Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 20:43, реферат
Трансмиссия автомобиля – это совокупность агрегатов и механизмов, через которые крутящий момент коленчатого вала двигателя, изменяясь по величине и направлению, передается на ведущие колеса.
В автомобиле ЗИЛ-131 трансмиссию составляют: сцепление, коробка передач, раздаточная коробка, карданная передача, главные передачи, дифференциалы и привод ведущих колес.
Главная передача, дифференциал и привод ведущих колес вместе с балкой моста образуют ведущий мост. Автомобиль ЗИЛ-131 имеет три ведущих моста. Через средний мост трехосного автомобиля ЗИЛ-131 крутящий момент передается на задний мост, такой средний мост называется проходным.
В трансмиссии автомобиля ЗИЛ-130 раздаточная коробка не устанавливается, этот автомобиль имеет один ведущий мост.
Главная
передача состоит из картера 8 (рис.
49) с крышкой, первичного вала 32 с конической
шестерней 5 и подшипниками, ведомой конической
шестерни 3, ведущей
Картер крепится к балке моста болтами; два из них расположенные внутри картера (доступ к ним может быть через боковую крышку). Заливное отверстие, которое закрывается пробкой (рис. 50), в картерах среднего и заднего мостов находится сверху, сливное отверстие с пробкой 1 находится в картере моста, пробка дополнительного сливного отверстия 4 есть в картере главной передачи. Проверка уровня масла осуществляется с помощью специального указателя 7, что есть в наборе инструмента водителя, этот указатель вставляется в отверстие вместо одного какого-либо болта крепления картера главной передачи к балке моста. Уровень масла при заливке можно проверять также через контрольное отверстие 3 (рис. 50), в картере моста. Вентиляция картера осуществляется через сапун 1 (рис. 49). У переднего моста контрольно-заливное отверстие находится в крышке, а сливное – снизу балки моста.
Первичный вал 32 вращается на одном роликовом цилиндрическом и двух конических подшипниках. Между фланцами стакана подшипников и картером устанавливаются металлические прокладки 34. Между внутренними кольцами конических подшипников расположены две регулировочные шайбы 33. Передний конец вала уплотняется сальником, задний конец ведущего вала у среднего моста уплотняется сальником и маслосгонной шайбой. Ведущая коническая шестерня 5 установлена на шлицах вала. Ведомая коническая шестерня 3 установлена на вале 4 ведущей цилиндрической шестерни со шпонкой. Ведущая и ведомая конические шестерни подбираются на заводе в комплекте, и при необходимости их заменяют вместе.
Ведущая цилиндрическая шестерня 7 изготовлена заодно с валом 4, и вращается на цилиндрическом роликовом и двухрядном коническом подшипниках. Между стаканом подшипников и картером располагаются прокладки 9. Ведомая цилиндрическая шестерня 31 представляет собой зубчатый венец, который крепится к чашкам дифференциала.
Рис. 49. Задний мост автомобиля ЗИЛ-131: 1 – сапун;
2 – полуоси; 3 – ведомая коническая шестерня;
4 – вал ведущей цилиндрической шестерни;
5 – ведущая коническая шестерня; 6 – пробка
заливного отверстия; 7 – ведомая цилиндрическая
шестерня; 8 – картер главной передачи; 9,
34 – регулировочные прокладки; 10 – стакан
подшипника; 11 – крышка подшипника; 12 –
чашка дифференциала; 13 – шестерня полуоси;
14 – блок сальников подвода воздуха; 15
– колодка тормозов; 16, 17 – сальники |
При работе главной передачи крутящий момент изменяется в обеих парах шестерен по величине, а в конической паре, кроме того, и по направлению.
Смазка главной
передачи (рис. 50) осуществляется разбрызгиванием,
для подвода масла к подшипникам в стенках
картера есть каналы. В картеры главных
передач всех мостов
Регулировка конических по
Двухрядный
конический подшипник ведущей
Правильность зацепления конических шестерен проверяется с использованием краски, по пятну контакта зубьев.
Дифференциалы автомобиля ЗИЛ-131 шестеренчатые, конические, устанавливаются в картерах редукторов мостов на двух подшипниках каждый. Дифференциалы всех трех мостов одинаковые.
Конический
дифференциал состоит из двух чашек 12 (смотр.
