Трансмиссия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 20:43, реферат

Краткое описание

Трансмиссия автомобиля – это совокупность агрегатов и механизмов, через которые крутящий момент коленчатого вала двигателя, изменяясь по величине и направлению, передается на ведущие колеса.
В автомобиле ЗИЛ-131 трансмиссию составляют: сцепление, коробка передач, раздаточная коробка, карданная передача, главные передачи, дифференциалы и привод ведущих колес.
Главная передача, дифференциал и привод ведущих колес вместе с балкой моста образуют ведущий мост. Автомобиль ЗИЛ-131 имеет три ведущих моста. Через средний мост трехосного автомобиля ЗИЛ-131 крутящий момент передается на задний мост, такой средний мост называется проходным.
В трансмиссии автомобиля ЗИЛ-130 раздаточная коробка не устанавливается, этот автомобиль имеет один ведущий мост.

Вложенные файлы: 1 файл

Трансмиссия.doc

— 606.00 Кб (Скачать файл)

Правила пользования раздаточной  коробкой

    Первую  передачу в раздаточной коробке  необходимо включать при движении по труднопроходимых дорогах (песок, болото, снег), а также при преодолении  крутых подъемов и бродов. Вторую передачу включать при движении по хорошим дорогам. Переходить с первой передачи на вторую можно при любой скорости движения, переходить со второй передачи на первую – после полной остановки автомобиля.

    Включать  передний мост на второй передаче в  раздаточной коробке автомобиля ЗИЛ-131 нужно при движении на скользких дорогах. При включенной второй передаче включать и выключать передний мост можно на любой скорости.  

Неисправности коробки передач  и раздаточной  коробки

    Основными неисправностями коробки передач  и раздаточной коробки могут быть: затрудненное переключение передачсамопроизвольное их выключение на ходу автомобиля, выкрашивание и поломка зубьевшестерен, повышенный шум при работе и сильное нагревание, подтекание масла.

    Затрудненное  переключение передач может быть через погнутость штоков и вилок,  задиры   зубьев  шестерен  и  синхронизаторов,  заедание фиксаторов.

    Самопроизвольное  выключение передач возможно через износ зубьев шестерен и синхронизаторов, ослабление крепления вилок на штоках, неисправности фиксаторов.

    Выкрашивание  и поломка зубьев может произойти при резком трогании с места нагруженного автомобиля или при включении передач с неисправным сцеплением.

    Повышенный  шум при работе и сильное нагревание происходит вследствие недостаточного количества или малой вязкости масла, большого износа или разрушение подшипников, поломки зубьев шестерен, неправильного регулирования сцепления.

    Подтекание  масла из картеров этих коробок может быть при повреждении прокладок, износ сальников, через повышенное давление в картерах.

    Характерной  неисправностью  раздаточной  коробки  автомобиля  ЗИЛ-131 есть невключение переднего моста. Это может происходить через поломку микровыключателя, погнутость штока включения первой передачи, примерзание к седлу электропневматического клапана управления, повреждение диафрагмы камеры.

    Устранение  выявленных неисправностей выполняется  при текущем ремонте коробок  заменой поврежденных деталей. При  недостаточном  количестве  масла его уровень приводится к норме.  

Техническое обслуживание коробки передач

и раздаточной коробки

    При контрольном осмотре перед выходом из парка на ходу автомобиля проверяется работа коробки передач и раздаточной коробки, при этом обращается внимание на легкость и бесшумность переключения передач; в этих агрегатах не должно быть ударных звуков и самопроизвольного выключения передач. При контрольном осмотре после остановки автомобиля проверяется нагрев картеров агрегатов; при этом нагрев считается нормальным, если он не вызывает ощущения ожога ладони руки.

    При ЕТО проводится очистка внешней поверхности коробок от грязи, пыли и снега, и их мойка.

    При ТО-1 проверяются крепление коробок, уровень масла в них, проводится очистка сапунов (вентиляционных трубок).

    При ТО-2 дополнительно к указанным работам доливают или заменяют масло в картерах.

    При СО проводится замена масла в картерах соответственно будущему периоду эксплуатации (кроме всесезонного масла, которое замене не подлежит).

