Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:44, курсовая работа
Курсовая работа по дисциплине «Теория, устройство и борьба за живучесть судна» является заключительным этапом изучения дисциплины. Цель курсовой работы – закрепить теоретические знания курсантов и научить их самостоятельно работать с учебной литературой, руководящими документами по живучести судна и другими нормативными документами, правильно принимать полученные знания в своей дальнейшей практической деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа по дисциплине «Теория, устройство и борьба за живучесть судна» является заключительным этапом изучения дисциплины. Цель курсовой работы – закрепить теоретические знания курсантов и научить их самостоятельно работать с учебной литературой, руководящими документами по живучести судна и другими нормативными документами, правильно принимать полученные знания в своей дальнейшей практической деятельности.
В пояснительной записке дается теоретическое, расчетное обоснование принятых в работе решений, все выкладки сопровождаются необходимыми чертежами, схемами, графиками, диаграммами. Структура и содержание пояснительной записки определяются в зависимости от профиля специальности и задания на работу, выданного руководителем.
Определение элементов судна
Если в задании не указаны водоизмещение судна и площадь ватерлинии, их величину можно рассчитать, используя следующие зависимости:
(1) | |
(2) |
где δ - коэффициент общей полноты;
α - коэффициент полноты ватерлинии;
V - водоизмещение судна;
S - площадь ватерлинии;
L, B, T - длина, ширина и осадка судна.
Соответственно объемное водоизмещение и площадь ватерлинии судна находятся по формулам:
(3) | |
(4) |
При условии не определенных в задании параметров посадки судна, можно допустить, что первоначально (до аварии, бункеровки) судно находилось на ровном киле, т.е. не имело ни крена, ни дифферента.
Расчет количества воды, поступающей в аварийный отсек через пробоину
Количество воды, поступающей в отсек через пробоину определяется по формулам:
(5) | |
(6) |
где F - площадь пробоины, м2;
F = |
- если пробоина круглая, м2; |
0,785 Dпр Bпр - если пробоина элипсообразная, м2; | |
Dпр Bпр – если пробоина прямоугольная, м2. |
Dпр – диаметр (длина вдоль корпуса) пробоины, м;
Bпр – ширина пробоины, м;
m = 0,65÷0,75 - коэффициент расхода (для больших пробоин значение коэффициента больше);
g = 9,81 м/с2 -ускорение свободного падения;
Hв - напор столба воды от ВЛ до центра пробоины, м вод.ст.
При переменном напоре вместо Hв следует подставлять (Hв - hв) - разность между уровнями ватерлинии и воды в отсеке над центром пробоины (рис. 1).
Рисунок 1 - Затопление отсека: а – при постоянном напоре; б – при переменном напоре.
В справочниках значения Q в зависимости от F и Hв даются в виде графиков или таблиц. Если пробоина бортовая, то процесс затопления отсека состоит из двух периодов: затопления объема V1 (от днища до центра пробоины) и затопления объема V2 (от центра пробоины до ватерлинии).
Продолжительность первого периода в минутах равна
(7) |
Во втором периоде гидростатический напор (Нв - hв) является переменной величиной. Его значение зависит от высоты воды в отсеке над пробоиной hв. Время затопления верхней части отсека рассчитывается по формуле:
(8) |
Общее время затопления отсека до ватерлинии в минутах
(9) |
Если пробоина днищевая, то
(10) |
где V - объем отсека от днища до ватерлинии (V=V1+V2).
Как бы ни были мощны водоотливные средства судна, они не в состоянии справиться с откачкой воды, вливающейся в отсек даже через среднюю пробоину.
Расчеты показывают, что через пробоину площадью F=0,2 м2 (при Æпроб » 0,5 м), расположенную на глубине Hв = 4 м, интенсивность поступления воды в отсек будет равна 55 м3/мин., или 3300 м3/ч, а при пробоине F = 1 м2 (при Æпроб » 1,13 м) - 320 м3/мин., или 19000 м3/ч. В то же время самые мощные водоотливные средства имеют подачу не более 600 т/ч (или 10 т/мин.).
Пусть, например, объем отсека от днища до центра пробоины V1 = 100 м3, а объем от центра пробоины до ватерлинии V2 = 250 м3. Тогда при F = 1 м2 и Hв = 4 м время затопления отсека по ватерлинию будет
Ясно, что за это время невозможно ни заделать пробоину, ни обеспечить водоотлив. Наибольшая площадь пробоины, при которой водоотливной насос еще будет в состоянии справиться с поступающей водой, определяется:
(11) |
где Qвон – объемная подача водоотливного насоса [м3/ч].
Располагаемое время для заделки пробоины при работающем водоотливном насосе:
t1 = V1/60(Q - Qвон) [мин.] |
(12) |
Чем больше пробоина и напор воды, тем большие усилия необходимо прикладывать для постановки пластыря. Один человек способен преодолеть сопротивление струи воды силой 700÷800 Н (70÷80 кгс).
