Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:44, курсовая работа
Курсовая работа по дисциплине «Теория, устройство и борьба за живучесть судна» является заключительным этапом изучения дисциплины. Цель курсовой работы – закрепить теоретические знания курсантов и научить их самостоятельно работать с учебной литературой, руководящими документами по живучести судна и другими нормативными документами, правильно принимать полученные знания в своей дальнейшей практической деятельности.
Координаты центра тяжести площади новой ватерлинии определяются следующим образом:
(25)
(26) |
Моменты инерции площади затопленного отсека представляются по формулам:
(27)
(28) |
По полученным данным рассчитываются новые значения продольной и поперечной метацентрических высот:
(29) (30) |
Углы крена и дифферента в градусах определяется по следующим зависимостям:
(31)
(32) |
После определения углов крена и дифферента производиться расчет параметров осадки судна:
(33)
(34)
(35) |
В приложении А представлен пример расчета времени затопления аварийного отсека, остойчивости и посадки аварийного судна. Для анализа состояния судна и принятия правильного решения рекомендуется составить сравнительную таблицу элементов посадки и остойчивости судна до и после аварии. По данным таблицы выполняется схема посадки аварийного судна (см. рисунок 3), и делаются выводы по разделу.
Рисунок 3 – Схема аварийной посадки судна
Оценка возможности частичной бункеровки судна топливом
Прием жидких грузов на судно приводит в общем случае к изменению параметров посадки и остойчивости. В случае частичной бункеровки топливом, практикуемой достаточно часто в последнее время, влияние на остойчивость может быть отрицательным, и поэтому решение о такой бункеровке должно приниматься только на основе результатов расчета изменения остойчивости и посадки.
Определение параметров остойчивости выполняется в следующей последовательности.
Вычисляем изменение остойчивости вследствие появления свободных поверхностей жидкого груза по формуле:
(36) |
где Dо - водоизмещение судна до приема топлива;
mт - масса принимаемого топлива;
ρт - плотность топлива;
Σix - суммарный момент инерции свободных поверхностей топлива в танках левого и правого борта.
В случае частичного приема топлива в оба танка:
(37) |
где lт и bт - длина и ширина топливного танка.
В случае частичного приема топлива в один танк, при пустом или запрессованном втором танке:
(38) |
Рассчитываем изменение
(39) |
где Тo - начальная осадка;
- изменение осадки от приема груза;
Sвл - площадь действующей ватерлинии;
zт - аппликата центра тяжести принятого топлива;
h1 - исправленная метацентрическая высота.
Дня определения аппликаты центра
тяжести принятого топлива
(40) |
При приеме топлива в два танка:
(41) |
При приеме топлива в один танк полностью, а во второй частично:
(42) |
где mт1 = ρт. lт. bт. tт - масса топлива в полностью затопленном танке правого борта;
zт1 - аппликата центра тяжести запрессованного танка.
Находим суммарное изменение остойчивости после приема топлива по формуле:
(43) |
Вычисляем новое значение метацентрической высоты судна после приема топлива:
(44) |
По полученному значению метацентрической высоты после бункеровки оценивается остойчивость судна. При необходимости принимаются меры по увеличению остойчивости.
Определение параметров посадки судна после бункеровки
Угол крена судна θ определяем в градусах по следующей зависимости:
(45) |
Если угол крена превышает 5°, то необходимо принять меры по увеличению остойчивости и спрямлению судна.
Угол дифферента судна после приема топлива в радианах:
(46) |
где ψ0 - начальный угол дифферента;
хт = хп + lт/2 - абсцисса центра тяжести принятого топлива;
хf - абсцисса центра тяжести площади ватерлинии;
H - продольная метацентрическая высота;
D0 - водоизмещение судна до приема топлива.
Осадка носом и кормой определяется по зависимостям:
(47) (48) |
Для сравнения параметры посадки и остойчивости судна до и после приема топлива удобно представить в виде таблицы. В завершении раздела необходимо дать заключение о возможности частичной бункеровки топливом при заданном варианте состояния загрузки судна с указанием принятых мер по поддержанию остойчивости.
