Источники трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 08:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является изучение понятия и видов источников трудового права.
Задачи исследования:
1. определить, как понятие источников представлено в литературе;
2. рассмотреть классификацию источников трудового права по различным основаниям;
3. рассмотреть основные источники трудового права и дать им общую характеристику.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие источников трудового права и их классификация 4
1.1. Понятие источников трудового права 4
1.2. Система и классификация источников трудового права 7
Глава 2. Общая характеристика основных источников трудового права 12
2.1. Акты международного правового регулирования 12
2.2. Конституция РФ 14
2.3. Общая характеристика важнейших федеральных законов как источников трудового права 17
2.4. Подзаконные акты 21
2.5. Судебная практика 24
2.6. Локальные акты о труде 26
2.7. Обычай как источник трудового права 28
Заключение 31
Библиография 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по ТП.docx

— 98.18 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

Глава 1.  Понятие источников трудового права и их классификация  4    
1.1. Понятие источников трудового права 4

1.2. Система и классификация источников трудового права  7  
Глава 2. Общая характеристика основных источников трудового права 12

2.1. Акты международного  правового регулирования 12 
2.2. Конституция РФ 14

2.3. Общая характеристика важнейших федеральных законов как источников трудового права 17

2.4. Подзаконные акты 21

2.5. Судебная практика 24

2.6. Локальные акты о труде 26

2.7. Обычай как источник трудового права 28

Заключение 31

Библиография 33

 

ВВЕДЕНИЕ

Основой правового регулирования  трудовых и иных непосредственно  связанных с ними отношений являются источники трудового права, т.е. правовые акты, содержание нормы трудового права, устанавливающие права и обязанности участников этих отношений. Понятие источников права связывают с непосредственной деятельностью уполномоченных органов государства по формированию права, придания ему формы законов, указов, постановлений и других правовых документов. Отсюда источники трудового права различаются по тем юридическим формам, в которых воплощаются общеобязательные нормы поведения участников конкретных отношений, издаваемые от имени государства соответствующими органами власти и управления1.

Переход к рыночной экономике  обусловил необходимость изменения в методологии правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в которой происходит смещение акцентов в использовании средств прямого публично-государственного регулирования этих отношений и расширяется сфера применения частноправовых средств их регулирования и саморегулирования2.

Под источником права в  юридическом смысле принято понимать его значение только как специфической  формы выражения правовых норм и  придания им обязательности3.

Как идентичные понятию «источник  права» обычно рассматриваются термины  «форма права» или «внешняя форма  права». Чаще всего, употребляя термин «источник права», имеют в виду источник права в формальном, юридическом смысле.

Правильное регулирование  трудовых отношений невозможно без  знания источников трудового права и их классификации по различным основаниям. В новом Трудовом кодексе РФ понятию источников трудового права отведена ст. 54 в которой это понятие раскрывается и перечисляются источники трудового права в порядке убывания по юридической силе. 

Целью настоящего исследования является изучение понятия и видов источников трудового права.

Задачи исследования: 

1. определить, как понятие источников представлено в литературе;

2. рассмотреть классификацию источников трудового права по различным основаниям;

3. рассмотреть основные источники трудового права и дать им общую характеристику. 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

1.1. Понятие источников  трудового права

В теории трудового права  долгое время к источникам относили лишь нормативные правовые акты (при  этом нормативным актом считался и коллективный договор). В последние годы активно формируется широкий подход к определению источников трудового права. Нет сомнений относительно существования в системе источников трудового права нормативных договоров, причем отдельные ученые относят к их числу и трудовой договор. Авторы некоторых учебников и учебных пособий, изданных после принятия Трудового кодекса, к источникам трудового права относят судебный прецедент. С определенной долей осторожности признается и роль обычая (обыкновения правоприменительной практики)5.

В науке трудового права, как и в общей теории права, дискуссия о понятиях «источники трудового права» и «формы трудового права» имеет свою длительную историю. Так, еще Л.С. Таль в 1916 г., рассматривая проблему источников права, дифференцировал их на источники частного и публичного трудового права по кругу регулируемых общественных отношений.

