Международно-правовые принципы в сфере труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 10:35, курсовая работа

Краткое описание

ИВ соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, признанные и ратифицированные Российской Федерацией, являются составной частью ее правовой системы. Более того, если международным договором установлены иные травила, чем российским законодательством, то применяются п

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Общепризнанные принципы международного права в сфере труд……....……………………………………………………………………………..……....4
2. Международные принципы, закрепленные в Декларации Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации» …………….……………….8
2.1. Свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров………………………………………………………9
2.2. Упразднение всех форм принудительного или обязательного труда………………………………………………………………………………14
2.3. Действенное запрещение детского труда……………………………16
2.4. Недопущение дискриминации в области труда и занятий………….20
3. Юридическая сила источников закрепления общепризнанных принципов международного права в сфере труда……………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КР Трудовое право.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

В статье 5 Европейской социальной хартии11 указывается, что с целью обеспечения и поощрения свободы работников и предпринимателей создавать местные, национальные и международные организации для защиты их экономических и социальных интересов и присоединяться к этим организациям государства обязаны не допускать, чтобы национальные законы ограничивали эту свободу. Степень применения гарантий этого должна определяться национальными законами и регламентами, в том числе принцип и степень применения этих гарантий к вооруженным силам12.

Особое международное  признание имеет право на коллективные переговоры. В статье 6 Европейской  социальной хартии подчеркивается, что для обеспечения эффективной реализации права на коллективные переговоры государства обязаны:

1. Поощрять консультации  работников и предпринимателей.

2. Поощрять там, где  это необходимо и возможно, создание  механизма коллективных переговоров между предпринимателями и предпринимательскими организациями и организациями работников с целью регулирования условий труда посредством коллективных договоров.

Принцип права на ассоциацию закреплен во всех международных актах, универсальных и региональных, но основной массив конкретных норм, касающихся этого права, содержится в актах Международной организации труда (МОТ).

В этой области действуют  две главные конвенции: Конвенция № 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию13 и Конвенция № 98 о праве на организацию и ведение коллективных переговоров14.

В конвенции № 87 свобода  ассоциации понимается как право  трудящихся и предпринимателей образовывать организации (союзы, ассоциации) по своему выбору без предварительного разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих организаций. Указанные организации имеют право вырабатывать уставы, свободно выбирать представителей, организовывать аппарат и свою деятельность, формулировать программу действий; не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке; могут создавать федерации и конфедерации, а также присоединяться к ним, и каждая такая организация имеет право вступать в международные организации трудящихся и предпринимателей.

Конвенция № 87 обязывает  государства принимать меры, гарантирующие  трудящимся и предпринимателям свободное  осуществление права на организацию. Это обеспечивается дополнительными  гарантиями, имеющимися в Конвенции  № 98. Во-первых, там установлена защита трудящихся в отношении любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения. Во-вторых, организации трудящихся и предпринимателей должны пользоваться надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга, в частности, не допускать создания организаций работников, находящихся под контролем предпринимателей.

Основная часть конкретных норм, относящихся к коллективно-договорному  регулированию труда, также содержится в Конвенции МОТ № 154 о содействии коллективным переговорам15, в одноименной Рекомендации № 16316, а также в Рекомендации № 91 о коллективных договорах17.

В Российской Федерации  международные нормы составляют часть ее правовой системы. Статья 30 Конституции РФ предусматривает  «право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется». Правовой статус профсоюзов определяется и Законом РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995 года18. Данный закон устанавливает правовые основы организации и деятельности профсоюзов, содержит нормы, обязывающие органы государственной власти и управления, работодателей, должностных лиц администрации производства содействовать деятельности профсоюзов. Закон предоставил профсоюзам ряд социально-трудовых прав на всех уровнях их деятельности, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, и закрепил гарантии этих прав и специальные гарантии права на труд выборным профсоюзным работникам.

ТК РФ в качестве основных принципов правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними, отношений признает и обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них. Глава 58 предусматривает защиту трудовых прав работников профессиональными союзами. ТК РФ содержит раздел 2, которой называется «Социальное партнерство в сфере труда». Глава 3 регулирует вопросы, касающиеся основных принципов, сторон, системы, форм социального партнерства и особенностей применения этих норм. Глава 6 предусматривает порядок ведения коллективных переговоров, урегулирование разногласий, гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах.

Реализация права на свободу объединения (право на ассоциацию) в случае его нарушения должна пройти все национальные судебные инстанции, прежде чем жалоба будет принята к рассмотрению Европейским Судом по правам человека (ЕСПЧ).

Анализ международных  норм в области труда показал, что основополагающий принцип свободы объединения (право на ассоциацию) и действенного признания права на ведение коллективных переговоров, признается в качестве такового и универсальными, и региональными международными организациями. Российская Федерация также пошла по этому пути, включив в Конституцию РФ и закрепив в Трудовом кодексе РФ данную норму права, создав в соответствии с ними федеральные законы. Но нормативное закрепление - это первый шаг на пути реализации норм. Для их эффективной фактической реализации требуются политические, экономические, социальные предпосылки. В частности, следует урегулировать процесс обеспечения данного права на локальном уровне, то есть на уровне отдельной организации применительно к каждому работнику и работодателю. Для этого требуется обеспечение высокого уровня правосознания и правовой культуры общества, в особенности высших органов государственной власти, создать условия для непосредственной беспрепятственной реализации права. В конечном счете, целью является обеспечение сбалансированного социального партнерства, то есть уравновешенных отношений между работником, работодателем, органами государственной власти и местного самоуправления, тогда будет эффективная реализация прав и свобод без их нарушения и взаимное согласование интересов.

