Малоимущие семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 17:14, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы, является изучение особенностей социальной работы учреждений, социальной защиты в решении проблем малоимущих семей. Для достижения этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотрение истории развития законодательства о социальном обеспечении малоимущих семей в Российской Федерации;
2. Исследование понятия мер социального обеспечения малоимущих семей, определение его места в системе социального обеспечения Российской Федерации;
3. Раскрытие особенностей источников права, регулирующих предоставление социального обеспечения малоимущим семьям;
4. Выявление особенностей правового положения граждан, как субъектов правоотношений, возникающих по поводу предоставления пенсий, пособий, социальной помощи и социального обслуживания малоимущим семьям;
5. Исследование правовых вопросов пенсионного обеспечения малоимущих семей с детьми, обеспечения их пособиями и другими социальными выплатами, предоставления им социальных услуг;

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Кондаков.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

        Повышение качества и уровня жизни населения, снижению уровня бедности являются стратегической целью социально-экономического развития Российской Федерации. Республика Саха (Якутия) одной из самых первых среди субъектов России приступила к последовательному решению вопроса преодоления бедности. В 2001 году в Республике была утверждена Концепция по повышению трудовой мотивации, занятости снижению уровня бедности. Реализация плана мероприятий Концепции проводилась в два этапа с 2001 года по 2010 год.

Основная цель концепции – это создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет увеличения доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления при одновременном обеспечении государственной социальной поддержки социально уязвимых слоев населения.

В Республике за 10 лет реализации концепции номинальные среднедушевые денежные доходы возросли в 5,7 раз и составили в 2010 году – 22 806,9 рублей в месяц (что на 21,8 % выше, чем по российской Федерации). Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника увеличилась в 6,3 раза (в 2000 году – 4 539,1 рублей в месяц, 2010 году – 28 708 рублей в месяц). Значительно увеличился средний размер назначенных пенсий с 1 221,3 рубля в 2000 году до 10 377, 3 рубля в 201 году, т.е. в 8,5 раз.25

Для учета региональных особенностей субъектам Российской Федерации предоставляется право устанавливать более высокий по сравнению с Российской Федерацией размер минимальной заработной платы. Республиканским соглашением «О минимальной заработной плате в Республике Саха (Якутия)» с 1 декабря 2010 года в республике установлен размер минимальной заработной платы в сумме 6062 рубля в месяц (рост к предыдущему значению составил 18%), что позволило в большей степени обеспечить рост заработной платы именно низкооплачиваемым работникам. По Российской Федерации с 1 июля 2011 года минимальный размер оплаты труда составил 4611 рублей в месяц.

Согласно статистическим данным, за январь – июль 2011года, после периода снижения экономической активности, произошел позитивный рост численности занятого населения, что, соответственно, привело к снижению уровня общей безработицы. В сравнении с январем-июлем 2010 года численность занятого населения увеличилась на 3,1% и составила 460,5 тыс. человек. По состоянию на май 2011 год, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, значительно (на 22%) сократились объемы высвобождения работников. Численность работников, находящихся в режиме неполной занятости сократилась в 6,8 раза с 3,3 тыс. чел. до 480 чел.

Уровень бедности в Российской Федерации определяется величиной прожиточного минимума, который рассчитывается по ценам потребительской корзины. В динамике численности населения с денежным доходом ниже величины прожиточного минимума в Республике Саха (Якутия), как и в целом по российской Федерации, в 2007-2010 годах отмечена тенденция снижения показателя.

В Республике Саха (Якутия) сложилась система по поддержке отдельных категорий граждан. С 1 января 2010 года реализуется Федеральный закон по социальной поддержке малоимущих пенсионеров. Государственный бюджет республики ежегодно выделяет порядка 100 миллионов рублей на оказание адресной материальной помощи малообеспеченным гражданам, попавшим в трудные жизненные ситуации. Ежегодно из республиканского бюджета выделяются средства на поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов. В республике зарегистрированных в Минюсте России общественных организаций инвалидов более 100.

Как известно, Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию в 2004 году выдвинул в числе важнейших задач преодоление бедности, которая является уже хронической для многих миллионов людей во всей России.