    В коробку передач автомобилей  ЗИЛ-131 и ЗИЛ-130, а также в раздаточную  коробку автомобиля ЗИЛ-131 масло ТСп-14 или ТАп-15В (замена при шестом ТО-2).

    Замена  масла в коробках проводится сразу  же после работы, пока оно не остыло. После слива масла, которое отработало, картеры коробок промывают маловязким маслом, дизельным топливом или керосином. Для промывки в картер заливается 1,5–2 л маловязкого масла, выключается передний мост, вывешивается левая или правая сторона задней тележки, включается первая передача и пускается двигатель, который на холостом ходу на протяжении 2–3 мин прокручивает трансмиссию. Потом промывная жидкость сливается, и в коробку заливается свежее масло.

    При изменении масла очищается магнит пробки сливного отверстия и промывается  вентиляционное отверстие с сапуном.

    Необходимое положение рычагов раздаточной  коробки обеспечивается изменением длины тяг. Для регулировки положения рычага необходимо разшплинтовать палец тяги, вынуть его из вилки, передвинуть шток в положение, которое отвечает полному включению передачи (фиксатор должен четко зафиксировать это положение), потом поставить рычаг в положение, которое отвечает включенной передаче, и вращением вилки установить необходимую длину тяги. Совместить отверстие в рычаге и вилке тяги, вставить и зашплинтовать палец, затянуть контргайку на тяге.  

   Карданная передача  

    Карданная передача служит для передачи крутящего момента от коробки передач или раздаточной коробки к главной передаче автомобиля.

    Через карданную передачу крутящий момент передается от коробки передач к  раздаточной коробке и от нее  до ведущих мостов. Коробка передач  вместе с двигателем, а также раздаточная коробка крепятся к раме через  резиновые  подушки,  а  ведущие  мосты  соединяются  с  рамой через  рессоры.  При  изменении  нагрузки  или  при  движении  по неравным дорогам расстояние и углы между указанными агрегатами изменяются. В этих условиях карданная передача позволяет бесперебойно передавать крутящий момент.

    На  современных автомобилях устанавливают  открытые карданные передачи с шарнирами  неравных угловых скоростей. Устройство карданных передач разных марок автомобилей практически одинаковая, разность заключается главным образом в размерах и формах отдельных деталей.

    У трехосного автомобиля ЗИЛ-131 устанавливается  еще одна кардана передача между  средним и задним мостами. Автомобиль ЗИЛ-130 имеет карданную передачу между коробкой передач и задним мостом, который состоит из двух карданных валов  и промежуточной опоры.

    Карданный вал (рис. 48)  это тонкостенная труба, на концах которой установлены карданные шарниры. На одном конце трубы приварена вилка 9, а на втором – шлицевая втулка 13, в которую вставляется скользящая вилка 14. Шлицевое соединение позволяет изменять длину вала. Смазка закладывается в это соединение, удерживается заглушкой и уплотняющими кольцами, которые расположенные в навинченной обойме 7.

    Карданный шарнир состоит из двух вилок и 14, крестовины, четырех игольчатых подшипников со стаканами, деталей крепления и уплотнений подшипников. Одна вилка шарнира приварена к трубе или изготовлена заодно со шлицевым наконечником, вторая изготовлена заодно с фланцем, которым вал крепится к агрегату.

    Крестовина  имеет четыре шипа под игольчатые подшипники, а внутри отверстия для смазки. Подшипники расположены в стаканах, которые напрессовываются на каждый шип крестовины. Каждый стакан устанавливается  в отверстие вилки и удерживается крышкой с выступом; крышка крепится к вилке двумя винтами, которые стопорятся пластиной 3. Уплотнение игольчатых подшипников обеспечивается двумя сальниками 12 и 16; они размещены в стаканах подшипников и на шипах крестовин.

    Балансировка карданных валов в сборе с шарнирами выполняется на специальных станках. Дисбаланс устраняется привариванием балансирующих пластин, на концах труб.

