
539 |
1500 |
100 |
93,41 |
100 |
А4 |
7251 |
6823 |
6535 |
П4 |
0 |
8379 |
3535 |
7251 |
59874 |
3000 |
100 |
87,72 |
45,91 |
Баланс |
9135 |
10378 |
12585 |
Баланс |
9135 |
10378 |
12585 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Предприятие недостаточно хорошо управляет ликвидными активами, так как наблюдается недостаток высоколиквидных активов. Свои обязательства предприятие в основном может покрывать за счет недостаточно ликвидных средств и внеоборотных активов.
Финансовая устойчивость – способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов, гарантирующие его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня.
Анализ финансовой устойчивости представлен в табл. 2.15.
Таблица 2.15
Анализ финансовой устойчивости ОАО «ХГАК» за 2003-2005 гг.
Показатель |
2003 |
2004 |
2005 |
Изменение |
Темп роста |
Темп прироста |
Изменение 2005/2003 | |||
2004/ 2003 |
2005/ 2004 |
2004/ 2003 |
2005/ 2004 |
2004/ 2003 |
2005/ 2004 | |||||
Коэффициент автономии |
0,42 |
0,34 |
0,28 |
-0,08 |
-0,06 |
80,95 |
82,61 |
-19,05 |
-17,39 |
-0,14 |
Коэффициент обеспеченности текущих активов собственным текущим капиталом |
-1,65 |
-0,87 |
-0,50 |
0,78 |
0,37 |
52,73 |
57,00 |
-47,27 |
-43,00 |
1,15 |
Коэффициент обеспеченности запасов собственным оборотным капиталом |
-3,01 |
-5,5 |
-2 |
-2,49 |
3,50 |
182,72 |
36,36 |
82,72 |
-63,64 |
1,01 |
Величина собственных оборотных средств |
-3317 |
-3184 |
-3000 |
133 |
184,00 |
95,99 |
94,22 |
-4,01 |
-5,78 |
317,00 |
Коэффициент маневренности собственного оборотного капитала |
-0,87 |
-0,9 |
-0,85 |
-0,03 |
0,05 |
103,45 |
94,30 |
3,45 |
-5,70 |
0,02 |
Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала |
1,4 |
1,9 |
2,56 |
0,5 |
0,66 |
135,71 |
134,74 |
35,71 |
34,74 |
1,16 |
Коэффициент финансовой зависимости |
2,4 |
2,9 |
3,56 |
0,5 |
0,66 |
120,83 |
122,76 |
20,83 |
22,76 |
1,16 |
Вывод: Анализ финансовой устойчивости свидетельствует о том, что предприятие имеет низкую финансовую устойчивость. Предприятие имеет низкое значение показателя независимости (норматив 0,50), слишком высокие показатель коэффициента финансовой устойчивости (норматив 1,0), коэффициент финансовой зависимости достаточно высок. Следствием низкой финансовой устойчивости является большая кредиторская задолженность предприятия, особенно перед поставщиками и подрядчиками. [9, с. 63]
Следствием выше сказанного является, то, что основными источниками финансирования деятельности ОАО «ХГАК» является заемный капитал, кредиторская задолженность в 2005 г. составляет 71,91 % от валюты баланса.
Использование капитала можно признать неэффективным, так как предприятие только наращивает убытки, что влечет рост заемного капитала и снижение собственного это является отрицательной стороной деятельности ОАО «ХГАК». [12, с. 152-153]
Анализ качества услуг заключается в изучении совокупности свойств, отражающих уровень выполнения функций по созданию, восстановлению или изменению потребительских мощностей, возможность удовлетворять индивидуальные запросы обслуживания потребителей.
ОАО "Хабаровский грузовой автокомбинат" оказывает своим клиентам услуги высокого качества, это характеризуется следующим:
1. У ОАО "Хабаровский грузовой автокомбинат" высокий удельный вес услуг в общем объеме региона.
2. Высокий удельный
вес транспортного
3. ОАО "Хабаровский грузовой автокомбинат" является надежным предприятием, это характеризуется удовлетворительным управлением ликвидностью, платежеспособностью и финансовой устойчивостью предприятия (см. раздел 2.4).
Также для анализа качества услуг применяются следующие коэффициенты:
Коэффициент срочности выполнения услуг:
Кср= Qср/Qобщ,
где Qср – количество услуг, выполненных досрочно;
Qобщ – общее количество выполненных услуг.
Коэффициент прогрессивности форм обслуживания:
Кпр= V прог./V общ.
где V прог. – объем реализации услуг в результате применения прогрессивных форм обслуживания клиентов;
V общ. – общий объем услуг (форма № 2).