Трансмиссия ЗИЛ 131

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 02:42, реферат

Краткое описание

Раздаточная коробка (рис. 41) — механическая, имеет две передачи. Переключают передачи раздаточной коробки рычагом 1 (рис. 42), имеющим три положения. При перемещении рычага назад включена вторая (прямая) передача, при перемещении рычага вперед включена первая (понижающая) передача; среднее положение — нейтральное. Для предотвращения одновременного включения двух передач служит механизм блокировки шарикового типа.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 726.87 Кб (Скачать файл)

Раздаточная коробка (рис. 41) — механическая, имеет две передачи. Переключают передачи раздаточной коробки рычагом 1 (рис. 42), имеющим три положения. При перемещении рычага назад включена вторая (прямая) передача, при перемещении рычага вперед включена первая (понижающая) передача; среднее положение — нейтральное. Для предотвращения одновременного включения двух передач служит механизм блокировки шарикового типа.

Для облегчения управления автомобилем в сложных  условиях движения по бездорожью, а  также для предохранения от перегрузок трансмиссии, автомобиль имеет автоматическое управление включением переднего моста  при включении первой передачи раздаточной  коробки. При включении первой передачи раздаточной коробки выключатель 31, установленный на стержне 30 вилки  включения первой передачи, замыкает электрическую цепь электромагнитного  пневматического клапана 2 и воздух от тормозного крана через впускной клапан поступает в пневматическую камеру (см. рис. 41). Мембрана воздействует на стержень скользящей каретки. Таким образом, автоматически включается привод переднего моста. При выключении первой передачи размыкается электрическая цепь электромагнита, закрывается воздушный клапан, и возвратная пружина выключает передний мост.

При движении автомобиля (например, по скользкой  дороге) на второй передаче раздаточной  коробки может потребоваться  включение переднего моста. В  этом случае электрическая цепь электромагнита, управляющего включением переднего  моста, может быть замкнута принудительно  при помощи переключателя (крайний  справа), установленного на переднем щите кабины.

Левое положение  ручки переключателя соответствует  включенному положению переднего  моста, правое положение — выключенному. На стержне камеры включения переднего  моста установлен выключатель 26, при  замыкании которого в кабине на щитке  приборов загорается контрольная лампа. Лампа загорается при автоматическом и принудительном включении переднего  моста.

В верхней  части картера раздаточной коробки  имеется люк с фланцем для  крепления коробки отбора мощности.

Отбор мощности осуществляется от шестерни 13 ведущего вала раздаточной коробки.

Заливают  масло в раздаточную коробку  через контрольно-заливное отверстие  до уровня его нижней кромки. Сливают  масло через сливное отверстие, в пробке 24 которого помещен магнит, притягивающий частицы металла, попавшие в масло.

Для предотвращения вытекания масла из раздаточной  коробки места выхода всех валов  уплотнены самоподжимными резиновыми манжетами с насечкой, направление которой показано стрелкой на манжете. Манжета ведущего вала с правым направлением насечки, а манжеты ведомого вала и вала привода переднего моста — с левым. Манжета вала привода переднего моста, находящаяся ниже уровня масляной ванны, дополнительно защищена маслоотгонной шайбой. Все стыки картера раздаточной коробки, крышки подшипников и верхнего люка уплотнены специальной пастой.

При всех видах  работ, связанных с разборкой  раздаточной коробки, детали картера  следует собирать с предварительным  покрытием их пастой.

При обслуживании следует проверять надежность крепления  раздаточной коробки. Необходимо также  промывать и прочищать трубку вентиляции картера коробки, установленную  на крышке люка раздаточной коробки, засорение которой может вызвать  повышение давления 
в картере раздаточной коробки, что приводит к подтеканию масла через уплотнения. В раздаточной коробке необходимо поддерживать нормальный уровень масла и своевременно менять его согласно срокам, указанным в карте смазывания.

Рис. 41. Раздаточная  коробка автомобиля ЗИЛ:

1 — картер раздаточной  коробки: 2 — каретка  включения первой  передачи; 8 — колесо  первой передачи; 4 — вал привода  переднего моста; 5 — стопорное кольцо; 6 и 22 — крышки; 7 — маслоотгонная шайба; 8 — фланец привода переднего моста; 9 — пневматическая камера включения привода переднего моста; 10 — фланец ведущего вала; 11 — ведущий вал; 12 — манжета; 13 — шестерня ведущего вала; 14 — шпонка; 15 — каретка включения второй передачи; 16 — крышка верхнего люка; 17 — крышка картера; 18 — ведомый вал; 19 — червяк привода спидометра; 20 — барабан стояночного тормоза: 21 — каретка включения привода переднего моста; 23 — колесо второй передачи; 24 — пробка сливного отверстия с магнитом; 25 — колесо второй передачи; 26 — выключатель контрольной лампы включения привода переднего моста; 27 — вентиляционная трубка; 28 — корпус механизма блокировки; 29 — стержень включения второй передачи; 30 — стержень включения первой передачи; 31 — выключатель электропневмоклапана включения привода переднего моста

