Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 17:14, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы, является изучение особенностей социальной работы учреждений, социальной защиты в решении проблем малоимущих семей. Для достижения этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотрение истории развития законодательства о социальном обеспечении малоимущих семей в Российской Федерации;
2. Исследование понятия мер социального обеспечения малоимущих семей, определение его места в системе социального обеспечения Российской Федерации;
3. Раскрытие особенностей источников права, регулирующих предоставление социального обеспечения малоимущим семьям;
4. Выявление особенностей правового положения граждан, как субъектов правоотношений, возникающих по поводу предоставления пенсий, пособий, социальной помощи и социального обслуживания малоимущим семьям;
5. Исследование правовых вопросов пенсионного обеспечения малоимущих семей с детьми, обеспечения их пособиями и другими социальными выплатами, предоставления им социальных услуг;
Повышение качества и уровня жизни населения, снижению уровня бедности являются стратегической целью социально-экономического развития Российской Федерации. Республика Саха (Якутия) одной из самых первых среди субъектов России приступила к последовательному решению вопроса преодоления бедности. В 2001 году в Республике была утверждена Концепция по повышению трудовой мотивации, занятости снижению уровня бедности. Реализация плана мероприятий Концепции проводилась в два этапа с 2001 года по 2010 год.
Основная цель концепции – это создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет увеличения доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления при одновременном обеспечении государственной социальной поддержки социально уязвимых слоев населения.
В Республике за 10 лет реализации концепции номинальные среднедушевые денежные доходы возросли в 5,7 раз и составили в 2010 году – 22 806,9 рублей в месяц (что на 21,8 % выше, чем по российской Федерации). Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника увеличилась в 6,3 раза (в 2000 году – 4 539,1 рублей в месяц, 2010 году – 28 708 рублей в месяц). Значительно увеличился средний размер назначенных пенсий с 1 221,3 рубля в 2000 году до 10 377, 3 рубля в 201 году, т.е. в 8,5 раз.25
Для учета региональных особенностей субъектам Российской Федерации предоставляется право устанавливать более высокий по сравнению с Российской Федерацией размер минимальной заработной платы. Республиканским соглашением «О минимальной заработной плате в Республике Саха (Якутия)» с 1 декабря 2010 года в республике установлен размер минимальной заработной платы в сумме 6062 рубля в месяц (рост к предыдущему значению составил 18%), что позволило в большей степени обеспечить рост заработной платы именно низкооплачиваемым работникам. По Российской Федерации с 1 июля 2011 года минимальный размер оплаты труда составил 4611 рублей в месяц.
Согласно статистическим данным, за январь – июль 2011года, после периода снижения экономической активности, произошел позитивный рост численности занятого населения, что, соответственно, привело к снижению уровня общей безработицы. В сравнении с январем-июлем 2010 года численность занятого населения увеличилась на 3,1% и составила 460,5 тыс. человек. По состоянию на май 2011 год, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, значительно (на 22%) сократились объемы высвобождения работников. Численность работников, находящихся в режиме неполной занятости сократилась в 6,8 раза с 3,3 тыс. чел. до 480 чел.
Уровень бедности в Российской Федерации определяется величиной прожиточного минимума, который рассчитывается по ценам потребительской корзины. В динамике численности населения с денежным доходом ниже величины прожиточного минимума в Республике Саха (Якутия), как и в целом по российской Федерации, в 2007-2010 годах отмечена тенденция снижения показателя.
В Республике Саха (Якутия) сложилась система по поддержке отдельных категорий граждан. С 1 января 2010 года реализуется Федеральный закон по социальной поддержке малоимущих пенсионеров. Государственный бюджет республики ежегодно выделяет порядка 100 миллионов рублей на оказание адресной материальной помощи малообеспеченным гражданам, попавшим в трудные жизненные ситуации. Ежегодно из республиканского бюджета выделяются средства на поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов. В республике зарегистрированных в Минюсте России общественных организаций инвалидов более 100.
Как известно, Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию в 2004 году выдвинул в числе важнейших задач преодоление бедности, которая является уже хронической для многих миллионов людей во всей России.
Бедность - многоаспектное социальное явление. Действительно, люди не могут быть ограничены только удовлетворением своих потребностей в питании, одежде и жилье. Они должны иметь доступ к базовым услугам здравоохранения, образования и культуры, участию в общественной жизни. Поэтому меры по преодолению бедности должны носить комплексный характер и быть направлены на развитие человеческого потенциала.
Безусловно, стратегия снижения бедности включает в себя экономический рост. А, кроме того - формирование эффективного рынка труда и высокой цены рабочей силы, регулирование демографических и миграционных процессов, повышение качества образования и укрепление здоровья населения, развитие системы социальной защиты уязвимых слоев, учет особенностей бедности в городской и сельской местностях, гендерных и экологических аспектов этой деятельности.
