Теоретические аспекты организации железнодорожных туров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
- рассмотреть сущность и классификацию железнодорожного транспорта в туризме;
- проанализировать законодательные и нормативные акты, регулирующие организацию перевозки и обслуживания туристов на железнодорожном транспорте;
- изучить особенности организации железнодорожных туров на рейсовых поездах и организованных многодневных туров на специально организованных турпоездах

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya (2).docx

— 230.05 Кб (Скачать файл)

 

За период 1980—2009 гг. в 2 раза сократились  перевозки пассажиров. В общем  объеме пассажирских перевозок удельный вес пригородных перевозок составил 90%. Пассажирооборот с каждым годом на ж/д маршрутах становится меньше. Данная тенденция наметилась в результате того, что парк железнодорожного транспорта во многом состоит из технически и морально устаревшей техники

Анализ современного состояния  туризма в Российской Федерации  показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается  стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока.  Россия  имеет самую большую в мире систему железных дорог, которым уже более полутора столетий, составляет более 85 000 км. 

В настоящее время  в России  выделяют следующие направления на ж/д маршрутах (рисунок 3).

 

 

Рисунок  3 -  Ключевые направления  деятельности на железных дорогах России

 

По данной диаграмме видно, что  наибольшей популярностью в России пользуются групповые туры – 40%, индивидуальные туры – 27% и ж/д вояж. В последнее время удельный вес перевозок железнодорожным транспортом пассажиров сокращается, а автомобильным транспортом растет, 
что свидетельствует о повышении конкурентоспособности автомобильного транспорта в определенных сегментах рынка транспортных услуг.

В настоящее время в России наиболее  массовыми являются туры, указанные  в таблице 7.

 

Таблица 7 – Наиболее популярные ж/д туры в России

 

Наименование  тура

Количество  дней

маршрут

Стоимость, руб.

«Золотое  кольцо России»

3

Псков - Изборск - Печоры - Пушкинские горы

10000

«Байкал – Жемчужина Сибири»

7

Иркутск – Листвянка – Малое  Море – Ольхон

20800

Новгород  Великий

2

Великий Новгород

5300

"Лето В Янтарном Крае-1"

5

Калининград-Куршская Коса-Янтарный

10100


 

Таким образом, как мы видим из таблицы, ж/д туры доступны по цене для туристов со средним достатком, но в целом, цены на ж/д туры остаются высокими, хотя качество обслуживания на маршруте не соответствует мировым стандартам  и ж/д транспорт устарел. Представленные ж/д маршруты не единственные, кроме них есть множество других, но ассортимент предлагаемых туров он почти не меняется из года в год и туристу, которому понравился данный маршрут, в следующий раз уже будет не интересно.

Туристы предпочитают следующие виды вид железнодорожного туризма (рисунок 4).

 

Рисунок 4 – Предпочтения по видам  отдыха в ж/д турах

 

Таким образом, большая часть туристов (48%) в ж/д турах предпочитают просто отдых, 13%- культурный, 9% - приключенческий виды.

Одним из основных критериев  оценки качества перевозок и обслуживания клиентов является график движения. Однако сегодня продолжаются его нарушения и выявляются недостатки в составлении расписания, что вызывает многочисленные обращения пассажиров к руководству ж/д отрасли. Основная масса поездов летом задерживается из-за наличия большого количества предупреждений об ограничении скорости и производства «окон».

Организация сервиса для туристов и культура обслуживающего персонала – одни из самых слаборазвитых элементов транспортной системы России.

Таким образом, густая сеть железных дорог позволяет организовать на территории России разнообразные по географическому направлению, форме и содержанию маршруты железнодорожных туров. В России пользуются групповые туры – 40%, индивидуальные туры – 27%. В настоящее время на рынке ж/д услуг выявилась тенденция снижения количества пассажирооборота.

2.3 Проблемы и  перспективы развития железнодорожного  сообщения в РФ

 

В результате анализа современного состояния ж/д путешествий в России мы выявили тенденцию снижения пассажиропотока.  Данная тенденция появилась в результате того, что:

-  парк железнодорожного транспорта во многом состоит из технически и морально устаревшей техники;

- большое количество времени,  которое тратит турист на путешествие;

- низкого качества обслуживания туристов в пути следования.

Уже в ближайшие годы состояние  транспортных средств может достичь

 критической величины, за которой следует нарушение  ритмичности движения

и угроза состоянию безопасности пассажиров.

Системный анализ современного состояния железнодорожного транспорта в России  показывает, что, несмотря на его стабильную работу, для отрасли в целом характерен ряд серьезных проблем:

-  ассортимент и качество услуг, предоставляемых пользователям на ж/д маршруте, не в полной мере отвечают требованиям складывающейся экономической ситуации. Это связано, в частности, с низким уровнем мотивации работников, отсутствием высококвалифицированных работников в туристских поездах:

- отсутствует четкая связь между вознаграждением сотрудников и результатами их труда;

- низкий уровень оплаты труда работников;

- не возможность расти  по карьерной лестнице;

- отсутствие квалифицированных кадров сферы туризма.

Система государственного регулирования  деятельности железнодорожного транспорта недостаточно эффективна:

- система регулирования тарифов недостаточно гибка и стабильна;

- изменения в уровне тарифов отличаются низкой прогнозируемостью; 

- нет скидок для туристов, за исключением пассажиров, имеющих  льготы. 

Так же на пути развития железнодорожных туристических перевозок следует отметить следующие основные препятствия:

- высокая степень износа основных фондов ж/д;

-отсутствие специализированного подвижного состава и специализированных стоянок для туристических поездов;

- не соблюдение графика движения, технологические проблемы;

- отсутствие железнодорожных платформ туристского назначения;

- низкая комфортабельность имеющегося подвижного состава для осуществления многодневной поездки с проживанием и питанием непосредственно в туристическом поезде;

- низкое качество предоставляемых услуг туристам во время следования;

- слабая организация досуга;

- необходимо расширить ассортимент предлагаемых однодневных экскурсионных туров, сузить ассортимент таких услуг, которые пользуются редким спросом и находятся в простое   (например, свадебные туры).

