Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 18:49, курсовая работа
Задачи:
- рассмотреть сущность и классификацию железнодорожного транспорта в туризме;
- проанализировать законодательные и нормативные акты, регулирующие организацию перевозки и обслуживания туристов на железнодорожном транспорте;
- изучить особенности организации железнодорожных туров на рейсовых поездах и организованных многодневных туров на специально организованных турпоездах
Введение
Транспорт является неотъемлемой
частью любого туризма, путешествия, так
как они подразумевают
Российский туристический бизнес в настоящее время является развивающейся отраслью. Россия имеет самую разветвленную и протяженную в мире систему железных дорог и является одной из немногих стран, которая продолжает ее развитие. Российские железные дороги перевозят около 50% междугородних пассажиров и осуществляют не менее 75% всех перевозок по стране. Туристические маршруты на железной дороге присутствовали на притяжении всей истории данного бизнеса, но путешествиям по железной дороге не уделялось пристального, и значимого внимания. Густая сеть железных дорог позволяет организовать разнообразные по географическому направлению, форме и содержанию маршруты железнодорожных туров. Железная дорога – самый привычный, самый надежный и проверенный временем способ передвигаться самому, всей семьей, доставлять в нужную точку грузы.
Актуальность темы заключается
в том, что с 2010 года в России начинают
активно развивать
Основная цель работы – теоретическое и практическое изучение организации и разработки железнодорожных туров.
Задачи:
- рассмотреть сущность и классификацию железнодорожного транспорта в туризме;
- проанализировать
- изучить особенности
организации железнодорожных
- охарактеризовать туристский потенциал России для ж/д путешествий;
- охарактеризовать проблемы и перспективы развития железнодорожного сообщения;
- на основе проведенного
анализа разработать
Объект исследования является Российская Федерация,
Предмет исследования – туристский потенциал России для разработки и организации железнодорожных туров.
При написании курсовой работы использовались следующие методы: изучение, обработка и систематизация, анализ и синтез теоретического материала.
1 Теоретические
аспекты организации
1.1 Ж/д транспорт в туризме: сущность, понятия, классификация
Железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и развитии товарного рынка страны и удовлетворении потребности населения в передвижении. Основная роль железных дорог определяется большими расстояниями перевозок от главных туристотворчих центров страны в ее внешних границ.
По сравнению с другими видами пассажирского транспорта железнодорожный имеют ряд преимуществ, из которых наиболее важными являются:
- Регулярность перевозок независимо от времени года, времени суток и погоды;
- Невысокая стоимость перевозки по сравнению со стоимостью перевозки другими видами транспорта;
- Возможность пользования
спальными местами при
- Расположение железнодорожных вокзалов в центрах городов или около них[1].
Железнодорожный транспорт можно разделить на:
1) внутренний железнодорожный транспорт, подчиненный расписанию (электрички);
2) железнодорожный транспорт международного сообщения (международные поезда);
3) железнодорожные поезда специального назначения (медицинские, грузовые поезда) (рисунок 1).
Рисунок 1 – Виды железнодорожного транспорта
Железнодорожный транспорт развит повсеместно – практически все цивилизованны страны имеют разветвленную железнодорожную сеть, которая, помимо всего прочего, позволяет связывать объекты экономики, функционирующие на определенной территории, с транспортной и коммуникационной сетями. Также широкое распространение железнодорожной сети во всеми мире способствовало росту доступности туристских зон.
Россия имеет самую разветвленную и протяженную в мире систему железных дорог и является одной из немногих стран, которая продолжает ее развитие. Российские железные дороги перевозят около 50% междугородних пассажиров и осуществляют не менее 75% всех перевозок по стране. В железнодорожном сообщении наряду с обычными перевозками туристов используются специализированные туристические составы (турпоезда), работающие как по расписанию, так и в специальном режиме движения.
В ж/д пассажирских перевозках выделяют несколько видов туров, которые можно условно разделить по продолжительности на три самостоятельные категории:
- однодневные;
- непродолжительные (2-3 суток);
- многодневные (от 5 дней и более)[8].
Однодневные туры начинаются утром и заканчиваются вечером того же дня. В дороге туристы располагаются за столиками вагонов-ресторанов. По пути они могут не только перекусить, но и прослушать экскурсовода, посмотреть выступления артистов. Туристов довозят до какой-либо конкретной станции, где для них подготовлена специальная программа. Это может быть экскурсионная поездка или же пикник на природе.
