Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 09:13, курсовая работа
Большое значение речной транспорт играет в северовосточной части России, где фактически отсутствуют сети других видов транспорта. Основное количество грузов на эти территории завозится летом или с юга от железной дороги (по Енисею из Красноярска, по Лене из Усть-Кута), или от устьев рек, куда грузы доставляются морским транспортом.
Цель курсовой работы : показать что морской, речной транспорт в международных перевозках играет огромную роль для экономики не только России, но и всего мира и указать его важность во всех отраслях страны.
В процессе изучения ставятся следующие задачи: понять сущность тарифной системы и способы ее формирования; изучить проблемы и перспективы водного транспорта.
Введение
В условиях развития рыночной экономики и высокой степенью изменчивости окружающей среды, в которой главной целью стало получение максимальной прибыли при минимуме затрат, не могло не затронуть сферу транспортных услуг и ее тарифную политику.
Специфика современного периода развития общественного производства оказывает сильное влияние на все отрасли, в том числе и на транспорт и требует поиска новых решений, методов повышения эффективности его работы.
Правильная тарификация работ и услуг, выполняемых транспортом, — задача достаточно сложная и заслуживает комплексного рассмотрения. Наряду с этим проблему о том, какими должны быть тарифы на перевозку грузов, необходимо рассматривать как часть системы тарифов на услуги разных видов транспорта, как самостоятельную сферу ценообразования, которая формируется под воздействием ряда факторов и в первую очередь издержек производства.
Один из существенных факторов, влияющих на выбор перевозчика, является стоимость перевозки. Борьба за клиентов, неизбежная в условиях конкуренции, также может вносить коррективы в транспортные тарифы. Например, железные дороги Российской Федерации испытывают сегодня серьезную конкуренцию автомобильного транспорта в области перевозок небольших партий грузов так называемых мелких и малотоннажных отправок. Это оказывает сдерживающее влияние нарост соответствующих железнодорожных тарифов.
На сегодняшний день, перевозки морским, речным видом транспорта стали актуальной темой в развитии мировой экономики. Промышленность в развитых и развивающихся странах растет, также как и численность населения, соответственно следует уделять больше времени для развития перевозок морским и речным видами транспорта.
Большое значение речной транспорт играет в северовосточной части России, где фактически отсутствуют сети других видов транспорта. Основное количество грузов на эти территории завозится летом или с юга от железной дороги (по Енисею из Красноярска, по Лене из Усть-Кута), или от устьев рек, куда грузы доставляются морским транспортом.
Цель курсовой работы : показать что морской, речной транспорт в международных перевозках играет огромную роль для экономики не только России, но и всего мира и указать его важность во всех отраслях страны.
В процессе изучения ставятся следующие задачи: понять сущность тарифной системы и способы ее формирования; изучить проблемы и перспективы водного транспорта.
Глава 1. Транспортные тарифы: понятие и сущность тарифов
1.1 Транспортные тарифы: понятие и правила их расчета
Составной частью системы цен за логистические услуги являются грузовые тарифы. Как экономическая категория, транспортные тарифы являются формой цены на продукции транспорта. Они должны обеспечить возможность расширенного воспроизводства на транспорте.
Тарифы включают в себя:
- непосредственно плату, взимаемую за перевозку грузов;
- сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов.
Правила исчисления плат и сборов.
Тарифы должны разрабатываться,
а в дальнейшем корректироваться
с учетом немногих, но очень важных
для развития принципов. В конечном
итоге они должны быть построены
таким образом, чтобы обеспечить,
с одной стороны нормально
работающему перевозчику
В предыдущих разделах уже отмечалось, что одним из определяющих факторов, влияющих на выбор перевозчик и транспортных средств, является стоимость перевозки.
Тарифы должны содействовать
решению важнейших
В связи с этим тарифы различных видов транспорта соответствующими организациями в зависимости от целеполагания на конкретном этапе периодически пересматриваются. Этому способствуют и такие серьезные причины, как:
- динамика развития
- изменения в себестоимости перевозок по причинам как глобального, так и локального характера;
- конкурентная борьба за потребителей транспортной продукции.
При планировании тарифной политики важно обеспечить экономически обоснованные соотношения по трем направлениям:
- перевозки различных грузов;
- перевозки различными видами транспорта
- перевозки однородных грузов, но различными видами транспорта.
Следует отметить еще один аспект. Тарифное соотношение, сложившееся на определенный момент, не остается надолго стабильным. Помимо вышеуказанных причин это вызвано неустойчивостью затрат на производство транспортной продукции в процессе функционирования различных видов транспорта. Искомые затраты зависят от ряда факторов, в том числе от:
- дальности перевозок;
- степени использования
живого и овеществленного
- технической оснащенности;
- уровня производительности труда;
- деловой активности и т.д.
В то время существует ряд общих очевидных факторов, которые оказывают влияние на уровень тарифов, в связи, с чем их необходимо учитывать в процессе планирования логистической деятельности. Наиболее важные из них следующие:
- грузоподъемность;
- загрузка транспортного средства;
- род груза;
- вид груза;
- размер отправки;
- скорость перевозки;
- расстояние перевозки и др.
