Трансмиссия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 20:43, реферат

Краткое описание

Трансмиссия автомобиля – это совокупность агрегатов и механизмов, через которые крутящий момент коленчатого вала двигателя, изменяясь по величине и направлению, передается на ведущие колеса.
В автомобиле ЗИЛ-131 трансмиссию составляют: сцепление, коробка передач, раздаточная коробка, карданная передача, главные передачи, дифференциалы и привод ведущих колес.
Главная передача, дифференциал и привод ведущих колес вместе с балкой моста образуют ведущий мост. Автомобиль ЗИЛ-131 имеет три ведущих моста. Через средний мост трехосного автомобиля ЗИЛ-131 крутящий момент передается на задний мост, такой средний мост называется проходным.
В трансмиссии автомобиля ЗИЛ-130 раздаточная коробка не устанавливается, этот автомобиль имеет один ведущий мост.

Вложенные файлы: 1 файл

Трансмиссия.doc

— 606.00 Кб (Скачать файл)

                                                  Трансмиссия  

    Трансмиссия автомобиля – это совокупность агрегатов и механизмов, через которые крутящий момент  коленчатого вала двигателя, изменяясь по величине и направлению, передается на ведущие колеса.

    В автомобиле ЗИЛ-131 трансмиссию составляют: сцепление, коробка передач, раздаточная коробка, карданная передача, главные передачи, дифференциалы и привод ведущих колес.

    Главная передача, дифференциал и привод ведущих  колес вместе с балкой моста образуют ведущий  мост. Автомобиль ЗИЛ-131 имеет три ведущих моста. Через средний мост трехосного автомобиля ЗИЛ-131 крутящий момент передается на задний мост, такой средний мост называется проходным.

    В трансмиссии автомобиля ЗИЛ-130 раздаточная  коробка не устанавливается, этот автомобиль имеет один ведущий мост.  

 Сцепление   

    Сцепление служит для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии и плавного соединения при трогании автомобиля с места и при переключении передач во время движения, а также для защиты двигателя и трансмиссии от перегрузок.

    Кратковременно  разъединить двигатель от трансмиссии  необходимо при трогании  из места, переключении передач, резком торможении. После каждого разъединения двигатель и трансмиссия должны соединяться плавно, без ударных нагрузок. Принцип действия сцепления основан на использовании сил  трения,  которые  возникают  между  дисками.  Если  к  маховику  (рис. 43) двигателя прижать пружинами ведомый диск 4,установленный на первичном вале коробки передач, то за счет сил трения можно передавать крутящий момент с двигателя на коробку передач. При разъединении между собой дисков с помощью рычагов и деталей привода (педали 8, тяги и вилки 7) передача крутящего момента прекращается.   В сжатом состоянии диски могут проскальзывать один относительно одного, что позволяет плавно включать сцепление и защищать двигатель и трансмиссию от перегрузок.  

            Рис. 43. Схема фрикционного                сцепления:

            1 –  кожух; 2 – нажимной диск;      3 – маховик; 4 – ведомый диск;    5 – нажимная пружина; 6 – рычаг; 7 – вилка; 8 – педаль; 9 – тяга

              

Рис43 Сцепление автомобиля ЗИЛ-131  

    На  этом автомобиле устанавливается фрикционное, сухое, однодисковое сцепление с периферийным расположением пружин, с гасителем крутящих колебаний и с механическим приводом.

    Сцепление называется фрикционным и сухим потому, что передача крутящего момента в нем осуществляется за счет сил трения между дисками, рабочие поверхности которых должны быть сухими; сжатие дисков осуществляется пружинами, которые расположены по периферии; воспринимается  крутящий момент одним ведомым диском, который имеет специальное устройство для гашения крутящих колебаний на коленчатом вале двигателя и на валах трансмиссии.

    Сцепления состоит из ведущих и ведомых деталей, нажимного  устройства и механизма выключения с приводом.

    Детали  сцепления расположенные в чугунном картере (рис. 44), который снизу закрытый крышкой.

