Малоимущие семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 17:14, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы, является изучение особенностей социальной работы учреждений, социальной защиты в решении проблем малоимущих семей. Для достижения этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотрение истории развития законодательства о социальном обеспечении малоимущих семей в Российской Федерации;
2. Исследование понятия мер социального обеспечения малоимущих семей, определение его места в системе социального обеспечения Российской Федерации;
3. Раскрытие особенностей источников права, регулирующих предоставление социального обеспечения малоимущим семьям;
4. Выявление особенностей правового положения граждан, как субъектов правоотношений, возникающих по поводу предоставления пенсий, пособий, социальной помощи и социального обслуживания малоимущим семьям;
5. Исследование правовых вопросов пенсионного обеспечения малоимущих семей с детьми, обеспечения их пособиями и другими социальными выплатами, предоставления им социальных услуг;

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Кондаков.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Глава 2. Вопросы правового регулирования малоимущих семей с детьми

2.1. Государственная социальная помощь малоимущим семьям, имеющих детей.

       Государственная социальная помощь - часть социального комплекса, направленная на поддержку граждан, относящихся по статусу к числу малоимущих. Действующая в настоящее время в Российской Федерации система предоставления социальной помощи в виде социального пособия может считаться приемлемой для нетрудоспособных граждан, для компенсации высокой иждивенческой нагрузки в многодетных, неполных семьях в какой-то определенный промежуток времени.

       Государственная социальная помощь делится на 2 вида:

1) государственная социальная  помощь.

2) единовременная государственная  социальная помощь.

      Документы необходимые для назначения государственной социальной помощи:

- заявление об оказании  помощи;

- паспорт или документ, его заменяющий;

- один из документов, подтверждающих  факт совместного проживания  заявителя с членами семьи (справка  о составе семьи заявителя на дату обращения (с указанием даты рождения каждого члена семьи и степени родства (свойства), выданная управляющей жилищно-эксплуатационной организацией, на балансе которой находится жилой дом, либо органом местного самоуправления, домовая (поквартирная) книга, договор социального найма, выписка из финансового лицевого счета, выписка из поквартирной карточки);

- документы, подтверждающие  родство и (или) свойство (свидетельство  о рождении, свидетельство о заключении  брака, свидетельство о перемене имени, свидетельство о расторжении брака);

- справка о доходах  каждого члена семьи за три  месяца, предшествующих месяцу обращения  за оказанием государственной  социальной помощи;

- справка органа социальной  защиты населения по прежнему  месту жительства заявителя о неполучении государственной социальной помощи (при перемене места жительства в пределах Ставропольского края в течение календарного года).

Документы необходимые для назначения единовременной государственной социальной помощи:

- справка, подтверждающая факт произошедшего пожара;

- документ, подтверждающий  факт произошедшего наводнения, иного стихийного бедствия;

- платежные документы, подтверждающие  затраты на использование дорогостоящих  видов лечения в медицинских  учреждениях, лекарственных препаратов11.

        Информация должна быть полной и достоверной (если выявится, что поданные сведения не соответствуют действительности, помощь оказана не будет). Вопрос о предоставлении социальной помощи решается в течение 10 дней, в исключительных случаях этот срок может быть увеличен до 30 дней.

Введение в структуру Федерального закона «О государственной социальной помощи» главы 2 «Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг» нарушило концепцию Закона об адресности предоставления государственной социальной помощи, которая основана на сопоставлении среднедушевого дохода семьи с величиной прожиточного минимума. Поименованные в Законе услуги аналогичны мерам социальной поддержки, предусмотренным другими нормативными правовыми актами в сфере социального обеспечения. Отличие между ними состоит лишь в том, что у гражданина есть выбор замены данной услуги установленным денежным эквивалентом. Целесообразнее было бы внести соответствующие изменения в законы, ранее предусматривавшие меры социальной поддержки в виде льгот для тех категорий граждан, которые в настоящее время имеют право на получение набора социальных услуг.

       В основном законы, принятые субъектами Российской Федерации по этому вопросу, концептуально соответствуют требованиям Федерального закона, т. е. условия предоставления государственной социальной помощи в них аналогичны: малоимущими семья или гражданин должны являться

вследствие обстоятельств, которые наступают по не зависящим от семьи (гражданина) причинам12.

