Миграция трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 11:46, реферат

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть понятие миграции, выявить основные причины и последствия миграции трудовых ресурсов и способы их регулирования.
В реферате поставлены следующие задачи:
1) Определить понятие миграции и трудовой миграции населения;
2) Рассмотреть виды и типы трудовой миграции;
3) Изучить механизмы регулирования миграции рабочей силы;
4) Проанализировать причины и последствия международной трудовой миграции;
5) Сделать вывод на основании полученной информации

Содержание

Введение 3
1 Миграция 4
1.1 Понятие миграции 4
2 Трудовые ресурсы и их перемещение 4
2.1 Трудовые ресурсы 4
2.2 Трудовая миграция: сущность и виды 5
3 Международная трудовая миграция и её регулирование 8
3.1 Центры международной миграции 8
3.2 Регулирование международной миграции рабочей силы 10
4 Миграция в современном мире 11
4.1 Миграционные процессы в России 11
Заключение 13
Список используемых источников 14
Приложение А. Данные о мигрантах за 2000-2011 год 15

Вложенные файлы: 1 файл

Migratsia_Trudovaya_migratsia_Demografia (1).docx

— 90.27 Кб (Скачать файл)

Помимо проблемы внешней миграции весьма серьезно в настоящее время  встала для России проблема иммиграции, преимущественно из стран ближнего зарубежья, а также из некоторых развивающихся стран Азии и Африки.

Прием, размещение и трудоустройство  наших соотечественников потребует  от России значительных материальных и организационных усилий. Серьезного внимания и регламентирования требует  и проблема беженцев в Россию из развивающихся стран, которая приняла масштабный характер. Заниматься этими проблемами в России призвана Федеральная миграционная служба [4].

Вхождение России как равноправного  партнера в мировое экономическое  сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы. Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, она лишь в начале 90-х годов открыла вопрос об экспорте своей рабочей силы.

С принятием «Закона о занятости» (1991 г.) всем гражданам России предоставлено  юридическое право выезжать за рубеж  на работу. Осуществить это право  человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя работу за границей [5].

Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной защиты наших сограждан российское правительство предприняло ряд шагов. Так, заключены межправительственные и межведомственные соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее соглашение государств - участников СНГ. Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян [5].

Рассматривая безвозвратную российскую трудовую миграцию, как негативный момент в ходе либерализации международных экономических отношений, следует вместе с тем признать, что временная легальная трудовая миграция (в том числе и интеллектуальная) может быть целесообразной, выгодной для (государства и общества при условии, что она не угрожает национальной безопасности России.

На круглом столе Общественной палаты, посвященном внутренней трудовой миграции в России, эксперты сообщили о заметном снижении мобильности трудовых ресурсов - не менее чем в полтора раза с 1994 года. По мнению экспертов, рост миграции характерен только для динамично развивающихся центров - Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Белгородской, Тюменской областей. Впрочем, статистика его учитывает плохо - госпожа Зайончковская указала на то, что, согласно данным Росстата, прирост числа мигрантов из остальной России в Москву сохраняется на уровне 100 тыс. в год, то есть 1 млн. человек в течение десяти лет [8].

Поток трудовых мигрантов в менее  благополучные регионы, напротив, сокращается. К тому же по привлекательности для мигрантов с Центральной Россией не может конкурировать никакой другой регион. Это привело к тому, что все «ресурсы собрал в себя Центральный округ» и резервы внутренней миграции оказались исчерпаны. Поэтому, хотя внутреннюю миграцию считают важным фактором исправления региональных перекосов на рынке труда, в России на сегодняшний день исправить ситуацию с ее помощью невозможно [8].

