Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 17:14, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы, является изучение особенностей социальной работы учреждений, социальной защиты в решении проблем малоимущих семей. Для достижения этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотрение истории развития законодательства о социальном обеспечении малоимущих семей в Российской Федерации;
2. Исследование понятия мер социального обеспечения малоимущих семей, определение его места в системе социального обеспечения Российской Федерации;
3. Раскрытие особенностей источников права, регулирующих предоставление социального обеспечения малоимущим семьям;
4. Выявление особенностей правового положения граждан, как субъектов правоотношений, возникающих по поводу предоставления пенсий, пособий, социальной помощи и социального обслуживания малоимущим семьям;
5. Исследование правовых вопросов пенсионного обеспечения малоимущих семей с детьми, обеспечения их пособиями и другими социальными выплатами, предоставления им социальных услуг;
Пособие по беременности и родам.
Пособие по беременности и родам выплачивается по месту работы в размере 100% среднего заработка.
По новым правилам, вступившим в силу с 1 января 2013 года, для расчета среднего дневного заработка берется сумма заработка за два года, предшествующих страховому случаю (отпуску по беременности и родам или по уходу за ребенком) и делится на количество календарных дней расчетного периода. Во внимание берется, сколько дней было в каждом конкретном году (если год високосный - 366 дней).
Но из общего количества дней за эти два календарных года нужно исключить периоды:
-отпусков по уходу за ребенком, беременности и родам, временной нетрудоспособности;
- периодов освобождения
от работы с полным или
Далее полученную величину среднего дневного заработка следует умножить на количество календарных дней отпуска по беременности и родам. Как правило, это 140 дней.
Схема расчета пособия по беременности и родам:
1) А:В=С
Где А - сумма начисленных выплат за расчетный период;
В - 730 (731) минус количество дней в исключаемых периодах
С - фактический средний дневной заработок.
2) С*140=D
Где D - сумма пособия по беременности и родам,
Неработающие будущие мамы и те, кто работает по гражданско-правовому договору (например, договору подряда), права на получение пособия не имеют.
Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.
Единовременное пособие при рождении ребенка.
Это компенсационная выплата, предназначенная для покрытия расходов, связанных с рождением ребенка. Государство гарантирует выплату данного пособия как работающим, так и неработающим гражданам. Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. Пособие выплачивается по месту работы (службы), а если родители либо лицо, его заменяющее, не работают (не служат) - органом социальной защиты населения по месту жительства.
Пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Получателями ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет могут являться матери, либо другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию. Пособие выплачивается в размере 40% среднего заработка. Средний дневной заработок для расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком следует определять по тем же правилам, введенным с 1 января 2013 года, что и для пособия по беременности и родам. Сумма же пособия получается путем умножения среднего дневного заработка на 30,4 (количество дней в месяце) и на 40%.
В тех случаях, если 40% от средней заработной платы лица, относящегося к перечисленным выше категориям, меньше, чем минимальный размер пособия, пособие выплачивается на уровне установленного законом минимального размера.
Незастрахованные лица получают пособие в ОСЗН в минимальных размерах, установленных законодательством.
В случае ухода за двумя или более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100 % размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия), но не может быть менее суммированного минимального размера пособия.
- минимальный размер
- минимальный размер
Глава 3. Социальная работа по преодолению бедности
3.1. Бедность в России
Экономические и политические реформы 1990-х гг. затронули все слои общества и привнесли кардинальные изменения в систему формирования доходов и потребления российских семей. Начало экономических реформ было связано с масштабным ростом цен, обесценением и потерей сбережений, возникновением безработицы в открытой и скрытой формах. Широкое распространение получили задолженности по выплате заработной платы, пенсий, пособий по безработице и детских пособий. Огромная потенциальная безработица, которая могла бы охватить треть населения в трудоспособном возрасте, была замещена сравнительно умеренной официальной безработицей в сочетании с падением реального уровня заработной платы. Поэтому падение реальных доходов населения и рост их дифференциации - две основные тенденции в изменении уровня жизни в России. Эти тенденции развиваются на фоне сокращения благ и услуг, в прошлом предоставлявшийся бесплатно или почти бесплатно. Это относится к здравоохранению, образованию, жилищно-коммунальному хозяйству и общественному транспорту.
Несмотря на экономические успехи и стабильное повышение реальных денежных доходов населения, масштабы бедности остаются высокими, что негативно отражается как на развитии конкретного человека, конкретной семьи, так и общества в целом. Бедность ведет к ухудшению качественных характеристик населения, росту социально-экономического неравенства, является тормозом успешного общественного развития и экономического развития, может быть причиной социальных катаклизмов.17
Несмотря на то, что бедность является общемировым явлением и свойственна любой экономической системе, уровень бедности в России значительно превосходит уровень бедности промышленных развитых стран. Это не может не вызывать серьезной обеспокоенности российских государственных и общественных институтов по поводу “социального самочувствия” и уровня материального благополучия своих сограждан. Бедность является одной из основных проблем российского государства, от преодоления которой будет зависеть снижение социальной напряженности в России. Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 г. определил задачу преодоления бедности как стратегическую на ближайшее десятилетие наряду с удвоением производства валового внутреннего продукта в стране.18
Количественные оценки различных страт населения сильно различаются у чиновников и социологов. Так, согласно последним данным Росстата, в России за чертой бедности живет 14% населения. Однако эксперты скептически оценивают эту цифру и отмечают, что в действительности эта цифра составляет не менее 30%. Согласно последним данным Росстата, соотношение валовых доходов 10% самых бедных к 10% сверхбогатых достиг в 2007 году показателя 16,8%. Расслоение населения достигло чрезвычайно высокого уровня и продолжает увеличиваться, и в ближайшие годы этот тренд вряд ли изменится19.