Принципиально расчет средней тарифной ставки можно осуществить по формуле:
Т = С + П,
где Т - размер тарифной ставки;
С - себестоимость перевозки;
П - прибыль, приходящаяся на единицу транспортной продукции.
Квалифицированным регулированием уровня тарифных ставок можно стимулировать спрос не только на основную продукцию транспорта, но и на дополнительные транспортно-экспедиционные услуги.
Некоторые из факторов, воздействующих на ценообразование услуг в сфере транспорта, были уже в той или иной мере рассмотрены. Здесь целесообразным будет обратить внимание на зависимость величины тарифов от расстояния перевозки. Эта зависимость может быть выражена следующим образом:
C=(A+Bl)/l
где С - денежные затраты (руб.) на перевозку груза массой 1 т на расстояние 1 км ;
А - денежные затраты в начальном и конечном пунктах, не зависящие от дальности перевозки (руб./т-км);
В - затраты, непосредственно связанные с перемещением (руб./т-км);
l - расстояние перевозки.
Из представленной формулы видно, что при увеличении расстояния себестоимость перевозки 1 т-км снижается. Данная закономерность используется при планировании тарифов и учитывается на всех видах транспорта. Более того, на практике очень часто в целях рационализации грузопотоков и стимулирования спроса на продукцию транспорта тарифные ставки намеренно отклоняются от расчетных.
Для водного транспорта вышеприведенная общая формула принимает вид:
C=(A+B(L-lm))/100
Где L - общее расстояние перевозки (км);
1 т - минимум расстояния перевозки (км).
Таким образом, дифференциация тарифных ставок осуществляется за перевозку груза массой 1 т на расстояние 1 км. Исходя из этого, провозную плату в общем виде можно рассчитать, умножив тарифную ставку за 1 т-км на расстояние перевозки.
На железнодорожном транспорте применяются также тарифы за перевозку груза в вагоне - 1 вагон, в контейнерах - 1 контейнер.
Расчет тарифных таблиц за каждый километр является процессом трудоемким, а сами таблицы нередко бывают очень громоздкими. Поэтому на транспорте, чтобы упростить расчетные, организационные и коммерческие процессы во многих тарифных системах принят принцип группировки расстояний по поясам.
Тарифный пояс представляет собой интервал дальности перевозок, внутри которого действует тарифная ставка для всех расстояний данного пояса.
На различных видах транспорта расстояние, образующее тарифный пояс, колеблется в довольно широких пределах, например на железнодорожном транспорте он составляет от 10 до 200 км,а наречном - от 10 до 100 км.
1.2 Особенности транспортных тарифов
Всеми видами транспорта как поощрительная мера для транзитных перевозок широко используется так называемая транзитная льгота. Она выражается в том, что перевозчик за дополнительную плату предоставляет заказчикам (грузоотправителю, грузополучателю) право прерывать перевозку в промежуточном пункте на пути следования, но при этом оплачивать перевозку по сквозному тарифу.
Как правило, транзитные льготы предоставляются по различным массовым грузам (зерно, древесина, металлопродукция и т. д.) для их переработки в пути следования или для промежуточного хранения в заранее обусловленных случаях. Одновременно с указанными льготами заказчикам предоставляется право самостоятельно забирать из промежуточного пункта часть или весь переработанный, готовый к дальнейшей транспортировке груз.
Транзитная льгота может
также предоставляться
При выполнении международных перевозок взимаются таможенные пошлины и таможенные сборы. Таможенные пошлины представляют собой налоги, накладываемые таможней при пропуске товаров через таможенную границу. Перечень облагаемых таможенными пошлинами товаров и ставки таможенных пошлин сводятся в таможенный тариф.
Различают ввозные и вывозные таможенные пошлины.
Определение таможенных пошлин во многом зависит от механизма, на основе которого предполагается их взимание. На практике используется три подхода, базирующихся на:
- твердых ставках за единицу измерения товара {специфические пошлины);
- процентах от цены товара {адвалорные пошлины);
- комбинированном способом, обусловливающем совмещение специфических и адвалорных пошлин.
Таможенные сборы представляют собой всевозможные сборы, которые взимаются помимо таможенных пошлин. К данной категории, в частности, можно отнести различного рода марочные сборы, лицензионные сборы, бандерольные сборы и др.
Попутно отметим, что таможня
является особым государственным органом,
который осуществляет контроль над
провозом грузов (багажа) через границу.
Таможни располагаются в
Для характеристики изменения
уровня тарифов на перевозки определенной
совокупности грузов в процессе логистического
анализа и при планировании продвижения
материальных потоков рассчитывается
тарифный индекс. Он определяется как
отношение величины доходов транспортного
предприятия от перевозок текущего
периода к величине, которую могло
бы получить это предприятие за те
же перевозки при условии
Огромное значение не только в транспортной логистике, но и вообще в процессе ценообразования на товары имеют базисные условия поставки.
Базисными условиями поставки называют специальные условия, которые фиксируются в контрактах купли-продажи и определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара. При этом устанавливается момент переход риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя.
Информация о работе Транспортные тарифы: понятие и сущность тарифов