Бедность - многоаспектное социальное явление. Действительно, люди не могут быть ограничены только удовлетворением своих потребностей в питании, одежде и жилье. Они должны иметь доступ к базовым услугам здравоохранения, образования и культуры, участию в общественной жизни. Поэтому меры по преодолению бедности должны носить комплексный характер и быть направлены на развитие человеческого потенциала.

Безусловно, стратегия снижения бедности включает в себя экономический рост. А, кроме того - формирование эффективного рынка труда и высокой цены рабочей силы, регулирование демографических и миграционных процессов, повышение качества образования и укрепление здоровья населения, развитие системы социальной защиты уязвимых слоев, учет особенностей бедности в городской и сельской местностях, гендерных и экологических аспектов этой деятельности.

Приоритетной целью государственной политики должно стать улучшение состояния здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, снижение предотвратимой, особенно преждевременной смертности населения. Увеличение государственных расходов на здравоохранение до 5-6 процентов национального ВВП будет соответствовать уровню развитых стран.

Обеспечение доступа населения к качественному образованию всех уровней и степеней может стать основой выравнивания экономических возможностей людей. Гарантом достижения этой задачи является расширение охвата детей постоянными дошкольными организациями, снижение доли детей в возрасте от 15 до 17 лет, которые не имеют среднего общего образования и нигде не учатся. Важно развивать сеть школ и пришкольных интернатов для детей, особенно в сельской местности. Известно, что не все нынче могут получить образование, поэтому необходимо облегчить получение бюджетного финансирования для выходцев из бедных семей, детей-сирот и детей с ослабленным здоровьем. Кроме того, надо развивать систему образовательных субсидий и кредитов - новое дело для нашей страны.

 Государство будет создавать условия для эффективной занятости населения. Потому что невозможность найти работу, на которую рассчитывают люди, невозможность трудоустроиться по месту жительства, случайные заработки у заметной части населения и являются основными причинами бедности. Одно из направлений решения этой проблемы - на основе среднесрочного и долгосрочного прогнозов развития экономики готовить кадры квалифицированных работников в сети профессиональных школ и лицеев. Следует повышать также мотивацию работодателей в расширении обучения работников непосредственно на рабочих местах, в финансировании учреждений начального и среднего профессионального образования.

Сейчас существует диспропорция в структуре высшего и среднего профессионального образования: специалистов с высшим образованием порой в избытке, а кадров среднего звена, рабочих - дефицит. Необходимо устранить такую диспропорцию.

Одной из причин бедности является также низкая оплата труда, особенно в сельском и лесном хозяйстве, в секторах образования, здравоохранения, социальных услуг населению, культуре.

Преодоление более высокой бедности в селах и малых городах связывается с восстановлением здесь утраченных социальных и экономических позиций, с улучшением условий жизни сельского населения. Государственная поддержка развития сельской местности должна быть направлена на повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей. Более активной должна быть государственная политика в увеличении занятости в малом и среднем бизнесе на селе и в малых городах. Здесь необходимо использовать кредитование населения. Актуальной является разработка целевых программ развития семейной экономики на селе. В перспективе это приведет к изменению образа жизни на селе. Повысятся доходы, занятость людей.

Необходима выработка государственной семейной политики, которая бы способствовала более полной реализации экономического потенциала семьи и развитию, говоря научным языком, репродуктивных функций, что в равной мере зависит от здоровья, экономических возможностей и желания супругов.

В этой связи немаловажным явится укрепление и развитие системы учреждений социального обслуживания, особенно для семьи и детей, центров планирования семьи и репродукции, а также социальных служб для молодежи, расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг.

Вместе с тем надо прекращать социальное иждивенчество, культивировать у людей новую психологию, которая предполагает в первую очередь использовать возможности для самостоятельного преодоления тяжелых жизненных ситуаций. Это позволит сократить численность получателей адресной социальной помощи и направить ее тем, кто действительно не в состоянии обеспечить себя сам.

Вообще, на мой взгляд, роль личности в преодолении бедности играет очень большую роль. Каждый, прежде всего, должен захотеть побороть свою бедность, а государство, власти на местах должны помочь в этом, создав целостную систему различных мер, позволяющих людям работать с полной отдачей сил, жить достойно, быть счастливыми.