В.И. Смолярчук в своей  знаменитой монографии «Источники советского трудового права» в 1978 г. писал: «В общей теории социалистического права начиная с 50-х гг. была предпринята попытка вообще отказаться от термина «источник права» и заменить его другим термином - либо «форма права», либо «нормативные акты социалистического государства»6.

К.Н. Гусов и В.Н. Толкунова  в 1995 г. в качестве источников трудового права также рассматривали нормативные правовые акты органов власти и управления, регулирующие трудовые и тесно с ними связанные отношения7.

Как представляется, в теоретическом  плане более обоснованной, а в  практическом необходимой является позиция, состоящая в необходимости  разграничения понятий «источники трудового права в России» и «формы трудового права в России». Во-первых, исходя из этимологии понятий. Источники трудового права в России должны определять факторы, творящие трудовое право в России. В свою очередь, формы трудового права - его внешнее и внутреннее выражение8.

Об источниках трудового  права необходимо говорить в двух аспектах. Первый из них означает формальное проявление источников трудового права. В формальном понимании под источниками трудового права следует понимать весь массив нормативно-правовых актов и норм, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права. Действительно, вначале правовым нормам придается определенная форма. Но придание данной формы вовсе не означает, что источнику права гарантирована реализация в отношения, для регулирования которых он создавался. Материализуются источники трудового права при реализации в конкретные отношения, превращая их в категорию правоотношений, то есть отношений, урегулированных нормами права. Сказанное позволяет говорить о материальном аспекте источников трудового права. Изучение источников права в материальном аспекте предполагает рассмотрение процесса их реализации в отношения, входящие в предмет трудового права. Только после перехода указанных отношений в категорию правоотношений можно сделать вывод о материальном проявлении источников трудового права.

Таким образом, между формальным и материальным проявлением источников трудового права находится процесс реализации9.

Источниками трудового права  называются результаты правотворческой  деятельности компетентных органов  в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных  с ними отношений, составляющих предмет  данной отрасли права. Весь комплекс источников трудового права определяется как трудовое законодательство. Составной частью системы источников трудового права России являются локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Работодатель принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. В современной науке трудового права по-прежнему основное внимание уделяется анализу федеральных норм, а за локальными нормативными актами традиционно признается только функция конкретизации федеральных норм трудового права10.

В современной учебно-научной  литературе источники трудового  права - это «различные нормативные  правовые акты, содержащие нормы трудового  права, регулирующие трудовые и непосредственно  связанные с ними отношения» (Гусов К.Н., Толкунова В.Н.11), «акты соответствующих компетентных органов с нормативным содержанием» (Сыроватская Л.А.12), «нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения, устанавливающие права и обязанности участников этих отношений» (Р.З. Лившиц и Ю.П. Орловский13), «результаты (продукты) правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования трудовых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права» (О.В. Смирнов14), «различные формы выражения (установления и закрепления) государственной воли, направленной на регулирование общественных отношений (законы, иные нормативные правовые акты, нормативные договоры и др.)» (Молодцов М.В., Головина С.Ю.15).

Источники трудового права  имеют особенности. Во-первых, они  издаются на различных уровнях правового регулирования труда: федеральном, региональном, местном и локальном. Во-вторых, источники трудового права могут быть приняты не только государственными органами, но и по их поручению органами местного самоуправления, субъектами трудового права. В-третьих, источники трудового права отражают как общие, так и специальные формы регулирования труда. В-четвертых, источники трудового права могут применяться не только исходя из приданной им юридической силы, но и по принципу отражения в них интересов работников. Нормативный акт, содержащий дополнительные льготы для работников, применяется и в том случае, когда такие льготы отсутствуют в вышестоящем по юридической силе нормативном правовом акте.

