Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:33, курсовая работа
Если светлые нефтепродукты (бензин, керосин) легко транспортируются по трубопроводам в любое время года и операции с ними не вызывают особых затруднений, то операции с темными нефтепродуктами (мазутом, смазочными маслами) вызывают значительные трудности. Объясняется это тем, что темные нефтепродукты при понижении температуры воздуха становятся более вязкими, теряют текучесть и их транспортирование без подогрева становится невозможным. Значительное возрастание вязкости нефтепродуктов при охлаждении объясняется содержанием высокомолекулярных тяжелых углеводородов.
Введение
Нефтебазы, в общем случае оперируют большим количеством нефтепродуктов, имеющих высокие вязкость и температуру застывания.
Высокая вязкость масел и мазутов объясняется значительным содержанием в них высокомолекулярных углеводородов, а высокая температура застывания – наличием парафина.
В процессе транспортировки
или хранения данные нефтепродукты
остывают (в результате чего их текучесть
резко ухудшается), а порой и
застывают (особенно в зимнее время).
Это не позволяет осуществить
прием и отпуск высоковязких и
высокозастывающих
Кроме того подогрев нефтепродуктов необходим:
- для их обезвоживания и очистки от механических примесей методом отстаивания;
- при подготовке к сжиганию;
- при регенерации отработанных масел;
- при зачистке емкостей от отложений и др.
1 Необходимость подогрева
Если светлые нефтепродукты
(бензин, керосин) легко транспортируются
по трубопроводам в любое время
года и операции с ними не вызывают
особых затруднений, то операции с темными
нефтепродуктами (мазутом, смазочными
маслами) вызывают значительные трудности.
Объясняется это тем, что темные
нефтепродукты при понижении
температуры воздуха становятся
более вязкими, теряют текучесть
и их транспортирование без
Затвердевание парафинистых нефтепродуктов происходит в результате кристаллизации парафина.
В связи с этим высоковязкие
нефтепродукты подогревают для
понижения вязкости до значений, при
которых достигается их подвижность
и экономичность работы перекачивающих
насосов и трубопроводных коммуникаций.
Подогрев осуществляется как при
хранении, так и при транспортировке
и приемо-раздаточных
Подогрев существенно
изменяет физико-техническую
При подогреве парафинистых нефтей и нефтепродуктов расплавляется парафин; сетка, образованная кристалликами парафина разрушается и продукт становится подвижным. Восстановление текучести нефтей и нефтепродуктов является необходимым условием для производства операций налива, слива и перекачки.
Однако, значение подогрева не ограничивается этим – он необходим при выполнении следующих операций: деэмульсации нефтей, освобождении нефтей и нефтепродуктов от механических примесей, подготовке нефтетоплива к сжиганию под котлами, в печах и в двигателях внутреннего сгорания, смешении нефтепродуктов, регенерации отработанных масел, зачистке емкостей от отложений и др.
В качестве примера в таблице 1 приведено изменение вязкости, мм2/с, от температуры для бензина марки Аи-95 и минерального моторного масла М-63 10 Г.
Таблица 1 – Изменение кинематической вязкости нефтепродуктов от температуры.
Нефтепродукт, вязкость, мм2/с |
Температура, оС | |||||
+20 |
+10 |
0 |
-10 |
-20 | ||
Бензин |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
0,9 | |
Моторное масло |
100 |
300 |
1000 |
5000 |
10000 |
Из анализа таблицы 1 следует, что вязкость бензина практически не зависит от температуры, а вязкость масла резко возрастает с понижением температуры и при низких температурах оно нуждается в подогреве. [8]
Подогрев высоковязких и легкозастывающих нефтепродуктов следует производить до температуры, обеспечивающей его кинематическую вязкость не более 600 мм2/с.
Температура подогрева мазутов не должна превышать 90 оС, а для масел 60 оС.
Температура подогрева должна быть ниже температуры вспышки паров нефтепродукта, не менее чем на 25 оС.
В качестве теплоносителя следует использовать водяной насыщенный пар или перегретую воду. При соблюдении пожарной безопасности возможно применение электрического подогрева. [9]
2 Теплоносители
Для подогрева
нефтепродуктов применяют различные
теплоносители: водяной пар, горячую
воду, горячие нефтепродукты и
газы, а также электроэнергию. Наибольшее
применение имеет водяной пар, обладающий
высоким содержанием и
Горячую воду
применяют в тех случаях, когда
она имеется в большом
Горячие газы имеют ограниченное применение, так как они отличаются малым теплосодержанием, низким коэффициентом теплоотдачи и малой объемной удельной теплоемкостью и поэтому требуются в больших количествах. Используются лишь при разогреве нефтепродуктов в автоцистернах и в трубчатых подогревателях при наличии отработанных газов.
Горючие масла в качестве теплоносителей применяют редко, когда требуется разогреть тугоплавкие нефтепродукты с высокой температурой вспышки, для которых малоэффективен или невозможен разогрев горячей водой и паром. [2]
Электроэнергия
– один из эффективных теплоносителей,
однако при использовании
Наиболее
простой из представленных способов
– подогрев паром. Он происходит при
постоянной температуре и обеспечивает
простое регулирование
Существует несколько способов подогрева водяным паром: разогрев острым паром, трубчатыми подогревателями и циркуляционный подогрев.