        Отмечается, что в принятых в пореформенный период нормативных актах, закрепивших, что право на тот или иной вид социального обеспечения гражданина или семьи, имеющей детей, определяется в зависимости от среднедушевого дохода. Концептуально не решен вопрос об обоснованности предоставления социальных выплат с точки зрения их адресной направленности. Возникает ситуация, когда нормативный акт предоставляет ту или иную меру социальной поддержки с учетом величины прожиточного минимума, т. е. по одному критерию. При этом государственную социальную помощь семья будет получать, но права на субсидию или на ежемесячное пособие на ребенка не приобретет. Поскольку критерий сравнения один - величина прожиточного минимума, целесообразно установить единый порядок учета доходов семьи, в том числе их видов, единые подходы при определении состава семьи. И базовым в этом отношении должен стать Федеральный закон «О государственной социальной помощи». Основанием же для предоставления того или иного вида социальных пособий, компенсаций или других мер социальной поддержки может быть соотношение среднедушевого дохода семьи и величины прожиточного минимума на душу населения или по социально-демографическим группам населения. Однако в любом случае малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину государство должно в совокупности обеспечить уровень дохода не ниже величины прожиточного минимума.

       Малоимущие семьи могут получать материальную поддержку, как на федеральном, так и на региональном уровне. Региональные меры социальной помощи разнообразны и различаются в зависимости от субъекта РФ, в котором проживает семья. Важнейшими являются: предоставление бесплатных или льготных услуг (в здравоохранении, на транспорте, в коммунальном обслуживании и т. п.), пособия по безработице, на детей, пенсии и т. д.13

        Социальная помощь может выражаться в денежных выплатах (социальные пособия, субсидии и др.) или в натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).

         Следует отметить, что малоимущие семьи не утрачивают прав, присущих всем семьям с детьми. Поэтому они могут рассчитывать на получение единовременных выплат и ежемесячных пособий, связанных с беременностью, рождением и воспитанием детей, средств материнского капитала, а также компенсаций на оплату детских садов.14

         Меры господдержки малоимущих семей, оказываемые на федеральном уровне:

1)Жилищный кодекс РФ  устанавливает право некоторых  категорий граждан на получение  льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее – жилищные субсидии). Это касается и собственников, и нанимателей жилья. Сегодня максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья составляет 22 процента от дохода семьи. Но для малоимущей семьи часть семейного бюджета, предназначенная для оплаты жилья, должна быть уменьшена. Для этого применяются специальные коэффициенты и формулы расчета. В результате выясняется, каков объем субсидии, предоставляемой такой семье. Жилищная субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

2)Малоимущим семьям предоставляется  налоговая льгота в отношении  тех сумм, которые они получают  от государства. В частности, освобождаются  от обложения НДФЛ единовременные  выплаты (в том числе материальная  помощь), которые малоимущие граждане получают в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов. Следует подчеркнуть, что эта льгота распространяется только на помощь, получаемую в соответствии с программами, которые ежегодно утверждаются соответствующими госорганами.

3)Закон о бесплатной  юридической помощи, вступивший  в силу в январе 2012 г., предоставляет  малоимущим семьям право получать  бесплатную помощь профессиональных  юристов. Такие семьи могут не только получить устную или письменную консультацию, но и рассчитывать на представление их интересов в суде или других госорганах. Крайне важно и то, что в рамках этого закона профессиональная юридическая консультация может быть дана в том числе по вопросам оказания малоимущим гражданам государственной социальной помощи. Таким образом, эта мера поддержки, предоставляемая в натуральной форме (в виде бесплатных услуг), может способствовать получению других льгот и пособий.

4)Дети из малоимущих семей получают льготы при поступлении в высшие учебные заведения. Они имеют право быть принятыми вне конкурса в государственные и муниципальные вузы. Однако при этом должны быть соблюдены несколько дополнительных условий:

- в семье есть только один родитель, и он является инвалидом I группы;

- ребенок, поступающий в высшее учебное заведение, который не достиг 20 лет; вступительные испытания пройдены успешно. Испытание считается пройденным успешно, если поступающий наберет заранее установленное минимальное количество баллов (в рамках ЕГЭ или вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно).