В-пятых, многие источники  трудового права не могут преодолеть путь от формального к материальному  выражению. Причем в правоприменительной деятельности нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, заменяется актом, изданным работодателем, который не желает предоставлять работникам предусмотренные в нем льготы. Имеющиеся способы реализации норм трудового права связаны с подачей жалобы работника на работодателя. Далеко не каждый работник способен жаловаться на своего работодателя. В силу чего нормы трудового права остаются без исполнения. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что нормы трудового права должны иметь дополнительные способы реализации, обеспечивающие их переход от формального к материальному выражению. Такие способы могут появиться лишь благодаря созданию Трудового процессуального кодекса РФ (ТПК РФ), который должен предусматривать гораздо больше способов защиты трудовых прав работников, чем дает действующий ГПК РФ16.

1.2. Система и классификация источников трудового права 

В научной и учебной  литературе указывается, что система  источников трудового права последовательно  строится по соответствующим институтам данной отрасли, которая, в свою очередь, построена по предмету правового  регулирования труда. При этом система  источников трудового права, в отличие от системы трудового права, представляет собой совокупность видов источников трудового права, в то время как система трудового права как отрасль включает в себя правовые нормы, сгруппированные в соответствующие институты17.

Особенность системы источников трудового права заключается  в наличии наряду с нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти, актов органов местного самоуправления, нормативных соглашений, заключаемых сторонами трудовых отношений, и локальных нормативных актов, которые утверждаются работодателем единолично или с учетом мнения представительного органа работников.

Существенным отличием системы  источников трудового права от системы источников других отраслей права является действие принципа неухудшения положения работника : каждый акт меньшей юридической силы не может ухудшать положение работника по сравнению с вышестоящим актом. Этот принцип — основа построения всей системы источников трудового права, отражение социальной (защитной) функции трудового права. Он легально закреплен по отношению к некоторым видам источников трудового права. Так, нормативные соглашения не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством (ст. 9 ТК РФ); законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые по предметам совместного ведения Федерации и субъектов РФ, не могут противоречить федеральному законодательству (ст. 6 ТК РФ); локальные нормативные акты не могут ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями (ст. 8 ТК РФ)18.

В современной теории трудового  права среди ученых нет единого  мнения по поводу классификации источников трудового права по каким-либо конкретным основаниям. Например, Л.А. Сыроватская источники трудового права классифицирует: 1) по их юридической силе; 2) по сфере их действия.

По мнению О.В. Смирнова и  И.О. Снигиревой, правотворческая деятельность в сфере труда осуществляется не одним, а рядом государственных органов, которые нередко привлекают к этой деятельности профсоюзы и коллективы работников данной организации, поэтому следует прежде всего выделить классификацию источников трудового права по органам, принимающим нормативные акты различной юридической силы19.

В общей теории права источники  принято подразделять на виды в зависимости от органов, их принимающих, а, следовательно, и от их юридической силы. В этой связи среди источников трудового права следует различать: международные акты; Конституцию РФ, ТК РФ; иные федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; акты федеральных органов исполнительной власти; конституции (уставы), законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Федерации; акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты.

По содержанию и целевой  направленности источники трудового  права следует подразделять на нормативные  акты: регулирующие общие вопросы  трудового права; регулирующие отдельные  вопросы конкретных институтов, входящие в систему трудового права; регулирующие трудовые правоотношения специальных субъектов.

По сфере действия источники  следует подразделять на федеральные, региональные, территориальные и  локальные20.

Классификацию источников трудового  права можно проводить по юридической  силе. По этому критерию источники  трудового права могут быть распределены следующим образом:

1. Конституция РФ.

2. Международно-правовые  акты о труде.

3. Федеральные конституционные  законы, федеральные законы, подзаконные акты нормативного характера федерального уровня.

4. Постановления Конституционного  Суда РФ и Верховного Суда  РФ.

5. Законы и подзаконные  акты субъектов Российской Федерации.

6. Нормативные правовые  акты органов местного самоуправления.

7. Соглашения и коллективные  договоры.

8. Локальные акты организации,  рассчитанные на неоднократное  применение к неопределенному кругу лиц.

Данная классификация  имеет решающее значение в других отраслях права. Однако при применении норм трудового права может быть использован акт, имеющий меньшую юридическую силу, но создающий для работников более благоприятные условия труда по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством.

Информация о работе Источники трудового права