Развитие транспортного комплекса РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:06, реферат

Краткое описание

Цель исследования определить наличие проблем и перспектив развития транспортного комплекса России.
В соответствии с поставленной целью определены задачи исследования, которые могут быть сформулированы следующим образом:
- рассмотреть общую характеристику транспортного комплекса России;
- оценить значение транспортного комплекса Российской Федерации;
- определить проблемы и перспективы транспортного комплекса России.

Вложенные файлы: 1 файл

транс.docx

— 61.02 Кб (Скачать файл)

Железнодорожный транспорт  эффективен для перевозки массовых грузов на средние и дальние расстояния, а пассажиров на линиях пригородного сообщения и на средние расстояния.

Автомобильный транспорт  используется и имеет наибольшую эффективность при внутригородских, пригородных и внутрирайонных перевозках, а также при транспортировке скоропортящихся и ценных малотоннажных грузов на средние и дальние расстояния.

Морской транспорт осуществляет преимущественно экспортно-импортные перевозки, а также внутренние перевозки в северных и восточных прибрежных районах страны, где другие виды транспорта малоэффективны из-за удаленности территорий и сложных природно-климатических условий.

Трубопроводный транспорт  используется для транспортировки нефти и нефтепродуктов, природного газа, продуктов органического синтеза на дальние и средние расстояния. Вместе все виды транспорта образуют транспортный комплекс страны.

Транспортный комплекс России включает 154 тыс. км магистральных железных дорожных путей, 748 тыс. км автомобильных  дорог с твердым покрытием, 75 тыс. км внутренних водных судоходных путей, 62 тыс. км магистральных трубопроводов.

В сложившейся современной  транспортной системе, представленной широтными направлениями можно  выделить три основных магистральных  направления:

1) широтное магистральное  сибирское направление «восток-запад», включающее в себя железнодорожные,  трубопроводные и водные пути  с использованием рек Кама  и Волга;

2) меридиальное магистральное центрально-европейское направление «север-юг» с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованного в основном железнодорожными путями;

3) меридиальное волго-кавказское магистральное направление «север-юг» по реке Волга, образованное железнодорожными и трубопроводными, связывающими Поволжье и Кавказ с центром, севером европейской части страны и Уралом.

Как было сказано ранее, транспортный комплекс России представлен всеми  видами транспорта. Рассмотрим каждый из них более подробно.[1]

 

2.1 Значение водного  транспорта

Водный транспорт является составной частью единого транспортного  комплекса. Он подразделяется на морской и речной флоты. Морской транспорт, в свою очередь подразделяется на торговый флот и траулерный, или промысловый.

Морской транспорт имеет большое значение в транспортной системе России: он стоит на четвертом месте по грузообороту после железнодорожного, автомобильного и трубопроводного. В отличие от других видов транспорта этим видом транспортом главным образом перевозят экспортно-импортные грузы. Внешние (заграничные) перевозки грузов преобладают. Внутренние (каботажные) перевозки большого значения не имеют, за исключением побережий Тихого и Северного Ледовитого океанов. Среди каботажных перевозок главную роль играет малый каботаж, или плавание вдоль своих берегов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов. Большой каботаж – плавание судов между портами России, лежащими в разных морских бассейнах, разделенных береговыми территориями других государств, имеет меньшее значение.

При использовании морского транспорта нужно учитывать природный  фактор. Структура перевозимых грузов морским видом транспорта такова: здесь преобладают, прежде всего, нефтепродукты, значительна также роль руды, строительных материалов, лесных и хлебных грузов.

Внутренний водный транспорт в последнее время не выдерживает острой конкуренции и используется все реже. Конкуренцию ему составляет железнодорожный транспорт, так как сфера их применения практически идентична.

В структуре перевозимых  грузов лидирующее положение занимают минерально-строительные материалы (песок, гравий, щебень и др.).

С 2000 по 2011 год объем перевалки  грузов в морских портах России увеличился практически в 3 раза и составил более 535млн т, то есть максимальный объем  перевалки вморских портах СССР превышен более чем на 30%. В течение последних трех лет построены ив 2011 году введены новые мощности по обработке грузов в портах Российской Федерации общим объемом около 30млнт.

Российские порты планомерно увеличивали долю грузов российской внешней торговли, стабилизируясь на уровне 85%. На долю портов Балтии и Украины  приходится 15%, в 2000 году это было 50%.

2011 год стал по-настоящему  первым этапом в борьбе за  влияние в Арктике, включая  вопросы организации мореплавания  и аварийно-спасательной готовности. Это отчетливо показали международные  мероприятия на борту атомохода  «Ямал» и конференция по Арктике  в Нарьян-Маре. Работа в этом  направлении становится безусловным  приоритетом для морского транспорта.

В октябре 2010г. Государственной Думой принят в первом чтении законопроект о государственном регулировании торгового мореплавания по трассам в акватории Северного морского пути.

С 2010 года наметились позитивные тенденции в работе внутреннего  водного транспорта. Объем перевозок  грузов в 2011 году вырос в сравнении  с 2010 годом более чем на 20%.

