Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 15:45, реферат

Краткое описание

Задачи службы технической эксплуатации заключаются в постоянном поддержании высокой технической готовности подвижного состава, обеспечения его работоспособности в течение установленных нормативами сроков.
Для выполнения поставленных задач необходимо использовать средства технической диагностики, максимально механизировать производственные процессы технического обслуживания и ремонта автомобилей, совершенствовать технологию технического обслуживания и ремонта, создать на рабочих местах хорошие бытовые и санитарно-гигиенические условия труда.
Улучшение качества обслуживания и ремонта позволит существенно снизить уровень загрязнения воздушной среды отработанными газами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ 6
1.1. Характеристика предприятия 6
1.2. Характеристика объекта проектирования и обоснование проекта 6
2. РАСЧЕТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 7
2.1. Выбор и обоснование принимаемого к расчету списочного состава 7
2.2 Исходные данные для проектирования Ошибка! Закладка не определена.
2.3. Выбор и корректирование периодичности ТО-1,ТО-2 и пробега до капитального ремонта. Ошибка! Закладка не определена.
2.4. Оборудование для агрегатного отделения 7
2.5. Расчет площади отделения 15
2.6. Технологическая карта на ремонт и испытание компрессора автобуса Икарус 15
3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ 18
3.1. Организация технологического процесса ТО и ТР 18
3.2. Выбор и обоснование режима труда и отдыха 20
3.3. Организация текущего ремонта автомобилей 21
3.4. Методы организации текущего ремонта автомобилей 22
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
4.1. Расчет себестоимости работ Ошибка! Закладка не определена.
4.2. Затраты на запасные части и материалы Ошибка! Закладка не определена.
4.3. Расчет капитальных вложений Ошибка! Закладка не определена.
4.4. Накладные расходы Ошибка! Закладка не определена.
4.5. Срок окупаемости капитальных вложений Ошибка! Закладка не определена.
5. КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ 24
5.1. Описание предлагаемой конструкции 30
5.2. Себестоимость изготовления 30
5.3. Расчет резьбы винта на срез 32
6. ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ 33
6.1. Пропаганда мероприятий по охране труда 33
6.2. Инструменты, технологическое оборудование и приспособления 35

6.3. Безопасные приемы труда при техническом обслуживании и ремонте автомобилей. 38
6.4. Меры пожарной безопасности на предприятиях автомобильного транспорта 41
6.5. Снижение вредных влияний на природу автомобильного подвижного состава 44
6.6. Расчет естественного и искусственного освещения зоны 46
6.7. Расчет вентиляции зоны 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48

Вложенные файлы: 1 файл

Агрегатное отделение Автобусного парка Болтак.doc

— 556.50 Кб (Скачать файл)

Эприсп.= (С1 - С2)×N – Cприсп., тенге

Где С1 и С2 – затраты на данном рабочем месте соответственно на прежнем и проектируемом приспособлении.

N – число раз использования приспособления за год.

Сприсп. – стоимость проектируемого приспособления.

Эприсп. = (487,8 -433,6)×580 -4830,8 = 36266,8 тг.

 

5.4. Расчет резьбы винта на срез

Расчетный диаметр резьбы рассчитываем по формуле:

где 1,3 – коэффициент

FO – осевая сила

FO = F = (60...100) Fкл

где Fкл = 25 кг – сила, прилагаемая на ключ

FO = F = 100 × 25 = 2500 кг = 25000 Н

[s] = sм / [S] -  допускаемое напряжение

где sм = 840 Мпа

Напряжение в зависимости от класса прочности

[S] = 1,6 допускаемый коэффициент запаса прочности

[s] = 480 / 1,6 = 300

Подставим

Действительная величина резьбы 20 мм. Запас прочности обеспечен.

6. ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

6.1. Пропаганда мероприятий по охране  труда

Правильно и четко поставленная агитационно-массовая работа по вопросам охраны труда на автотранспортных предприятиях в значительной степени способствует снижению   производственного   травматизма. Предприятия и учреждения обязаны вывешивать на видных местах все действующие постановления и правила по охране труда рабочих и служащих. Для применения безопасных методов труда большое влияние оказывают инструкции по охране труда, в составлении которых должны принимать участие начальники производственных участков и автоколонн, мастера, механики, общественные инспекторы охраны труда. Инструкции в соответствии с законодательством о труде должны согласовываться с инженером по технике безопасности и утверждаться директором и профсоюзным комитетом предприятия автомобильного транспорта.

Типовые инструкции по охране труда для рабочих основных профессий могут разрабатываться министерствами и ведомствами и согласовываться с центральными комитетами профессиональных союзов соответствующей отрасли, а в необходимых случаях с органами государственного надзора.

Инструкции по охране труда составляют для каждой профессии отдельно с учетом специфики работ, оборудования и, технологических операций на основе правил и государственных стандартов. При изменении технологического процесса, а также при замене или вводе в эксплуатацию нового оборудования  администрация предприятия автомобильного транспорта должна- внести в инструкции изменения или дополнения.

В мероприятиях по пропаганде безопасных методов работы важное место занимают художественные плакаты по технике безопасности. Специальные плакаты по охране труда следует развешивать у тех рабочих мест, к которым они непосредственно относятся и рядом с ними нельзя вывешивать плакаты общего характера

Наряду с художественными плакатами по охране труда следует использовать инструктивные плакаты. Большую помощь при инструктаже и обучении рабочих безопасным приемам работы оказывают фотомонтажные плакаты. Еще одним средством пропаганды являются предупредительные надписи по охране труда Их назначение — напомнить рабочему о правилах техники безопасности.

Надписи подразделяются на предупреждающие, запрещающие, разрешающие и вывешиваются в местах, соответствующих назначению.

На автотранспортных предприятиях   применяют различные текстовые лозунги по охране труда, выпускают стенные газеты, бюллетени, фотогазеты и фотовитрины, организовывают выставки, конференции, семинары, лекции, беседы и доклады с показом диапозитивов и кинофильмов по технике безопасности, организовывают радиопередачи с использованием грамм-пластинок, магнитофонных записей или выступлений перед микрофоном рабочих, мастеров, общественных инспекторов по охране труда.

Уголки и кабинеты по охране труда являются учебно-методическим центром и базой массово-разъяснительной работы по пропаганде безопасных приемов труда. Здесь обучают технике безопасности всех вновь поступающих на предприятие (вводный инструктаж) рабочих, служащих и инженерно-технических работников, проводят лекции, семинары по безопасным методам работы, а также готовят общественных инспекторов по охране труда Уголки по охране труда оснащают щитами, на которых демонстрируют различные плакаты по технике безопасности, фотовитринами, макетами, стендами, на которых можно наглядно показывать различные устройства, обеспечивающие безопасную работу.

В качестве экспонатов используют различные предметы в натуре, модели, панно, фотомонтажи, диапозитивы и т. д. Можно демонстрировать исправный и неисправный инструменты,   образцы тросов, цепей, крюков, переносные лампы и провода с исправной и неисправной изоляцией. : В виде макетов можно показывать, например, заточный станок с автоблокировкой и другое оборудование.

Кабинет по охране труда следует оснащать диа- или кинопроектором для демонстрации кинофильмов, диапозитивов, рисунков,   схем, фотографий. В кабинете должны быть в достаточном количестве памятки, брошюры, журналы, инструкции, правила, нормы техники безопасности и литература по трудовому законодательству.

Рекомендуется в кабинете по охране труда иметь следующие разделы:

вводный, который отражает общие требования охраны труда в соответствии с законодательством применительно к данному   предприятию автомобильного транспорта;

общих вопросов безопасности, который отражает задачи электробезопасности, меры безопасности при работе с подъемными механизмами, применение этилированного бензина,  вопросы  противопожарной  безопасности,   оказания   первой помощи   при различных  несчастных  случаях  и  меры  личной  гигиены;

безопасности и оздоровления условий труда на основных участках: слесарно-сборочном, механическом, шиномонтажном и шиноремонтном, технического обслуживания автомобилей и др.;

техники безопасности при эксплуатации и ремонте автомобиля на линии.

