Расчет непотопляемости судна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа по дисциплине «Теория, устройство и борьба за живучесть судна» является заключительным этапом изучения дисциплины. Цель курсовой работы – закрепить теоретические знания курсантов и научить их самостоятельно работать с учебной литературой, руководящими документами по живучести судна и другими нормативными документами, правильно принимать полученные знания в своей дальнейшей практической деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Расчет непотопляемости судна.docx

— 295.21 Кб (Скачать файл)

Координаты центра тяжести  площади новой ватерлинии определяются следующим образом:

(25)

 

(26)


Моменты инерции площади  затопленного отсека представляются по формулам:

(27)

 

(28)


По полученным данным рассчитываются новые значения продольной и поперечной метацентрических высот:

(29)

(30)


Углы крена и дифферента в градусах определяется по следующим зависимостям:

(31)

 

(32)


   После определения углов крена и дифферента производиться расчет параметров  осадки судна:

(33)

 

(34)

 

(35)


В приложении А представлен пример расчета времени затопления аварийного отсека, остойчивости и посадки аварийного судна. Для анализа состояния судна и принятия правильного решения рекомендуется составить сравнительную таблицу элементов посадки и остойчивости судна до и после аварии. По данным таблицы выполняется схема посадки аварийного судна (см. рисунок 3), и делаются выводы по разделу.

Рисунок 3 – Схема аварийной посадки судна

 

Оценка возможности частичной бункеровки судна топливом

Прием жидких грузов на судно приводит в общем случае к изменению  параметров посадки и остойчивости. В случае частичной бункеровки топливом, практикуемой достаточно часто в  последнее время, влияние на остойчивость может быть отрицательным, и поэтому  решение о такой бункеровке должно приниматься только на основе результатов  расчета изменения остойчивости и посадки.

Определение параметров остойчивости выполняется в следующей последовательности.

Вычисляем изменение остойчивости вследствие появления свободных  поверхностей жидкого груза по формуле:

(36)


где Dо - водоизмещение судна до приема топлива;

mт - масса принимаемого топлива;

ρт - плотность топлива;

Σix - суммарный момент инерции свободных поверхностей топлива в танках левого и правого борта.

В случае частичного приема топлива  в оба танка:

(37)


где lт и bт -  длина и ширина топливного танка.

В случае частичного приема топлива  в один танк, при пустом или запрессованном втором танке:

(38)


Рассчитываем изменение остойчивости вследствие приема жидкого груза  по формуле:

(39)


где Тo - начальная осадка;

- изменение осадки от приема груза;

Sвл - площадь действующей ватерлинии;

zт - аппликата центра тяжести принятого топлива;

h1 - исправленная метацентрическая высота.

Дня определения аппликаты центра тяжести принятого топлива считаем, что форма танка – параллелепипед. Тогда при приеме топлива в один танк:

(40)


При приеме топлива в два танка:

(41)


При приеме топлива в один танк полностью, а во второй частично:

(42)


где mт1 = ρт. lт. bт. tт - масса топлива в полностью затопленном танке правого борта;

zт1 - аппликата центра тяжести запрессованного танка.

Находим суммарное изменение остойчивости после приема топлива по формуле:

.

(43)


Вычисляем новое значение метацентрической высоты судна после приема топлива:

(44)


По полученному значению метацентрической высоты после бункеровки оценивается  остойчивость судна. При необходимости  принимаются меры по увеличению остойчивости.

 

Определение параметров посадки  судна после бункеровки

Угол крена судна θ определяем в градусах по следующей зависимости:

.

(45)


Если угол крена превышает 5°, то необходимо принять меры по увеличению остойчивости и спрямлению судна.

Угол дифферента судна после приема топлива в радианах:

(46)


где  ψ0 - начальный угол дифферента;

хт = хп + lт/2 - абсцисса центра тяжести принятого топлива;

хf - абсцисса центра тяжести площади ватерлинии;

H - продольная метацентрическая высота;

D0 - водоизмещение судна до приема топлива.

Осадка носом и кормой определяется по зависимостям:

(47)

(48)


Для сравнения параметры посадки и остойчивости судна до и после приема топлива удобно представить в виде таблицы. В завершении раздела необходимо дать заключение о возможности частичной бункеровки топливом при заданном варианте состояния загрузки судна с указанием принятых мер по поддержанию остойчивости.