Перспективы развития всех филиалов напрямую зависят от центрального органа управления – ОАО «РЖД». Филиалом не могут приниматься самостоятельно какое- либо решения. Все предложения по взаимодействию с другими организациями, по улучшению сервиса обслуживания пассажиров, проведению туров и рассматриваются ОАО «РЖД» в Москве. Как показывает практика процесс рассмотрения и принятия каких-либо нововведений, предлагаемых филиалами ОАО «РЖД», очень долгий и малоуспешный. Принимая решения, центральный орган управления чаще не учитывает пожелания, филиалов.

Для организации качественных пассажирских и туристских перевозок, ОАО «РЖД» нуждается в молодых специалистах–выпускниках именно кафедр СКСиТ. ОАО «РЖД» нужны специалисты, обладающие прочными профессиональными навыками, умеющие организовать туристский бизнес на ж/д транспорте, готовые ускорить освоение новой техники и технологий, возглавить и обеспечить работу формируемых дочерних и зависимых обществ.

На данный момент, спектр услуг, предоставляемых железнодорожным транспортом очень мал:

- санитарное состояние поездов не отвечает установленным требованиям;

- несоответствие стоимости и качества предоставляемых услуг;

- практически нет комфортабельных и скоростных поездов;

- расписание движения поездов на всем пути следования в некоторых моментах не соблюдается. 

В  2008 году правительством страны утверждена Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, определяющая приоритетные направления, этапы и принципы расширения и модернизации сети железных дорог. В соответствии со Стратегией до 2030 года планируется построить свыше 20,7 тыс. км новых линий. Плотность железнодорожной сети будет увеличена на 24% (прежде всего в регионах Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов). Четыре субъекта Российской Федерации (Республики Алтай и Тыва, Магаданская область, Ненецкий автономный округ) впервые получат доступ к железнодорожному транспорту. В рамках модернизации и расширения сети должны быть сформированы полигоны скоростного пассажирского и тяжеловесного грузового движения протяженностью 10,9 тыс. км и 13,8 тыс. км соответственно. Общий размер инвестиций на реализацию Стратегии составит 13,8 трлн. Рублей.

Повышение качества – важнейший  инструмент достижения стратегических целей ОАО «РЖД», в Компании последовательно  создается корпоративная интегрированная  система менеджмента качества. Развитие железнодорожного туризма в России может принести существенный экономический эффект за счет использования скрытых резервов за счет взаимоотношения железной дороги и населения.

Железнодорожный туризм  будет способствовать:

- занятости населения  в территориях сосредоточения  туристских ресурсов, пересекающихся  железнодорожными линиями, стимулирования  развития новых видов занятости  и самозанятости местного населения, акцентируя их внимание на малый и средний бизнес особенно там, где слабо развита промышленность;

- организации семейных  малых предприятий, малых гостиниц, прокатных баз, пунктов питания,  осмотра и поддержания сохранности  достопримечательностей, мобильных  культурно- досуговых коллективов.

- экономическому и культурному  росту районов, прилегающих к  железной дороге.

- повышению загруженности  транспорта. Это создаст дополнительную  возможность для оборудования  более комфортных типов подвижного  состава (кондиционеры, отопление).

Таким образом, проблемами на ж/д сообщениях являются:

-  парк железнодорожного транспорта во многом состоит из технически и морально устаревшей техники;

- большое количество времени,  которое тратит турист на путешествие;

- низкого качества обслуживания туристов в пути следования;

- отсутствует четкая связь между вознаграждением сотрудников и результатами их труда;

- низкий уровень оплаты труда работников;

- не возможность расти  по карьерной лестнице;

- отсутствие квалифицированных кадров сферы туризма;

- система регулирования тарифов недостаточно гибка и стабильна;

- изменения в уровне тарифов отличаются низкой прогнозируемостью; 

- нет скидок для туристов, за исключением пассажиров, имеющих  льготы;

- высокая степень износа основных фондов ж/д;

-отсутствие специализированного подвижного состава и специализированных стоянок для туристических поездов;

- не соблюдение графика движения, технологические проблемы;

- некомфортабельные вагоны;

- отсутствие железнодорожных платформ туристского назначения;

- отсутствие специальных  сайтов со всеми  предложениями  туроператоров о маршрутах туристско- экскурсионных поездов.

Туризм находится на ранней стадии развития, его инфраструктура находится в критическом состоянии  и требует для развития модернизации и вложения огромных инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Рекомендации  по совершенствованию технологии  разработки железнодорожных туров

 

 

3.1 Комплекс мероприятий  по совершенствованию технологии  разработки ж/д туров

 

 

Учитывая изложенные в  главе 2 проблемы, в Российской Федерации для совершенствования  технологий разработки ж/д туров необходимо:

-стимулировать развитие  материальной базы ж/д туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и нового строительства туристских поездов, скоростных комфортабельных поездов;

- совместное строительство  государства и частных предпринимателей  специализированного подвижного состава и специализированных стоянок для туристических поездов;

-создать новый туристический   продукт, на основе учета местных  условий, исторических, климатических,  природных и географических особенностей  территории, а также необходимости  сохранения наиболее ценных природных  объектов. Необходимо расширить ассортимент предлагаемых однодневных экскурсионных туров, сузить ассортимент таких услуг, которые пользуются редким спросом и находятся в простое   (например, свадебные туры);

Информация о работе Теоретические аспекты организации железнодорожных туров