Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:11, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить понятие источников трудового права; выявить место трудового законодательства как источника в трудовом праве России; определить влияние международных норм трудового права.
Объект исследования: трудовое право РФ.
Предмет исследования: источники трудового права РФ.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие источников трудового права России, их основные особенности…5
2. Классификация источников трудового права России………………………..8
2.1 Конституция РФ………………………………………………………………9
2.2 Законы РФ……………………………………………………………………10
2.3 Указы и распоряжения Президента РФ…………………………………….12
2.4 Постановления Правительства РФ…………………………………………14
2.5 Постановления, инструкции и разъяснения Министерства труда………..15
2.6 Нормативные акты органов власти и управления субъектов РФ………...17
3. Нормы международного права как источник Российского трудового права………………………………………………………………………………18
3.1 Место норм международного права в системе источников российского трудового права………………………………………………………………….18
3.2 Применение международных норм в труде………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы…………
2.1 Конституция РФ
Особое место среди источников российского права, в том числе и трудового права, занимает ныне действующая Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В соответствии со ст.15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
Конституция РФ закрепила ряд новых положений принципиального характера, которые имеют непосредственное отношение к понятию и содержанию источников российского права вообще и трудового права в частности. Так, в ней отмечается, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 К РФ). Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст.15 К РФ). Конституция РФ законодательно закрепила свободу труда, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Она признала право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждому предоставляется право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 37).4
2.2 Законы Российской Федерации
Следующим по юридической иерархии источником трудового права являются законы Российской Федерации.
В соответствии
с Конституцией РФ федеральные законы
принимаются Государственной
Принятый
федеральный закон в течение
пяти дней направляется Президенту Российской
Федерации для подписания и обнародования.
Президент РФ в течение четырнадцати
дней со дня поступления либо подписывает
и обнародует закон, либо отклоняет
его. При отклонении закона Государственная
Дума и Совет Федерации в
Статья
108 Конституции РФ предусмотрела
особую процедуру принятия федерального
конституционного закона. Такой закон
считается принятым, если он одобрен
большинством не менее трех четвертей
голосов от общего числа членов Совета
Федерации и не менее двух третей
голосов от общего числа депутатов
Государственной Думы. Принятый федеральный
конституционный закон в
Федеральные
законы не могут противоречить
Поскольку
Конституция РФ 1993 г. относит трудовое
законодательство к совместному
ведению Российской Федерации и
ее субъектов (ст. 72, п. 1к), следует различать
среди источников трудового права
наряду с федеральными законами законы
субъектов Российской Федерации. Более
того, вне пределов ведения Российской
Федерации, а также совместного
ведения Российской Федерации и
ее субъектов последние (то есть республики,
края, области, города федерального значения,
автономная область и автономные
округа) осуществляют собственное правовое
регулирование общественных отношений
по труду, включая принятие законом.
При этом законы субъектов РФ не
могут противоречить
Среди законов
субъектов РФ в сфере труда
также следует различать
Таким образом, законы как источники трудового права России по органам их принятия и юридической силе можно классифицировать на следующие три группы: 1) федеральные конституционные законы; 2) федеральные законы; 3) законы субъектов Российской Федерации (конституционные и текущие).
Важнейшее место среди нормативных актов в области трудового права занимает Трудовой кодекс (ТК) Российской Федерации. Будучи основным кодифицированным источником трудового права России, он регулирует, по существу, весь комплекс общественных отношений, который входит в предмет данной отрасли права. Ныне действующий ТК РФ принят 30 декабря 2001 г.
2.3 Указы и распоряжения Президента Российской Федерации
Среди подзаконных источников трудового права ведущую роль играют указы Президента Российской Федерации. Они обязательны для исполнения на всей территории России и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
Президент
Российской Федерации в соответствии
с Конституцией РФ и федеральными
законами определяет основные направления
внутренней и внешней политики государства,
включая политику в области правового
регулирования рынка труда, трудовых
и социальных отношений. Реализуя эти
свои полномочия, Президент РФ издал,
например. Указ от 31 марта 1995 г. «О должностных
окладах в органах
В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент является главой государства. С согласия Государственной Думы он назначает Председателя Правительства Российской Федерации, ему предоставлено право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, принимать решение об отставке Правительства Российской Федерации. Исходя из такого высокого правового положения Президента РФ следует сделать вывод, что характерной особенностью указов Президента как источников трудового права является то, что они имеют высшую юридическую силу среди нормативных актов органов государственного управления и в юридической иерархии стоят сразу после законов РФ. Своими указами и распоряжениями Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Президент РФ может отменить постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ.
Необходимо иметь в виду, что не все акты Президента следует рассматривать в качестве источников права (в том числе источников трудового права). Такое значение имеют только указы нормативного характера, то есть те из них, которые содержат правовые нормы — общеобязательные правила поведения. Указы, не содержащие нормативных положений, обычно носят персонифицированный характер и источниками права не являются. К их числу можно отнести, например, указы о награждении работников орденами, о присвоении работникам классных чинов, почетных званий и т.п.
2.4 Постановления Правительства РФ
Постановления Правительства Российской Федерации как источники трудового права издаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Они представляют собой акты исполнительной власти Российской Федерации, носящие подзаконный характер. В юридической иерархии источников права постановления Правительства стоят вслед за законами РФ и указами Президента нормативного значения.
В отличие от указов Президента РФ как источников права, принимаемых единолично, Постановления Правительства — акты коллегиального органа, поскольку Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Процедура коллективного принятия постановлений Правительства, как и порядок его деятельности вообще, определяется федеральным конституционным законом.
Постановления Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению на всей территории России всеми ее гражданами. В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ они, как указывалось выше, могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
В системе источников трудового права постановления Правительства РФ занимают весьма заметное место. Они, по существу, охватывают весь круг общественных отношений, составляющих предмет трудового права. Обычно
постановления Правительства принимаются во исполнение законов РФ и указов Президента в целях их конкретизации, уточнения и реального проведения в жизнь. Однако, будучи нормативными актами, принятыми в развитие действующего законодательства, а нередко и по прямому указанию закона и указа Президента, постановления Правительства РФ не теряют своего значения как источника трудового права, ибо содержат новые нормы, которые, не противореча законам и указам, развивают их.
Особо следует
выделить значение постановлений Правительства
РФ как источников трудового права,
регулирующих условия труда отдельных
категорий работников и устанавливающих
посредством утверждения
Постановления Правительства РФ принимаются большинством голосов от общего состава его членов и подписываются Председателем Правительства РФ. Как законы РФ и указы Российской Федерации, постановления Правительства РФ публикуются в едином официальном издании — Собрании законодательства Российской Федерации (СЗ РФ).
2.5 Постановления,
инструкции и разъяснения
Эти акты
Минтруда РФ относятся к специфической
разновидности источников трудового
права, поскольку исходят от компетентного
органа государственного управления,
наделенного полномочиями издавать
акты по применению и разъяснению
законов РФ о труде и соответствующих
указов Президента и постановлений
Правительства РФ. Постановления, инструкции
и разъяснения Минтруда РФ издаются
в целях обеспечения
Акты Минтруда РФ как источники трудового права по юридической силе относятся к подзаконным актам органов государственного управления и стоят вслед за актами Правительства РФ. Они, следовательно, не должны противоречить законам РФ и постановлениям Правительства РФ. Если такие противоречия все же имеются. Правительство РФ вправе отменить или изменить их.
Учитывая,
что акты Минтруда РФ касаются регулирования
труда различных категорий