Развитие транспортного комплекса РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:06, реферат

Краткое описание

Цель исследования определить наличие проблем и перспектив развития транспортного комплекса России.
В соответствии с поставленной целью определены задачи исследования, которые могут быть сформулированы следующим образом:
- рассмотреть общую характеристику транспортного комплекса России;
- оценить значение транспортного комплекса Российской Федерации;
- определить проблемы и перспективы транспортного комплекса России.

Вложенные файлы: 1 файл

транс.docx

— 61.02 Кб (Скачать файл)

Транспортный комплекс нашей  страны – это 600 тыс. организаций, 10 млн транспортных средств. Ежесуточно по транспортным коммуникациям перевозится 59,7 млн пассажиров, 28,6 млн т грузов. В морских и речных портах перегружается около 2 млн т грузов в сутки. Валовая добавленная стоимость, созданная на транспорте, за последние 10 лет увеличилась в 2,5 раза и составляет 7% валового внутреннего продукта страны. Экспорт транспортных услуг вырос в 5 раз и достиг в 2011 году более 14 млрд долларов. Это треть от экспорта всех видов услуг.

За год в бюджетную  систему страны организациями транспортного комплекса перечислены налоговые платежи в сумме почти 515 млрд рублей, в том числе в федеральный бюджет – 441 млрд рублей.

Объем инвестиций в транспортный комплекс вырос с 2000 года практически  в 2 раза и составил в 2011 году 1,2 трлн рублей, примерно 11% от общего объема инвестиций в экономику Российской Федерации.

Грузооборот транспортного  комплекса вырос за последние 10 лет  на 35% и достиг 2,6 трлн ткм, превысив в 2011 году докризисный уровень 2008 года. Пассажирооборот в 2011 году вырос к уровню 2000 года на 32,5%. В транспортном комплексе трудится свыше 3,3 млн человек. За последние 5 лет средний возраст сотрудников отрасли стабилизировался на уровне 40 лет. Среднемесячная начисленная заработная плата в транспортном комплексе за 2011 год по сравнению с аналогичным периодом 2010 года увеличилась на 13% и составила 30,8 тыс. рублей, что выше средней заработной платы в целом по Российской Федерации на 30,8% (23 532 рубля).

Производительность труда  выросла на 6%, темп роста производительности труда опережал темп роста реальной заработной платы на 1,5%.

Практическими результатами работы для жителей Российской Федерации стали рост транспортной подвижности населения, которая имеет устойчивую динамику повышения (на 5,3% в2011году по сравнению с 2010 годом), а для грузоотправителей– снижение транспортных издержек. [6]

 

3.2 Проблемы развития транспортного комплекса России

Стабилизация экономики и ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса. В первую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привлечения иностранного капитала, налаживания работы поставщиков транспортного комплекса — транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы всех видов транспорта между собой и с отраслями народного хозяйства. Одной из основных задач также является восстановление транспортно-экономических связей со странами ближнего зарубежья, так как транспортный комплекс СССР формировался как единое целое, и обособленное функционирование его отдельных частей привело к деградации транспортного хозяйства не только России, но всех бывших республик СССР.

Остро стоят проблемы транспортного  обеспечения сельских населенных пунктов, пассажирских перевозок в крупных  городах, снижения экологически неблагоприятного влияния транспорта на природную  среду и человека. Переход к  рыночным отношениям транспортного  комплекса России сложен из-за сформировавшейся ранее сильно централизованной структуры  управления и созданных сверхкрупных транспортных монополий. При решении  проблемы разгосударствления отдельных  частей транспортного комплекса, создания условий для конкуренции возникла объективная необходимость малого и среднего бизнеса. Активно идет процесс приватизации автотранспортных предприятий, создания мелких акционерных  авиакомпаний, предприятий водного  транспорта.