Приоритетной целью государственной политики должно стать улучшение состояния здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, снижение предотвратимой, особенно преждевременной смертности населения. Увеличение государственных расходов на здравоохранение до 5-6 процентов национального ВВП будет соответствовать уровню развитых стран.
Обеспечение доступа населения к качественному образованию всех уровней и степеней может стать основой выравнивания экономических возможностей людей. Гарантом достижения этой задачи является расширение охвата детей постоянными дошкольными организациями, снижение доли детей в возрасте от 15 до 17 лет, которые не имеют среднего общего образования и нигде не учатся. Важно развивать сеть школ и пришкольных интернатов для детей, особенно в сельской местности. Известно, что не все нынче могут получить образование, поэтому необходимо облегчить получение бюджетного финансирования для выходцев из бедных семей, детей-сирот и детей с ослабленным здоровьем. Кроме того, надо развивать систему образовательных субсидий и кредитов - новое дело для нашей страны.
Государство будет создавать условия для эффективной занятости населения. Потому что невозможность найти работу, на которую рассчитывают люди, невозможность трудоустроиться по месту жительства, случайные заработки у заметной части населения и являются основными причинами бедности. Одно из направлений решения этой проблемы - на основе среднесрочного и долгосрочного прогнозов развития экономики готовить кадры квалифицированных работников в сети профессиональных школ и лицеев. Следует повышать также мотивацию работодателей в расширении обучения работников непосредственно на рабочих местах, в финансировании учреждений начального и среднего профессионального образования.
Сейчас существует диспропорция в структуре высшего и среднего профессионального образования: специалистов с высшим образованием порой в избытке, а кадров среднего звена, рабочих - дефицит. Необходимо устранить такую диспропорцию.
Одной из причин бедности является также низкая оплата труда, особенно в сельском и лесном хозяйстве, в секторах образования, здравоохранения, социальных услуг населению, культуре.
Преодоление более высокой бедности в селах и малых городах связывается с восстановлением здесь утраченных социальных и экономических позиций, с улучшением условий жизни сельского населения. Государственная поддержка развития сельской местности должна быть направлена на повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей. Более активной должна быть государственная политика в увеличении занятости в малом и среднем бизнесе на селе и в малых городах. Здесь необходимо использовать кредитование населения. Актуальной является разработка целевых программ развития семейной экономики на селе. В перспективе это приведет к изменению образа жизни на селе. Повысятся доходы, занятость людей.
Необходима выработка государственной семейной политики, которая бы способствовала более полной реализации экономического потенциала семьи и развитию, говоря научным языком, репродуктивных функций, что в равной мере зависит от здоровья, экономических возможностей и желания супругов.
В этой связи немаловажным явится укрепление и развитие системы учреждений социального обслуживания, особенно для семьи и детей, центров планирования семьи и репродукции, а также социальных служб для молодежи, расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг.
Вместе с тем надо прекращать социальное иждивенчество, культивировать у людей новую психологию, которая предполагает в первую очередь использовать возможности для самостоятельного преодоления тяжелых жизненных ситуаций. Это позволит сократить численность получателей адресной социальной помощи и направить ее тем, кто действительно не в состоянии обеспечить себя сам.
Вообще, на мой взгляд, роль личности в преодолении бедности играет очень большую роль. Каждый, прежде всего, должен захотеть побороть свою бедность, а государство, власти на местах должны помочь в этом, создав целостную систему различных мер, позволяющих людям работать с полной отдачей сил, жить достойно, быть счастливыми.
Сейчас предстоит на
уровне области разработать
Заключение
По результатам проведенного исследования, мною были сделаны следующие выводы:
И именно вот эта сторона вопроса, как мне кажется, определяет ту специфику работы социальных работников с семьями этой категории, которые необходимы для их успешной адаптации в социуме. И с этой точки зрения, социальный работник должен совмещать в себе несколько ролей, работая с этой группой. С одной стороны, он выступает как посредник, то есть как тот, кто ведет переговоры. Как посредник, как тот, кто договаривается о возможности получения тех или иных услуг или льгот с официальными структурами. И как тот, кто, с другой стороны, определяет ресурсы и возможности семьи и мотивирует семью на участие в этих встречах, потому что это отдельная и большая проблема.
С другой стороны, он выступает как сопровождающий, то есть тот, кто реально отслеживает, как происходит продвижение семьи по всем этим учреждениям, как происходит взаимодействие, осуществляет где-то контроль и поддержку. Это может выражаться в том, что надо буквально ходить с этим человеком за руку по разным структурам.
Во-вторых, эти услуги должны быть максимально приближены к этой группе, поскольку перемещение по городу, между населенными пунктами для семей, находящихся за чертой бедности, затруднено как отсутствием документов, так и финансовыми возможностями, зачастую внешним видом.