 

Приложение А

Пример расчета элементов остойчивости и посадки судна при затоплении одного отсека

Таблица 1 - Исходные данные

Наименование, единицы измерения

Обозн.

Значение

Длина судна, м 

L

125

Ширина  судна, м   

B

18

Осадка  судна, м    

T

6.4

Коэффициент общей полноты корпуса 

δ

0.75

Коэффициент полноты ватерлинии

α

0.8

Поперечная  метацентрическая высота, м  

h

0.62

Продольная  метацентрическая высота, м  

H

125

Длина затопленного отсека, м

l

15

Ширина  затопленного отсека, м

b

9

Площадь пробоины, м2     

F

0.5

Координаты  центра тяжести отсека, м   

xv

16.3

yx

1.8

zv

3.3

Расстояние  от ватерлинии до центра пробоины, м   

Hb

3.1

Абсцисса  центра тяжести площади ватерлинии, м   

xf

5.3

Коэффициент расхода

μ

0.7


 

Расчет количества поступившей воды

1. Объем нижней части отсека, м3

v1 = l.b.(T - Hb) = 15 . 9 .(6.4 – 3.1) = 445.5

2. Объем верхней части отсека, м3

v2 = l . b .Hb = 15 . 9 . 3.1 = 418.5

3. Объем затопленного отсека, м3

v = v1 + v2 = 445.5 + 418.5 = 864

4. Расход воды через пробоину при затоплении нижней части отсека, м3

5. Расход воды через пробоину при затоплении верхней части отсека, м3

Q2 = Q1/2 = 2.73/2 = 1.37

6. Время затопления нижней части отсека, с

t1 = v1/Q1 =445.5/2.73 = 163.2

7. Время затопления верхней части отсека, с

t2 = v2/Q2 = 418.5/1.37 = 357.7

8. Общее время затопления отсека, мин


 

 

Расчет элементов  судна до получения повреждений

1. Объемное водоизмещение, м3

V = L.B.T.δ = 125 . 18 . 6.4 . 0.75 = 10800

2. Площадь ватерлинии, м2

S = L.B.α = 125 . 18 . 0.85 = 1912.5

Расчет элементов  аварийного судна

1. Площадь потерянной ватерлинии, м2

Sv = l . b = 15 . 9 = 135

2. Площадь новой ватерлинии, м2

3. Изменение осадки, м

4. Моменты инерции свободной поверхности воды затопленного отсека, м4

5. Координаты центра тяжести площади новой ватерлинии, м

6. Моменты инерции потерянной ватерлинии, м4

7. Изменение поперечной метацентрической высоты, м

8. Изменение продольной метацентрической высоты, м

9. Поперечная метацентрическая высота после затопления , м

10. Продольная метацентрическая высота после затопления, м

11. Угол крена, град

12. Угол дифферента, град

13. Осадка носом, м

14. Осадка кормой, м

15. Осадка средняя, м

 

Приложение Б

Пример расчета элементов остойчивости и посадки судна при бункеровке

Таблица 2 - Исходные данные

Наименование, единицы измерения

Обозн.

Значение

Длина судна, м 

L

100

Ширина судна, м   

B

18

Осадка судна, м    

T

4

Коэффициент общей полноты корпуса

δ

0.7

Коэффициент полноты ватерлинии

α

0.8

Поперечная  метацентрическая высота, м  

h

0.4

Продольная  метацентрическая высота, м  

H

100

Плотность морской воды, т/м3

ρ

1.025

Плотность топлива, т/м3

ρт

0.9

Масса принимаемого топлива, т

mт

300

Размеры топливных танков, м   

lт

18

bт

9

tт

1.8

Абсцисса  центров тяжести топливных танков, м   

хт

17

Абсцисса  центра тяжести площади ватерлинии, м   

xf

-5


 

Расчет основных элементов судна

1. Водоизмещение, т

D = L.B.T.δ. ρ = 100 . 18 . 4 . 0.7 = 5166

2. Площадь ватерлинии, м2

S = L.B.α = 100 . 18 . 0.8 = 1440

Поскольку объем принимаемого топлива  превышает объем одного танка, возможны два варианта приема топлива. Первый вариант, принимать топливо поровну в танки левого и правого бортов, во избежание появления крена. Второй вариант, чтобы уменьшить отрицательное влияние на остойчивость свободной поверхности жидкого груза один танк заполняется полностью, а танк другого борта оставшимся количеством топлива.

Информация о работе Расчет непотопляемости судна