 
Рис. 42. Схема управления раздаточной коробкой:

1 — рычаг переключения  передач раздаточной  коробки; 2 — электромагнитный  пневматический клапан  включения привода  переднего моста; 3 — трубка выпуска  воздуха; 4 — соединительный  шланг; 5 — соединительный  шланг включения  привода переднего  моста; 6 — раздаточная  коробка; 7 — стержень  вилки включения  первой передачи; 8 — стержень вилки  включения второй  передачи; 9 — трубка  от тормозного  крана; 10 — тяга  включения первой  передачи раздаточной  коробки; 11 — тяга включения второй передачи раздаточной коробки; 12 — стяжная пружина; 13 — коробка передач; 14 — серьга рычага раздаточной коробки 

Коробка передач (рис. 39) — механическая, трехходовая, имеет пять передач для движения вперед и одну для движения назад; пятая передача прямая. Коробка имеет два инерционных синхронизатора для включения второй и третьей, четвертой и пятой передач.

Коробка прикреплена  к картеру сцепления на четырех  шпильках, ввернутых в картер. Центрирование  коробки осуществляется по фланцу крышки 4 заднего подшипника первичного вала. Первичный вал 1 размещен на двух шариковых  подшипниках. Передний подшипник установлен в расточке фланца коленчатого вала, задний 2 — в передней стенке картера  коробки передач. Задний подшипник  имеет защитную шайбу, от осевых перемещений  зафиксирован стопорными кольцами, установленными в канавках на шейке первичного вала и на наружном кольце подшипника 2.

Для устранения попадания масла в сцепление  в крышке 4 заднего подшипника первичного вала имеется резиновая манжета.

Передний  конец вторичного вала 34 опирается  на роликовый подшипник 51, задний конец  — на шариковый подшипник 21, закрепленный стопорным кольцом 29 в стенке картера.

Промежуточный вал установлен на двух подшипниках. Передний роликовый подшипник установлен в передней стенке картера коробки. Стопорное кольцо 48 ограничивает возможность  перемещения наружного кольца подшипника. Отверстие под подшипник в  картере закрывается заглушкой 47, которую устанавливают на краске. Задний шариковый подшипник 31 имеет  защитную шайбу и максимально  заполнен шариками для увеличения срока  его службы; подшипник закреплен  стопорным кольцом 32.

Блок 57 зубчатых колес заднего хода вращается  на двух роликовых подшипниках 54, установленных  на неподвижной оси 56. Подшипники коробки  передач регулировки не требуют.

Шестерня  первичного вала 1 и колеса 45 привода  промежуточного вала, колеса четвертой (7 и 41), третьей (8 и 39) и второй (18 и 35) передач косозубые и находятся  в постоянном зацеплении между собой; остальные зубчатые колеса прямозубые. Зубчатые колеса 7, 8 и 18 соответственно четвертой, третьей и второй передач  свободно вращаются на соответствующих  шейках вторичного вала. Втулка 6 стопорится от проворачивания на валу штифтом.

Для предотвращения заедания и обеспечения надежного  смазывания при работе деталей сталь  по стали шейка вала и внешняя поверхность втулки имеют специальную форму в виде чередующихся выступов и впадин; поверхность этих деталей фосфатирована, а фосфатный слой пропитан специальным составом, предотвращающим заедание в период приработки.

При такой  установке зубчатых колес на вторичном  валу необходимо строго соблюдать соответствие применяемого масла требованиям  карты смазывания. Применение других масел или загрязненного масла  может вызвать заедание зубчатых колес на шейках вторичного вала и  втулке.

Зубчатые  колеса на шейках вала закреплены в  осевом направлении замочными кольцами 37 и 43. Опорные шайбы 36 и 42 зубчатых колес  четвертой и второй передач имеют  шлицевые соединения с валом. Для  безударного включения второй и  третьей, четвертой и пятой передач  в коробке передач установлены  два синхронизатора инерционного типа; зубчатые колеса имеют конусы для  работы с синхронизаторами. Наличие  синхронизаторов облегчает переключение передач и увеличивает срок службы коробки передач. 
 