Подогрев острым (открытым)
паром заключается в подаче насыщенного
пара непосредственно в
Подогрев трубчатыми подогревателями
заключается в передаче
тепла от пара к нагреваемому продукту
через стенки
подогревателя, вследствие чего исключается
непосредственный
контакт теплоносителя с нефтепродуктом.
Применяют этот способ
во всех случаях, когда не допускается
обводнение нефтепродукта
как при хранении в резервуаре, так и при
транспорте в
железнодорожных цистернах, нефтеналивных
судах и т.д.
Циркуляционный подогрев основан на разогреве нефтепродукта тем же нефтепродуктом, но предварительно подогретым в теплообменниках. Горячая струя подаваемого насосом в резервуар предварительно разогретого нефтепродукта, попадая в основную массу застывшего нефтепродукта, перемешивается с ним и отдает ему тепло, нагревая до требуемой температуры, обеспечивающей его текучесть. Циркуляционный подогрев применяют в основном при обслуживании крупных резервуарных парков с устройством централизованной теплообменной установки, а также при разогреве и сливе нефтепродуктов из железнодорожных цистерн. [5]
3 Подогрев нефтепродуктов в транспортных емкостях
Все подогреватели,
в зависимости от назначения, делятся
на: подогреватели при сливе
Подогреватели при сливе нефтепродуктов различаются по способу подогрева и типу транспортной емкости.
Для подогрева нефтепродуктов в железнодорожных цистернах применяют следующие подогреватели.
3.1 Паровые подогреватели
Подогреватели острым паром – по конструкции представляют собой перфорированные трубчатые штанги, помещенные в толщу жидкости, при этом пар поступает через отверстия в штангах. Используются только для разогрева мазута, допускающего частичное обводнение.
Подогреватели
глухим паром – подразделяются на
переносные и стационарные. Переносные
подогреватели помещают внутрь железнодорожной
цистерны только на время разогрева,
а по окончании их извлекают. Подогреватели
(рис. 2), изготовленные из дюралюминиевых
труб, состоят из трех секций – центральной
и двух боковых (изогнутых), помещаемых
в железнодорожную цистерну поочередно.
В зависимости от типа железнодорожных
цистерн и подогреваемого нефтепродукта
применяют подогреватели
1 – центральный змеевик; 2 – боковые змеевики; 3 – трубы для подвода пара и конденсата
Рисунок 1 – Установка парового змеевикового подогревателя в цистерне
1 – центральный змеевик; 2 – боковые змеевики;
Рисунок 2 – Змеевик в сборе
Стационарные подогреватели находятся внутри цистерны постоянно. Они применяются двух типов:
Рисунок 3 – Схема цистерны с паровой рубашкой и сливного прибора цистерны с паровой рубашкой
Пар под давлением 0,3 МПа подводится к штуцеру паровой рубашки цистерны, нагревает сливной патрубок, поступает в паровую рубашку цистерны. Вдоль нижней части паровой рубашки имеется желоб для отвода конденсата. За несколько минут температура стенки огреваемой части повышается до 80 ˚С и холодный мазут начинает скользить по горячей поверхности к сливному патрубку.
Недостатком закрытых трубчатых подогревателей является то, что в первую очередь прогреваются слои нефтепродукта, примыкающие к трубам-змеевикам, а продолжительность нагрева основной массы жидкости весьма велика. Кроме того, они быстро выходят из строя вследствие коррозии. [5]
3.2 Циркуляционные подогреватели
Циркуляционный подогрев основан на принципе передачи тепла от горячего нефтепродукта к холодному путем их интенсивного перемешивания. Подогреватель циркуляционного подогрева представляет собой теплообменную установку, расположенную близко от сливо-наливных устройств и предназначенную для подогрева нефтепродукта, подаваемого в виде горячей струи в железнодорожную цистерну (рис. 3).
1 – гидромониторное устройство;
2- шарнирный трубопровод; 3 – кран
с лебедкой; 4 – гибкий шланг; 5
– установка нижнего слива; 6 –
электродвигатель; 7 – винтовой насос;
8 – продуктопровод от
Рисунок 4 – Установка циркуляционного подогрева и герметизированного слива
Перед сливом нефтепродукта из цистерны на ее сливном патрубке закрепляется паровая рубашка. Забираемый из цистерны нефтепродукт поступает в теплообменник, откуда нагретый до 40-50 ˚С забирается насосом и по шарнирному трубопроводу подается внутрь цистерны. Горячий нефтепродукт выходит из сопел под давлением 1,0-1,2 МПа и перемешивается с холодным.
Горячая струя нагревает и размывает мазут, который забирается из цистерны. Благодаря перемешиванию, происходит интенсивный разогрев основной массы нефтепродукта (мазута). Внутри цистерны устанавливают раскладывающееся гидромониторное устройство, осуществляющее возвратно-поступательное движение сопел вдоль нижней образующей цистерны для лучшего прогрева жидкости. Такую подогревательную установку применяют преимущественно для слива одиночных цистерн, так как при маршрутном сливе требуются теплообменники и насосное оборудование большой мощности.
Разновидностью
подогревателей этого типа является
совмещенный погружной насос-
1 – трубчатый подогреватель; 2 – шарнир; 3 – редуктор; 4 – шнековый насос; 5 – горизонтальный вал; 6 – вертикальный вал; 7 – паровые трубы; 8 – электродвигатель.
Информация о работе Расчет параметров нефтепродукта при транспортировке его в цистернах