Другие проблемы комплекса, помимо финансовых, то это в первую очередь проблема загрязнения окружающей среды. И здесь речь идет не только о вредных выбросах в атмосферу. Встает проблема о шумовом и тепловом загрязнении мобильными источниками. К мобильным источникам относятся автомобили и транспортные механизмы, передвигающиеся по земле, по воде и по воздуху. В больших городах к числу основных источников загрязнения атмосферного воздуха относится автотранспорт. Выхлопные газы двигателей содержат более двухсот компонентов, среди которых немало канцерогенов. Наземные транспортные средства — это механизмы, передвигающиеся по шоссейным и железным дорогам, а также строительное, сельскохозяйственное и военное оборудование. К опасным видам транспорта можно отнести трубопроводный, ибо повреждения в системе могут очень быстро вылиться в экологическую катастрофу мирового масштаба.

Следующая проблема транспорта — это безопасность перевозок. Прежде всего это относится к авиационному и железнодорожному транспорту, так как скорости и тот и другой развивают очень большие.

В 2011 году имели место  тяжелейшие резонансные трагические  события. В начале года (24 января) в  аэропорту Домодедово произошел  террористический акт, в котором 37 человек погибло, 117 получили ранения. Спустя 5 месяцев (20 июня) при заходе на посадку в аэропорту Петрозаводск (Бесовец) произошла катастрофа самолета Ту-134 авиакомпании «РусЭйр». Через 20 дней (10 июля) на Куйбышевском водохранилище произошла авария с пассажирским дизель-электроходом «Булгария». Затем 7 сентября – катастрофа самолета Як-42 авиакомпании «ЯК СЕРВИС». В конце года в Охотском море затонула буровая платформа «Кольская». [6]

Настораживает тот факт, что всплеску аварийности предшествовал  рост инцидентов, которые явно сигнализировали  о неблагополучном положении  дел с безопасностью по ряду направлений. Однако в нужный момент должных выводов  сделано не было. Вместе с тем работа по профилактике и предупреждению аварийности и обеспечению технологической безопасности– самая приоритетная для всей системы управления в отрасли.

Существуют вопросы по соблюдению сроков выполнения мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)». Например, неоднократно переносился срок ввода Московского центра управления воздушным движением, выполняющего более 60% аэронавигационной работы. Последний срок – декабрь 2011 года – вновь сорван и сдвинут на декабрь 2012 года.

Серьезной проблемой в  отрасли остается качество проектирования. Недопустимо высок – около 18% – уровень проектов, которые при первом рассмотрении получают отрицательные заключения. По большинству проектов после утверждения корректируются объемы работ и проектные решения.

На железнодорожном транспорте наблюдается снижение обеспеченности грузоотправителей подвижным составом, что негативно отражается на эффективности работы как железнодорожного транспорта, так и целого ряда отраслей экономики. Основные проблемы возникли при перевозках в универсальном подвижном составе (полувагонах), наиболее востребованном для отправок массовых, низкостоимостных грузов. Значительно снизился уровень эффективности использования парка грузовых вагонов, что характеризуется динамикой одного из основных показателей – оборота вагона. Среднее время оборота за период 2007–2011 годов выросло почти в два раза. Снижение показателя обусловлено снижением эффективности работы как железных дорог, так и грузоотправителей.

Также не разрешена проблема  рационального использования временных и территориальных ресурсов. Во многих крупных портах, на стыке железнодорожных и морских транспортных узлов из-за несовершенного законодательства товары проводят на складах гораздо больше времени, нежели это требуется. Из-за этого качество (хотя бы тех же продуктов питания) резко снижается.

Таким образом, в заключение можно сказать, что существует множество  проблем разного масштаба, но сейчас намечается положительная тенденция к развитию и улучшению транспортного комплекса страны, которая базируется на огромном потенциале российских ученых и простых граждан.

 

 

3.2. Перспективы развития транспортного комплекса России

Деятельность Министерства в последние годы, была сконцентрирована на четырех важнейших направлениях, таких как:

– модернизация и развитие инфраструктуры всех видов транспорта и обновление парка транспортных средств;

– повышение качества и  доступности услуг пассажирского  транспорта;

– повышение уровня безопасности на транспорте;

–совершенствование системы финансирования отраслей транспортного комплекса и повышение их инвестиционной привлекательности.

Положительные результаты подтверждают правильность сформулированных приоритетов. Такими они должны оставаться и в среднесрочной перспективе, поскольку полностью укладываются в сценарии развития отрасли и активно обсуждались в рамках подготовки «Стратегии-2020».