Постепенно выходит из кризиса грузовая работа в речных портах. Благодаря увеличению государственной поддержки содержания внутренних водных путей удалось переломить ситуацию с неудовлетворительным и опасным техническим состоянием судоходных гидротехнических сооружений (ГТС). Из 335 сооружений опасными остаются 3, а в неудовлетворительном техническом состоянии – 51 объект. Однако настораживает ежегодный за последние три года рост на 11% количества ГТС с пониженным уровнем безопасности. [6]

 

2.2 Значение железнодорожного транспорта

Железные дороги являются важнейшей составной частью транспортно-дорожного  комплекса страны. Их протяженность  равна 7 процентов всех железных дорог  мира, но они обеспечивают 35 процентов  мирового грузооборота и 15 процентов  пассажирооборота, произведенного железнодорожниками в мире. Уровень интенсивности  перевозок грузов по железным дорогам  России в 4 раза выше, чем в США, в 10 раз, чем ФРГ и во Франции. Железнодорожный  транспорт является наиболее часто  используемым, так как имеет множество  преимуществ. Он относительно свободно размещается по всей территории страны, отличается надежностью, не зависит  от природно-климатических условий, обеспечивает большие перевозки  грузов и пассажиров при относительно низких показателях себестоимости. Сеть железных дорог обеспечивает основные грузопотоки не только между экономическими районами России, но и между Россией  и странами ближнего зарубежья. Основными  грузами железнодорожного транспорта являются уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, строительные материалы, руды, сельскохозяйственные грузы, лес, продукцию машиностроения и др. В структуре перевозок первое место занимает уголь и кокс, второе – минеральные удобрения и строительные материалы, на третьем – нефть и нефтепродукты.

Железнодорожный транспорт  имеет существенное значение в пассажирских перевозках. Несмотря на развитие автомобильных  и воздушных пассажирских перевозок, направление и мощность пассажирских потоков в значительной мере определяется конфигурацией и пропускной способностью железнодорожных дорог. На железнодорожном  транспорте 9 из 10 пассажиров перевозятся  в пригородном сообщении, в пассажирообороте же ведущую роль играют дальние перевозки (более 2/3 из всего пассажирооборота). Распределение пригородных перевозок  зависит главным образом от их скопления в крупнейших городах  и городских агломерациях. Дальние  пассажирские перевозки распределяются по железным дорогам неравномерно. Преимущественное положение занимают два направления: меридиальное от Москвы по Курскому направлению и восточное, широтное от Москвы через Поволжье на Урал и Сибирь.

На железнодорожном транспорте продолжаются структурные преобразования, начатые в 2001году. В 2012 году выполнены целевые задачи программных документов по структурной реформе: пассажирские перевозки в дальнем и пригородном сообщении выведены из состава деятельности ОАО «РЖД»; созданы дочерние общества ОАО «РЖД» в сфере плановых видов ремонта вагонов; из состава деятельности ОАО «РЖД» выведена большая часть непрофильных видов работы.

Прошлый год стал первым годом реализации принятой Правительством Российской Федерации Целевой модели рынка грузовых железнодорожных  перевозок на период до 2015 года, которая определяет дальнейшие направления преобразования железнодорожной отрасли. Планом по реализации этой модели определены конкретные мероприятия экономического, правового и технологического характера, которые предстоит осуществить в ближайшие годы. Важно, что эти мероприятия синхронизированы с мероприятиями, реализуемыми в этот период в рамках Единого экономического пространства и Таможенного союза

 

2.3. Значение автомобильного транспорта

Этот вид транспорта относится к числу динамично  развивающихся видов транспортной системы. Он отличается высокой маневренностью и обеспечивает внутрирайонные и  межрайонные перевозки грузов, пассажиров на средние и короткие расстояния. Велика его роль и в осуществлении  смешанных перевозок, а также  в обслуживании, главным образом  на короткие расстояния отраслей промышленности, сельского хозяйства, торговли и  строительства.

Общая протяженность автомобильных  дорог страны составляет 945 тыс. км, в том числе с твердым покрытием  – 748 тыс. км. Однако более 1/3 автомобильных дорог приходится на гравийное, щебеночное, шлаковое, или булыжное покрытие, которое отличается низким качеством, не соответствующим техническим параметрам, а как следствие требует их частого ремонта. 34 процента населенных пунктов не имеет связи с дорогами общего пользования, что негативно отражается на развитии сельского хозяйства при вывозе сельскохозяйственной продукции. Дороги играют роль «кровеносных артерий» в автомобильном транспорте. От их состояния зависит состояние этого вида транспорта. Велика роль автомобильного транспорта в перевозках грузов и пассажиров.

Несмотря на с нижение перевозимых грузов транспортом общего пользования за 2002-2009 на 46,2 процента, а автомобильного транспорта на 42,3 процента, доля автомобильного транспорта по-прежнему остается высокой. В настоящее время он составляет большую конкуренцию железнодорожному транспорту.