    К ведущим деталям относятся маховик 1, кожух 11, нажимной диск 2. Кожух крепится к маховику  центрирующими  болтами и имеет три точно расположенных прямоугольных окна, в которые входят выступы нажимного диска. Такое соединение кожуха нажимного диска позволяет им вращаться вместе при работе сцепления и перемещаться диску в осевом направлении  при  выключении сцепления.

    К ведомым деталям относится ведомый диск в сборе. Он состоит из стального разрезного диска с приклепанными к нему с двух сторон фрикционными  накладками.  От  неравномерной  работы  двигателя, при

резком  включении сцепления, при движении автомобиля по неровностям   
 

Рис.44  Сцепление автомобиля ЗИЛ-131:

1 –  маховик; 2 – нажимной диск; 3 – ведомый диск; 4 – первичный вал коробки передач; 5 – рычаг; 6 – картер сцепления и маховика; 7 – упорный подшипник;      8 – муфта; 9 – вилка; 10 – крышка; 11 – кожух; 12 – пружина; 13 – упругие пластины; 14 – педаль; 15 – вал педали; 16 – тяга с пружиной;                                 17 – регулировочная гайка; 18 – контргайка; 19 – диск гасителя; 20 – ступица;     21 – фрикционная пластина гасителя; 22 – кольцо гасителя; 23 – пружина гасителя  

дороги  на коленчатом вале и валах трансмиссии  возникают крутящие колебания, для гашения которых предназначен гаситель крутящих колебаний.

    Он  состоит из двух дисков 19, приклепанных вместе с маслоотражателем  к ступице 20, шестнадцати фрикционных пластин 21, приклепанных вместе с кольцом 22  к стальному разрезному диску, и восьми пружин23, вставленных у окна дисков гасителя, кольца и разрезного диска.

    Передача  крутящего момента от ведомого диска  на его ступицу осуществляется через  пружины, которые предотвращают  возможность возникновения на коленчатом вале и валах трансмиссии колебаний высокой частоты; низкочастотные колебания, которые могут возникнуть при этом, гасятся за счет трения дисков 19 по фрикционным  пластинам 21.

   К нажимному устройству   относятся   шестнадцать   пружин  12 (рис. 44), расположенных между кожухом и нажимным диском. Под каждую пружину со стороны нажимного диска подложена теплоизолирующая шайба.

    К механизму выключения относятся четыре рычага с деталями крепления и муфта с упорным подшипником 7. Каждый рычаг устанавливается на игольчатом  подшипнике, который крепится в кожухе регулировочной гайкой. Внешний конец рычага через игольчатый подшипник крепится к нажимному диску. Внутренние концы рычагов при сборке сцепления регулируются гайкой, и устанавливаются в одной плоскости. Муфта выключения сцепления установлена свободно на хвостовую часть крышки подшипника коробки передач и постоянно оттягивается назад пружиной. На муфту напрессован шариковый упорный подшипник.

    Привод  сцепления служит для передачи усилия от ноги водителя на муфту выключения сцепления. Основными его узлами и деталями есть: педаль 14 (рис. 44) с обратной пружиной, вал педали 15, тяга с пружиной16, регулировочная гайка 17, вилка выключения сцепления 9.

    Работа  сцепления. Во  включенном положении педаль под действием пружины находится в верхнем положении, муфта с упорным подшипником перенесена  назад, между подшипником и внутренними концами рычагов устанавливается  зазор 3…4 мм. Под действием пружин диск  плотно прижат к маховику. За счет сил трения крутящий момент передается с маховика и нажимного диска на ведомый диск и дальше на первичный вал коробки передач.

    При выключении сцепления усилия от педали через тягу передается на вилку, которая  проворачивается и перемещает муфту  с упорным подшипником вперед в осевом направлении. Подшипник муфты проворачивает рычаги вокруг опорной вилки, при этом внешние концы рычагов оттягивают за собой нажимной диск, сжимая пружины 12. Между поверхностями, которые прижимались, появляется зазор, и передача крутящего момента прекращается.

    Ход педали, при котором происходит выбор зазоров в приводе сцепления, называется свободным ходомХод педали после выбирания зазора до упора, называется рабочий ход. Свободный и рабочий ход образовывают полный ход педали.

    При включении сцепления педаль вместе с тягой возвращается в начальное положение. Нажимной диск снова прижимает ведомый диск к маховику.                      