Гидродинамическое давление водяной струи
(13) |
где j - коэффициент местного сопротивления, близкий к единице;
F - площадь пробоины, м2;
Hв - напор столба воды от ватерлинии до центра пробоины, м вод. ст.;
r = 9,8×1025 Н/м3 (γ = 1025 кг/м3) - удельный (объемный) вес забортной воды.
Гидростатическое давление на установленный пластырь
(14) |
где Fпл - площадь пластыря или другой заделки, м2.
Количество людей для заделки пробоин и прочность пластырей должны соответствовать динамическому и статическому давлению воды.
Если принять, что в
среднем человек способен сдержать
напор равный более 500 Н (50 кгс), то расчетное
количество людей, необходимое для
преодоления динамического
Nлс ≥ 2Рдин. |
(15) |
Определение параметров посадки судна после аварии
Посадка судна - это положение относительно поверхности спокойной воды, которое характеризуется углом крена q, углом дифферента Ψ, дифферентом Δ, осадками Тн, Тк, Тср.
В зависимости от характера затопления отсеки и цистерны разделяются на три категории.
Отсеки I категории - отсеки полностью затопленные водой; они закрыты сверху, могут сообщаться или не сообщаться с забортной водой. Такие отсеки расположены, как правило, ниже ватерлинии и поэтому повышают начальную остойчивость (см. рисунок 2).
Отсеки II категории – отсеки, заполненные частично (имеют свободную поверхность) и не сообщаются с забортной водой. Такое затопление возможно при тушении пожаров водой, при повреждении трубопроводов, при фильтрации воды из смежных отсеков или через неплотно заделанные пробоины. Остойчивость корабля понижается из-за свободной поверхности жидкости и приема воды выше ватерлинии.
Рисунок 2 - Схема классификации затопленных отсеков.
Отсеки III категории – отсеки, имеющие свободную поверхность и сообщающиеся с забортной водой. Уровень воды в них всегда будет на одном уровне с действующей ватерлинии. Остойчивость корабля снижается из-за влияния свободной поверхности и из-за возможного принятия новых порций воды при наклонении.
Затопление отсеков всех категорий увеличивает Тср и уменьшает запас плавучести. При несимметричном затоплении отсеков любых категорий судно получает крен и дифферент.
Запас плавучести (А) – это непроницаемый объем корпуса от действующей ватерлинии до верхней непроницаемой палубы, включая объем полубака. Надстройки в запас плавучести не входят. Запас плавучести определяет определенный объем воды, при поступлении которой внутрь корпуса судно еще остается на плаву. Это основной фактор, обеспечивающий непотопляемость судна.
Для неповрежденного судна
(16) |
где Vвп - объем корпуса до верхней непроницаемой палубы.
Об остаточном запасе плавучести судна можно также судить по величине условной средней высоты надводного борта.
При запасе плавучести численно равному значению 30% и менее А0 а также при высоте надводного борта менее 0,2÷0,4 м, положение поврежденного судна следует считать тяжелым.
В зависимости от категории затопленного отсека расчёт элементов остойчивости и посадки судна производится по совершенно разным формулам и зависит от метода расчёта.
При затоплении отсека первой категории вес заполнившей его воды может рассматриваться, как приятый на судно твёрдый груз и расчёт элементов остойчивости и посадки судна производится по тем же формулам, как и перед приёмом на борт твёрдого груза.
В случае затопления отсека второй категории вода в них может рассматриваться, как принятый на судно жидкий груз. При этом должно быть учтено влияние свободной поверхности жидкости. В этом случае элементы посадки и остойчивости судна рассчитывают по формулам, соответствующим случаю загрузки на судно жидкого груза со свободной поверхностью.
При затоплении отсека третьей
категории для расчёта
Если принять, что в пределах изменения осадки (ΔТ) борта судна остаются прямостенными, то дополнительный объём, заключенный между старой и новой ватерлиниями будет равен произведению площади новой ватерлинии на величину изменения осадки:
(17) |
С другой стороны, этот объём равен объёму затопленного отсека, который можно рассчитать по формуле:
(18) |
где l, b - длина и ширина затопленного отсека.
Так как эти объёмы равны, то можно приравнять их правые части. Отсюда изменения осадки можно рассчитать по формуле:
(19) |
Площадь новой ватерлинии определяется по формуле:
(20) |
где S – первоначальная площадь ватерлинии;
- площадь потерянной ватерлинии (площадь затопленного отсека на уровне ватерлинии).
Изменение продольной и поперечной метацентрических высот определяется по формулам:
(21) |
(22) |
где - моменты инерции потерянной ватерлинии относительно продольной и поперечной осей.
Моменты инерции потерянной ватерлинии рассчитываются по зависимостям:
(23) (24) |
где - моменты инерции свободной поверхности воды затопленного отсека относительно продольной и поперечной осей, проходящих через центр тяжести этого отсека;
- координаты центра тяжести
площади новой ватерлинии