    Карданный шарнир позволяет передавать крутящий момент под углом. Однако этот шарнир имеет такую особенность, которая при равномерном вращении одной из вилок – вторая вилка вращается неравномерно, поэтому такой шарнир называется шарниром неравных угловых скоростей. Для устранения этого недостатка карданный вал имеет второй шарнир, у которого при неравномерном вращении одной из вилок, вторая вилка вращается равномерно. Для передачи равномерного вращения через карданный вал должно быть соблюдено следующее условие: вилка 9, что приварена к трубе, и скользящая вилка 14 должны быть в одной плоскости, при этом метки на шлицевой втулке и скользящей вилке должны совпадать.

    Основные  неисправности карданных передач: износ игольчатых подшипников, крестовин и шлицевого соединения, ослабление креплений валов, погнутость труб, износ или повреждение сальников.

    Признаком износа подшипников, крестовин и шлицевых соединений есть стук в карданной  передаче при  резком изменении частоты вращения.

    

Рис. 48. Карданная передача автомобиля ЗИЛ–131:

1 –  вилка–фланец; 2 – крышка подшипника; 3 – стопорная пластина; 4 – игольчатый  подшипник; 5 – крестовина;               6 – защитная муфта; 7 – обойма сальника; 8 – вал; 9 – глухая вилка; 10 – стакан подшипника; 11 – иголки подшипника;  12 – сальник;  13 – щлицевая втулка; 14 – скользящая вилка; 15 – пластины, для балансировки; 16 – торцевой сальник;    17 – вал привода переднего моста; 18 –  промежуточный вал; 19 – вал привода среднего моста; 20 – вал привода заднего моста 

    Признаком прогиба карданного вала есть его вибрация при вращении. Об износе уплотнений свидетельствует течь смазки из шарниров или шлицевых соединений.

    Изношенные  детали ремонтируются или заменяют новыми. Погнутый вал снимается из машины и правится в ремонтной мастерской.

    Техническое обслуживание. При контрольном осмотре проверяют работу карданной передачи при движении, при этом обращают внимание на бесшумность ее работы.

    При ЕТО проводится очистка валов от грязи и пыли, их мойка, проверка на отсутствие внешних повреждений и исправность уплотнений.

    При ТО-1 проверяется крепление фланцев валов, производится смазка подшипников промежуточной опоры (автомобиль ЗИЛ-130).

    При ТО-2 дополнительно проверяется отсутствие зазоров в шарнирах, крепление промежуточной опоры, производится замена смазки в шлицевых соединениях валов (там, где положено по сроку).

    Смазка  игольчатых подшипников карданных  шарниров проводится смазкой ЛЗ-158. На автомобилях ЗИЛ это смазка в процессе эксплуатации не пополняется.

    Разбирать карданные шарниры необходимо только в случае отказа в работе или для замены старой смазки. Разборку шарниров нужно делать на прессе или в тисках с помощью оправки из мягкого металла. Необходимо помнить, что удары молотком по вилкам шарнира приводят к нарушению соосности их отверстий под подшипники, которое в свою очередь, ведет к потере работоспособности всего шарнира.  

 Механизмы ведущих мостов

    К механизмам ведущих мостов относятся главные передачи, колесные дифференциалы, полуоси, а на передних ведущих мостах, кроме того, шарниры равных угловых скоростей.

    Главная передача служит для увеличения крутящего момента, передачи его на полуоси под прямым углом. Колесный дифференциал позволяет колесам одного моста катиться с разными скоростями при движении на поворотах или по неравной дороге, он также распределяет подведенный к нему крутящий момент между колесами. Главная передача и дифференциал образуют редуктор моста.

    Полуоси служат для передачи крутящего момента от дифференциала на ведущие колеса. Шарниры равных угловых скоростей обеспечивают передачу крутящего момента на передние управляемые колеса при разных углах их поворота.

  Механизмы ведущих  мостов автомобиля  ЗИЛ-131  

    Главная передача двойная, одна пара – конические шестерни со спиральными зубьями, вторая пара – цилиндрические шестерни с косыми зубьями, общее передаточное число – 7,33. Главные передачи среднего и заднего мостов одинаковые по устройству и расположению, их картеры крепятся к балкам мостов горизонтальными фланцами. Главная передача переднего моста имеет такое же устройство, но крепится к балке моста вертикальным фланцем.

Информация о работе Трансмиссия