Автомобильный транспорт  используется как для внутрирайонных перевозок, так и для доставки грузов между различными видами населенных пунктов. В структуре перевозимых  грузов преобладают строительные материалы, хлебные, лесные грузы и товары народного  потребления.

В последнее время автомобильный  транспорт наращивает объемы перевозимых  грузов. Так, например, российская почта  предприняла попытку перехода перевозок  с железнодорожного транспорта на автомобильный, так как автомобильный транспорт  является в этом случае более дешевым, удобным, маневренным, чем другие виды транспорта.

Коммерческий грузооборот автомобильного транспорта вырос на 15% и превысил докризисный уровень 2008 года. Объем перевозок грузов, выполненных российскими международными автоперевозчиками, увеличился на 11%. За 10 лет объем внешнеторговых грузов, перевозимых российскими перевозчиками, увеличился более чем в 2,5 раза и достиг 46%. [6]

 

2.4. Значение трубопроводного транспорта

За последние 15-20 Россия стала крупнейшим государством, добывающим нефть и газ. Большинство добытого сырья транспортируется за рубеж. Бюджет России на прямую привязан к мировым ценам на нефть и газ и поэтому этому виду транспорта в нашей стране уделяется большое значение, так как это самый выгодный способ транспортировки. Этот вид транспорта отличается наименьшей себестоимостью и используется для перекачки нефти и нефтепродуктов, газа. По назначению магистральные трубопроводы разделяют на нефтепроводы, продуктопроводы, газопроводы. В последнее время получают развитие и другие виды трубопроводов (пульпопроводы, пневмопроводы и др.)

Преимуществом этого вида транспорта также являются возможность  функционирования в течение всего  года, высокая производительность труда, минимальные потери при транспортировке, возможность прокладки трубопроводов  по кратчайшему расстоянию практически  вне зависимости от рельефа территории.

 

2.5 Значение воздушного транспорта

В транспортной системе России воздушный транспорт является одним  из основных видов пассажирского  транспорта. В его общей работе перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты – 1/5. Использование  авиационного транспорта дает большой  временной выигрыш (за счет большой  скорости самолета и от спрямления трассы полета) по сравнению с другими  видами транспорта на средних и особенно больших расстояниях. Считается, что  на расстоянии свыше 1000 км в пассажирских перевозках преобладает именно этот вид транспорта. Важную роль играет воздушный вид транспорт для обеспечения связи с слабо освоенными районами Сибири и Дальнего Востока, где он является чуть ли не единственным средством сообщения.

В 2011 году впервые в постсоветской  истории России отечественными авиакомпаниями

перевезено более 64 млн пассажиров. Докризисный уровень 2008 года по объему перевозок воздушным транспортом превышен на 26%, а по сравнению с 2000 годом – в 2,8 раза. В 2011 году пассажирооборот (166,6млрд пасс-км) гражданской авиации превзошел показатели, достигнутые Российской Федерацией в составе СССР, почти на 15%, а грузооборот – в 2 раза.

Стабилизирована аэродромная  сеть Российской Федерации. Реализована  новая модель возрождения и поддержки  региональных и местных перевозок  на Дальнем Востоке, в Сибири и  районах Крайнего Севера на основе развития аэродромной и аэропортовой инфраструктуры через механизм казенных предприятий.

В воздушном пространстве Российской Федерации внедрена новая система эшелонирования, использующая сокращенные интервалы вертикального эшелонирования. Система позволяет:

– повысить пропускную способность  воздушного пространства в 2 раза;

– сократить время ожидания вылета на 45%;

– обеспечить экономию топлива  до 5%;

– сократить выбросы в  окружающую среду на 5%.

Впервые за долгие годы началось рассмотрение структуры воздушного пространства Московской воздушной  зоны, и сегодня реально решается задача ее оптимизации с учетом сокращения границ запретных зон и зон ограничения полетов. По завершении работ пропускная способность МВЗ увеличится в 1,5 раза.

Значительным результатом  можно считать разработку и реализацию программы субсидирования авиационных перевозок с Дальнего Востока и из Сибири. Программа показала свою жизнеспособность и важность в первую очередь для дальневосточных жителей. В 2011 году количество субсидируемых маршрутов возросло до 30, а количество перевезенных пассажиров – на 16,5% (всего 371 тыс. человек). [6]

 

 

3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА

 

3. 1 Экономическая оценка деятельности транспортного комплекса

На реализацию основных приоритетов  в 2011 году из федерального бюджета направлено почти 646 млрд рублей, что в сопоставимых ценах ниже уровня 2010 года. Объем инвестиций по ФЦП составил примерно 355,2 млрд рублей, что также соответствует уровню 2010 года. В качестве положительной тенденции необходимо отметить рост объема внебюджетных инвестиций на 22% к уровню 2010 года. Прошедший год характеризуется значительными мерами государственной поддержки предприятий и организаций железнодорожного и воздушного транспорта, а также отдельных категорий граждан Российской Федерации. Общий объем господдержки составил примерно 40 млрд рублей.

Информация о работе Развитие транспортного комплекса РФ