Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 18:49, курсовая работа
Задачи:
- рассмотреть сущность и классификацию железнодорожного транспорта в туризме;
- проанализировать законодательные и нормативные акты, регулирующие организацию перевозки и обслуживания туристов на железнодорожном транспорте;
- изучить особенности организации железнодорожных туров на рейсовых поездах и организованных многодневных туров на специально организованных турпоездах
2 Анализ состояния
железнодорожных туров в
2.1 Туристский потенциал России для развития ж/д путешествий
Индустрия туризма многогранна,
характеризуется сильной
Российская Федерация с точки зрения потенциала туристских ресурсов первой группы отличается высокой степенью сохранности природных комплексов, их уникальностью и необычайным разнообразием, исторической, культурной и этнографической значимостью. В выбранной классификации основным критерием является потенциальная возможность природных и природно-антропогенных комплексов для использования их в сфере туризма.
Ресурсы растительного и
животного мира России - украшение
любого туристического маршрута, и
особенно в районах дикой первозданной
природы. Богатство и сложность
живой природы региона
Россия великая
При организации туристских маршрутов по железной дороге следует помнить, что железнодорожная сеть нашей страны разделена на несколько дорог по территориальному принципу. Более развита Европейская часть России, менее - Восточная (Сибирь и Дальний Восток)[12].
Таблица 1 – Показатели железнодорожного транспорта общего пользования в России
характеристика год |
1970 |
1980 |
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2010 |
Длина путей общего пользования тыс. км |
78 |
83 |
87 |
87 |
86 |
85 |
86 |
Из них электрифицированных |
24 |
31 |
37 |
39 |
41 |
43 |
43 |
Длина путей необщего пользования тыс. км |
58 |
66 |
73 |
64 |
53 |
42 |
38 |
Перевезено грузов млрд т |
1,65 |
2,05 |
2,14 |
1,03 |
1,05 |
1,27 |
1,31 |
Грузооборот трлн т×км |
1,67 |
2,32 |
2,52 |
1,21 |
1,37 |
1,86 |
2,01 |
Перевезено пассажиров млрд |
2,50 |
2,97 |
3,14 |
1,83 |
1,42 |
1,34 |
0,95 |
Пассажирооборот млрд пассажиро-км |
191 |
227 |
274 |
192 |
167 |
172 |
139 |
Таблица 2 - Рост протяженности путей сообщения Железнодорожного транспорта в Российской Федерации (тыс. км).
Вид транспорта |
1980г. |
1985г. |
2000г. |
2005 г. |
2009 г. |
Железнодорожные пути, всего |
149,0 |
157,0 |
160,0 |
151,0 |
139,0 |
В том числе: общего пользования |
83,0 |
85,0 |
87,0 |
87,0 |
86,0 |
Таким образом, длина путей общего пользования с 1970 по 2010 годы существенно не изменилась. Увеличились лишь количество электрифицированных путей. В России насчитывается 508 вокзалов, из которых 45 относятся к внеклассным, то есть самым крупным и важным.
Россия располагает огромным потенциалом как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа. Туристский комплекс страны в настоящее время составляют 477 исторических городов, 142 700 памятников истории и культуры, 2 495 музеев, 586 театров, 103 музея-заповедника и другие объекты показа и отдыха. Въездной и внутренний туризм в России представлен большим разнообразием его видов.
Основная часть железных дорог России принадлежит ОАО «РЖД». Центральное управление компании находиться в Москве, во всех регионах страны располагаются филиалы ОАО «РЖД». Для работы с туристами и организации туристских путешествий на базе ОАО «РЖД» было учреждено ООО "РЖД Тур". Главная задача компании - организация туристических и деловых железнодорожных поездок в соответствии с мировыми стандартами с наивысшим качеством сервиса. Компания "РЖД Тур" оказывает услуги корпоративным и частным клиентам по организации индивидуальных и коллективных поездок в железнодорожном сообщении по территории России и за рубежом. К услугам деловых людей- современные комфортабельные салон- вагоны и вагоны класса- люкс, оборудованные кондиционерами, видео и аудиосистемами, доступом в Интернет, санузлами с душевыми кабинами[15]. Подвижной состав РЖД представлен в таблице 3.
Таблица 3 – Подвижной состав РЖД на 2010 год
Наименование подвижного состава |
Количество, шт. |
пассажирские электровозы |
2409 |
пассажирские тепловозы |
536 |
грузовые электровозы |
7417 |
грузовые тепловозы |
3750 |
маневровые тепловозы |
5989 |
Всего |
20101 |
Таким образом, всего пригодных
для осуществления поездок
В настоящее время спрос на аренду вагонов поездов у турфирм и других организаций невысок. На протяжении последних лет ежегодно реализуется в среднем не более двух десятков заявок на осуществление групповых железнодорожных перевозок. При этом среди заказчиков железнодорожных путешествий встречаются не только отечественные, но и зарубежные фирмы.
В 2005 году ОАО «РЖД» запустила программу по внедрению на железные дороги России новых высокоскоростных электропоездов. Первый поезд, запущенный в обращение — «Сапсан», второй — электропоезд «Аллегро» — курсирует с декабря 2010 года. Маршрут данных электропоездов представлен в таблице 4.
Таблица 4 - Маршрут электропоездов «Сапсан» и «Аллегро»
Наименование электропоезда |
Маршрут |
Сапсан |
связывающий Санкт-Петербург, Москву и Нижний Новгород |
Аллегро |
Санкт-Петербурга в Хельсинки (Финляндия) через город Выборг |
«Сапсан» оказался самым успешным пассажирским поездом ОАО «РЖД» с заполняемостью (по данным самой РЖД за 2010 год) 84,5 % и рентабельностью около 30 % (впрочем, при расчёте рентабельности не учитывались капитальные затраты).