    Регулировка свободного хода педали сцепления осуществляется навинчиванием гайки 17 на тяге 16 (технологическая карта № 8)Свободный ход педали должен быть 35…50 мм, что отвечает зазору между упорным подшипником и внутренними концами рычагов 3…4 мм. Для увеличения свободного хода гайку нужно свинчивать с тяги.

    Сцепление приспособлено для преодоления автомобилем водных преград. Все стыки в картере герметизированы пастой. Перед преодолением бродов пробка со шплинтом в нижней крышке картера заменяется глухой пробкой, вкрученной в крышку подшипника ведущей цилиндрической шестерни главной передачи.  

  Неисправности  сцепления

    Основные  неисправности: неполное включение (сцепление пробуксовывает), неполное выключение (сцепление ведет), резкое включение сцепленияразрушение подшипника муфты выключения.

    Сцепление пробуксовывает, это оказывается при трогании  с места или при движении на подъеме, когда педаль отпущена, двигатель набирает обороты, а машина не развивает необходимой скорости; в кабине может ощущаться характерный запах гари. Буксование может появиться из-за отсутствия свободного хода педали, износ или замасливание накладок ведомого диска, вследствие поломки нажимных пружин. Устраняется неисправность регулировкой свободного хода педали, промыванием или заменой накладок ведомого диска, заменой поломанных пружин.

    Признаком неполного выключения сцепления есть затрудненное переключение передач или шум в коробке передач. Причиной этой неисправности может быть большой свободный ход педали, перекос или коробление ведомого диска, обрывы фрикционных накладок, перекос нажимного диска, неодновременное нажатие упорного подшипника на внутренние концы рычагов выключения. Нужно выполнить регулировку сцепления или заменить ведомый диск, установить рычаги в одной плоскости.

    Резкое  включение сцепления оказывается при трогании машины с места рывком при плавном отпускании педали. Причинами этой неисправности могут быть: заедание муфты выключения, обрыв оттяжных пружин, износ шлицев первичного вала коробки передач. В этом случае необходимо заменить изношенные детали.

    Неисправность подшипника муфты  выключения определяется по появлению шума или писка при частичном выключении сцепления. Большой износ, а потом и разрушение подшипника может происходить вследствие недостаточной смазки, малой величины свободного хода педали, неправильных приемов управления автомобилем, когда сцепление продолжительное время находится в отключенном состоянии. Устраняется неисправность смазкой или заменой подшипника.   

  Техническое обслуживание  сцепления

    При контрольном осмотре перед выходом из парка проверяется работа сцепления во время движения автомобиля. При трогании с места сцепление должно включаться плавно. Передачи в коробке  передач должны переключаться легко, без стука или скрежета.

    При ЕТО проводится очистка от грязи, пыли, снега привода выключения сцепления, мойка картера сцепления.

    При ТО-1 проверяется свободный ход педали, а при необходимости проводится его регулировка, проверяются состояние и крепления оттяжной пружины педали.

    При ТО-2 на автомобилях ЗИЛ-131 и ЗИЛ-130 смазываются втулки вала педали и вала вилки выключения сцепления (три точки смазки). Упорный подшипник сцепления этих автомобилей имеет постоянный запас смазки. 

    Для смазки втулок в приводе сцепления автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 используется  смазка Литол-24 или солидол УС.  

   Коробка передач

    Коробка передач служит для изменения крутящего момента по величине и направлению и продолжительному отсоединению двигателя от трансмиссии.

    Необходимость изменения крутящего момента  возникает в связи с изменениями  условий движения. При трогании с места или при движении на подъем к ведущим колесам должен быть подведенный больший крутящий момент, как при равномерном движении по горизонтальному участку дороги. Изменение крутящего  момента достигается с помощью зацепления  пар шестерен с разным числом зубьев. Отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни называется передаточным числом пары шестерен. Если, передаточное число будет более единицы (М > 1), то это понижающая передача; будет равно единицы (М = 1) – прямая передача; будет менее единицы (М < 1) – повышающая передача. Если в передаче есть несколько   пар шестерен, то передаточное число такой передачи определяется как произведение передаточных чисел каждой пары шестерен.

Информация о работе Трансмиссия