 
Рис. 39. Коробка передач:

1 — первичный вал; 2, 21, 31, 46 и 54 — подшипники; 3, 29, 32 и 48 — стопорные  кольца; 4 — крышка  заднего подшипника  первичного вала; 5 — синхронизатор  четвертой и пятой  передач; 6 — втулка; 7 и 41 — зубчатые  колеса четвертой  передачи; 8 и 39 —  зубчатые колеса  третьей передачи; 9 — вилка переключения  четвертой и пятой  передач; 10 — вилка переключения второй и третьей передач; 11 — крышка коробки передач; 12 — установочная втулка; 13 — пружина фиксатора; 14 — шарик фиксатора; 15 — штифт замка; 16 — шарики замка; 17 — синхронизатор второй и третьей передач; 18 и 35 — зубчатые колеса второй передачи; 19 — вилка переключения первой передачи и передачи заднего хода; 20 — колесо первой передачи и передачи заднего хода; 22 — вентиляционная трубка; 23 — крышка подшипника вторичного вала; 24 — распорная втулка; 25 — фланец с отражателем; 26 — шайба; 27 — гайка фланца вторичного вала; 28 и 52 — манжеты; 30 — гайка промежуточного вала; 33 — картер коробки передач; 34 — вторичный вал; 36, 40 и 42 — опорные шайбы; 37 и 43 — замочные кольца; 38 — зубчатое колесо передачи заднего хода промежуточного вала; 44 — промежуточный вал; 45 — зубчатое колесо привода промежуточного вала; 47 — заглушка; 49 — картер сцепления; 50 — каретка синхронизатора; 51 — роликовый подшипник; 53 — стопорная пластина; 55 и 67 — пружины; 56 — неподвижная ось блока зубчатых колес; 57 — блок зубчатых колес передачи заднего хода; 58 — крышка люка для коробки отбора мощности; 59 — пробка контрольно-заливного отверстия; 60 — пробка с магнитом сливного отверстия; 61 — головка стержня переключения первой передачи и передачи заднего хода; 62 — предохранитель выключения первой передачи и передачи заднего хода; 63 — ось промежуточного рычага; 64 — корпус опоры рычага; 65 — фиксатор рычага; 66 — опора рычага; 68 — рычаг переключения передач; 69 — промежуточный рычаг; 70 — упор; 71, 72 и 73 — стержни переключения соответственно первой передачи и передачи заднего хода, четвертой и пятой передач, второй и третьей передач

В правой стенке картера имеется резьбовая пробка 59 контрольно-заливного отверстия, через которое заправляют коробку  передач маслом при отсутствии коробки  отбора мощности. При наличии коробки  отбора мощности масло заливают через  пробку в коробке отбора мощности. В обоих случаях масло заливают до уровня контрольно-заливного отверстия  в коробке передач.

В левой стенке картера внизу имеется сливное  отверстие, закрываемое резьбовой  пробкой 60, которая снабжена магнитом, притягивающим мелкие частицы металла, попавшие в масло.

По особому  требованию на автомобиле может быть установлена тяговая лебедка. В  этом случае для ее привода на люке коробки передач устанавливают  коробку отбора мощности. Отбор мощности осуществляют от переднего венца  блока 57 зубчатых колес передачи заднего  хода.

Механизм  переключения передач размещен в  крышке 11 коробки передач. Картер рычага 66 с рычагом 68 переключения передач, промежуточным рычагом 69 включения  первой передачи и заднего хода съемный, устанавливается по втулкам 12.

Наличие промежуточного рычага 69 уменьшает ход рычага переключения передач при включении первой передачи и заднего хода, вследствие чего ход рычага для включения  всех передач одинаковый.

Промежуточный рычаг 69 блокируется в нейтральном  положении пальцем предохранителя 62, размещенного в стенке крышки 11 коробки  передач.

Для того чтобы  включить первую передачу или передачу заднего хода, необходимо рычагом 68 через палец промежуточного рычага и палец предохранителя сжать  пружину предохранителя до упора, затем  перевести рычаг 68 в положение, соответствующее  положению рычага при включении  первой передачи или передачи заднего  хода. Чтобы снять картер рычага коробки передач, необходимо предварительно вывернуть корпус предохранителя 62 на 8...9 оборотов. Стержни 71, 72 и 73 переключения передач удерживаются в заданном положении фиксаторами, состоящими из шарика 14 и пружины 13; на стержнях предусмотрены канавки под шарик.

Для предохранения  от случайного включения одновременно двух передач имеется замочное устройство, состоящее из штифта 15 и двух пар  шариков 16; при перемещении какого-либо стержня два других запираются шариками, которые входят в соответствующие  канавки на стержнях.

При включении  синхронизированной передачи происходит следующее: каретка 2 (рис. 40) синхронизатора вилкой перемещается в сторону зубчатого  колеса включаемой передачи. При этом движение каретки через три фиксатора  передается конусным кольцам 3 синхронизатора, которые жестко связаны между  собой при помощи трех блокирующих  пальцев 1. Конусное кольцо упирается  в конус шестерни.

Информация о работе Трансмиссия ЗИЛ 131