Согласно официальной статистике ФМС, из стран СНГ в 2011 году прибыли 46% трудовых мигрантов, но, по-видимому, именно мигранты из СНГ составляют большинство и так называемых «нелегалов», поэтому их реальная доля может достигать двух третей, если не больше [Приложение А]. Особенно много трудовых мигрантов в 2011 году прибыло из Украины (16,9%), Узбекистана (10,4%) и Таджикистана (8,7%), а также Турции (10%) и Китая (20,8%) [12]. Как видно из Приложения А, за последние 10 лет наблюдается тенденция уменьшения оттока рабочей силы из России, но также и притока её из других стран. Это может быть связано с улучшающейся экономической ситуацией не только в России, но и в регионах мира, снабжающих Россию рабочей силой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного  населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции и иммиграции. Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения. Международная миграция рабочей силы - это объективный процесс, отражающий интернационализацию хозяйственной жизни. Трудовые ресурсы, как и прочие экономические ресурсы, ориентированы на максимально эффективное использование, в том числе и в масштабах мировой экономики. Основными мировыми центрами притяжения миграционных потоков являются развитые страны, прежде всего США и Западная Европа. Существуют и локальные, региональные центры притяжения миграционных потоков. Главными странами-донорами в сфере международной миграции являются развивающиеся страны Азии, Латинской Америки и Африки, а также бывшие социалистические страны.

Миграция оказывает существенное влияние на социально–экономическое  и демографическое развитие практически всех регионов России и стран зарубежья. Это один из самых сложных демографических процессов, так как на миграционное поведение населения воздействует комплекс межнациональных, политических, экономических и социальных факторов. Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран, экспортирующих рабочую силу, на основе соглашений между ними, а также на основе конвенций и рекомендаций МОТ. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину. Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений.

В России создана правовая и организационная  база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

1   Практическая демография / Под ред. Л.Л Рыбаковского. – М.: ЦСП, 2005

2  Балашова, Т. Н. (кандидат юридических наук; доцент).  Миграция и демография в системе национальных интересов России. - 2008

  1. Глущенко, Г. И.: Миграция и развитие: мировые тенденции. - 2008.
  2. Булатов А.С.: Экономика.- М.:БЕК, 2005
  3. Адамчук  В.В.: Экономика труда/ В.В. Адамчук, Ю.П. Кокин, Р.А. Яковлев; Под ред. В.В. Адамчука. — М.: ЗАО «ФИНСТАТИНФОРМ», 2004
  4. Егорова Е.А., Карманов М.В., Кучмаева О.В. Экономическая демография / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М.: 2003
  5. Васнев С.А. Статистика. – М., 2004
  6. Рязанцев С. Миграционные тренды и международная безопасность.-2003 География России
  7. Морозова Т.Г.: Экономическая география России. Учебное пособие для вузов.- 2005
  8. Генкин Б. М.: Экономика и социология труда : учеб. для вузов. — М. : Норма, 2007
  9. Нелегальная и криминальная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации , Юрий Голик [и др. ] ,Уголовное право. - 2008.
  10. Федеральная миграционная служба РФ. Официальный сайт [Интернет ресурс].

URL:http://www.fms.gov.ru/

  1. Информационный портал. Экономика. [Интернет ресурс].

URL:http://articles.excelion.ru/science/em/57853225.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А.

 

   Таблица 1. Данные о мигрантах за 2000-2011 г.

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ

 

(человек)

 
                           
 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Прибыло в Российскую Федерацию - всего

359330

193450

184612

129144

119157

177230

186380

286956

281614

279907

191656

356535

в том числе:

                       

из стран СНГ 

326561

173976

167940

114121

105488

163101

170851

263277

261170

261495

171940

310549

Азербайджан

14906

5587

5635

4277

2584

4600

8900

20968

23331

22874

14500

22316

Армения

15951

5814

6802

5124

3057

7581

12949

30751

35216

35753

19890

32747

Беларусь

10274

6520

6841

5309

5650

6797

5619

6030

5865

5517

4894

10182

Казахстан

124903

65226

55706

29552

40150

51945

38606

40258

39964

38830

27862

36474

Киргизия

15536

10740

13139

6948

9511

15592

15669

24731

24014

23265

20901

41562

Республика Молдова

11652

7569

7562

6391

4816

6569

8649

14090

15519

16433

11814

19578

Таджикистан

11043

6742

5967

5346

3339

4717

6523

17309

20717

27028

18188

35087

Туркмения

6738

4402

4531

6299

3734

4104

4089

4846

3962

3336

2283

4524

Узбекистан

40810

24873

24951

21457

14948

30436

37126

52802

43518

42539

24100

64493

Украина

74748

36503

36806

23418

17699

30760

32721

51492

49064

45920

27508

43586

из стран дальнего зарубежья 

32769

19474

16672

15023

13669

14129

15529

23679

20444

18412

19716

45986

Абхазия

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

814

2429

Австралия

27

25

22

30

42

30

28

38

31

39

49

83

Австрия

37

22

23

24

21

24

53

50

35

37

45

60

Афганистан

288

171

107

82

55

60

86

212

278

217

236

604

Бангладеш

116

93

31

19

12

13

15

25

22

18

16

51

Болгария

245

255

238

212

125

118

109

207

190

174

214

371

Венгрия

31

25

13

26

24

17

11

29

21

34

37

68

Вьетнам

182

157

198

129

48

114

157

921

714

950

921

3294

Германия

1753

1627

1962

2692

3117

3025

2900

3164

3134

2585

2621

4520

Греция

182

124

150

224

182

200

176

260

289

240

298

614

Грузия

20213

9674

7128

5540

4886

5497

6806

10595

8806

7454

5245

7325

Египет

23

17

25

12

16

19

18

51

64

96

92

228

Замбия

24

16

24

17

6

29

17

3

1

-

39

78

Израиль

1508

1373

1670

1808

1486

1004

1053

1094

1002

861

814

1240

Индия

203

213

196

33

25

54

72

107

66

72

110

1390

Иордания

85

57

56

25

25

26

33

52

33

44

61

145

Испания

10

18

14

40

43

49

35

39

91

108

140

201

Италия

47

40

26

45

34

46

44

152

126

129

163

250

Йемен

28

32

26

9

5

7

8

7

14

8

16

56

Канада

50

74

70

103

87

99

77

118

105

98

110

192

Китай

1121

405

410

346

212

432

499

1687

1177

770

1380

7063

Корейская Народно-Демократическая Республика

32

40

19

5

2

5

2

73

63

107

59

1948

Куба

37

42

22

23

12

17

12

44

36

30

39

57

Латвия

1785

1283

990

906

819

726

766

887

716

664

811

1350

Ливан

106

71

50

26

26

27

54

43

43

41

45

108

Литва

945

758

722

535

339

360

371

537

455

443

433

790

Марокко

131

117

33

19

16

38

51

32

21

24

72

293

Монголия

95

49

70

54

20

31

33

36

30

52

43

164

Нигерия

47

36

26

23

30

27

18

16

18

15

22

128

Пакистан

90

61

65

19

8

19

16

36

35

32

45

70

Палестина

79

54

38

19

6

13

12

27

26

20

35

88

Перу

20

10

42

27

16

17

12

11

8

7

10

35

Польша

61

56

53

39

48

55

48

96

100

97

105

187

Республика Корея

71

39

52

33

34

53

32

101

36

45

156

165

Сербия

...

...

...

...

...

...

...

115

110

124

159

600

Сирийская Арабская Республика

358

260

144

101

56

68

67

93

125

89

150

451

Соединенное Королевство (Великобритания)

68

50

22

27

37

40

34

100

80

92

125

166

США

439

432

455

484

518

396

411

578

551

575

653

947

Турция

164

184

144

112

77

86

172

315

373

443

562

1832

Финляндия

83

97

136

125

141

129

137

172

174

141

178

266

Франция

56

31

46

38

51

40

54

144

72

96

150

322

Чешская Республика

65

40

43

37

38

24

39

62

57

66

112

157

Швеция

14

28

19

22

16

23

32

39

30

37

44

69

Эстония

786

535

534

445

446

432

347

508

476

538

637

1588

Южная Осетия

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

33

657

Япония

65

54

17

15

15

22

18

108

33

40

60

87

другие страны

999

729

541

473

447

618

594

695

577

660

1557

3199

Выбыло из Российской Федерации - всего

145720

121166

106685

94018

79795

69798

54061

47013

<span class="Normal_0020Table__Char" style=" font-family: 'Arial'; font-siz





Информация о работе Миграция трудовых ресурсов