рис. 49), крестовины, четырех сателлитов 80, двух
Работа
конического дифференциала (
Рис. 50. Смазка главной передачи автомобиля ЗИЛ-131:
1 – пробка сливного отверстия; 2 – сателлит; 3 – пробка контрольного отверстия;
4 –
пробка дополнительного
6 –
полуосевая шестерня; 7 – указатель
уровня масла
необходимую
силу тяги. Поэтому на скользкой
дороге конический дифференциал ухудшает
проходимость автомобиля, и это есть его
недостатком.
Рис. 51. Схема строения и работы шестеренчатого дифференциала:
а –
автомобиль двигается прямо, сателлиты
не вращаются, ведущие колеса вращаются
с одинаковыми угловыми скоростями; б –
автомобиль двигается на повороте, скорость
ведущих колес разная, сателлиты вращаются
вокруг своих осей; 1 – ведомая шестерня
главной передачи; 2 – ведущая шестерня
главной передачи; 3 – сателлит; 4 – полуосевая
шестерня; 5 – полуось
Полуоси 2 (смотр. рис. 49) предназначены для передачи крутящего момента от дифференциала на ведущие колеса. На автомобиле ЗИЛ-131 полуоси фланца целиком разгружены, т.е. передают только крутящий момент, не воспринимая других усилий. Внутренним концом полуось соединяется шлицами с одной из шестерен дифференциала, на внешнем конце есть фланец, которым полуось с помощью шпилек и гаек крепится к ступице 21 колеса. Для снятия полуоси есть два отверстия во фланце для болтов-съемников. Выход полуоси из балки моста уплотняется сальником.
Шарнир
равных угловых скоростей установлен
в приводе передних ведущих колес (рис.
52) и обеспечивает равномерность их вращения
при разных углах поворота. Шарнир расположен
внутри шаровой опоры и состоит из двух
кулаков 1 и 2 (рис. 52), четырех ведущих 3 и
одного центрирующего 4 шариков. Кулаки
имеют углубление специального профиля,
в которых размещены шарики. Центрирующий
шарик обеспечивает центрирование кулаков.
Рис. 52: Шарниры равных угловых скоростей:
1, 2 –
кулаки; 3 – ведущие шарики; 4 –
центрирующий шарик
При
повороте управляемого колеса внешний
кулак поворачивается относительно
внутреннего, при этом шарики перекатываются
по углублениям кулаков и во всех случаях
размещаются в плоскости, которая разделяет
углы между кулаками пополам. Трущиеся
поверхности шарнира смазываются смазкой АМ,
в количестве 1,3 кг, закладываемую в корпус поворотного
кулака при сборке.
3
Неисправности
механизмов ведущих мостов
Основными
неисправностями могут быть: из
Признаками поломки или зна
Интенсивный износ деталей редукторов может быть вследствие недостаточного количества масла в их картерах или попадание в масло грязи. Преждевременный выход из строя редукторов может быть вследствие использования масла, не рекомендованного сорта.
Перегрузка автомобиля и резкое трогание с места могут быть причиной поломки зубьев шестерен, скручивание полуосей или обрыв одной из них или обрыв шпилек.
Изношенные
и поломанные детали подлежат замене.
В случае разборки главной передачи
ее сборка и регулировка зацепления
конических шестерен и подшипников
выполняется в условиях ремонтной
мастерской опытными специалистами.
Техническое обслуживание
механизмов ведущих
мостов
При контрольном осмотре перед выездом из парка проверяется отсутствие подтекания масла из картеров мостов, а при осмотре в пути, кроме того, проверяется на прикосновенье нагревания редукторов мостов. Во время движения необходимо обращать внимание на бесшумность их работы.
При ЕТО проводится очистка мостов от грязи, пыли и снега, а также их мойка.
При ТО-1 проверяется крепление фланцев полуосей, прочищаются сапуны и вентиляционные трубки, проверяется и при необходимости приводится до нормы уровень масла в картерах мостов.
При ТО-2 проводят подтягивание болтов крепления редукторов мостов и заменяют масло (там, где вышли сроки).
В тех случаях, когда используют сезонные сорта масел, при СО проводят замену масла в соответствии с будущим периодом эксплуатации.
На
автомобилях ЗИЛ-131 и ЗИЛ-130 используют
масло ТСп-14 или ТАп-15В, замена масла
через шесть ТО-2. Шарниры равных
угловых скоростей смазываются
через одно ТО-2 смазкой АМ.