В содержание разделов кабинета входят вопросы рациональной организации рабочих мест, безопасных приемов работы и основные правила Техники безопасности.

В кабинете (уголке) по охране труда следует организовывать консультации юристов, инспекторов профсоюзов, инженеров-контролеров Госгортехнадзора, врачей и других специалистов.

6.2. Инструменты, технологическое оборудование и приспособления

Инструменты, оборудование и приспособления в течение всего срока эксплуатации должны отвечать требованиям безопасности согласно ГОСТ 12.2.003—74 “ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности”, 12.2.027—80 “ССБТ. Оборудование гаражное и авторемонтное. Требования безопасности” и Правилам по охране труда на автомобильном транспорте.

Требования к инструментам. В процессе работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля водителю и слесарю, плотнику и кузнецу, карбюраторщику и электрику приходится пользоваться всевозможными инструментами: ключами, молотками, кувалдами, пилами, стамесками, коловоротами и т. п. Снижение производственного травматизма во многом зависит не только от качества, но и исправности применяемых инструментов.

Прежде всего необходимо, чтобы все инструменты ежедневно перед началом работы тщательно осматривались мастером или механиком и в случае неисправности своевременно сдавались в инструментальную для замены. Неисправные и ненужные по характеру выполнения работы инструменты не должны храниться у рабочих. Мастера и механики должны следить за тем, чтобы у рабочих всегда имелся комплект необходимых гаечных ключей. Типы и размеры инструментов (гаечных ключей, отверток) должны быть указаны в технологических картах, вывешенных на рабочих местах.

Инструменты всегда должны быть чистыми и сухими. Деревянные рукоятки инструментов должны быть гладкими, без сучков, трещин и задиров и изготовлены из твердых и вязких пород (молодой дуб, белый бук, ясень, кизил, рябина и др.). Во избежание травм не следует делать рукоятки инструментов из мягких пород древесины (сосны, ели, пихты и др.).

Важно, чтобы рукоятки инструментов были плотно насажены и правильно укреплены. Рукоятки молотков и кувалд насаживают строго перпендикулярно к продольной оси инструмента и расклинивают заершенными металлическими клиньями. Утолщенный конец рукоятки молотков и кувалд должен быть ближе к руке.

Деревянные рукоятки напильников, ножовок, стамесок и отверток закрепляют на инструментах при помощи металлических колец, предохраняющих их от раскалывания.

Молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, без выбоин и трещин не косую и не сбитую поверхность бойка. Все воспринимающие удар инструменты (зубила, крейцмейсели, бородки) не должны иметь трещин и расклепанных затыловок, а также забоин и заусенцев, чтобы не поранить руки во время работы. Затыловочная часть этих инструментов должна быть несколько мягче рабочей части.

Гаечные ключи должны быть исправными, строго соответствовать размеру гаек и головок болтов, удобными, высокопрочными и износоустойчивыми.

Раздвижные инструменты — клещи, ножницы, кусачки, плоскогубцы и разводные гаечные ключи необходимо содержать в полной исправности, периодически смазывать трущиеся части и предохранять их от ржавления.

Во избежание травм, работать следует только инструментом, предназначенным для определенной работы. Например, кузнечные клещи должны соответствовать размеру и профилю удерживаемых поковок и, кроме того, для безопасной работы они должны быть изготовлены из мягкой, не поддающейся закалке стали. Необходимо следить, чтобы режущие инструменты (сверла, зубила, крейцмейсели) имели правильную заточку.

При использовании переносных электроинструментов/работающих на токе напряжением 110—220 В в помещениях независимо от их категории и особенно вне помещений, необходимо предусматривать защитный пускатель, обеспечивающий дистанционное управление и мгновенное отключение от сети электроинструментов в случаях замыкания на корпус или обрыва заземляющего провода. Запрещается пользоваться ручными электроинструментами с неисправной изоляцией токоведущих частей, а также без заземляющего устройства и вилки для включения в сеть.