Российские железные дороги имеют парк «законсервированных» паровозов. Использовать их для организации туризма было бы очень выгодно. Успех паровозным турам был бы обеспечен, однако прежде чем ввести паровозы в эксплуатацию, необходимо произвести ряд ремонтных работ, а это требует серьезных вложений. Железнодорожный транспорт России может активно участвовать в организации внутренних маршрутов, международных туристских маршрутов для российских граждан, используя возможности отрасли в международном сообщении, а также обслуживать иностранных туристов, прибывающих в Россию, для организации железнодорожных туристских маршрутов внутри страны.
Железнодорожный туризм наиболее
востребован на расстояниях от 400
до 1000 км, так как по соотношению
«цена – качество» становится
конкурентоспособным по сравнению
с автобусными или
В настоящее время многие компании, владеющие железнодорожными линиями («Вагон-Ли», «Аккор»), прикладывают большие усилия для сохранения и увеличения туристского пассажиропотока. Основными направлениями в этом плане можно назвать:
- прокладку высокоскоростных
- обслуживание в вагонах по формуле «Евро-Найт» (улучшение комфортности до гостиничного уровня);
- организацию специальных
Таким образом, железные дороги России располагают огромными потенциальными туристскими ресурсами. В то же время ресурсы страны не обустроены, слабо востребованы и малодоступны для большей части населения. Слабым звеном в туристской деятельности является инфраструктурный комплекс — транспорт, связь, питание, размещение, торговля, страхование. Туристские поезда России пока лишь отдаленно напоминают зарубежные, комфортабельные обладают слишком высокой ценой проезда для многих граждан страны, а туризм как таковой заключается в групповом бронировании билетов.
2.2 Современное состояние ж/д путешествий в России
Российские железные дороги являются ключевым, а в некоторых случаях единственным способом передвижения пассажиров. На 2012 год по статистическим данным в системе железнодорожного транспорта было занято 1 млн. 653 тыс. человек, что составляет более 2 процентов трудоспособного населения России.
В настоящее время
Пассажирские железнодорожные перевозки за 2012 год составили около 13%, четверть объема приходится на средства размещения (гостиницы, дома отдыха) (рисунок 1).
Рисунок 1 – Распределение рынка туризма РФ по видам услуг, 2012 г.
Предпосылками положительной динамики
рынка являются рост платежеспособности
населения и последовательное развитие
туристской инфраструктуры, рост уровня
проникновения дистанционных
Пассажирские перевозки на первый квартал 2013 года представлены в таблице 5.
Количество, млн. человек |
Динамика по сравнению с 2012 г., % | |
В дальнем следовании (в т.ч. в марте) |
23,3 (7,9) |
-2,5 (-1,1) |
В пригородном сообщении (в т.ч. в марте) |
215 (78,9) |
+7,2 (+6,3) |
ВСЕГО (в т.ч. в марте) |
238,4 (86,8) |
+6,1 (+5,6) |
Таким образом, из данной таблицы видим,
что в первом квартале 2013 года увеличились
поездки в пригородном
В настоящее время с помощью использования информационных технологий можно бронировать билеты в интернете, выбирать и оплачивать билеты на поезд можно по всему миру в любое время в любом месте при помощи мобильного устройства, с использованием электронных способов оплаты становится привычным для путешественников любых возрастов с широким диапазоном уровня доходов. Из поставщиков туристских услуг наиболее заметен ОАО "РЖД", внедряющий и популяризирующий технологию "электронный ж/д билет" и увеличившие долю продаваемых электронных билетов в 2012 году в два раза (с 7% до 15%).
За 2012 год рынок пассажирских перевозок
в дальнем следовании, включающем
внутригосударственное и
Рисунок 2 – Пассажирооборот в РФ, ж/д, млрд. пасс- км, 2011- 2012
Основной тенденцией на рынке железнодорожных пассажирских перевозок дальнего следования является существенное увеличение доли продаж электронных билетов с 7% в 2011 году до 15% в 2012 году. Пассажиры всего в 2012 году купили 17 миллионов электронных билетов на поезда дальнего следования.
Фактически монополистами на рынке пассажирских железнодорожных перевозок является ОАО «ФПК» (Федеральная пассажирская компания) (более 95% пассажирооборота) и ОАО «РЖД» (более 3% пассажирооборота). Следует отметить, что пассажирские железнодорожные перевозки, как и внутренние пассажирские авиаперевозки, имели в 2012 году отрицательную рентабельность (порядка 6%).
Таблица 6 - Основные показатели развития пассажирских перевозок железнодорожным транспортом
показатели |
1980г |
1985г |
1990г |
1999г |
2009г |
Перевезено пассажиров, млн человек |
2971 |
3036 |
3143 |
1833 |
1419 |
В том числе: в междугородном сообщении, млн человек |
216 |
236 |
261 |
157 |
138 |
в пригородном сообщении, млн человек |
2755 |
2799 |
2882 |
1676 |
1280 |
Пассажирооборот, млрд пассажирокилометров |
227 |
246 |
274 |
192 |
167 |
В том числе: в междугородном сообщении, млрд пассажирокилометров |
182,6 |
113,5 |
116,2 | ||
в пригородном сообщении, млрд пассажирокилометров |
- |
- |
91,9 |
78,8 |
50,8 |
Интенсивность перевозок пассажиров, тыс. пассажирокилометров на 1 км |
2747 |
2900 |
3148 |
2200 |
1941 |
Информация о работе Теоретические аспекты организации железнодорожных туров