Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 14:12, контрольная работа
В Российской Федерации в силу требований Конституции граждане имеют не только право на труд, но и равные возможности в сфере труда. Единственно возможным ограничением в трудовых правах и свободах признаются обстоятельства, связанные с деловыми качествами работника. Исключительно в зависимости от их уровня граждане вправе получать в этой области какие-либо преимущества, и это не может рассматриваться кем-либо как дискриминация.
Так, не является дискриминацией предоставление преимуществ несовершеннолетним, инвалидам, лицам с семейными обязанностями, женщинам, поскольку они направлены на обеспечение охраны их здоровья. К охране здоровья работников относятся и нормы, запрещающие прием на некоторые виды работ без предварительного медицинского освидетельствования (ст. 213 ТК).
Правомерным будет отказ работодателя в приеме на работу инвалида в связи с тем, что численность инвалидов в данной организации превышает установленную квоту - от 2 до 4% среднесписочной численности работников.
Ограничения, связанные с психофизическими возможностями работников, установлены ст. ст. 253, 265 ТК РФ. Женщины и несовершеннолетние работники до 18 лет не допускаются к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и опасными условиями труда. Кроме того, согласно ст. 244 ТК РФ несовершеннолетним не могут поручаться работы, требующие заключения с ними договоров о полной материальной ответственности.
Кроме того, законодательством предусмотрены ограничения, связанные с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также дисквалификацией работника. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается за совершенные преступления приговором суда (ст. 47 Уголовного Кодекса РФ).
Действующим законодательством предусмотрены и иные различия, исключения, предпочтения и ограничения, не являющиеся дискриминацией. Эти особенности правового регулирования в сфере труда отдельных категорий работников находят свое отражение в различных специальных нормах о труде или специальных нормативных правовых актах, содержащих такие нормы. Ряд специальных нормативных правовых актов определяют особенности труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
Трудовой Кодекс выделяет запрещение принудительного труда в отдельную статью, подчеркивая тем самым его основополагающую роль в регулировании трудовых отношений.
Запрещено принуждение к труду как таковому и к труду в определенной сфере.
Положения статьи 4 ТК основаны на нормах международного трудового права. Никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду (ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966)), под которым понимается любая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, и для которого это лицо не предложило добровольно своих услуг3.
Конвенция МОТ N 105 (1957 г.) ужесточает запрещение принудительного труда по сравнению с Конвенцией N 29 и расширяет круг обязательств государств по устранению принудительного труда. Она требует немедленной и полной его отмены в любых формах по перечисленным в Конвенции основаниям4.
Конвенция МОТ 1998 г. "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" определила новый механизм международного контроля за соблюдением международных стандартов в обозначенной сфере. Эта Конвенция, в частности, предусматривает упразднение всех форм принудительного и обязательного труда.
В соответствии со ст.4 ТК принудительным трудом считается выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
—в целях поддержания трудовой дисциплины;
—в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
—в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
—в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
—в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
Следует отметить, что положения Трудового Кодекса и других федеральных законов, содержащих нормы трудового права, делают практически невозможным привлечение работника к принудительному труду, т.е. создают систему гарантий, защищающих работника от принуждению к труду. Так, работодатель не вправе в качестве дисциплинарного взыскания избрать санкцию, не предусмотренную законодательством (ст. 192 ТК), что исключает применение обязательного (принудительного) труда в целях поддержания трудовой дисциплины. Он может, при наличии к тому законных оснований, за нарушения трудовой дисциплины применять такие меры дисциплинарного взыскания, как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям5.
Не может применяться в России принудительный труд и в качестве меры ответственности за участие в забастовке, так как в соответствии со ст. 37 Конституции РФ и ст. 409 ТК РФ признается право работника на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. При этом в силу ч. 4 этой статьи лица, принуждающие работников к участию в забастовке или отказу от участия в таковой, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законом.
Конституция РФ, признавая право на забастовку, в то же время закрепляет принцип, в соответствии с которым основные права и свободы не могут трактоваться в ущерб другим общепризнанным правам человека и гражданина.
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ в Трудовом кодексе РФ перечисляются случаи (ст. 413), когда забастовки являются незаконными и не допускаются. В то же время за участие в незаконной забастовке к работнику могут быть применены только меры дисциплинарного воздействия.
В качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития либо меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе принудительный труд не может применяться в силу действия конституционного принципа свободы труда и его гарантий, установленных в трудовом законодательстве (ст. 2, 56, 57, 60, 78, 80 ТК).