Инструменты, изготавливаемые собственными средствами, должны отвечать требованиям технических условий и стандартов.

Требования к технологическому оборудованию и приспособлениям. Снижение производственного травматизма во многом зависит от того, в каком состоянии находятся оборудование и приспособления, используемые ремонтными рабочими при техническом обслуживании и ремонте автомобилей. Прежде всего оборудование и приспособления должны быть чистыми и исправными. При неисправном оборудовании руководитель участка обязан вывесить табличку, запрещающую работать на данном оборудован; и, и обесточить его.

Управление оборудованием должно быть удобным и легким. Передаточные механизмы, такие как зубчатые, цепные и ременные передачи, с которыми возможно соприкосновение обслуживающего персонала при эксплуатации, должны быть ограждены. Все ограждения должны иметь электрическую или другую блокировку, отключающую механизмы оборудования, если опасная зона не закрыта.

Поворотные стенды должны иметь фиксирующие приспособления для установки их в удобное для работы положение, а также приспособления, обеспечивающие быстрое и надежное крепление агрегатов и узлов автомобиля. Передвижные стенды должны иметь надежное тормозное устройство колес, обеспечивающее при необходимости быструю их остановку, приспособления для инструментов и мелких деталей и, чтобы не загрязнять рабочего места, поддоны для сбора масла и промывочных жидкостей, стекающих из картеров различных агрегатов автомобиля.

Прессы должны быть снабжены оправками для различных выпрессовываемых или напрессовываемых деталей. Применение случайных предметов может привести к несчастному случаю.

Стационарное оборудование необходимо устанавливать на фундаменты и надежно крепить болтами. Опасные места должны быть ограждены.

Домкраты должны иметь устройства, исключающие самопроизвольное опускание груза при снятии усилия с рычага или рукоятки, и быть снабжены стопорами, препятствующими выходу винта или рейки при нахождении штока в крайнем верхнем положении.

Гидравлические и пневматические домкраты должны иметь приспособления (обратный клапан, диафрагму), обеспечивающие медленнее, плавное опускание штока или остановку его в случае повреждения трубопроводов, подводящих или отводящих жидкость (воздух).

Опорная поверхность головок домкратов должна иметь форму, не допускающую соскальзывания поднимаемого груза (автомобиля, агрегата). Домкраты необходимо испытывать (2 раза в год) статической нагрузкой на 10% больше предельной (по паспорту) в течение 10 мин при нахождении штока в крайнем верхнем положении. У гидравлических домкратов падение давления жидкости к концу испытания не должно превышать 5%.

Основное требование к подъемно-транспортному оборудованию — обеспечить безопасный плавный подъем, опускание автомобиля (агрегата) и остановку на любой высоте.

Большое число травм происходит при работе на неисправных подставках-козелках, которые для автомобилей всех марок необходимо изготавливать   из металлических труб,    уголков или   швеллеров.  Конструкция подставок должна быть достаточно жесткой, прочной и устойчивой. Наиболее удобны и безопасны подставки   с выдвигающимся штоком (рис. 6.2), имеющим отверстия для фиксации на необходимой высоте опорной головки штока. Их можно подставить и под ось вывешенного автомобиля и под буфер, предварительно укрепив выдвинутый на необходимую высоту шток стопором.

Для удобства работы, снижения утомляемости и повышения  производительности труда следует пользоваться различными  пневматическими, гидравлическими или другими приспособлениями.

Значительно облегчают ремонт автомобилей различные съемники. Применять их надо только исправными. Захваты съемников должны обеспечивать плотное и надежное захватывание снимаемой детали.

Администрация автотранспортного предприятия обязана следить за исправным состоянием оборудования и приспособлений, мастера и механики — за рациональным использованием рабочими оборудования и правильным применением различных приспособлений и инструментов в соответствии с технологическими операциями по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

Допускать к эксплуатации новое оборудование, а также оборудование, прошедшее капитальный ремонт, необходимо только после приемки его комиссией с участием инженера по технике безопасности и старшего общественного инспектора охраны труда.

Информация о работе Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта