Миграция трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 11:46, реферат

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть понятие миграции, выявить основные причины и последствия миграции трудовых ресурсов и способы их регулирования.
В реферате поставлены следующие задачи:
1) Определить понятие миграции и трудовой миграции населения;
2) Рассмотреть виды и типы трудовой миграции;
3) Изучить механизмы регулирования миграции рабочей силы;
4) Проанализировать причины и последствия международной трудовой миграции;
5) Сделать вывод на основании полученной информации

Содержание

Введение 3
1 Миграция 4
1.1 Понятие миграции 4
2 Трудовые ресурсы и их перемещение 4
2.1 Трудовые ресурсы 4
2.2 Трудовая миграция: сущность и виды 5
3 Международная трудовая миграция и её регулирование 8
3.1 Центры международной миграции 8
3.2 Регулирование международной миграции рабочей силы 10
4 Миграция в современном мире 11
4.1 Миграционные процессы в России 11
Заключение 13
Список используемых источников 14
Приложение А. Данные о мигрантах за 2000-2011 год 15

Вложенные файлы: 1 файл

Migratsia_Trudovaya_migratsia_Demografia (1).docx

— 90.27 Кб (Скачать файл)

Коэффициент прибытия (Кп) — отношение числа прибывших за год (Пм) к среднегодовой численности населения .V,.:

Коэффициент выбытия (Ки)  отношения выбывших (Нм) за год к среднегодовой численности населения.

Коэффициент интенсивности  миграционного оборота (‰):

.

Коэффициент эффективности  миграции (‰):

.

 

Данные коэффициент  могут быть положительным так  отрицательны (-). В первом случае речь идет о притоке  на данную территорию, во втором — об оттоке [7].

2 Международная миграция  трудовых ресурсов

2.1 История международной  миграции трудовых ресурсов

Международное перемещение трудовых ресурсов в своем развитии проходит 4 основных этапа:

  • I этап непосредственно связан с промышленной революцией, которая совершилась в Европе в конце ХVIII- середине XIXв. Следствием этой революции явилось то, что накопление капитала сопровождалось ростом его органического строения. Последний привел к образованию «относительного перенаселения», что вызвало массовую эмиграцию из Европы в Северную Америку, Австралию, Новую Зеландию. Это положило начало формированию мирового рынка труда [8].
  • Формирование мирового рынка труда содействовало экономическому развитию в странах иммиграции, поскольку удовлетворяло острую потребность этих стран в трудовых ресурсах, в условиях высоких темпов накопления капитала и отсутствия резервов привлечения рабочей силы, колонизации малозаселенных районов земли и втягиванию в систему мирового хозяйства новых стран.
  • II этап охватывает период с 80-х годов XIX в. до 1 мировой войны. В этот период значительно возрастают масштабы накопления капитала, характерной чертой которого выступает усиление неравномерности этого процесса в рамках мирового хозяйства. В этих условиях изменяется структура и квалификационный состав мигрантов. В начале XX в. основную массу мигрантов составляла неквалифицированная рабочая сила
  • III этап охватывает период между двумя мировыми войнами. Особенностью этого этапа является сокращение масштабов международной трудовой миграции, в том числе межконтинентальной миграции и даже реэмиграции из классической страны-иммигранта - США
  • IV этап начался после Второй мировой войны и продолжается по настоящее время. Он обусловлен НТР, монополизацией международных рынков труда и, который получил название «утечка умов»[8].

Наибольшую роль в развитии мировой экономики международная  трудовая миграция начала играть после Второй мировой войны. В настоящее время в общем объеме современной международной миграции преобладает трудовая миграция. Согласно оценкам специалистов, в начале 90-х годов за пределами своих государств проживало около 25 млн. временных мигрантов, а с учетом членов семей, сезонных и приграничных работников общее число трудовых мигрантов составляло порядка 100 млн. человек [9].

Распад СССР значительно усилил подвижность населения бывших советских  республик, что привело к увеличению численности международных трудовых мигрантов.

Первоначально международная трудовая миграция имела стихийный характер. Но затем принимающие страны попытались ввести ее в организационные рамки. Так, уже в конце 19-начале 20 вв. в  Германии, Франции, Швейцарии широко был распространен временный найм иностранных рабочих на определенный срок, предусматривающий их обязательную депортацию, т.е. их выезд обратно на родину. В Соединенных Штатах Америки с конца 19 в. был введен контроль за иммиграцией [13].

Таким образом, международная миграция рабочей силы является частью более широкого явления - международной миграции населения, когда данный процесс не связан прямо с трудоустройством. Международная миграция рабочей силы - это объективный процесс, присущий рыночной экономике. Он так же объективен, как процесс перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность [4].

3.1 Причины международной миграции

Проблема международной трудовой миграции в настоящее время существует в двух аспектах: во-первых, миграция рабочей силы из развивающихся стран  в развитые; во-вторых, миграция между  развитыми странами.

Можно выделить 5 направлений международной  миграции рабочей силы:

  • миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;
  • миграция в рамках промышленно развитых стран;
  • миграция рабочей силы между развивающимися странами;
  • миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые);
  • миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.

 Для промышленно развитых  стан иностранная рабочая сила  из развивающихся стран означает  обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных  служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении.

  В Бельгии они составляют  половину всех шахтеров, в Швейцарии  – 40% строительных рабочих. Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Однако и для промышленно развитых стран характерно такое явление как “утечка умов”. Например из Европы в США.

 Особо следует отметить международную  миграцию рабочей силы в рамках  стран ЕС. В ЕС принята  “Хартия  основных социальных прав рабочих  ЕЭС” (подписанная 9 декабря 1989 г.).

По мнению некоторых специалистов, воплощение принципов свободного перемещения внутри ЕС может привести к тому, что высококвалифицированные кадры, инженеры могут концентрироваться в наиболее развитых регионах. Низко квалифицированные работники окажутся менее мобильными.

Результатом миграции рабочей  силы внутри ЕС может стать ее демпинг. Так, португальские предприятия отправляют своих рабочих на строительство во Францию и ФРГ на условиях оплаты труда, устанавливаемых ниже национальных стандартов [3].

В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися странами. Главным образом это миграция между новыми индустриальными странами и странами арабских эмигрантов, с одной стороны, и иными развивающимися странами – с другой. Так, например, в послевоенные годы (60-80-е годы) особенно был заметен приток рабочей силы в Гонконг из Китая, Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии. Активно импортировал рабочую силу Сингапур. В Кувейте и Саудовской Аравии, например, было занято до 1 млн. человек рабочих из Йемена [6].

Существует миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся  страны. В основном – это сравнительно небольшой поток квалифицированных  кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны.

Особо следует сказать о миграции рабочей силы в рамках бывших социалистических стран, а также в СНГ. В свое время бывший СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С возникновением Российского государства к числу этих стран добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в Росси трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организованным импортом рабочей силы из Китая имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым оценкам российских специалистов, существует “опасность колонизации” российского Дальнего Востока и Сибири его многонаселенным соседом. Большой приток рабочей силы отмечается в столице России. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46% московских строителей, 34% работников столичного транспорта.

В середине 90-х годов активизировалась миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: Украины, Беларусии, Молдовы. Причины этой миграции чисто экономические – рабочие из этих стран едут на заработки. Основные экспортеры рабочей силы в Москву: Украина – 32% от общей численности работающих иностранцев, Турции – 22%, СФРЮ – 8%, Молдова – 4%, Беларусь – 3%.

Одна из самых главных причин использование иностранной рабочей  силы из стран ближнего зарубежья  в приграничных регионах – ее экономическая  выгодность. Прежде всего – низкие транспортные расходы на доставку рабочей  силы, а также отсутствие существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.

Наиболее актуальная проблема, которая может возникнуть в области  импорта рабочей силы из стран ближнего зарубежья к началу 2000 года, связана с волной нелегальных трудящихся-иммигрантов, которую трудно решить из-за “прозрачности” российских границ со странами СНГ и либерального иммиграционного законодательства [8].

Помимо миграции рабочей силы существует проблема беженцев и вынужденных  переселенцев. По оценкам экспертов  ООН, 7 млн. человек в республиках  бывшего СССР покинули за 4года (с 1991 – 1995 гг.) места своего постоянного  проживания. В России, по различным  оценкам, находятся от 500 до 700 тыс. беженцев из дальнего зарубежья. Многие из них находятся на территории России незаконно, а количество беженцев и вынужденных переселенцев из стран СНГ, по оценкам специалистов, достигает 5 млн. человек. В странах СНГ проживает около 25 млн. русских. При неблагоприятной экономической и политической конъюнктуре в этих странах многие из них также могут оказаться в числе мигрантов.

Исторически, как засвидетельствовал в своем наставлении Михайло  Ломоносов, международная миграция – явление далеко не новое. В условиях неразвитости статистики и пограничной  системы потоки международных мигрантов  на протяжении нескольких столетий вообще не фиксировались государственными органами. Да и сегодня определить точно объемы международного перемещения  этого важнейшего фактора производства представляется довольно-таки сложным делом [2].

 

3.3 Регулирование международной миграции рабочей силы

 

В то время как большинство  стран мира продвигаются по пути либерализации  своей внешней торговли, практически все они применяют меры, ограничивающие международную миграцию. Как было показано выше, миграция приводит к росту совокупного объема производства, хотя распределение экономических выгод от миграции далеко не равномерно. Однако положительные экономические эффекты миграции могут перекрываться негативными эффектами, которые тоже имеют место. Один из них – финансовое бремя, которое иммигранты возлагают на бюджет более развитых стран. Особенно четко это проявляется, когда развитые страны близко расположены или даже граничат с менее развитыми государствами. Типичным примером являются, с одной стороны, США, Мексика и страны Карибского бассейна, с другой стороны – Франция и страны Магриба, Германия и Турция. Такое близкое соседство приводит к наплыву не только легальных, но и нелегальных иммигрантов, которые требуют финансовых расходов либо для материальной поддержки, либо для депортации. По оценкам, в США постоянно находится около 4 млн., а в Западной Европе – около 3 млн. нелегальных иммигрантов [10].

Практически все государства мира регулируют процесс трудовой миграции населения, чтобы из общего потока потенциальных мигрантов получить для своей экономики нужных работников. С этой целью во всех промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.

Например, в США вопросами  трудовой миграции занимаются многие федеральные органы. Государственный  департамент имеет специальное  Бюро по консульским вопросам, которое устанавливает порядок предоставления въездных виз, контролирует их выдачу и ведет учет. В Министерстве юстиции существует Служба иммиграции и натурализации, на которую возложен контроль за соблюдением правового режима въезда и пребывание иностранцев на американской территории, а также их задержание и депортация, если они нарушают действующее законодательство США. Министерство труда определяет, не окажется ли иммигрант обузой для американской экономики, не лишит ли он какого-либо американца рабочего места. Взвесив все обстоятельства, Служба иммиграции и натурализации может предоставить иммигранту разрешение на проживание в США [5].

Примерно аналогичные органы регулирования  трудовой миграции существуют в Германии и Норвегии, Турции и Греции, Ирландии и Зимбабве, Польше и Словакии и  других странах.

Проблемы, которые несет  с собой международная миграция рабочей силы, привела к созданию широкой системы государственного и межгосударственного регулирования. Вмешательство государства в  международное движение рабочей  силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании международной торговли. Уже в конце XVIII века в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течении XIX века многие европейские страны принимали законы, ограничивавшие въезд нежелательных лиц. Тогда же страны стали заключать двухсторонние конвенции, регулирующие миграцию, часть из которых действует по настоящее время [11].

Обычно государственное регулирование  осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

 

4    Миграция в современном мире

4.1 Миграционные  процессы в России

В 90-х гг. возникло такое принципиально  новое для России явление, как  бизнес-эмиграция, т.е. эмиграция предпринимателей, связанная не с экономическими трудностями и лишениями, а со стремлением к политической и экономической стабильности, с опасением потери достигнутого уровня благосостояния и отсутствием перспектив для бизнеса.

Информация о работе Миграция трудовых ресурсов