 Сейчас предстоит на  уровне области разработать целостную  программу борьбы с бедностью. Надо сказать, нам это будет  сделать проще, потому что более  двух десятков социальных программ  в области уже действуют. Во многих сферах образования, культуры, здравоохранения мы не допустили в годы реформ разрушительных процессов, как в других регионах. Например, не закрывали без особой нужды сельских школ и клубов. Сохранили во многом профессиональное образование. А самое главное - у нас есть рост в экономике. Это прочная база для выполнения намеченных программ и преодоления бедности26.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По результатам проведенного исследования, мною были сделаны следующие выводы:

  1. Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др.).
  2. Малоимущие семьи практически не имеют возможности оплачивать дорогостоящие услуги образования и здравоохранения и многие другие материальные, социальные и духовные блага. В этих условиях становится невозможной качественная социализация детей, реализация их потенциальных возможностей, их духовное и интеллектуальное развитие. Именно социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства является инструментом активной социальной политики.
  3. Государственная социальная помощь - часть социального комплекса, направленная на поддержку граждан, относящихся по статусу к числу малоимущих. Действующая в настоящее время в Российской Федерации система предоставления социальной помощи в виде социального пособия может считаться приемлемой для нетрудоспособных граждан, для компенсации высокой иждивенческой нагрузки в многодетных, неполных семьях в какой-то определенный промежуток времени.
  4. Очень большой проблемой для малоимущих семей является то, что для них недоступны очень многие услуги: медицинские, образовательные услуги. В силу разных причин, не обязательно материальных. То есть, во-первых, они действительно не знают о своих правах, возможностях, льготах зачастую. Во-вторых, они не имеют доступа к этой информации. Зачастую с трудом выходят откуда-то, из своего социума, в большой мир, в социум, не имея тех документов, которые необходимы для оформления тех или иных льгот, пособий, необходимых для записи ребенка в школу, например. И не всегда способны справиться сами вот с этими формальными процедурами по сбору документов.

И именно вот эта сторона вопроса, как мне кажется, определяет ту специфику работы социальных работников с семьями этой категории, которые необходимы для их успешной адаптации в социуме. И с этой точки зрения, социальный работник должен совмещать в себе несколько ролей, работая с этой группой. С одной стороны, он выступает как посредник, то есть как тот, кто ведет переговоры. Как посредник, как тот, кто договаривается о возможности получения тех или иных услуг или льгот с официальными структурами. И как тот, кто, с другой стороны, определяет ресурсы и возможности семьи и мотивирует семью на участие в этих встречах, потому что это отдельная и большая проблема.

С другой стороны, он выступает как сопровождающий, то есть тот, кто реально отслеживает, как происходит продвижение семьи по всем этим учреждениям, как происходит взаимодействие, осуществляет где-то контроль и поддержку. Это может выражаться в том, что надо буквально ходить с этим человеком за руку по разным структурам.

  1. И для обеспечения этих категорий семей реальной помощью, необходимо развитие, с одной стороны, позиции социального работника по отношению к этим семьям. А с другой стороны, освоением новых знаний и навыков. И когда мы говорим о позиции, мы подразумеваем под этим именно то, что социальный работник должен взять на себя функцию посредника между семьями и различными организациями и тем самым выработать иной подход, иное отношение, иной стиль общения с этими семьями, то есть общаться с ними не с точки зрения учителя или судьи, того, кто знает все, или того, кто может сказать, как правильно и как неправильно, а с позиций партнера или посредника. И, естественно, ему требуются дополнительные профессиональные умения, знания по юридическим вопросам, вопросам социальной защиты, навыки установления контакта с семьей, мотивация членов семьи на изменения и навыки без оценочного общения.
  2. На самом деле, недостаточно, естественно, изменить только функцию социального работника и его подход к этой работе. Необходимо также изменить форму и условия оказания этих услуг для именно этой группы населения, то есть, во-первых, упростить и видоизменить процедуры, то, о чем много говорилось, про службу «одного окна», про особенности сбора документов.

Во-вторых, эти услуги должны быть максимально приближены к этой группе, поскольку перемещение по городу, между населенными пунктами для семей, находящихся за чертой бедности, затруднено как отсутствием документов, так и финансовыми возможностями, зачастую внешним видом.

Информация о работе Малоимущие семьи