Непродолжительные туры. Во время двух-трех суточных железнодорожных туров пассажиры проживают в отдельных купе. Поездки традиционно составлены с таким расчетом, что ночью, когда пассажиры спят, поезд находится в пути. Днем же туристы заняты разнообразными мероприятиями.
Многодневные туры. График движения поездов, обслуживающих многодневные поездки, отличается большим разнообразием. В зависимости от маршрута и экскурсионной программы, туристы часто находятся в пути и в дневное время. Как показывает практика, чтобы путешественники не утомлялись, безостановочно между двумя пунктами турпоезд должен идти не более полутора суток. Продолжительные дневные переходы планируются, как правило, в тех случаях, когда по пути следования открываются интересные виды и ландшафты. В отдельных случаях, предполагаются кратковременные «зеленые стоянки» непосредственно в лесу или горах, на берегу моря или большого озера.
Железная дорога является удобным
средством сообщения для
В настоящее время многие компании, владеющие железнодорожными линиями («Вагон-Ли», «Аккор» и др.), прикладывают большие усилия для сохранения и увеличения туристского пассажиропотока. Основными направлениями в этом плане можно назвать:
- прокладку высокоскоростных магистралей (для ускорения транспортировки);
- обслуживание в вагонах по формуле «Евро-Найт» (улучшение комфортности до гостиничного уровня);
- организацию специальных туристских поездов, в том числе и «ретро-паровозы» (специальные тематические поездки на железнодорожном транспорте)
В системе пассажирских перевозок поезда разделяются на:
- рейсовые, следующие по строго установленному маршруту, в строго соблюдаемом временном промежутке и графике движения, которые, в свою очередь, подразделяются на пригородные, местные и дальние;
- внерейсовые (чартерные), которые комплектуются по мере необходимости перевозок. Это относится и к туристским поездам[9].
Пригородные поезда следуют
по твердому расписанию в
Местные поезда следуют между станциями одной железной дороги (в Европе может быть в пределах одного государства). Обычно они курсируют на расстояние в пределах до 700 км и совершают перевозки внутри крупного района, региона или небольшой страны - между поселками и небольшими городами. Бывает, что различие между поездами пригородными и местными достаточно условное и существенно зависит от географических характеристик местности и страны в целом. За исключением скоростных маршрутов, поезда местного сообщения совершают частые остановки - практически на всех станциях.
Дальние поезда следуют на расстояние свыше 700 км. Разделяются на скорые круглогодичного обращения, скорые сезонные (летние), пассажирские дальние круглогодичного и сезонного обращения.
Внерейсовые (чартерные) поезда. Это специально назначаемые вне регулярного расписания заказные поезда. К специальным поездам часто относятся турист-ско-экскурсионные поезда, также следующие вне регулярного расписания по специально для них проложенным ниткам маршрутов и графикам движения, составленным с учетом окон в регулярном расписании и экскурсионно-туристских целей. К внерейсовым поездам также относятся так называемые вывозные поезда - организуемые вне графика в период массовых праздников, национальных и международных соревнований и игр, а также для вывоза техники и людей на уборочные, сельскохозяйственные и другие работы.
Поезда и вагоны также подразделяются на разные категории.
Категории поездов:
- пригородный;
- пассажирский;
- скорый;
- скоростной.
Рисунок 2 – Категории вагонов
При наличии устойчивого
Таким образом, железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и развитии товарного рынка страны, в удовлетворении потребности населения в передвижении. Основной сферой применения железнодорожного транспорта являются массовые перевозки пассажиров в межрайонном (межобластном), междугородном и пригородном сообщениях.
1.2 Специфика организации ж/д туров
Железнодорожный тур - путешествие организованных туристов с использованием железнодорожного транспорта, групповые путешествия с использованием части мест в графиковых поездах и специальных туристских поездах (арендованных составах) предназначенных для организации путешествия с использованием спальных мест как базы размещения на данном маршруте, а вагонов-рестронов - как точек питания туристов[12].
Организация железнодорожных туров,
это сложный процесс, требующий
составления прогнозов
Разработка и формирование железнодорожного тура включает в себя несколько последовательных этапов.
Информация о работе Теоретические аспекты организации железнодорожных туров