В России сегодня нельзя эффективно решить проблему бедности вне совершенствования политики оплаты труда. Признавая безусловную необходимость разработки программ адресной социальной помощи населению, следует сказать, что они в современных условиях в значительной мере являются борьбой не с причиной, а со следствием – высоким уровнем бедности значительной части трудоспособного населения. Это обуславливает необходимость:
- детального исследования тех механизмов оплаты труда, которые «способствуют» возникновению бедности и риска для трудоспособного населения попасть в категорию бедных;
- создания условий для
экономически активной части
населения достаточно
Официальный показатель уровня бедности в России - это доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Данные Госкомстата России по бедности представлены в таблице 1.
Таблица 1. Численность населения РФ с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума
1992 |
1995 |
1997 |
1998 |
2000 |
2001 |
2002 |
2005 |
2007 | |
В млн. человек |
49,7 |
36,3 |
30,3 |
34,0 |
41,9 |
39,4 |
34,6 |
29,6 |
25,5 |
В % от общей численности населения |
33,5 |
24,7 |
20,7 |
23,3 |
28,9 |
27,3 |
24,2 |
20,6 |
17,8 |
Исследование социально-демографических особенностей опровергает расхожие суждения о том, кто является бедным в России. Несмотря на распространенное мнение о повышенном риске бедности для пенсионеров, по данным бюджетной статистики, наблюдается обратная связь между степенью распространения бедности и возрастом. Самый высокий уровень бедности наблюдается у младших трудоспособных возрастов, он практически в два раза выше, чем у лиц пенсионного возраста. В наибольшей степени подвержены бедности полные семьи с 3 и более детьми и неполные семьи.
Очевиден также факт наличия тесной связи между бедностью и числом иждивенцев.20
Несмотря на то, что в целом для пенсионеров риск бедности не является критическим, для одиноко проживающих пенсионеров в возрасте старше 65 лет существует повышенная вероятность попадания в число бедных. Особенно ярко это проявляется в крупных городах, где межсемейная солидарность несколько ослаблена. Однако в условиях переходного периода сформировался значительный слой "новых бедных" - домохозяйств с низким уровнем дохода, которые не принадлежат ни к какой традиционной социально уязвимой категории, в частности, работающие бедные с низким уровнем заработной платы.
Различия в масштабах распространения бедности в городе и на селе очень значительны. В целом жители городов в меньшей степени подвержены бедности. Несмотря на то, что переход от доходного измерителя материальных возможностей домохозяйств к располагаемым ресурсам несколько сглаживает имеющиеся различия, более высокая степень концентрации бедных продолжает сохраняться в сельской местности. При этом в городе выше вероятность мобильности, т.е. перехода из состояния бедности в состояние не бедности, и ниже вероятность длительной, застойной бедности.21
Уровень дифференциации в городе выше, чем на селе. В то же время уровень жизни дифференцирован и внутри городских поселений, в зависимости от типа городов. Лучше всего обстоят дела в крупнейших городах (с населением более 1 млн. человек). В малых городах уровень дифференциации ниже, однако, бедность имеет не только значительные масштабы распространения, но и характеризуется самыми низкими параметрами текущего потребления наиболее насущных материальных благ, прежде всего, продуктов питания. В отличие от крупных региональных центров жители малых городов имеют крайне ограниченные возможности найти не только приработок, но и основное рабочее место, обеспеченное реальной, выплачиваемой зарплатой. В то же время они не имеют достаточно больших приусадебных хозяйств, которые могли бы обеспечивать их семьи продуктами питания, а многие живут достаточно далеко от своих земельных участков.22
Разрешение такой острой социальной проблемы как бедность является одним из направлений деятельности государства и связано с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращением (экономическими средствами) числа лиц, живущих за чертой бедности. В противном случае рост численности бедняков чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества. Сокращение численности бедняков – одна из основных задач социальной политики государства в странах рыночной экономики.23
Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития24.
3.2. Борьба с бедностью в Республике Саха (Якутия)
Республика Саха (Якутия) – самый большой по территории и один из ведущих по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации. Так, по данным Министерства регионального развития РФ по итогам 2010 года республика занимает 2 место по сводному индексу социально-экономического развития регионов, входит в группу лидеров по сводному индексу развития реального сектора экономики, инвестиционной привлекательности, по индексу доходов и занятости населения.
Так, среди регионов Дальнего Востока по естественному приросту населения (7,0 человек на 1000 населения), в том числе по уровню рождаемости (16,8 родившихся на 1000 населения), Якутия занимает первое место. Среди регионов России республика по этим показателям входит в лидирующую «десятку». Значительно снижен коэффициент младенческой и детской смертности.