Учитывая особенности современного состояния трудовых отношений, повсеместное нарушение работодателями основных трудовых прав работников, законодатель счел возможным расширить понятие принудительного труда по сравнению с принятыми в международном сообществе представлениями.
К принудительному труду отнесены, во-первых, труд (продолжение трудовой деятельности) при нарушении сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, во-вторых, исполнение трудовых обязанностей, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты и при этом возникает непосредственная угроза жизни или здоровью работника.
Такой подход к определению принудительного труда, очевидно, избран для усиления гарантий соблюдения трудовых прав работников. Расширение понятия принудительного труда является обоснованием предоставления работникам в указанных случаях права приостановить выполнение своих трудовых обязанностей, прибегнув к самозащите трудовых прав ( ст. 142, 219, 220, 379, 380 ТК).
В этой связи работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы при отсутствии оплаты, а работник вправе отказаться от выполнения надлежаще не оплачиваемой работы до возобновления оплаты.
Международная организация труда считает необходимым избегать и косвенных средств, искусственно усиливающих экономическое давление на население, например введения таких ограничений на владение или пользование землей, которые создали бы серьезные затруднения для трудящихся, пытающихся заработать средства к жизни путем самостоятельной обработки земли6.
Понятием "принудительный (или обязательный) труд" не охватываются некоторые виды работ, которые хотя и производятся не по добровольному волеизъявлению, но в силу их особого характера и общественной значимости требуют государственного вмешательства в процесс их организации. Такие работы указаны, в частности, в ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.
Часть четвертая статьи 4 ТК полностью соответствует положениям Международного пакта 1966 г., перечисляя четыре вида работ, которые не могут быть отнесены к принудительному труду.
В качестве принудительного труда нельзя рассматривать военную службу по призыву, прохождение военных сборов в период пребывания в запасе7, альтернативную гражданскую службу8.
Призыв на военную службу осуществляется по мобилизации, в период военного положения и в военное время.
Военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях:
а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов;
б) исполнения должностных обязанностей;
в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;
г) участия в учениях или походах кораблей;
д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником)9.
Призыв граждан на военные сборы осуществляется в соответствии с Положением о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 26.06.93 N 60510.
Не является принудительным трудом работа, выполняемая в условиях чрезвычайного или военного положения. Указанные понятия охватывают все случаи, предусмотренные абзацем вторым части четвертой статьи 4 ТК, поскольку чрезвычайное положение в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.01 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" вводится при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам Закон относит:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в т.ч. эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно - спасательных и других неотложных работ (ст. 3 Закона).
В условиях чрезвычайного положения, введенного в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подп. "б" ст. 3 Закона), в исключительных случаях допускается мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ (подп. "е" ст. 13 Закона). В этом случае должны обязательно соблюдаться требования охраны труда.
Военное положение вводится Президентом РФ в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против России (ст. 87 Конституции РФ).
Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом «О военном положении» от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ, который допускает привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановления поврежденных (разрушенных) объектов экономики, системы жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями в порядке, установленном Правительством РФ.
Не считается принудительным трудом работа, выполняемая по приговору суда в качестве уголовного наказания11. Уголовно - исполнительный кодекс РФ предусматривает два вида наказаний, связанных с выполнением каких-либо работ. Это отбывание наказания в виде обязательных работ (ст. 25 - 30 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ (УИК)) и отбывание наказания в виде ограничения свободы (ст. 50 - 60 УИК РФ). Допускается также привлечение к труду осужденных к аресту (ст. 70 УИК РФ) и привлечение к труду осужденных к лишению свободы (ст. 103 - 106 УИК РФ).
При этом следует отметить, что время, в течение которого осужденные привлекаются к оплачиваемому труду в соответствии со ст. 104 УИК РФ, засчитывается им в общий трудовой стаж. Учет рабочего времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и осуществляется по результатам календарного года. При систематическом уклонении осужденного от выполнения работ соответствующий период времени по решению администрации исправительного учреждения исключается из общего трудового стажа. Такое решение администрации может быть обжаловано в суде (п. 3 ст. 104 ТК РФ).
Указанные виды трудовой деятельности осуществляются вследствие вступившего в законную силу приговора суда, организуются и контролируются специальными органами (уголовно - исполнительными инспекциями, исправительными центрами, арестными домами, исправительными учреждениями) на основе федерального закона, в силу чего не могут быть отнесены к принудительному труду12.
Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ в част 4 ст. 4 ТК добавлено, что принудительный труд не включает в себя работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
16 июня 2006 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла Федеральный закон N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"13.
Информация о работе Дискриминация и принудительный труд в трудовых правоотношениях