Приложение А
Пример расчета элементов остойчивости и посадки судна при затоплении одного отсека
Таблица 1 - Исходные данные
Наименование, единицы измерения |
Обозн. |
Значение |
Длина судна, м |
L |
125 |
Ширина судна, м |
B |
18 |
Осадка судна, м |
T |
6.4 |
Коэффициент общей полноты корпуса |
δ |
0.75 |
Коэффициент полноты ватерлинии |
α |
0.8 |
Поперечная метацентрическая высота, м |
h |
0.62 |
Продольная метацентрическая высота, м |
H |
125 |
Длина затопленного отсека, м |
l |
15 |
Ширина затопленного отсека, м |
b |
9 |
Площадь пробоины, м2 |
F |
0.5 |
Координаты центра тяжести отсека, м |
xv |
16.3 |
yx |
1.8 | |
zv |
3.3 | |
Расстояние от ватерлинии до центра пробоины, м |
Hb |
3.1 |
Абсцисса центра тяжести площади ватерлинии, м |
xf |
5.3 |
Коэффициент расхода |
μ |
0.7 |
Расчет количества поступившей воды
1. Объем нижней части отсека, м3
v1 = l.b.(T - Hb) = 15 . 9 .(6.4 – 3.1) = 445.5
2. Объем верхней части отсека, м3
v2 = l . b .Hb = 15 . 9 . 3.1 = 418.5
3. Объем затопленного отсека, м3
v = v1 + v2 = 445.5 + 418.5 = 864
4. Расход воды через пробоину при затоплении нижней части отсека, м3/с
5. Расход воды через пробоину при затоплении верхней части отсека, м3/с
Q2 = Q1/2 = 2.73/2 = 1.37
6. Время затопления нижней части отсека, с
t1 = v1/Q1 =445.5/2.73 = 163.2
7. Время затопления верхней части отсека, с
t2 = v2/Q2 = 418.5/1.37 = 357.7
8. Общее время затопления отсека, мин
Расчет элементов судна до получения повреждений
1. Объемное водоизмещение, м3
V = L.B.T.δ = 125 . 18 . 6.4 . 0.75 = 10800
2. Площадь ватерлинии, м2
S = L.B.α = 125 . 18 . 0.85 = 1912.5
Расчет элементов аварийного судна
1. Площадь потерянной ватерлинии, м2
Sv = l . b = 15 . 9 = 135
2. Площадь новой ватерлинии, м2
3. Изменение осадки, м
4. Моменты инерции свободной поверхности воды затопленного отсека, м4
5. Координаты центра тяжести площади новой ватерлинии, м
6. Моменты инерции потерянной ватерлинии, м4
7. Изменение поперечной метацентрической высоты, м
8. Изменение продольной метацентрической высоты, м
9. Поперечная метацентрическая высота после затопления , м
10. Продольная метацентрическая высота после затопления, м
11. Угол крена, град
12. Угол дифферента, град
13. Осадка носом, м
14. Осадка кормой, м
15. Осадка средняя, м
Приложение Б
Пример расчета элементов остойчивости и посадки судна при бункеровке
Таблица 2 - Исходные данные
Наименование, единицы измерения |
Обозн. |
Значение |
Длина судна, м |
L |
100 |
Ширина судна, м |
B |
18 |
Осадка судна, м |
T |
4 |
Коэффициент общей полноты корпуса |
δ |
0.7 |
Коэффициент полноты ватерлинии |
α |
0.8 |
Поперечная метацентрическая высота, м |
h |
0.4 |
Продольная метацентрическая высота, м |
H |
100 |
Плотность морской воды, т/м3 |
ρ |
1.025 |
Плотность топлива, т/м3 |
ρт |
0.9 |
Масса принимаемого топлива, т |
mт |
300 |
Размеры топливных танков, м |
lт |
18 |
bт |
9 | |
tт |
1.8 | |
Абсцисса центров тяжести топливных танков, м |
хт |
17 |
Абсцисса центра тяжести площади ватерлинии, м |
xf |
-5 |
Расчет основных элементов судна
1. Водоизмещение, т
D = L.B.T.δ. ρ = 100 . 18 . 4 . 0.7 = 5166
2. Площадь ватерлинии, м2
S = L.B.α = 100 . 18 . 0.8 = 1440
Поскольку объем принимаемого топлива превышает объем одного танка, возможны два варианта приема топлива. Первый вариант, принимать топливо поровну в танки левого и правого бортов, во избежание появления крена. Второй вариант, чтобы уменьшить отрицательное влияние на остойчивость свободной поверхности жидкого груза один танк заполняется полностью, а танк другого борта оставшимся количеством топлива.