5) Малоимущие семьи из числа беженцев и вынужденных переселенцев. Помимо описанных общих правил существуют специальные нормы, обеспечивающие господдержку особым категориям малоимущих семей – вынужденным переселенцам и беженцам. Вынужденными переселенцами считаются граждане России, покинувшие свое место жительства в связи с преследованиями различного рода. Малообеспеченным гражданам из числа вынужденных переселенцев, в частности, предоставляется компенсация расходов на проезд и провоз багажа от места, где было зарегистрировано их ходатайство о приобретении статуса переселенца, до места временного поселения15.

        Беженцы – это лица, которые также опасаются преследований, однако, в отличие от вынужденных переселенцев, они не являются гражданами России. Пока такой человек не признан беженцем, у него имеется свидетельство о том, что он заявил ходатайство об установлении статуса беженца. Имея такое свидетельство, малоимущие семьи из числа беженцев могут претендовать на получение материальной помощи. В частности, малообеспеченный человек и каждый из членов его семьи, не достигший 18 лет, имеет право на единовременное пособие в размере 150 рублей.

        Критерием малообеспеченности семьи в обоих случаях является не доход, которого, очевидно, у переселенца или лица, претендующего на статус беженца, пока нет, а состав семьи (например, семья состоит только из пенсионеров и (или) инвалидов, либо это одинокий родитель с ребенком и т.д.).

 

 

2.2.Пособия и  другие социальные выплаты в  связи с материнством и детством.

        Действующая система государственных пособий в связи с материнством и детством в совокупности с другими мерами социальной поддержки формирует систему социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, обеспечивает материальную поддержку семьи в связи с рождением и воспитанием детей, что крайне актуально в условиях наблюдающегося в России демографического кризиса, низкого уровня жизни населения, прежде всего семей с детьми. Обеспечение граждан пособиями на детей справедливо расценивается как одна из мер семейной и демографической политики, создающая наряду с другими мерами условия для повышения рождаемости, поддержки семьи и воспитания детей.

       Законодательство о пособиях практически полностью обновилось, правовое регулирование осуществляется на основании федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. Также были отмечены специфические признаки данных пособий:

1) пособия представляют собой денежные выплаты гражданам в установленных законом случаях и размерах;

2) пособия, как правило, являются  помощью, временно заменяющей оплату  по труду либо служащей дополнением  к основным источникам средств  к  существованию в связи с обстоятельствами, поименованными в законе;

3) пособия выплачиваются  из нескольких источников;

4) пособия различных видов  существенно отличаются друг  от друга по целевому назначению, основаниям предоставления, способам  определения размера, периодичностью  выплаты;

5) пособия либо исчисляются  на основе индивидуального заработка, либо устанавливаются в твердом  размере.

        С 1 января 2014 года увеличились все пособия по материнству и детству, выплачиваемые из средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

       Размеры пособий теперь составляют:

- единовременное пособие  в ранние сроки беременности  – 592,63 руб.;

- единовременное пособие  при рождении ребенка – 15 803,29 руб.;

- минимальный размер ежемесячного  пособия по уходу за первым  ребенком – 2963,12 руб.;

- минимальный размер ежемесячного  пособия по уходу за вторым  ребенком – 5926,23 руб.

       Родовые сертификаты.

       Родовой сертификат - это документ, гарантирующий всем беременным женщинам получение бесплатной квалифицированной и качественной медицинской помощи в период беременности и родов, а малышам до одного года - диспансерное наблюдение. Родовой сертификат выдается в женской консультации при сроке беременности с 30 недель, а в случае многоплодной беременности - с 28. Родовой сертификат включает в себя:

- талон №1 - предназначен  для оплаты услуг, оказанных в  женских консультациях.

-  талон №2 - услуг в  родильных домах и перинатальных  центрах.

- талоны №3-1 и №3-2 -  услуг детской поликлиники по  диспансерному наблюдению ребенка  в первый год жизни. Стоимость родового сертификата в 2013г. составляет по талону №1 - 3 000 рублей, №2 - 6 000 рублей, №3-1 - 1 000 рублей, №3-2 – 1 000 рублей.

       Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель). Право на это пособие имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию (работающие по трудовому договору). Пособие, как правило, выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам или в более поздние сроки. Для назначения пособия необходимо представить по месту работы справку из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности.

Информация о работе Малоимущие семьи