 

    1. Упразднение всех форм принудительного или обязательного труда

Конституция РФ в п. 2 ст. 37 закрепляет, что принудительный труд запрещен. Запрещение принудительного труда основано прежде всего на международно-правовых нормах. Это Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г). Его ст. 8 говорит о том, что никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду. Принудительному труду большое внимание уделяет Международная организация труда (МОТ).

В Трудовом кодексе указывается, что принудительный труд - это выполнение работы под угрозой какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

    • в целях поддержания трудовой дисциплины;
    • в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
    • в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
    • в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
    • в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Трудовой кодекс несколько  расширяет понятие принудительного  труда по сравнению с международно-правовыми  актами. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 4 Кодекса к принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения в том числе в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном объеме. В тех случаях, когда работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает его жизни или здоровью, это также будет считаться принуждением к труду.

Данное определение  прежде всего основывается на положениях Конвенции МОТ N 105 "Об упразднении принудительного труда"19, принятой в 1957 г. Российская Федерация ратифицировала и ввела в действие данную Конвенцию лишь в 1999 г. Комментируемый Кодекс не только прямо запрещает применение принудительного труда, но и дает его легальное определение.

МОТ в Конвенции N 29 (1930 г.) "О принудительном труде"20, которая действует на территории России, для целей Кодекса установлено, что принудительный труд не включает в себя:

  • работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
  • работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случаях бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
  • работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Следовательно, ст. 4 Кодекса, запрещая принудительный труд, тем не менее перечисляет виды работ, которые не считаются принудительным трудом. Таким образом, установленные в ст. 4 Кодекса положения являются важной гарантией для работников в случае их принуждения к труду.

 

    1. Действенное запрещение детского труда

Одним из важнейших средств, доступных МОТ в борьбе против детского труда, является принятие Международных Трудовых Конвенций и Рекомендаций. МОТ приняла свою первую конвенцию по детскому труду в 1919 году, в год своего основания. Через несколько лет, был принят целый ряд конвенций, устанавливающий минимальный возраст для приема детей на работу в различных отраслях, в том числе в сельском хозяйстве и рыболовстве. Одними из последних и наиболее полных норм МОТ по детскому труду стали Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу, 1973 г. (N 138)21 и соответствующая ей Рекомендация (N 146)22, а также Конвенция о наихудших формах детского труда, 1999 г. (N 182)23 и Рекомендация (N 190)24.

Конвенция о минимальном возрасте (N 138), дополняемая Рекомендацией N 146 обязывает государства, ратифицировавшие ее, проводить национальную политику, направленную на эффективное искоренение детского труда и постепенно повышать минимальный возраст для приема на работу. Эта Конвенция гибкий и динамичный инструмент, устанавливающий минимальный возраст для приема на работу в зависимости от вида работы и уровня развития страны.

Поскольку Конвенция распространяется на все отрасли экономики и  все виды занятости и работ  существуют несколько положений, допускающих  определенную гибкость, например: возможность исключения из сферы применения Конвенции работы на семейных предприятиях или некоторых видов работ в рамках обучения или образовательного процесса.

Конвенция устанавливает принцип, согласно которому минимальный возраст  должен быть не менее возраста окончания обязательного школьного образования, и не в коем случае не менее 15 лет, и что минимальный возраст должен быть постепенно доведен до уровня, совпадающего с возрастом достижения молодыми людьми полного физического и умственного развития.

Основная цель Конвенции N 138 это действенное устранение детского труда; она является ключевым инструментом последовательной стратегии борьбы с ним, в то время как Рекомендация N 146 предусматривает широкие рамки и необходимые политические меры как для предотвращения, так и для устранения проблемы.

В июне 1999 года Международная  конференция труда единогласно  приняла новую Конвенцию по вопросам детского труда. Конвенция о наихудших  формах детского труда (N 182) отражает всеобщее единодушие в том, что наихудшим формам детского труда немедленно должен быть положен конец . За всю историю МОТ эта конвенция имеет самый высокий темп ратификации. К марту 2002 года она была ратифицирована 117 странами.

Конвенция N 182 распространяется на всех детей, девочек и мальчиков, в возрасте до 18 лет и не предусматривает исключений для каких-либо отраслей экономики или категорий работников. Она призывает «принять немедленные и эффективные меры по запрещению и искоренению наихудших форм детского труда».

Конвенция N 182 определяет как наихудшие такие формы  детского труда как:

а) рабство и принудительный труд, включая торговлю детьми и  принудительную вербовку для участия  в вооруженных конфликтах;

b) детскую проституцию  и порнографию;

с) производство и продажу наркотиков;

d) работу, которая может  нанести вред здоровью, безопасности  или нравственности детей.

Конвенция оставляет  за национальными правительствами  право на определение существующих опасных видов работ, запрещенных  в соответствие с пунктом (d) – это должно быть сделано после консультаций с организациями работодателей и трудящихся, с учетом существующих международных норм.

Страны, ратифицировавшие Конвенцию обязаны разрабатывать  и осуществлять программы действий по искоренению существующего детского труда и предотвращению его новых форм. Такие меры должны включать реабилитацию детей и предоставление доступа к бесплатному образованию или профессионально-технической подготовке.

Конвенция N 182 не пересматривает и не заменяет Конвенцию N 138, которая остается в основе национальной и международной работы по полному искоренению детского труда. Они дополняют друг друга: Конвенция N 182 фокусируется на наихудших формах детского труда как на приоритетной цели, в то время как Конвенция N 138 ставит своей основной задачей действенное устранение детского труда, а так же разъясняет, что должно быть сделано для установления стандартов о минимальном возрасте.

Информация о работе Международно-правовые принципы в сфере труда