Наиболее значимые задачи по каждому направлению. В деле модернизации и развития транспортной инфраструктуры на инновационной основе на первый план выходит задача совершенствования связанности инфраструктуры. Имеется в виду в первую очередь взаимоувязанное и взаимодополняющее развитие всех транспортных коммуникаций – водных, автомобильных, железнодорожных и авиационных. Безусловным приоритетом является реализация в планируемые сроки и планируемом объеме программ развития транспортных узлов. В течение ближайших двух-трех лет необходимо завершить устранение основных узких мест во всех транспортных коммуникациях.

В дорожной отрасли одной  из основных проблем является автомобильный  транзит через центры российских городов. Представляется целесообразным в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» выделить эти проекты в отдельную подпрограмму и считать ее реализацию приоритетной, включая направление дополнительных перераспределяемых финансовых средств. Еще одно узкое место дорожной инфраструктуры – ненормативное содержание и ремонт. С 2014 года исключить термин «ненормативное содержание», поскольку норматив будет один: содержание и ремонт 100%.

Узким местом являются автомобильные  и железнодорожные подходы к морским портам. Очевидно, что простым наращиванием физического размера инфраструктуры не обойтись.

На первый план должна выйти  работа над совершенствованием логистики обработки грузов, оптимизацией взаимодействия видов транспорта.

Дополнительно необходимо вернуться  к проблеме развития терминальных мощностей  в морских портах. Здесь требуют решения два вопроса.

Первый: владельцы терминалов, они же грузовладельцы, используя монопольное положение, применяют меры недобросовестной конкуренции и создают искусственный дефицит обрабатывающих мощностей в портах. В этой ситуации целесообразно создание государством дополнительных мощностей для обеспечения необходимого уровня конкуренции.

Второй вопрос – о программе  развития мощностей по переработке  грузов. К 2016 году планируется обеспечить перевалку грузов в портах России в объеме 770 млн т в год, в том числе иметь 15%-ный резерв пропускной способности.

Приоритетными в сфере  внутреннего водного транспорта являются вопросы обеспечения безопасности судоходства. На внутреннем водном транспорте в течение пяти лет необходимо устранить лимитирующие участки на Единой глубоководной системе европейской части Российской Федерации.

В октябре 2011 года был принят Технический регламент Таможенного союза.

В деле обеспечения доступности  транспортных услуг для населения прежде всего необходимо проработать вопрос о развитии региональных и местных воздушных перевозок. Следует продолжить расширение сети аэродромов, включенных в систему казенных предприятий.

Нужно сделать акцент на оптимизации работы предприятий; либерализации требований к объектам там, где это допустимо без ущерба для безопасности полетов; внедрении типовых решений по объектам инфраструктуры.

Правительством принято решение о начале программы по поддержке межрегиональных перевозок через механизмы субсидирования. В настоящее время сформировано 80 направлений и определены условия предоставления субсидий. На эту программу в течение ближайших трех лет предусмотрено выделение 3 млрд рублей.

В трехлетнем периоде предусмотрены  финансовые ресурсы в объеме около 6,5 млрд рублей на поддержку программ закупки воздушных судов на основе компенсации ставки лизинга. В краткосрочном периоде работа над реализацией указанных программ должна быть безусловным приоритетом.

Министерство транспорта Российской Федерации начиная с 2011 года является одним из соисполнителей государственной программы «Доступная среда» на 2011–2015 годы, основной целью которой является формирование к 2016году условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности.

Для повышения качества и  безопасности автомобильного транспорта необходимо увеличить результативность нормотворческой деятельности в области организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам, ответственности за перевозку пассажиров, опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов.

Основная задача в повышении  уровня комплексной безопасности населения на транспорте, включая экологическую безопасность, – плановая реализация программных мероприятий. В первую очередь, это завершение оценки уязвимости и категорирования объектов транспортного комплекса, а также разработка планов защищенности и оснащение объектов. Кроме того, на Минтранс России

С 2012 года возложены функции государственного заказчика-координатора работ по проекту «Создание системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА ГЛОНАСС». Реализация указанного проекта повысит транспортную безопасность за счет повышения оперативности реагирования и эффективности ликвидации последствий транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, а также уменьшения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий.

Информация о работе Развитие транспортного комплекса РФ